Корабельный ЗРК средней дальности М-2 "Волхов-М"
В соответствии с Постановлением
Правительства от 13 августа 1955 года “О защите кораблей ВМФ от авиации” ЦКБ-16
приступило к разработке технического проекта 70 (главный конструктор К.И.
Трошков) – переоборудования легкого крейсера пр. 68бис в корабль ПВО.
Предполагалась замена на корабле всех 152-мм орудийных башен четырьмя спаренными
пусковыми установками ЗРК средней дальности М-2 "Волхов-М",
проектировавшегося на базе комплекса С-75.
Комплекс С-75 был доработан в интересах ВМФ. В результате был
создан зенитно-ракетный комплекс средней дальности М-2. Доработка выполнялась
НИИ-1, НИИ-49, ЦКБ-34. Работами руководили главные конструкторы: С.Т. Зайцев,
П.Д. Грушин, А.С. Гринштейн, Е.Г. Рудяк.
В 1957 году экспериментальный образец комплекса М-2 был
установлен на переоборудованном легком крейсере “Дзержинский”. На крейсере были
сняты третья башня МК-5бис, кормовой командно-дальномерный пост, восемь 37-мм
автоматов В-11 и торпедное вооружение.
В состав комплекса входили: система управления
“Корвет-Севан”, пусковая стабилизированная установка с устройствами подачи и
заряжания СМ-64, 10 ЗУР 13ДМ (В-753), размещенных в погребе. Ракеты 13Д
дорабатывались применительно к использованию с пусковой установки СМ-64 (ракеты
подвешивались под направляющими) с учетом специфики морских условий и
обеспечения пожаро-взрывобезопасности при длительном хранении в погребе при
постоянной заправке одним из компонентов горючего (топливом).
Двухбалочная пусковая установка СМ-64 со средствами подачи
ракет была разработана в ленинградском ЦКБ-34 по приказу МОП от 07.10.1956 г.
В ходе испытаний первой ракетой с "Дзержинского" был сбит
самолет-мишень на базе Ил-28, летевший на высоте 10 км. В целом, комплекс
успешно прошел испытания и был принят на вооружение крейсера в 1962 году.
Вследствие больших габаритов зенитной ракеты В-753 (длина
10,4 м, диаметр по стабилизатору 2,6 м) объемов бывших артиллерийских погребов
для размещения 10 ракет оказалось недостаточно. Пришлось увеличивать размеры
погреба, для чего были прорезаны три палубы и сооружена надстройка высотой 3,3
м.
Поскольку не удалось создать необходимую специальную систему
автоматической заправки ракет топливом на стартовой установке в короткие сроки,
была разработана резервная система ручной заправки ракет в погребе перед подачей
их на пусковую установку. Данное техническое решение не отвечало требованиям
пожаро-взрывобезопасности.
3 августа 1961 года "Дзержинский" был переклассифицирован в
учебный крейсер, но 5-24 октября 1973 года "находился в зоне боевых действий,
выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта".
Последняя проверка ЗУР на "Дзержинском" проводилась в 1982
году, все ракеты текли и были мало боеспособны. 12 октября 1988 года крейсер был
разоружен и исключен из состава ВМФ.
Официальной причиной того, что комплекс М-2 был установлен
лишь на одном корабле, считают габариты ракеты и жидкое топливо 2-ой ступени, а
также габариты антенного поста. |