Военно-морской флот России


30-мм спаренная автоматическая установка АК-230

Описание Фотографии  
     
Конструктивные данные АК-230
Калибр, мм 30
Число автоматов х число стволов 2 х 1
Длина автомата, клб 71
Угол ВН, град. -12; +87
Угол ГН, град. +180
Скорость ВН, град/с 24
Скорость ГН, град/с 35
Радиус обметания по стволам, мм 2020
Радиус обметания по обтекателям, мм 785
Высота линии огня от шарового погона, мм 280
Высота установки от основания барбета 1340
Диаметр шарового погона, мм 1350
Вес автомата, кг 155
Вес АУ, без боекомплекта и узлов, размещенных вне установки 1850-1980
Вес боекомплекта 1200
Эксплуатационные данные:  
Темп стрельбы, выстр/мин 2000
Боекомплект, размещенный на АУ, выстр. 1000
Радиолокационная система управления стрельбой МР-14 «Рысь»
Наклонная дальность обеспечивается:  
радиолокационной системой, м 4000
резервным постом, м 5000

История создания

Проектирование 30-мм спаренной автоматической установки КЛ-302 было начато во исполнение Постановления СМ № 144-85 от 4.02.1956 г. ТТЗ на установку было утверждено главкомом ВМФ 20.03.1956 г. Ее проектирование поручили ОКБ-43(После реформирования ОКБ-43 его работа и сотрудники были переданы ЦКБ-34), а автоматов — ОКБ-16. Главным конструктором установки был С. А. Харыкин, а автомата револьверного типа — А. Э. Нудельман и В. Я. Неменов, откуда пошло и название — НН-ЭО (заводском индекс — 291П).

Эскизно-технический проект КЛ-302 был представлен 31.08.1956 г., а рабочие чертежи утверждены 28.05.1957 г. для изготовления опытного образца установки.

Опытный образец был закончен ОКБ-16 в декабре 1957 года, однако автоматы 291П оказались непригодными для размещения их на установке из-за значительного отличия их веса, расположения центра тяжести, габаритов и силы отдачи от ранее согласованных между ОКБ-43 и ОКБ-16. Поэтому ОКБ-16 произвело доработку автоматов и прислало новые в марте 1958 года, но и эти автоматы не соответствовали документации, и в установку пришлось внести значительные конструктивные изменения. В итоге ее закончили лишь в апреле 1958 гола.

Заводские испытания установки проходили с перерывами с 24 мая по 12 декабря 1958 года на полигоне № 55. Полигонные испытания были проведены с 11 февраля по 17 августа 1959 года там же.

Государственные м корабельные испытания АУ КЛ-302 проводились на головном катере-ракетоносце проекта 205 (заводской № 401) в комплексе с автономной радиолокационной системой ПУС М-104 «Рысь» (главный конструктор Малиевский А. П.). Автоматы 291П были изготовлены на заводе № 535 (Тульский машиностроительный), а приводы наведения — на заводе № 710 (г. Москва).

Корабельные испытания на катере с заводским номером 401 проходили с перерывами с 24 сентября 1960 года по 31 октября 1961 года в основном в Рижском заливе, а частично (в мае 1961 года) в районе Балтийска.

По результатам корабельных испытаний КЛ-302 была рекомендована к принятию на вооружение.

Установка КЛ-302 с ПУС «Рысь» была принята на вооружение Постановлением № 882-378 от 24.08.1962 года и приказом министра обороны СССР № 0240 от 18.09.1962 года под названием АК-230-МР-104.

Устройство установки:

Работа автоматики НН-30 основана на использовании энергии отката подвижных частей (ствола, короба и связанных с ними деталей) при небольшом ходе этих частей. Автомат НН-30 револьверного (барабанного) типа, имеет вращающийся казенник (барабан) с четырьмя симметрично, расположенными патронниками, каждый из которых последовательно перед выстрелом подходит с патроном к каналу ствола и жестко фиксируется относительно его оси.

Наличие четырех патронников позволяет распределить подготовку и производство выстрела между патронниками следующим образом:

первый патронник, расположенный непосредственно против канала ствола, используется для производства выстрела; второй патронник, считая по вращению казенника, — для выброса стреляной гильзы пороховыми газами, отводимыми из надульника автомата, третий и четвертый патронники — для досылки патрона в патронник. Такая схема дает возможность совместить по времени выстрел с выбросом и досылкой патрона в патронник и тем самым увеличить темп стрельбы.

Канал ствола запирается поворотом казенника. При этом патрон заводится за донную стенку (зеркало) короба. Предварительный сдвиг стреляной гильзы из патронника производится клиновым извлекателем, который при повороте казенника вытягивает гильзу за бурт на 3—5 мм. Выброс стреляной гильзы осуществляется пороховыми газами, отводимыми из надульного устройства,

При откате подвижных частей основная энергия отката аккумулируется пружинами накатника:

за счет этой энергии происходит накат подвижных частей. Досылка патрона в патронник осуществляется за счет сжатого воздуха пневмосети.

Ствол охлаждается снаружи жидкостью, циркулирующей между наружной поверхностью ствола и внутренней поверхностью трубы, надетой на ствол. Ствол сзади внутри и казенник спереди внутри охлаждаются после каждого выстрела путем впрыскивания жидкости в канал ствола сзади и в патронники казенника спереди и ее последующего там испарения.

Для стрельбы из автомата используются боеприпасы с электрокапсюльной втулкой, которая срабатывает при прохождении в цепи стрельбы тока 0.24—0,65А.

Питание автомата ленточное. Лента состоит из стальных звеньев. Все детали автомата находятся в кожухе. Автомат крепят на установке за кожух на двух точках, переднее его крепление является силовым, заднее — поддерживающим.

Режимы работы автомата:

Стрельба ведется очередями до 100 выстрелов непрерывного огня на ствол, после чего ствол охлаждается в течение 15—20 минут с включенной системой наружного охлаждения.

В исключительных случаях допускается стрельба до израсходования всего боекомплекта (500 патронов) с перерывами между каждыми 100 выстрелами 15—20 сек. В таком случае обеспечивается безостановочность стрельбы, но происходит полный износ канала ствола, после чего тот к дальнейшей стрельбе не пригоден и не гарантируется живучесть отдельных деталей автомата. По баллистическим данным АК-230 не имеет аналогов ни в ВМФ, ни в СА, ни в ВВС, и ее боеприпасы также не взаимозаменяемы.

Боекомплект АК-230 входит осколочно-фугасно-зажигательный снаряд ОФ-83, фугасный снаряд Ф-83 и бронебойно-трассирующий снаряд Бр-83.

Взрыватели МГ-30 и МГ-31 — головные, ударно-замедленного действия, а МД-30 — донный, инерционного действия. Все оснащены самоликвидаторами со временем срабатывания через 11— 20 секунд. В ленте через каждые 15 патронов набивается патрон с бронебойно-трассирующим снарядом.

Гильза латунная однократного действия. Вес патрона — 1,066 кг.

У всех выстрелов заряд единый — пироксилиново-канифольный ЖБ-83БП весом 0,190 кг, обеспечивающий начальную скорость 1050—1060м/с, при максимальном давлении в канале 3100 кг/см2.

Официальная табличная дальность — 4738 м, баллистическая дальность (без самоликвидатора)-6700 м при угле возвышения + 45 град.

Для вооружения тральщиков в ноябре 1960 года ОКБ-43 были выданы тактико-технические требования на установку КЛ-302 в маломагнитном исполнении.

ОКБ-43 спроектировало маломагнитный вариант установки, получивший индекс КЛ-302М (АК-230М). К 4 мая 1963 года были завершены испытания АК-230М на тральщике пр. 266 и приказом главкома ВМФ № 0328 от 6.11.1963 г. 30-мм автоматическая установка в «частично маломагнитном исполнении» была принята на вооружение. ТТХ АК-230М не отличались от серийной АК-230. АУ АК-230М укомплектована электрооборудованием по варианту «Б».

Серийное производство установок КЛ-302 (АК-230) велось с 1959 года на заводе № 535. Как у многих других корабельных АУ официальное принятие на вооружение последовало лишь через несколько лет после начала серийного производства.

Решение о конце производства АК-230 было принято 30.12.1983 года и в следующем году было окончательно прекращено.

АУ АК-230 были установлены на части крейсеров пр.68бис, ВПК пр.57А, МПК пр.1159Т; катера пр.205, 205М, 205П, 206, 206ЭР и других.

АУ АК-230М были установлены на тральщиках пр.257А, 266, 1252, 1265.