30-мм шестиствольная автоматическая установка АК-630 и
АК-630М
Конструктивные
данные |
АК-630М |
Калибр,
мм |
30 |
Число
автоматов х
число
стволов |
1 х 6 |
Длина
автомата,
клб |
54 |
Угол ВН,
град. |
-12; +88 |
Угол ГН,
град. |
+180 |
Скорость
ВН, град/с |
50 |
Скорость
ГН, град/с |
70 |
Радиус
обметания
по стволам,
мм |
1660 |
Радиус
обметания
по
обтекателям,
мм |
663 |
Высота
линии огня
от шарового
погона, мм |
218 |
Высота
установки
от
основания
барбета |
1070 |
Диаметр
шарового
погона, мм |
1240 |
Вес
автомата, кг |
200 |
Вес АУ,
без
боекомплекта
и узлов,
размещенных
вне
установки
|
1850 |
Вес
боекомплекта |
1910 |
Эксплуатационные
данные: |
|
Темп
стрельбы,
выстр/мин |
4300-4900 |
Боекомплект,
размещенный
на АУ, выстр.
|
2000 |
Радиолокационная
система
управления
стрельбой |
МР-123 |
Наклонная
дальность
обеспечивается: |
|
радиолокационной
системой, м |
4000 |
резервным
постом, м |
5000 |
Проектирование 30-мм шестиствольной
установки было начато по Постановлению № 801-274 от 15.07.1963 г. и
тактико-техническому заданию, утвержденному зам. главкома ВМФ 22.02.1963 г.
Разработчиком установки и головным по системе назначили ЦКИБ СОО — Центральное
конструкторское испытательное бюро спортивно-охотничьего оружия (главный
конструктор — Кнебельман М. С.), автомата — конструкторское бюро приборостроения
(главный конструктор — Грязев В. П.), радиолокационной системы управления
«Вымпел» МР-123 — КБ завода «Топаз» (главный конструктор — Егоров В. П.),
гидропривода Д-213 — филиал ЦНИИ-173 (В настоящее время ВНИИ «Сигнал»).
Конструкторами КБП Грязевым В. П. и Шипуновым А. Г. был
спроектирован шестиствольный автомат АО-18. Шесть стволов, заключенных в блок,
имеют единую автоматику. Характерной особенностью является непрерывная работа
автоматики в процессе стрельбы, которая обеспечивается газоотводным двигателем,
использующим энергию пороховых газов, подводимых поочередно из каналов стволов в
его газовую камеру, благодаря чему отпадает надобность в дополнительном
источнике энергии. Два поршня двигателя, связанные единым штоком, совершая под
действием пороховых газов возвратно-поступательное движение, через
кривошипно-шатунный механизм и шестеренчатую передачу затыльника обеспечивают
вращательное движение блока стволов. За один ход поршней (один выстрел) блок
стволов поворачивается на 60 град. Шесть одинаковых затворов, размещенных в
продольных пазах центральной звезды, имея принудительное
возвратно-поступательное движение, обеспечиваемое замкнутым винтовым копирным
устройством, осуществляют досылание патрона, запирание канала ствола, выстрел и
экстрактирование гильзы или осечного патрона.
Наличие вращающегося блока стволов с общей автоматикой дает
возможность максимально совместить по времени операции перезаряжания и тем самым
получить высокий темп стрельбы.
Питание автомата — непрерывное ленточное. Лента состоит из
стальных звеньев, расщепляющихся при стрельбе. Лента подается из магазина,
который первоначально был плоским (затем ввели круглый магазин). Забегая вперед,
скажем, что установки с плоским магазином до принятия на вооружение имели индекс
А-213, а затем АК-630, а установки с круглым магазином — А-213М и АК-630М
соответственно. Оба магазина (в окончательном варианте) вмещают по 2000 патронов
в ленте. На части кораблей с установками АК-630М в барбете кроме круглого
магазина размещается бункер с дополнительным боекомплектом на 1000 патронов,
снаряженных в ленту.
При темпе стрельбы 5000 выстр./мин. серьезной проблемой
становится охлаждение стволов. Было испытано несколько способов охлаждения, в
том числе изготовлен и отстрелян специальный патрон с охлаждающей жидкостью. В
окончательном варианте отказались от всех способов внутреннего охлаждения ствола
и оставили только наружное охлаждение, которое происходит путем прогонки
дистилированной воды или антифриза между кожухом и стволами
Наведение установки осуществляется системой
электрогидравлических приводов А213 для корабельных сетей питанием 220 В, 400
Гц, и Д213-50 для корабельных сетей 380 В, 50 Гц.
Приводы обеспечивают автоматическое слежение за целью с
ошибками, не превышающими 3—4 т. д.(т.д. — точек дальномера)
Сверху над вращающейся частью установки надет обтекатель из
стеклопластика, который служит для защиты механизмов от заливания морской водой
и от атмосферных осадков.
Артиллерийский комплекс «А-213-Вымпел-А», являющийся
средством самообороны кораблей, может быть использован для поражения воздушных
целей на наклонной дальности до 4000 м и легких надводных сил противника на
дистанциях до 5000 м.
Система МР-123 «Вымпел» обеспечивает управление одной или
одновременно двумя артустановками 30-мм калибра или двумя разнокалиберными (30 и
57 мм) артустановками.
В системе ПУС имеется телевизир, обеспечивающий наблюдение за
морской целью типа катера пр.205 на дистанции до 7,5 км и воздушной целью типа
истребитель МиГ-21 на дистанции до 7 км (в зависимости от погодных условий).
На случай выхода из строя РАС, в системе «Вымпел»
предусмотрен резервный пост управления стрельбой в виде визирной колонки с
кольцевым (коллиматорным) прицелом. Этот пост управления является основным при
расстреле плавающих мин и при стрельбе артустановок А-213, находящихся на
десантных кораблях, по открытым береговым целям при высадке десанта.
Артустановка А-213 при боевом использовании полностью
автоматизирована. Все операции по включению и выключению электропитания и
системы охлаждения, управлению приводами наведения и стопором по-походному,
наблюдению за работой систем артустановки и расходом боеприпаса, заряжанию
автомата, а также открытию и прекращению огня производятся дистанционно с
центрального поста управления.
Заводские испытания первых двух образцов А-213 были начаты в
конце 1964 года на полигоне завода № 535 и продолжались с перерывами до 30 марта
1966 года.
Государственные корабельные испытания АУ А-213 были начаты 18
мая 1971 года в районе Севастополя на экспериментальном катере пр.205ПЭ
(заводской № 110).
В связи с недостатками системы МР-123 «Вымпел» 20 октября
1971 года испытания были прерваны. После доработки системы «Вымпел» испытания
продолжены с 29 марта по 20 сентября 1972 года.
Интересно, что в ходе испытаний на катере, заводской № 110,
система «Вымпел» управляла стрельбой как А-213, так и 57мм двухорудийной
автоматической установки АК-725.
Вот один из эпизодов испытаний — стрельба 18 августа 1972
года по управляемой воздушной мишени Ла-17М. Огонь по мишени вела только А-213,
управляемая системой «Вымпел». АУ АК-725 не стреляла, так как была вне
стрельбовых углов. Скорость цели — 230 м/с, высота — 1050 м. Огонь по Ла-17М был
открыт на максимальной текущей наклонной дальности, равной 5062 м (упрежденная
точка встречи 3800). Было проведено три очереди — 32, 39 и 42 выстрела с
перерывами между ними по 3 сек., а на текущей дистанции 2220 м открыт
непрерывный огонь и произведено 542 выстрела. Всего стрельба длилась 17 секунд и
израсходовано 665 выстрелов. Цель была поражена и упала в море в 10 км от
катера.
Стрельба 22 августа 1972. года была менее удачна. По мишени
Ла-17М, летящей на высоте 1200 м со скоростью 230 м/с, вели огонь обе установки,
управляемые «Вымпелом». Стрельба начата на максимальной текущей наклонной
дальности около 5 км (упрежденная точка встречи 3700 м). А-213 сделала две
очереди 40 и 44 выстрела с перерывом в 3 сек., а 57-мм АК-725 — 30 выстрелов,
после чего пропало бортовое питание катера, и стрельба обеих установок
прекратилась. Тем не менее мишень была повреждена, так как перестала слушаться
радиокоманд, поэтому стрельба зачтена на «отлично». А мишень добили истребители
МиГ-19.
Кроме Ла-17М в качестве мишеней применялись и низколетящие
малоразмерные мишени РМ-15.
По результатам испытаний для стрельбы по скоростным воздушным
целям в МР-123 был введен режим стрельбы: 4—5 очередей по 20—25 выстрелов каждая
с предельной дальности и очередь в 400 выстрелов на дистанции наиболее
эффективного поражения, с перерывом между очередями 3—5 секунд.
По результатам испытаний 1972 года комплекс был вновь
доработан и снова испытан с 4 июня по 23 августа 1973 года. Официально же А-213
принята на вооружение под индексом АК-630 приказом главкома ВМФ № 05 от 6 января
1976 года.
Как уже отмечалось, АУ АК-630 имела плоский магазин, но в
связи с необходимостью уменьшения габаритов ее подбашенного помещения для
обеспечения более рационального размещения АУ на вновь строящихся кораблях был
спроектирован круглый магазин. АУ с круглым магазином получила индекс А-213М,
все остальные узлы и тактико-технические характеристики ее не изменились по
сравнению с А-213.
Опытный образец А-213М прошел заводские и полигонные
испытания, по результатам которых А-213М была доработана и в 1972 году запущена
в серийное производство.
С 16 ноября по 7 декабря 1979 года на Балтийском море были
проведены Государственные корабельные испытания А-213М с ПУС МР-123/176(
Модернизированная система МР-123, способная управлять огнем двух АК-630 или
одной АК-630 и одной 76-мм установкой АК-176). АУ А-213 установили на головном
ракетном катере пр.1241-1 (заводской № 401).
Официально А-213М принята на вооружение приказом главкома ВМФ
№ 0189 от 26.08.1980 г. под названием АК-630М
Серийное производство А-213 (АК-630) и А-213М (АК-630М)
велось на заводе № 535 в Туле. В 1969 году было изготовлено 4 штуки, в 1970 году
— 12, в 1971 году — 14, в 1972 году - 37 и т. д.
Размещение АУ АК-630 и АК-630М предусматривалось более чем на
сорока проектах различных кораблей от авианесущих крейсеров пр. 1143 и атомного
крейсера «Киров» до ракетных катеров.
В ходе модернизации эти АУ получили и корабли старой
постройки: крейсера пр.686ис «Жданов» и «Сенявин», БПК пр.61М и другие. |