Корабельный ЗРК средней дальности М-1 "ВОЛНА"
Разработка первого отечественного
универсального ракетного комплекса М-1 для кораблей пр.61
и 63 была начата по Постановлению СМ №1149-592 от 17.08.1956г.
Но уже постановление № 1190-610 от 25 августа того же года было
решено ставить М-1 на корабли пр.58 и пр.62.
Многим знакомы номера проектов
58 и 61, по которым построено 4 и 20 кораблей соответственно.
Проект же № 63 практически не известен, хотя это один из
интереснейших проектов нашего флота. Легкие крейсера проекта 63
предполагалось строить в уже заложенных корпусах крейсеров пр.68бис.
Согласно проекту плана судостроения на 1956-1965 гг. планировалось
ввести 7 таких крейсеров в 1961-1964 годах. Крейсера должны были
иметь крылатые ракеты типа П-40 или П-6 с дальностью стрельбы
до 400 км и четыре 76-мм артустановки ЗИФ-67, а также зенитные
комплексы двух типов: дальнего действия М-3, в составе двух спаренных
пусковых СМ-68, 20 ракет В-800 и двух систем управления "Фрегат";
и ближнего действия М-1 в составе четырех спаренных пусковых установок
ЗИФ-101 и двух систем управления "Ятаган". Крейсера
пр. 63 должны были иметь ядерную энергетическую установку. О проекте
№ 62 известно пока очень мало. Это был, видимо, корабль ПВО. Волюнтаристским
решением Н.С.Хрущева работы по кораблям пр.63 и 62 были прекращены,
и комплекс М-1 разрабатывался только для пр.58 и 61.
К изготовлению комплекса М-1 было привлечено множество НИИ и
КБ:
- НИИ-10 ГКРЭ - головной по комплексу в целом;
- ОКБ-2 ГКАТ - ракета В-600;
- ЦКБ-7 (ПО "Арсенал") - стабилизированная
пусковая установка ЗИФ-101;
- ЦНИИ-173 - приводы наведения ЭСП-101;
- НИИ-6 - боевая часть;
- НИИ-125 - пороховые заряды для двигателей;
- НИИ-504 - радиовзрыватели "Пролив-М"; и т.д.
Корабельный универсальный комплекс М-1 по многим элементам был
унифицирован с сухопутным ЗРК С-125.
Так, оба комплекса имели одинаковые ракеты (В-600, В-601
и т.д.).
Зенитная управляемая ракета В-600
Унифицированная зенитная управляемая ракета В-600 (4К-90)
разработана конструкторским бюро "Факел" (ранее ОКБ-2)
по заказу войск противовоздушной обороны и ВМФ. Генеральный конструктор
ракеты П.Д. Грушин.
Первой ступенью ракеты В-600 являлся пороховой реактивный двигатель
ПРД-36, снаряженный 14 одноканальными цилиндрическими пороховыми
шашками (из пороха марки НМФ-ЗК) общим весом 280 кг. На корпусе
первой ступени были закреплены четыре раскрывающихся после старта
стабилизатора.
Вторая ступень представляет собой ракету, выполненную по аэродинамической
схеме "утка" с крестообразными крыльями и рулями. Двигатель
второй ступени был также пороховой, но снаряженный только одной
шашкой весом 125 кг, марка пороха НМ-4Ш.
Боевая часть ракеты 4Г-90 - осколочно-фугасная с готовыми
поражающими элементами. Общий вес боевой части - 60 кг, из них
32-33 кг - вес сплава тротила с гексогеном и 22 кг - вес поражающих
элементов.
В ракете был установлен радиовзрыватель "Пролив"
(5Е15).
Метод наведения ракеты - оптимальное спрямление и накрытие цели.
При стрельбе по низколетящим целям к этому добавляется метод наведения
"Горка".
Пусковая установка ЗИФ-101
Пусковая установка ЗИФ-101 с устройствами хранения, подачи
и заряжания представляла собой спаренную стабилизированную установку
тумбового типа с нижней подвеской ракет на направляющих балках
и с барабанной системой хранения ракет. Нижняя подвеска ракет
- принципиальное отличие корабельных ЗУР от сухопутных, которые
помещены над направляющими ПУ. Каждая ПУ имела два вертикальных
барабана по 8 ракет в каждом. Барабаны размещались в погребе ПУ.
Подача ракет на линию заряжания осуществлялась поворотом барабана
на угол 45 град. Механизмом заряжания служил цепной досылатель
толкающего типа. Установка ЗИФ-101 имела дистанционное управление
с электромашинным силовым приводом ЭСП-101.
Первоначально на заводе №7 (ПО "Арсенал") был сделан
опытный стенд ЗИФ-ИР-92, на котором с марта по сентябрь
1959 г. на береговом полигоне проводились бросковые пуски ракет
В-600 с разомкнутым контуром управления. Затем была изготовлена
полигонная пусковая ЗИФ-101П, с которой на полигоне прошли
пуски ракет с октября 1959г. по июль 1960г.
Система управления огнем "Ятаган"
Система "Ятаган" была разработана в НИИ-10 ГКРЭ,
а аппаратура приводов антенного поста - в ЦНИИ-173. Она представляет
собой совокупность приборов и устройств, обеспечивающих прием
и целеуказания от корабельной радиолокационной станции обнаружения,
спопровождение цели и ракет на траектории, предстартовую подготовку
и пуск ракет, выработку команд управления для наведения ракет
на цель.
Для наведения ракеты на цель на антенном посту размещено 5 антенн.
Две малые служат для грубого наведения ракеты на цель на начальном
этапе траектории, две большие - для сопровождения цели и точного
вывода ракеты на цель, и одна антенна - радиопередатчик команд.
Испытания
Сроки отработки комплекса М-1 опережали сроки сдачи головного
корабля пр.61 заводской № 1701, СКР-25, а с 9.10.62г. "Комсомолец
Украины" - поэтому Распоряжением СМ СССР № 2110 от 30.07.1959г.
совместные испытания М-1 были перенесены с головного корабля пр.61
на ракетный корабль "Бравый" пр.56К (проект 56 К - это
переделка пр. 56 под ЗРК М-1).
Испытания на "Бравом" проходили в два этапа - с 5.01.62г.
по 12.03.62г. и с 12.03.62г. по 30.04.62 года. Все испытания проходили
на Черном море в акватории от мыса Меганом до
Керченского пролива.
В ходе совместных испытаний было проведено:
-
13 пусков ракет в бросковом варианте;
-
46 боевых и телеметрических пусков ракет;
-
331 вылет самолетов МиГ-17, МиГ-15М, МиГ-19, Ту-16, Ил-28,
Ли-2, Ил-14 и вертолетов Ми-4.
С 27 мая по 23 августа 1960г. на заводе № 445 на корме "Бравого"
была установлена одна ПУ ЗИФ-101.
Центральный пост системы управления стрельбой "Ятаган"
был установлен в надстройке на верхней палубе в районе кормовой
трубы. В ходе испытаний отмечено, что время выхода "Ятагана"
из холодного положения составило 5 минут (неудивительно - лампы!).
В ходе испытаний дальность сопровождения цели "Ятаганом"
оказалась 42 км с вероятностью захвата 50% и 36 км с вероятностью
80%.
Пределы дальности ракеты оказались 15 км, время срабатывания
самоликвидатора - 26 секунд.
Верхняя граница зоны поражения была 10 км, а нижняя зависела
от скорости цели:
Скорость цели м/с |
Дальность до цели, км |
Мин. высота поражения, м |
100-300 |
15 |
150-100 |
6-8 |
100 |
400-600 |
15 |
250-200 |
6-8 |
100 |
В проведенных пусках ракет радиовзрыватель "Пролив"(5Е15)
срабатывал на промахах до 58 м.
Ещё при наземных испытаниях в 1961г. было выяснено, что боевая
часть 4Г-90 дает 3560 - 3570 осколков в среднем весом около 5,4
гр.
В период испытаний комплекса было сбито шесть самолетов-мишеней
МиГ-15М, летевших на высоте от 0,6 до 10 км, при этом промахи
ракет составляли от 9 до 48 метров.
По мнению комиссии, вероятность поражения самолета на промахе
20 м составляет 0,9, а на промахе 40 метров - 0,4-0,6.
Комплекс М-1 мог поражать цели, летящие со скоростью до 600 м/с.
Цель может маневрировать на высоте до 4 км с перегрузкой 3 - 4
g, а на больших высотах - до 2 - 3 g.
Скорость хода корабля при пусках может быть до 36 узлов.
Стрельб с "Бравого" по надводным целям не проводилось.
Принятие на вооружение
По результатам испытаний на "Бравом" комплекс ЗРК М-1
был рекомендован к принятию на вооружение. Постановлением СМ №
889-382 от 24.08.62г. комплекс М-1 с ракетой В-600 был принят
на вооружение ВМФ. Позже комплекс М-1 получил наименование
"Волна", а ракета В-600 - несекретный
индекс 4К90.
Серийное производство ПУ ЗИФ-101 было налажено на заводе "Баррикады"
в г.Волгограде.
Модернизации и эксплуатация комплекса М-1
Для поражения целей, летящих на высотах свыше 10 км, Постановлением
СМ № 561-233 от 21.06.61г. была начата работа над ракетой В-601
для сухопутного комплекса С-125. После серии испытаний ракета
В-601 Постановлением СМ № 479-199 от 29.05.64г. была принята на
вооружение сухопутных войск. В том же году было решено оснастить
этой ракетой и морской комплекс М-1.
Ракета В-601 отличалась от В-600 только конструкцией маршевого
двигателя и имела новую боевую часть. В маршевом двигателе была
установлена новая шашка весом 150 кг из пороха марки "301"-.
Новая боевая часть 5Б18 была разработана НИИ-6. На испытаниях
она давала около 4500 осколков весом 4,72 - 4,79кг. Новая боевая
часть обеспечивала поражение целей с вероятностью 0.75 - 0,90
на промахе 20 м и вероятность 0,6 на промахе 25-47 м.
Для установки ракеты В-601 на ПУ ЗИФ-101 потребовалась доработка
в части походного крепления ракеты.
Кроме того, некоторой модернизации подверглась система управления
"Ятаган".
Тем не менее, внедрение ракет В-601 во флоте затянулось. Первые
7 кораблей получили В-601 в течение 1967 года.
В 1974-1976 годах была проведена очередная модернизация комплекса,
который получил название "Волна-П". В ходе модернизации
была повышена помехозащищенность как непосредственно радиоканалов
управления ракетой, так и путем введения в состав корабельной
системы управления оптических каналов сопровождения цели (телевизор
9ШЗЗ).
В последующем, когда опять встала проблема защиты кораблей от
низколетящих ПКР, была проведена еще одна модернизация комплекса
("Волна-Н") с использованием ракеты В-601М,
обеспечивающая поражение цели на высоте 3-5 метров над гребнем
волны.
Вслед за ПУ ЗИФ-101 на заводе № 7 была создана спаренная установка
ЗИФ-102. Принципиальным отличием новой ПУ была подача ракет
конвейерного типа, вместо барабанного. В результате боекомплект
одной ПУ возрос с 16 до 32 ракет.
Говоря о комплексе М-1, нельзя не упомянуть о трагедии 30 августа
1974 года, в результате которой затонул большой противолодочный
корабль "Отважный". В 10 часов 01 минуту сработал маршевый
двигатель ракеты В-601, находившейся в барабане в кормовой ПУ
ЗИФ-101. Всего в погребе было 15 боевых ракет и одна учебная болванка.
Через 15-20 секунд сработал стартовый двигатель, вызвавший детонацию
других ракет. На корабле начался пожар. Хотя вокруг "Отважного"
находилось 28 кораблей и катеров, а до крымского берега было всего
19 миль - буксировка корабля была организована бестолково, и в
15 часов 57 минут (т.е. через 5 часов после взрыва) корабль затонул.
Так же, как с "Императрицей Марией" и "Новороссийском"
причины катастрофы не были установлены. Тем не менее версию самопроизвольного
срабатывания маршевого двигателя комиссия отклонила, т.к. конструкция
ракеты имеет ряд блокировок, исключавших такую ситуацию. Наиболее
вероятная причина запуска двигателя - появление индукционного
тока, наведенного РЛС соседних кораблей (взрыв произошел в ходе
учений, но запуск ракет с кормовой ПУ даже не планировался). Вторая
версия - "умышленное воздействие на ракету". Диверсия,
разумеется, самая тривиальная версия, но она же единственная бесспорная
версия. Тем более, что самопроизвольных запусков маршевых ступеней
на других кораблях и сухопутных комплексах С-125 с В-601 не было.
Несмотря на отдельные недостатки, комплекс М-1 оказался в целом
удачным и получил широкое распространение в отечественном ВМФ,
и до сих пор находится на вооружении.
Формально и фактически М-1 был первым универсальным ракетным
комплексом. Уже в середине 60-х годов наши моряки научились поражать
ракетами В-600 и В-601 надводные цели. По воспоминаниям моряков,
плававших в Средиземном море на крейсерах пр. 58 бок о бок с американскими
кораблями, при обострении ситуации на Ближнем Востоке они больше
надеялись на М-1, чем на многотонные грозные П-35, так как время
реакции ЗРК было на порядок меньше, чем у противокорабельных ракет.
|