76-мм автоматические корабельные установки АК-726 и АК-176
Решение о разработке 76-мм двухорудийной установки было принято комиссией
Совета Министров СССР 2 апреля 1954 г. К этому времени на вооружении нашей армии
и флота автоматических орудий калибром свыше 57-мм не состояло.
Проектирование установки велось ЦКБ-7. Первоначально оно спроектировало
качающуюся часть с двумя 76-мм автоматами на полигонном станке ЗИФ-67П. Эта
опытная установка с 21 мая 1956 г. по 29 июня 1957 г. прошла отладочно-заводские
испытания в объеме 2670 выстрелов. С учетом их результатов ЦКБ-7 разработало
технический проект артиллерийской установки ЗИФ-67, утвержденный зам. главкома
ВМФ 24.05.1956 г.
Опытный образец ЗИФ-67 был изготовлен заводом N 7 и с 14 марта по 12 августа
1958 г. прошел заводские испытания. После заводских испытаний образец был
доработан и прошел полигонные испытания с 14 октября 1958 г. по 7 июня 1959 г.
Полигонные, равно как и государственные корабельные испытания проводились
одновременно для опытных образцов АУ ЗИФ-67 с вариантом боеприпаса в приемник
при помощи перегружателя маятникового типа, так и бесперегрузочного варианта
подачи.
Две АУ ЗИФ-67 с перегружателем и с ПУС "ФУТ-Б" испытывались с 26 декабря 1960
г. по 6 июня 1961 г. на Черном море на корабле ПЛО "ПЛК-1" пр. 159 (зав. N 601),
две АУ без перегружателя были испытаны в августе 1961 г. на Балтике на корабле
"ПЛК-17" пр. 159 (зав. N 154). Оба испытания прошли успешно. Но в дальнейшем
испытывался только вариант АУ без перегружателя.
С 23 июня по 25 августа 1962 г. на Белом море в районе Северодвинска провели
испытания двух АУ ЗИФ-67 в комплексе с ПУС "Турель" на головном корабле пр. 58 "Грозный"
(зав. N 780). С 20 октября по 6 ноября 1962 г. испытывали две установки ЗИФ-67 с
ПУС "Турель" на головном корабле пр. 61 "Комсомолец Украины" (зав. N 1701).
Официально АУ ЗИФ-67 под названием "АК-726" была принята на вооружение приказом
МО СССР N 192 от 24.06.64 г.
АУ АК-726 были установлены на кораблях проектов 35,97П, 56У. 58, 61,159,
1124М, 1134Б, 1135, 1143,1159,1174 и др. Производство прекращено в 1987-88 гг.
В 1987 г. корабль пр. 61 "Смелый" с двумя АК-726 был передан ВМС Польши. В
1979 — 1987 гг. пять кораблей пр. 61 — ЭМ с АК-726 были построены для ВМС Индии.
Качающаяся часть АУ состоит из двух автоматов, расположенных в общей люльке.
Ствол автомата — моноблок, на него надет пружинный накатник. На стволе имеется
ресивер для эжекционной продувки канала ствола после каждого выстрела.
Внутреннее устройство канала ствола - 24 нареза постоянной крутизны.
Автоматика пушки основана на принципе использования инерции отката по-движных
частей от выстрела при коротком ходе ствола. Выстрел происходит автоматически,
непосредственно после полного закрывания затворов и полного наката обоих орудий.
Для обеспечения синхронности стрельбы обоих орудий в механизме спуска установлен
механический синхронизатор. Первое заряжание автомата производится механизмом
гидроперезарядки.
Охлаждение стволов забортной водой происходит в перерывах между стрельбой. Для
этого наконечник шланга, подключенного к судовой магистрали, вставляется в
камору ствола. Максимальная длина непрерывной очереди до охлаждения - 40 - 45
выстрелов, время охлаждения - 3 минуты.
Подача боеприпаса в приемники орудий осуществляется из подбашенного отделения
элеваторами подачи отдельно для каждого автомата..
Механизмы наведения АУ имеют электроприводы с двумя способами управления -
дистанционным и местным, а также запасной аварийный - ручной.
Наведение АУ осуществляется:
при дистанционном управлении - системой Д-67 от ПУС корабля "ФУТ-Б" или
МР-105 ("Турель");
при местном управлении - по приборам ПУС 23 и 44, куда данные могут поступать из
центрального поста или от прицела "Призма".
В конце 60-х годов для вооружения малых кораблей потребовались мощные
скорострельные орудия. Было принято решение создать легкие 57-мм и 76,2-мм
одноорудийные установки. ТТЗ на 57-мм установку утверждено 3.06.1969 г., а на
76-мм - 30.09.1969 г. Проекты этих АУ были разработаны в КБ Горьковского
машиностроительного завода, там же изготовлены и опытные образцы, 57-мм
установка получила индекс А-220, а 76-мм - А-221.
Полигонные испытания АУ А-221 были проведены с 14 апреля 1977 г. по 14 июля
1978 г. в объеме 3215 выстрелов. Испытания прошли успешно, по ряду пунктов
данные их превзошли данные техпроекта (длина непрерывной очереди вместо 60 — 70
выстрелов, была до 94 выстрелов при темпе 127,7 выстр./мин.).
Корабельные испытания А-221 проведены с 23 по 30 ноября 1979 г. в районе
Балтийска на головном ракетном катере Р-5 проекта 1241-1. По результатам их
А-221 была рекомендована к принятию на вооружение. Принята на вооружение
приказом МО СССР N 101 от 22.06.1979 г. под индексом "АК-176".
Ствол А-221 спроектирован под баллистику АК-726. Принципы работы автоматики и
внутреннее устройство ствола в основном те же. В отличие от АК-726 введено
непрерывное наружное охлаждение ствола посредством пропускания забортной воды
между кожухом и моноблоком.
Питание непрерывное, с двух сторон, безобойменное. Все механизмы системы
подачи разделены на две одинаковые группы - правую и левую и связаны в единую
кинематическую цепь, т.е. имеют привод от общего электродвигателя. Система
подачи состоит из платформы, на которой расположены два горизонтальных
транспортера с обоймами для патронов по 76 штук, два цепных элеватора с
приемниками и два маятника с приводами. С транспортеров патроны толкателями
подаются в вертикальные элеваторы. Перенос патрона из элеватора в приемник
качающейся части производится маятником. Возможна подача ручным способом.
Наведение АУ может осуществляться:
• автоматически с помощью следящего привода от радиолокационной станции
"Вымпел-221";
• полуавтоматически от прицела "Кон-денсор-221";
• ручным приводом. |