4. Начало службы Рогозина на "Рюрике"
Через год, сдав государственные
экзамены, "Приказом по флоту и морскому ведомству.., мая 3-го дня 1914г
ј144" гардемарины были произведены в корабельные гардемарины. Летом им
предстояло совершить "кругосветное плавание". На самом деле это плавание
проходило вокруг Европы мимо берегов Англии, Португалии, Испании, затем
- через Гибралтар по Средиземному морю - к берегам Италии. На обратном
пути предстоял заход во французский порт Тулон с ответным визитом к
гардемаринам местного кадетского училища.
Звание корабельный гардемарин - последняя ступень к
офицерству. Для придания торжественности этому событию канцелярия
морского ведомства обставляла его излишней помпезностью и волокитой. Об
этом Рогозин пишет в Саратов своей невесте:
"...мне хочется поделиться скорее теми
впечатлениями, которые я приобрел за эти нисколько дней. Во-первых, ты
на сей странице видишь то судно, на, которое я мечтал попасть последние
3 года и вот попал,..до Петербурга добрался благополучно, ...поехал в
Главный морской штаб... показали мне сперва идти наверх, там дали какую
то книгу, где я расписался. Для чего и сам не знаю. Потом сказали идти в
учебную часть, там после долгих хождений я натолкнулся опять на книгу,
опять расписался. Затем уже дошел до комнаты, где надо являться.
Находившийся там офицер был из корпусных,... здесь оказалась наших целая
масса и все по - семейному пожали друг другу руки. Они мне сообщили, что
сегодня в 7 вечера я должен явиться на Балтийский вокзал, где меня
погрузят на поезд и отправят в Ревель, пообещали, что на пропитание мне
дадут 90 коп. (которых я до сих пор не видел). Ну, я моментально после
штаба отправился в корпус. В Ревеле завтра в 8 утра снимаемся с якоря и
идем на стрельбу и нам придется во время стрельбы находиться в 10
дюймовых башнях. Вернемся в 6 вечера. Теперь 12, иду спать. Пиши, не
забывай, люби и помни того, который тоскует, несмотря на впечатления...".
Последняя орудийная стрельба оказалась не только
учебной, но и генеральной репетицией к 1-й мировой войне на море. В это
время артиллерийские орудия немецких линкоров, располагавшихся всего в
100 км от российских военно-морских баз, были нацелены на русские суда.
В подготовке германского флота к войне немецкий историк Р.Фирле пишет:
"С немецкой основательностью и сознанием долга
офицерский корпус отдался работе по детальному изучению оружия и тактики
- работе, требовавшей предельного напряжения личного состава и
материальной части".
Пока гардемарины упражнялись в орудийной стрельбе и
совершенствовались в овладении языками стран, которые собирались
посетить во время "кругосветки", между Австрией и Сербией пушки сделали
залпы "на поражение". Началась первая мировая война. Россия объявила
мобилизацию. Кругосветное плавание было отменено, а корабельные
гардемарины досрочно произведены в мичманы. Мечта Рогозина., Мациевского
и других гардемаринов служить на "Рюрике" сбылась.
Они были назначены вахтенными офицерами на
флагманский корабль эскадры Балтийского моря - броненосный крейсер "Рюрик".
Он был заказан Морским министерством английской фирме "Виккерс" и
заложен в 1905г. Спроектированный как башенный крейсер водоизмещением
13500 т. и максимальной скоростью 23 узла, он был предназначен к боевым
действиям в составе эскадры... Артиллерию его главного калибра
составляли четыре 254мм орудия, среднего калибра - восемь 205мм. орудий,
которые размещались в двухорудийных башнях, двадцать 120мм пушек
располагались в казематах. По силе артиллерии и броневой защите "Рюрик"
был самым боеспособным крейсером в Российском флоте.(2) Недостатком его
был сравнительно малый ход, объясняющийся использованием поршневых
паровых установок, пар к которым подавался от котлов, работающих на угле.
Другой причиной тихоходности судна являлись несовершенные обводы его
корпуса. В 1908 г. "Рюрик" под командованием капитана 1-го ранга
Н.О.Эссена прибыл из Англии в Кронштадт, где достраивался. В строй
действующих судов "Рюрик" вошел в 1909 г. (2)
Служба офицера на боевом корабле, в отличие от
обязанностей гардемаринов, определялись уже не положениями,
разработанными в морском корпусе, а строевыми уставами по Морскому
ведомству и уставом Корабельной службы. Проходя практику на военном
корабле, гардемарины лишь знакомились с работой механизмов и действиями
того или иного вида вооружения. Ответственность за, исправность и
боеготовность механизмов и оружия несли офицеры и члены команды корабля,
за которыми были закреплены эти устройства. На "Рюрике" гардемарины
Рогозин и Мациевский при несении вахты знакомились с матросами и
офицерами, с которыми выполняли обязанности при несении дежурств. Ими,
как и старшими офицерами, оценивалось отношение будущих офицеров к
службе и к подчиненным. Забегая несколько вперед, приводим выдержку из
письма Ч.Мациевского автору в Саратов (16 октября 1967 г.):
"После производства (в офицеры -И.А.) по просьбе кают-компании
(только кают-компания имела право принимать в свое число офицеров) мы
были приняты на крейсере "Рюрик" как вахтенные офицеры".
Служба вахтенного офицера на корабле состояла в несении дежурства на
верхней палубе в течение 4-х часов. В подчинение вахтенного офицера,
входили сигнальщики, дневальные (посыльные) по шкафуту, а в походе еще
прибавлялись марсовые и рулевые. Молодые офицеры не старались совершать
хороших поступков напоказ, чтобы понравиться подчиненным, а вели себя по
отношению к матросам требовательно по службе, но пристойно, уважая
человеческое достоинство нижних чинов. Это не проходило бесследно и
матросы относительно офицеров, несших службу рядом с ними, имели
сложившееся мнение. В воспоминаниях матроса А.Баранова, служившего на
"Рюрике" в 1915 г. описывается случай с трюмным машинистом Крюковым,
который занимался боксом. Перед соревнованиями с английскими
подводниками тренировавший его мичман Тарасюк требовал: "бей сильней,
наступай,... я - англичанин" Крюков, не рассчитав силу удара, так ударил
по подбородку мичмана, что выбил несколько зубов и свернул челюсть.
Матроса посадили в карцер. Командир "Рюрика" капитан 1-го ранга Пышнов
на следующий день освободил Крюкова из-под ареста. Другой случай
лояльного отношения офицеров к самому автору был им приведен, когда он
был посажен в карцер за то, что в фонаре, освещающим минный (торпедный)
аппарат, когда на корабле отключали электроэнергию, не оказалось спичек.
Их взял для прикуривания другой минный офицер и по рассеянности положил
себе в карман. Когда это выяснилось, Баранов был освобожден арестовавшим
его старшим минным офицером Славинским. Во время февральской революции и
позже, ни один из пострадавших матросов не мстил своим нечаянным
обидчикам-офицерам. (3) Сказывался порядок, заведенный бывшим командиром
"Рюрика" адмиралом Н.О. Эссеном, который, продолжая традиции
С.О.Макарова, говорил: "мы должны учить русских моряков боевому
мастерству и взаимодействию не полицейскими методами" (4).
Патриотический подъем у населения России, вызванный
войной с Германией, коснулся и Саратова. В городе закрывались магазины,
конторы и представительства немецких фирм. Под угрозой интернирования
подданные Германии уезжали к себе на родину. Перед инженером Борович,
как служащим немецкой фирмы и подданным Германии встал выбор, убежать в
Германию или принимать подданство России. Он принимает российское
гражданство. В семье Боровичей все, кроме Вальдемара Казимировича,
исповедовали православие. Теперь и он меняет лютеранскую веру на
православную, и становится Владимиром Васильевичем. Переменив
гражданство и вероисповедание, В.В.Борович не изменяет дворянской чести.
Все деньги, полученные за проданные перед войной локомобили, он
переводит на счет фирмы Магдебург-Букау. Машины, оставшиеся
нереализованными реквизируются властями России. После их продажи инженер
Борович вносит деньги на счет российского национального банка в Саратове.
За честность и патриотизм инженеру Борович от Министерства Финансов
России была вручена медаль "За трудолюбие и искусство от министерства
финансов".
После закрытия конторы фирмы Магдебург-Букау в
Саратове (уг. улиц Московской и Вольской), Борович занимает должность
инспектора по котлонадзору Саратовской губернии. Разрешения на
эксплуатацию котлов станционных и пароходных теперь стали выдаваться в
бывшей конторе по сбыту локомобилей.
"Рюрик" начал войну под флагом командующего
Балтийским флотом адмирала Н.О.Эссена. Как участник русско-японской
войны, Эссен хорошо знал роль минных заграждений в обороне внешних
рейдов и морских баз. Еще до начала военных действий с Германией 28 июля
1914г. по его приказанию выставлено первое минное заграждение перед
Кронштадтом. Накануне войны, 31 июля под прикрытием Балтийской эскадры,
возглавляемой "Рюриком", было выставлено заграждение между островом
Нарген и полуостровом Поркала-Удд. В финских шхерах на участке
Ганге-Поркала-Удд минные заграждения были выставлены миноносцами.
Крейсер "Рюрик", как флагман эскадры прикрытия,
участвовал в постановке минных полей 19 ноября и 14 декабря 1914г. у
входа в Финский и Рижский заливы. Минные поля (банки) ставились также у
берегов Германии и на путях движения немецких кораблей в южной части
Балтийского моря. С 31 октября 1914 г. по 15 февраля 1915г. на
юго-западе Балтики было поставлено 9 минных полей (5). Основным условием
минных постановок была скрытность, поэтому заграждения ставились в
ночное время, свежую погоду и в ненастье. С наступлением ледостава
осенью 1914г., эскадра ушла в Гельсинфорс. Здесь адмирал Эссен,
продолжал традиции Макарова, готовил команды кораблей к предстоящим
сражениям "пока противник не навязывает боя". Близость сухопутных
фронтов зимой на Балтике ощущалась слабее, чем летом. В южной и
юго-западной части Балтийского моря действия немецкого флота
парализовывали минные поля, а мощный лед восточной части был
непреодолимой преградой для немецких кораблей. Лед также сковывал
действия и российского флота. Длительное бездействие флота вызывало
апатию у команд кораблей эскадры, несмотря на старание командования
занять экипажи боевой подготовкой. С борта "Рюрика", стоявшего на
внутреннем рейде Гельсинфорса, Рогозин пишет в Саратов:
"Если бы ты знала, как я жду этого момента, когда
увижу тебя... мне все кажется, что не увижу тебя больше. Да, времена
нелегкие достались, ну да будем надеяться, что Бог даст когда-нибудь
увидеться. Приедешь, много тебе расскажу, что я перечувствовал за
последнее время... Я ведь почти не разговариваю с
кают-компанией. Вышел маленький инцидент.. Ну да все уладилось. Я нахожу
больше удовольствия сидеть одному, а с ними бываю только за завтраком и
обедом... не совсем приятно мне.., иногда так тяжело, что готов
повеситься... Между прочим, Новый год встречал у немцев. Ну-с, много мне
хотелось рассказать, ну да война кончится, расскажу, как день рождения
встречал, как новый год провел. Муки были смертные... Они не кончились с
тех пор, как ты уехала..."
Гнетущее настроение, очевидно, было вызвано списанием
единственного друга Ч.Мациевского с "Рюрика" в Дивизию подводных лодок и
отказом командира корабля дать разрешение на брак с Лялей Борович.
Рогозин подает рапорт на имя командующего эскадрой и получает "добро".
11 января 1915г. в телеграмме, посланной в Саратов, каждое слово
светилось радостью:
"Разрешено. Поспеешь в Петроград возьмешь у
портного мундир. Привези наши свидетельства. Телеграфируй ответ".
Но война продолжалась и к свадьбе Рогозин готовился,
находясь у о-ва Борнхольм, где 13 января 1915г. крейсера "Олег" и "Богатырь"
под прикрытием крейсеров "Рюрик", "Адмирал Макаров" и "Баян" поставили
минное заграждение из 200 мин. 21 января состоялась свадьба Рогозина с
Александрой Борович, которая приехала в Ревель с матерью и младшей
сестрой Зиной.
25 января несколько запоздалым свадебным салютом в 20
милях восточнее о-ва Борнхольм подорвался немецкий крейсер "Аугсбург".
Увлеченное успехом командование 1-й бригады крейсеров, куда входил "Рюрик",
13 февраля намечало поставить минное заграждение у входа в Данцигскую
бухту, но в 4 ч. утра у маяка Фарэ в условиях снегопада "Рюрик" ударился
днищем о подводные камни, в результате получил пробоину и набрал 2400т
воды. 15 февраля "Рюрик" прибыл в Ревель, затем ушел для ремонта в
Кронштадт. |