1. Предисловие
Учеба в Морском корпусе для гардемаринов являлась
периодом становления их, как военных моряков. По нормам мирного времени,
чтобы стать подводником, надо было прослужить 2-3 года на боевых
надводных судах. С началом воины 1914 г. это условие было снято и в
подводники стали принимать офицеров без обязательного плавательского
стажа. Вместе с тем, при отборе офицеров в Бригаду подводных лодок,
преобразованную в 1915г в Дивизию подводных лодок Балтийского моря,
принимались во внимание следующие качества моряков: высокая степень
самообладания, выносливость, широта технического кругозора, знание
гидрографии, наличие навыков навигационного ориентирования и умение
командовать кораблем.
Для развития этих качеств на Балтийском флоте имелся Учебный Отряд
подводного плавания с учебной базой "Хабаровск", на которой были
оборудованы штурманские классы для офицеров и находилась школа обучения
подводным специальностям для членов команды.
Из выпускников Морского корпуса 1914 г. подводниками стали: А.Берг (штурман
"Е-8",1917г.), А.Бахтин (штурман и командир п.л. "Пантера",
1919-1920гг.), Г.Краузе (офицер подводного минзага "Краб", 1916г.),
Н.Горняковский (штурман п.л. "АГ-15", 1916 г.), Ч.Мациевский (штурман,
ст. офицер и командир п.л. "Тигр", 1915-1920 гг.), Ю.Пуаре (штурман п.л.
"Е-9", 1915-1917 гг., командир п.л. "Пантера" и "Минога", 1918 г.),
А.Рогозин (вахтенный начальник "Пантеры", 1916 г., ст. офицер п.л. "Львица",
1917 г.), А.Якобсон (командир п.л. "Окунь", 1918-20 гг.).
В данном очерке рассказывается об учебе и боевой службе трех подводников
однокурсников по морскому корпусу: А.Рогозине, Ю.Пуаре и Ч.Мациевском.
Автор выражает глубокую признательность сотруднику саратовского
краеведческого музея О.Н.Дмитриевой за предоставленные материалы о
подводниках-саратовцах и за освещение биографии А.И.Рогозина на
страницах саратовских газет "Саратовские вести" и ''Пресс-парк".
|