Тип взрывчатого вещества, масса заряда - Тротил,
115 кг |
Взрыватель - 5 гальваноударных
колпаков с электрическим запалом |
Предохранительное устройство - Соляной
(сахарный) разъединитель |
Наибольшая глубина моря - 110 метров |
Способ установки на заданное углубление - Автоматический
штерто-грузовой, с поверхности |
Корпус - Шар из листового
железа |
Якорная гальвано-ударная мина образца 1908 года. Предохранитель
размещался в крышке единственной монтажной горловины сверху мины, пружинный
буфер смягчал рывки минрепа, пять гальванических свинцовых колпаков размещались
по периметру корпуса мины. Каждый колпак содержал в себе сухую угольно-цинковую
батарею с электролитом в стеклянной ампуле – "склянке". При ударе корабля
о мину свинцовый колпак сминался, "склянка" разбивалась и электролит активизировал
батарею. Ток от батареи поступал на запальное устройство и воспламенял
детонатор. В качестве взрывчатого вещества вместо пироксилина стал использоваться
тротил, якорь установили на 4 ролика, для удержания мины при качке предусмотрели
рельсовые захваты. Мина была оборудована противотральными патронами – минными
защитниками конструкции П.П. Киткина. Для постановки мины на заданное углубление
использовался автоматический штерто-грузовой способ, предложенный еще в
1882 году лейтенантом Н.Н. Азаровым – выдающимся новатором минного дела
в отечественном флоте. Суть этого способа заключалась в следующем. Размещенная
на якоре вьюшка с минрепом оборудовалась специальным стопором, состоящим
из щеколды, пружины и штерта с грузом. При сбрасывании за борт мина, обладавшая
положительной плавучестью, оставалась на поверхности. Под действием груза
штерт оттягивал щеколду, что обеспечивало свободное сматывание минрепа.
Якорь начинал погружаться, разматывая минреп. В момент касания грузом дна
напряжение штерта ослабевало, и щеколда под действием пружины стопорила
вьюшку. Продолжая погружаться, якорь увлекал мину на глубину, которая точно
соответствовала длине штерта с грузом.
Порядок приготовления мины к постановке состоял из двух
этапов: предварительного, когда устанавливались гальваноударные колпаки,
"склянки" с электролитом, предохранительный прибор, приращивались проводники
и проверялись все электрические цепи, и окончательного, предусматривающего
лишь установку запальной принадлежности.
Конструкция этой мины оказалась настолько удачной, что,
после незначительной модернизации в 1939 году, под шифром "образца 1908/39
гг." она оставалась на вооружении отечественного флота вплоть до середины
60-х годов.
|