57-мм автоматические палубные установки ПО «Арсенал»
Разработка первых отечественных 57-мм морских автоматов была начата в 1946 г.
в МАЦКБ, которым в 1946 — 1947 гг. для подводных лодок разработан технический
проект и рабочие чертежи 57-мм двухорудийной АУ СМ-24. Три опытных образца СМ-24
были изготовлены на заводе N 4 (г. Красноярск). Заводские испытания первого
образца прошли неудачно, и в октябре 1949 г. работы по СМ-24 были переданы на
завод N 7 (г. Ленинград, сейчас ПО "Арсенал"). В январе 1950 г. КБ-7 приступило
к переработке проекта и изготовлению новых чертежей, по которым в декабре 1950
г. завод N 7 изготовил опытный образец АУ СМ-24-ЗИФ.
В сентябре — октябре 1952 г. и в апреле — июне 1953 г. второй опытный образец
двухорудийной 57-мм АУ СМ-24-ЗИФ прошел корабельные испытания на Черном море на
ПЛ С-61 проекта 613. По результатам их СМ-24-ЗИФ была рекомендована к принятию
на вооружение, что осуществлено приказом ГК ВМФ от 20 января 1955 г.
Серийное производство СМ-24-ЗИФ велось на заводе N 7 и, начиная с 26-й
серийной установки, делалось в измененном варианте СМ-24-ЗИФ1. В дальнейшем
СМ-24-ЗИФ1 изготавливались заводами N 7 "Большевик" (N 232). АУ СМ-24-ЗИФ и
СМ-24-ЗИФ1 устанавливались на ПЛ пр. 611 и 613. С 1950 по 1.01.1955 г. завод № 7
изготовил 122 установки СМ-24-ЗИФ и СМ-24-ЗИФ1.
Автомат СМ-24-ЗИФ, как и последующие автоматы КБ N 7— ЗИФ-74, ЗИФ-75 и др.,
был устроен по схеме короткого отката ствола. Ствол-моноблок. Затвор
вертикальный клиновой. Досылатель пружинный. Заряжание обойменное, по три
патрона. Охлаждение ствола воздушное. В перерывах между стрельбой охлаждение
осуществлялось прогоном забортной воды через канал ствола. Тормоз отката
веретенного типа. Накатник пружинный. Оба автомата размещены в общей люльке.
АУ имела приводы ВН и ГН через УРС от общего электродвигателя, который был
помещен в прочном корпусе подлодки. Вывод приводного вала от электродвигателя на
АУ осуществлялся через специальное сальниковое устройство, которое постоянно
пропускало воду на корабельных испытаниях.
Прежде чем перейти к другим 57-мм автоматам КБ-7, отметим и не пошедшие в серию
некоторые установки конкурентов: одноорудийную 57-мм АУ СМ-15; 57-мм автомат
МИК-2 (главный конструктор — С.Гуренко, завод N 614, скорострельность — 142
выстр./мин.); 57-мм спаренная установка К-1-54; 57-мм счетверенная установка
К-1-55.
Отметим, что баллистика и патроны у всех 57-мм автоматов были одинаковы.
Патрон морских автоматов унифицирован с патроном 57-мм автоматической пушки
С-60. выпускавшейся в большом количестве для Советской Армии.
Вернемся теперь к 57-мм установкам КБ-7. Для спаренной 57-мм АУ ЗИФ-31
конструкторы взяли качающуюся частьот СМ-24-ЗИФ1 почти без изменений. В 1954 г.
были проведены испытания опытных образцов ЗИФ-31 и ЗИФ-31Б. Государственные
корабельные испытания ЗИФ-31 Б проведены на головном корабле пр. 561 с 30 ноября
1954 г. (с перерывами) до 15апреля 1955 г. Принята на вооружение приказом ГК ВМС
от 28.02.1955 г.
На вооружении кораблей состояли следующие 57-мм двухорудийные установки:
ЗИФ-31, ЗИФ-31С, ЗИФ-31Б и ЗИФ-31 БС. Двигатели ЗИФ-31 и ЗИФ-31 Б работали на
переменном трехфазном токе 220 или 380 В, а ЗИФ-31С и ЗИФ-31БС на постоянном
токе 220 В. АУ ЗИФ-31 и ЗИФ-31С имели дистанционное управление от
радиолокационной системы управления "ФУТ-Б", а ЗИФ-31 Б и ЗИФ-31 БС не имели
дистанционного управления и могли вести огонь только по прицелу АМЗ-57-2.
В период с 15 октября 1953 г. по 5 марта 1954 г. ЦКБ-7 в инициативном порядке
разработало проект 57-мм автомата ЗИФ-74. Опытный образец его изготовлен заводом
N 7, в декабре 1954 г. по 26 сентября 1955 г. прошел отладочно-заводские
испытания в объеме 3555 выстрелов. На вооружение ЗИФ-74 не поступал, но на базе
его были созданы две 57-мм АУ — одноорудийная ЗИФ-71 и счетверенная ЗИФ-75.
ТТЗ на ЗИФ-71 было утверждено 9.04.1955 г., а проектирование было начато
Постановлением СМ N 483-294 от 12.03.1955 г. В апреле — ноябре 1955 г. ЦКБ-7
разработало эскизно-технический проект АУ, который утвержден 1 марта 1956 г. В
сентябре 1956 г. ЦКБ-7 выпустило рабочие чертежи и техническую документацию, и с
сентября 1956 г. по февраль 1957 г. завод N 7 изготовил опытный образец ЗИФ-71.
Отладочные заводские испытания в объеме 1000 выстрелов прошли с 20 мая по 14
июня 1957 г., а полигонные, в объеме 4885 выстрелов — с 17 июля по 19 августа
1957 г. Государственные корабельные испытания ЗИФ-71 с ПУС "ФУТ-Б" были
проведены на Черном море с 23 мая по 24 июня 1960 г. на головном ЭМ пр. 31
"Бесшумный" (зав. N 112) в объеме 1500 выстрелов, причем испытания АУ
были совмещены с испытаниями эсминца. По результатам испытаний ЗИФ-71 была
рекомендована к принятию на вооружение. Серийно изготовлялось на заводе N 7 с
1957 г. По состоянию на ноябрь 1960 г. было изготовлено 50 АУ для кораблей пр.
31 и 265А.
ТТЗ на АУ ЗИФ-75 были утверждены 14.05.1954 г. С октября по конец декабря
1954 г. ЦКБ-7 работало над эскизно-техническим проектом, утвержденным 3.03.1955
г. В декабре 1955 г. ЦКБ-7 завершило работы над рабочими чертежами, опытный
образец ЗИФ-75 был изготовлен в январе — июле 1956 г. Отладочные испытания его
прошли с 11 июля по 20 декабря 1956 г. в объеме 6097 выстрелов, а полигонные
испытания показали, что кучность стрельбы без пламегасителя не выходит за
требования ТТЗ, а момент веса пламегасителей существенно увеличивал
продолжительность колебаний стволов от выстрелов. При снятии же пламегасителей
увеличивалось воздействие дульной волны на расчет, поэтому было рекомендовано
надевать шлемы. Работа всех 4 автоматов в отличие от СМ-20-ЗИФ1 — синхронная.
Государственные корабельные испытания ЗИФ-75 с ПУС "ФУТ-Б" в объеме 10686
выстрелов были проведены в ноябре — декабре 1958 г. на Черном море на ЭМ
"Прозорливый" пр. 56 (зав. N 1210) одновременно с государственными испытаниями
корабля. На Балтийском море испытания с ПУС "ФУТ-Б-56М" проходили на ЭМ
"Неуловимый" (зав. N 765) с 25 ноября по 12 декабря 1958 г.
АУ ЗИФ-75 была принята на вооружение приказом МО СССР N 00179 от 19.12.1960
г. Изготовление серийных ЗИФ-75 велось на заводе N 7 с 1957 г. Установлены на 8
кораблях пр. 57 и4 пр. 56, а также на трех ЭМ пр. 30-БА, переданных Египту.
Принцип действия автомата тот же, что и у остальных 57-мм автоматов. Четыре
ствола помещены в одной люльке, состоящей из двух сварных половин. Станок АУ был
взят от 45-мм счетверенной АУ СМ-20-ЗИФ1. Механизмы наведения и спуска были
унифицированы с СМ-20-ЗИФ1. так что при небольших переделках можно было
устанавливать качающуюся часть ЗИФ-75 на станке СМ-20-ЗИФ1. Характерным внешним
отличием ЗИФ-75 от СМ-20-ЗИФ1 является отсутствие пламегасителей на стволах.
Система дистанционного привода была создана на основе системы Д-20 в АУ
СМ-20-ЗИФ. Гидропроводы Д-20 были форсированы по давлению, и системе был
присвоен индекс Д20-75. Приводы АУ ЗИФ-75 могли работать как на постоянном (220
В), так и на переменном (220/380 В) токе. АУ ЗИФ-71 и ЗИФ-75 были последними в
нашем флоте открытыми палубными 57-мм установками с ручной подачей и обойменным
питанием. |