37-мм спаренные автоматические зенитные установки В-11 и
В-11М
ТТЗ на АУ было выдано АНИМИ 7 февраля 1940 г. Технический проект разработан в
1940 г. Договор на изготовление опытного образца был заключен с заводом N 4 (г.
Красноярск) 30 мая 1941 г. Рабочие чертежи закончены в 1942 г. Опытный образец
изготовлен и отгружен заводом N 4 2 марта 1944 г.
Полигонные испытания В-11 были проведены на НИМАПе с 15 апреля по 18 мая 1941
г., где после непрерывной очереди в 83 выстрела вода в кожухе закипела, а после
166 выстрелов вода полностью обращалась в пар. Государственные корабельные
испытания прошли на большом охотнике "Штурман" на Северном флоте с 16 июля по 12
августа 1944 г. Принята на вооружение приказом по ВМФ N 0155 от 25.07.1946 г. В
послевоенное время АУ В-11 была модернизирована и получила индекс В-11М.
АУ В-11 и В-11М устанавливались на КР пр. 26, 68, 68 бис, ЭМ пр. 30К и 30бис,
а также тральщики пр. 254. В 1944 г. в ВМФ поступило от промышленности 15, а с 1
января по 1 мая 1945 г. еще 41 АУ. С 1944 г. до 1 января 1958 г. было
изготовлено 1872 АУ. Им была суждена долгая жизнь. К 1991 г. в ВМФ имелось свыше
1000 АУ В-11 и В-11М.
Качающаяся часть АУ В-11 и В-11М представляет собой два автомата с
баллистикой 70-К, спроектированных в одной люльке. Основные отличия от 70-К
-наличие водяной системы охлаждения. Вода принудительно циркулирует в кожухе
ствола. Приводы вертикального и горизонтального наведения только ручные. Имеет
механизм стабилизации ручного действия, предназначенный для стабилизации оси
цапф качающейся части во время качки. Кстати, на крейсерах и эсминцах в АУ В-11М
стабилизацию не применяли. Автоматический прицел АЗП-37-2М. |