30-мм шестиствольная автоматическая установка АК-306 (А-219)
Конструктивные
данные |
АК-306 |
Калибр,
мм |
30 |
Число
автоматов х
число
стволов |
1 х 6 |
Длина
автомата,
клб |
54 |
Угол ВН,
град. |
-12; +85 |
Угол ГН,
град. |
+180 |
Скорость
ВН, град/с |
50 |
Скорость
ГН, град/с |
70 |
Радиус
обметания
по стволам,
мм |
1660 |
Радиус
обметания
по
обтекателям,
мм |
663 |
Высота
линии огня
от шарового
погона, мм |
218 |
Высота
установки
от
основания
барбета |
1090 |
Диаметр
шарового
погона, мм |
1240 |
Вес
автомата, кг |
155 |
Вес АУ,
без
боекомплекта
и узлов,
размещенных
вне
установки
|
1100 |
Вес
боекомплекта |
480 |
Эксплуатационные
данные: |
|
Темп
стрельбы,
выстр/мин |
750-1000 |
Боекомплект,
размещенный
на АУ, выстр.
|
500 |
Радиолокационная
система
управления
стрельбой |
Нет |
Наклонная
дальность
обеспечивается: |
|
радиолокационной
системой, м |
4000 |
резервным
постом, м |
5000 |
История создания
В связи с невозможностью размещения АУ АК-630 с ПУС «Вымпел»
на кораблях малого водоизмещения, для экранопланов, кораблей на воздушной
подушке, катеров малого водоизмещения, а также для судов, мобилизуемых в военное
время, потребовалась облегченная установка, не имеющая радиолокационной системы
управления стрельбой.
Проектирование АУ А-219 было начато по решению ВПК № 54 от 15.03.1971 г. по ТТЗ,
разработанному управлением ракетно-артиллерийского вооружения ВМФ и
утвержденному зам. главкома ВМФ 31.07.1970 г.
Внешне АК-306 почти не отличается от АК-630. Боеприпасы, баллистика, внутреннее
устройство ствола, система ленточного питания, шаровой погон и многое другое
было взято от нее.
Принципиальное отличие в том, что АК-306 имеет шестиствольный автомат АО-18Л, у
которого вращение блока стволов происходит не газовым двигателем, а внешним
электроприводом, работающим от сети переменного тока. Вращение от вала
электродвигателя передается через электромагнитную муфту и шестеренчатый
редуктор на блок стволов.
Досылка патронов в ствол, запирание каналов ствола и экстракция гильз
обеспечиваются затворами, которые при вращении блока стволов получают
возвратно-поступательное движение по направляющим центральной звезды, благодаря
качению их ведущих роликов по замкнутому пазу копира, неподвижно закрепленному
на внутренней поверхности кожуха.
Подача патронной ленты производится звездой подачи, насаженной на вал подачи,
кинематически связанной с блоком стволов. В ленте 500 патронов.
В связи с резким уменьшением темпа стрельбы с 5000 выстр/мин. до 600-1000 выстр/мин.
в А-219 отказались от водяной системы охлаждения стволов.
Обтекатель АУ представляет собой колпак из стеклопластика.
Наведение дистанционное от системы ПУС, связанной с оптическим прицелом станцией
«Лазурь».
Все крупные детали АУ и приводов наведения выполнены из алюминиевых сплавов,
пластмассы и маломагнитной стали, благодаря чему установка выпускалась в одном
варианте — маломагнитном.
Установка А-219 была спроектирована в ЦКБИБ СОО, главный конструктор — М. С.
Кнебельман.
Первый опытный образец А-219 закончен изготовлением 16 июля 1973 года. В том же
году проведены заводские испытания его в объеме 7027 выстрелов.
Государственные полигонные испытания А-219 проводились с 24.06.1974 г. по
22.02.1978 г., то есть около 4 лет. В ходе полигонных испытаний были выявлены
недостаточная прочность стволов, казенников и люльки, низкая живучесть стволов,
недостаточная мощность приводов и другие конструктивные недостатки.
Стыковка с оптической прицельной станцией «Лазурь» начата лишь в конце 1977
года.
По ТТЗ установка должна выстреливать весь боекомплект (ленту с 500 патронами)
одной длинной очередью.
В ходе полигонных испытаний было сделано лишь две попытки стрелять непрерывной
очередью в 500 патронов, но в обоих случаях начинались поломки в автомате. Так,
22.06.1977 г. при стрельбе длинной очередью на 476-м выстреле произошло
разрушение ствола, вызвавшее деформацию люльки.
При стрельбе очередью свыше 200 выстрелов температура взрывателя в стволе
превысила 120 град. С, допустимых для взрывателя А-498К.
Государственные корабельные испытания 30-мм облегченной автоматической АУ А-219
с оптической станцией «Лазурь» были проведены с 3 по 28 октября 1979 года на
большом артиллерийском катере пр. 1248. В заключении комиссии сказано: «А-219
может быть использована при стрельбе по открытой живой силе на берегу, катерам,
для расстрела плавающих мин и самообороны от одиночных самолетов, вертолетов и
ракет. Упрощенная оптическая прицельная станция «Лазурь» из-за отсутствия
измерителя дальности до цели, счетверяющего прибора, стабилизатора линии
прицеливания и возможности визуального обзора оператором воздушного пространства
не удовлетворяет современным требованиям». Тем не менее комиссия порекомендовала
принять комплекс на вооружение, видимо, руководствуясь старой пословицей «на
безрыбье и рак рыба».
Официально АУ А-219 была принята на вооружение под индексом АК-306 приказом
министра обороны № 0125 от 23.06.1980 г.
Серийное производство велось на Тульском машиностроительном заводе с 1978 года
(по чертежам главного конструктора). К 1 января 1986 года ВМФ принял 125 АУ
АК-306.
АК-306 устанавливались на артиллерийских катерах пр. 1238,1248,1249, транспортах
пр. 1595, рейдовых тральщиках пр. 10750 и др. |