Военно-морской флот России


Корабельный ЗРК средней дальности М-1 "ВОЛНА"

Описание Фотографии  
     
Разработка первого отечественного универсального ракетного комплекса М-1 для кораблей пр.61 и 63 была начата по Постановлению СМ №1149-592 от 17.08.1956г. Но уже постановление № 1190-610 от 25 августа того же года было решено ставить М-1 на корабли пр.58 и пр.62.

Многим знакомы номера проектов 58 и 61, по которым построено 4 и 20 кораблей соответственно. Проект же № 63 практически не известен, хотя это один из интереснейших проектов нашего флота. Легкие крейсера проекта 63 предполагалось строить в уже заложенных корпусах крейсеров пр.68бис. Согласно проекту плана судостроения на 1956-1965 гг. планировалось ввести 7 таких крейсеров в 1961-1964 годах. Крейсера должны были иметь крылатые ракеты типа П-40 или П-6 с дальностью стрельбы до 400 км и четыре 76-мм артустановки ЗИФ-67, а также зенитные комплексы двух типов: дальнего действия М-3, в составе двух спаренных пусковых СМ-68, 20 ракет В-800 и двух систем управления "Фрегат"; и ближнего действия М-1 в составе четырех спаренных пусковых установок ЗИФ-101 и двух систем управления "Ятаган". Крейсера пр. 63 должны были иметь ядерную энергетическую установку. О проекте № 62 известно пока очень мало. Это был, видимо, корабль ПВО. Волюнтаристским решением Н.С.Хрущева работы по кораблям пр.63 и 62 были прекращены, и комплекс М-1 разрабатывался только для пр.58 и 61.

К изготовлению комплекса М-1 было привлечено множество НИИ и КБ:

  • НИИ-10 ГКРЭ - головной по комплексу в целом;
  • ОКБ-2 ГКАТ - ракета В-600;
  • ЦКБ-7 (ПО "Арсенал") - стабилизированная пусковая установка ЗИФ-101;
  • ЦНИИ-173 - приводы наведения ЭСП-101;
  • НИИ-6 - боевая часть;
  • НИИ-125 - пороховые заряды для двигателей;
  • НИИ-504 - радиовзрыватели "Пролив-М"; и т.д.

Корабельный универсальный комплекс М-1 по многим элементам был унифицирован с сухопутным ЗРК С-125. Так, оба комплекса имели одинаковые ракеты (В-600, В-601 и т.д.).

Зенитная управляемая ракета В-600

Унифицированная зенитная управляемая ракета В-600 (4К-90) разработана конструкторским бюро "Факел" (ранее ОКБ-2) по заказу войск противовоздушной обороны и ВМФ. Генеральный конструктор ракеты П.Д. Грушин.

Первой ступенью ракеты В-600 являлся пороховой реактивный двигатель ПРД-36, снаряженный 14 одноканальными цилиндрическими пороховыми шашками (из пороха марки НМФ-ЗК) общим весом 280 кг. На корпусе первой ступени были закреплены четыре раскрывающихся после старта стабилизатора.

Вторая ступень представляет собой ракету, выполненную по аэродинамической схеме "утка" с крестообразными крыльями и рулями. Двигатель второй ступени был также пороховой, но снаряженный только одной шашкой весом 125 кг, марка пороха НМ-4Ш.

Боевая часть ракеты 4Г-90 - осколочно-фугасная с готовыми поражающими элементами. Общий вес боевой части - 60 кг, из них 32-33 кг - вес сплава тротила с гексогеном и 22 кг - вес поражающих элементов.

В ракете был установлен радиовзрыватель "Пролив" (5Е15).

Метод наведения ракеты - оптимальное спрямление и накрытие цели. При стрельбе по низколетящим целям к этому добавляется метод наведения "Горка".

Пусковая установка ЗИФ-101

Пусковая установка ЗИФ-101 с устройствами хранения, подачи и заряжания представляла собой спаренную стабилизированную установку тумбового типа с нижней подвеской ракет на направляющих балках и с барабанной системой хранения ракет. Нижняя подвеска ракет - принципиальное отличие корабельных ЗУР от сухопутных, которые помещены над направляющими ПУ. Каждая ПУ имела два вертикальных барабана по 8 ракет в каждом. Барабаны размещались в погребе ПУ. Подача ракет на линию заряжания осуществлялась поворотом барабана на угол 45 град. Механизмом заряжания служил цепной досылатель толкающего типа. Установка ЗИФ-101 имела дистанционное управление с электромашинным силовым приводом ЭСП-101.

Первоначально на заводе №7 (ПО "Арсенал") был сделан опытный стенд ЗИФ-ИР-92, на котором с марта по сентябрь 1959 г. на береговом полигоне проводились бросковые пуски ракет В-600 с разомкнутым контуром управления. Затем была изготовлена полигонная пусковая ЗИФ-101П, с которой на полигоне прошли пуски ракет с октября 1959г. по июль 1960г.

Система управления огнем "Ятаган"

Система "Ятаган" была разработана в НИИ-10 ГКРЭ, а аппаратура приводов антенного поста - в ЦНИИ-173. Она представляет собой совокупность приборов и устройств, обеспечивающих прием и целеуказания от корабельной радиолокационной станции обнаружения, спопровождение цели и ракет на траектории, предстартовую подготовку и пуск ракет, выработку команд управления для наведения ракет на цель.

Для наведения ракеты на цель на антенном посту размещено 5 антенн. Две малые служат для грубого наведения ракеты на цель на начальном этапе траектории, две большие - для сопровождения цели и точного вывода ракеты на цель, и одна антенна - радиопередатчик команд.

Испытания

Сроки отработки комплекса М-1 опережали сроки сдачи головного корабля пр.61 заводской № 1701, СКР-25, а с 9.10.62г. "Комсомолец Украины" - поэтому Распоряжением СМ СССР № 2110 от 30.07.1959г. совместные испытания М-1 были перенесены с головного корабля пр.61 на ракетный корабль "Бравый" пр.56К (проект 56 К - это переделка пр. 56 под ЗРК М-1).

Испытания на "Бравом" проходили в два этапа - с 5.01.62г. по 12.03.62г. и с 12.03.62г. по 30.04.62 года. Все испытания проходили на Черном море в акватории от мыса Меганом до Керченского пролива.

В ходе совместных испытаний было проведено:

  • 13 пусков ракет в бросковом варианте;

  • 46 боевых и телеметрических пусков ракет;

  • 331 вылет самолетов МиГ-17, МиГ-15М, МиГ-19, Ту-16, Ил-28, Ли-2, Ил-14 и вертолетов Ми-4.

С 27 мая по 23 августа 1960г. на заводе № 445 на корме "Бравого" была установлена одна ПУ ЗИФ-101.

Центральный пост системы управления стрельбой "Ятаган" был установлен в надстройке на верхней палубе в районе кормовой трубы. В ходе испытаний отмечено, что время выхода "Ятагана" из холодного положения составило 5 минут (неудивительно - лампы!).

В ходе испытаний дальность сопровождения цели "Ятаганом" оказалась 42 км с вероятностью захвата 50% и 36 км с вероятностью 80%.

Пределы дальности ракеты оказались 15 км, время срабатывания самоликвидатора - 26 секунд.

Верхняя граница зоны поражения была 10 км, а нижняя зависела от скорости цели:

Скорость цели м/с

Дальность до цели, км Мин. высота поражения, м
100-300 15 150-100
6-8 100
400-600 15 250-200
6-8 100

В проведенных пусках ракет радиовзрыватель "Пролив"(5Е15) срабатывал на промахах до 58 м.

Ещё при наземных испытаниях в 1961г. было выяснено, что боевая часть 4Г-90 дает 3560 - 3570 осколков в среднем весом около 5,4 гр.

В период испытаний комплекса было сбито шесть самолетов-мишеней МиГ-15М, летевших на высоте от 0,6 до 10 км, при этом промахи ракет составляли от 9 до 48 метров.

По мнению комиссии, вероятность поражения самолета на промахе 20 м составляет 0,9, а на промахе 40 метров - 0,4-0,6.

Комплекс М-1 мог поражать цели, летящие со скоростью до 600 м/с. Цель может маневрировать на высоте до 4 км с перегрузкой 3 - 4 g, а на больших высотах - до 2 - 3 g.

Скорость хода корабля при пусках может быть до 36 узлов.

Стрельб с "Бравого" по надводным целям не проводилось.

Принятие на вооружение

По результатам испытаний на "Бравом" комплекс ЗРК М-1 был рекомендован к принятию на вооружение. Постановлением СМ № 889-382 от 24.08.62г. комплекс М-1 с ракетой В-600 был принят на вооружение ВМФ. Позже комплекс М-1 получил наименование "Волна", а ракета В-600 - несекретный индекс 4К90.

Серийное производство ПУ ЗИФ-101 было налажено на заводе "Баррикады" в г.Волгограде.

Модернизации и эксплуатация комплекса М-1

Для поражения целей, летящих на высотах свыше 10 км, Постановлением СМ № 561-233 от 21.06.61г. была начата работа над ракетой В-601 для сухопутного комплекса С-125. После серии испытаний ракета В-601 Постановлением СМ № 479-199 от 29.05.64г. была принята на вооружение сухопутных войск. В том же году было решено оснастить этой ракетой и морской комплекс М-1.

Ракета В-601 отличалась от В-600 только конструкцией маршевого двигателя и имела новую боевую часть. В маршевом двигателе была установлена новая шашка весом 150 кг из пороха марки "301"-. Новая боевая часть 5Б18 была разработана НИИ-6. На испытаниях она давала около 4500 осколков весом 4,72 - 4,79кг. Новая боевая часть обеспечивала поражение целей с вероятностью 0.75 - 0,90 на промахе 20 м и вероятность 0,6 на промахе 25-47 м.

Для установки ракеты В-601 на ПУ ЗИФ-101 потребовалась доработка в части походного крепления ракеты.

Кроме того, некоторой модернизации подверглась система управления "Ятаган".

Тем не менее, внедрение ракет В-601 во флоте затянулось. Первые 7 кораблей получили В-601 в течение 1967 года.

В 1974-1976 годах была проведена очередная модернизация комплекса, который получил название "Волна-П". В ходе модернизации была повышена помехозащищенность как непосредственно радиоканалов управления ракетой, так и путем введения в состав корабельной системы управления оптических каналов сопровождения цели (телевизор 9ШЗЗ).

В последующем, когда опять встала проблема защиты кораблей от низколетящих ПКР, была проведена еще одна модернизация комплекса ("Волна-Н") с использованием ракеты В-601М, обеспечивающая поражение цели на высоте 3-5 метров над гребнем волны.

Вслед за ПУ ЗИФ-101 на заводе № 7 была создана спаренная установка ЗИФ-102. Принципиальным отличием новой ПУ была подача ракет конвейерного типа, вместо барабанного. В результате боекомплект одной ПУ возрос с 16 до 32 ракет.

Говоря о комплексе М-1, нельзя не упомянуть о трагедии 30 августа 1974 года, в результате которой затонул большой противолодочный корабль "Отважный". В 10 часов 01 минуту сработал маршевый двигатель ракеты В-601, находившейся в барабане в кормовой ПУ ЗИФ-101. Всего в погребе было 15 боевых ракет и одна учебная болванка. Через 15-20 секунд сработал стартовый двигатель, вызвавший детонацию других ракет. На корабле начался пожар. Хотя вокруг "Отважного" находилось 28 кораблей и катеров, а до крымского берега было всего 19 миль - буксировка корабля была организована бестолково, и в 15 часов 57 минут (т.е. через 5 часов после взрыва) корабль затонул.

Так же, как с "Императрицей Марией" и "Новороссийском" причины катастрофы не были установлены. Тем не менее версию самопроизвольного срабатывания маршевого двигателя комиссия отклонила, т.к. конструкция ракеты имеет ряд блокировок, исключавших такую ситуацию. Наиболее вероятная причина запуска двигателя - появление индукционного тока, наведенного РЛС соседних кораблей (взрыв произошел в ходе учений, но запуск ракет с кормовой ПУ даже не планировался). Вторая версия - "умышленное воздействие на ракету". Диверсия, разумеется, самая тривиальная версия, но она же единственная бесспорная версия. Тем более, что самопроизвольных запусков маршевых ступеней на других кораблях и сухопутных комплексах С-125 с В-601 не было.

Несмотря на отдельные недостатки, комплекс М-1 оказался в целом удачным и получил широкое распространение в отечественном ВМФ, и до сих пор находится на вооружении.

Формально и фактически М-1 был первым универсальным ракетным комплексом. Уже в середине 60-х годов наши моряки научились поражать ракетами В-600 и В-601 надводные цели. По воспоминаниям моряков, плававших в Средиземном море на крейсерах пр. 58 бок о бок с американскими кораблями, при обострении ситуации на Ближнем Востоке они больше надеялись на М-1, чем на многотонные грозные П-35, так как время реакции ЗРК было на порядок меньше, чем у противокорабельных ракет.