30-мм автоматическая установка АК-630М 1-2 «Рой»
Конструктивные
данные |
АК-630М 1-2 |
Калибр,
мм |
30 |
Число
автоматов х
число
стволов |
2 х 6 |
Длина
автомата,
клб |
54 |
Угол ВН,
град. |
-25; +90 |
Угол ГН,
град. |
+180 |
Скорость
ВН, град/с |
50 |
Скорость
ГН, град/с |
70 |
Радиус
обметания
по стволам,
мм |
1725 |
Радиус
обметания
по
обтекателям,
мм |
890 |
Высота
линии огня
от шарового
погона, мм |
493/813
(ниж/верх) |
Высота
установки
от
основания
барбета |
1285 |
Диаметр
шарового
погона, мм |
1240 |
Вес
автомата, кг |
2 х 205 |
Вес АУ,
без
боекомплекта
и узлов,
размещенных
вне
установки
|
2350 |
Вес
боекомплекта |
3820 |
Эксплуатационные
данные: |
|
Темп
стрельбы,
выстр/мин |
10 000 |
Боекомплект,
размещенный
на АУ, выстр.
|
4000 |
Радиолокационная
система
управления
стрельбой |
МР-123АМ2
|
Наклонная
дальность
обеспечивается: |
|
радиолокационной
системой, м |
4000 |
резервным
постом, м |
5000 |
В 70-х годах началась разработка противокорабельных
крылатых ракет, летящих на сверхмалых высотах со сверхзвуковой скоростью,
которые должны были иметь защищенную броней многослойную боевую часть и
возможность выполнить на конечном участке траектории сложные противозенитные
маневры. При подобной маневренности практически невозможно рассчитать точку
прицеливания с требуемой точностью, поэтому для надежного отражения атак таких
ракет нужно существенно увеличить темп стрельбы установки с целью создания
достаточно плотного поля снарядов в расчетном «окне» подхода противокорабельной
ракеты.
Исследования, проведенные в КБ11, НИИ-61 и других
организациях, показали, что темп стрельбы 5000 выстр/мин. является предельным
для шестиствольного автомата типа АО-18. Для дальнейшего повышения темпа
стрельбы могло быть два пути: во-первых, использовать новые конструктивные схемы
автомата, например, сочетать многоствольную схему с револьверной, или
использовать жидкое взрывчатое вещество в качестве метательного заряда, что
сразу решает ряд проблем, в том числе экстракцию гильз. Были по крайней мере
проработки телескопических боеприпасов, где снаряд помещался внутри гильзы,
окруженный взрывчатым веществом метательного заряда. За рубежом и у нас
рассматривались и иные варианты конструкции автомата и боеприпасов. Но самым
простым путем повышения темпа стрельбы было увеличение числа блоков 30мм стволов
с одного до двух. Разработка 30-мм двухавтоматной установки АК-630М1-2 была
начата по решению ВПК № 197 от 8.06.1983 г. согласно ТТЗ, утвержденному 9
декабря 1983 года зам. главкома ВМФ. Позже эта установка получила название
«Рой». Согласно тому же решению ВПК (№ 197) были начаты работы по 30-мм автомату
«повышенной надежности» ГШ-6-30K(ГШ - Грязев - Шипунов), имевшему те же основные
характеристики, что и АО-18. В 1986 году были успешно проведены заводские
испытания ГШ-6-З0К. Согласно постановлению комиссии новый автомат обеспечивал
гарантийный ресурс до 12 тысяч выстрелов, после чего падение начальной скорости
составляло 6%. Модернизированный автомат был рекомендован для установки в АУ
АК-630М и АК-630М1-2.
Проектирование АК-630М1-2 велось в ЦКИБ СОО под руководством
В. И. Бакалева. Согласно проекту габаритно-весовые и тактико-технические
характеристики АК-630М1-2 позволяли с принятием ее на вооружение ВМФ прекратить
производство АК-630М, а также, в случае необходимости, разместить ее на ранее
построенных кораблях взамен АУ АК-630М без изменения корабельных конструкций,
кроме крепления в штатном корабельном барбете АК-630М второго магазина на 2000
патронов. Это было допустимо за счет рационального размещения двух штатных
автоматов ГШ-6-З0К в вертикальной плоскости, а также за счет максимально
возможного использования деталей и узлов от АУ АК-630М (около 70%), в том числе
погона и барабана, полностью унифицированных как по габаритам, так и по местам
крепления к корабельным конструкциям.
Наведение автоматов осуществляется силовыми следящими
электрогидравлическими приводами Д-219 со статической ошибкой наведения до 2 т.
д. Стрельба из АУ программируется.
Наведение на цель осуществляется дистанционно от
радиолокационной системы МР-123АМ2 или от оптической прицельной станции «ФОТ».
МР-123/176М2 -это модернизированная система МР-123/ 176. Оба автомата ГШ-6-З0К
размещены в одной люльке один над другим.
Люлька представляет собой сварную конструкцию из алюминиевого
сплава.
Режим стрельбы одного автомата ГШ-6-З0К: 6 очередей по 400
выстрелов с перерывами по 5—6 или по 200 выстрелов с перерывами 1—1,5 с.
С 19 марта 1984 года по 30 ноября 1984 года опытный образец
АК-630М1-2, изготовленный на Тульском машиностроительном заводе, проходил
заводские испытания. В дальнейшем его установили на торпедном катере Р-44 пр.
206.6 (заводской номер 242). Причем замена АК-630М на АК-630М1-2 была проведена
не в заводских, а в корабельных условиях. В ходе стрельб летом 1989 года на
Черном море АК-630М1-2 показал себя достаточно эффективным средством. В качестве
мишеней были использованы Ла-17К и ПТУРС «Фаланга-2», имитировавшие ПКР
«Гарпун». Установка «Рой» успешно сбивала «фаланги», летевшие на высоте около 10
м, для сбития «фаланги» требовалось в среднем около 200 снарядов. Тем не менее в
серийное производство установка не пошла и осталась на вооружении только одного
катера.
Главной причиной неудачи АК-630М1-2 было появление серьезного
конкурента — артиллерийско-ракетных комплексов ЗМ87 «Кортик» и «Палаш», которые,
как предполагалось, должны были занять место АК-630М в производстве.
Тем не менее в 1993-1995 годах АУ АК-630М1-2 успешно
рекламировались различными российскими организациями за рубежом и предлагались
на экспорт. Однако данных о заключении каких-либо сделок по продаже АК-630М1-2
нет. Что касается катера Р-44, то к концу 1995 года он находился в Севастополе.
|