7. Служба подводника Юлия Пуаре
Юлий Витальевич Пуаре - потомок
небогатого французского эмигранта, для которого Россия стала второй
родиной. В Морском корпусе он учился на одном курсе и родной смене с А.
Рогозиным и Ч.Мациевским. После окончания корпуса, недолго прослужив на
надводных кораблях Балтийского флота, он в конце 1914г вместе с
Мациевским поступает на курсы подводного плавания, которые оканчивает в
марте 1915г. по специальности штурмана-подводника.
Плавание под водой Пуаре начинает на подводной лодке
"Аллигатор". Эта лодка строилась в Петербурге на заводе Крейтона на Охте,
по проекту американской фирмы Лэка. На воду была спущена в 1908г,
отличалась невысокими мореходными качествами. Несмотря на довольно
мощные двигатели 2Х400/2Х400 л.с. лодка развивала всего 8,4/7 узлов, т.е.
была довольно тихоходной, и недостаточно маневренной, так как имела
скорость погружения 3,5мин. Перед вступлением лодки в строй на ней
пришлось устранять много недоделок и ошибок проектировщиков силами
офицеров и команды. Нужно было иметь много умения и сноровки, чтобы
управлять лодкой обеспечивая ей плавучесть и ход под водой. В
конструкцию лодки было внесено много изменений, которые производились
экипажем. Был облегчен вес лодки за счет уменьшения размеров бензиновых
моторов, на место которых установили электродвигатели к помпам.
Центробежные помпы служили для накачивания воды в главные балластные
цистерны при погружении.
Между тем "Аллигатор" в период войны с Германией
действовал наиболее активно против неприятеля. Боеспособность лодки
достигалась слаженными действиями экипажа под командованием капитана
2-го ранга Вальронда, старшего офицера лейтенанта Эссена и вахтенного
начальника мичмана Пуаре. Несмотря на низкие боевые качества, "Аллигатор"
в мае 1915г с успехом выполнял сторожевые операции в северной части
Балтики у входа в Финский залив. У шведского маяка Готска-Санде лодка из
подводного положения атаковала немецкий крейсер. От опасности лодка
уходила под водой, но отказали горизонтальные рули и рулевая машина. С
наступлением темноты лодка всплыла, чтобы устранить повреждения.
Во время ремонта начался шторм. "Аллигатор" находился
в нейтральных водах близ берегов Швеции. По международному праву военное
судно могло находиться в чужих водах не более 1 суток.
Чтобы переждать шторм, командир решил зайти в
шведскую бухту. Но шторм продолжался более 2-х суток.
С предложением разоружиться к лодке подошел шведский
миноносец. Вальронд заявил, что лодка только что пришла с моря. Командир
миноносца сделал вид, что поверил. Рядом с миноносцем "Аллигатор"
простоял еще одни сутки. Шведы прислали на лодку вина, и продуктов. На
обратном пути лодка обнаружила отряд немецких кораблей и один из них был
атакован, но безуспешно. Возвращаясь домой, лодка обнаружила минное поле,
поставленное немцами. Пуаре нанес на карту его границы и по возвращении
доложил флагманскому штурману. В результате похода нарушилась
герметичность корпуса лодки, сказались недостатки в ее конструкции.
Лодку разоружили и сдали в порт (1).
Пуаре был переведен на английскую лодку "Е-9", как
хорошо владеющего английским языком. Лодка с его участием совершила
несколько походов в немецкие воды, где удачно атаковала немецкие корабли.
В 1916г в строй вступили подводные лодки типа "АГ".
Личный состав подлодки "Аллигатор" был переведен на
"АГ-11". Пуаре был назначен ее старшим офицером. На этой лодке он
прослужил до апреля 1918г. Подводные лодки типа "АГ" (Американский
Голланд) строились в Америке фирмой Голланд для Англии. Россия, как ее
союзница, попросила передать ей эти лодки. Фирма Голланд построила для
России в 1916г лодки в виде отдельных секций и доставила их во
Владивосток. Всего в Петербург было доставлено для сборки 5 лодок (на
Балтийский завод) по железной дороге. После сборки они были названы
"АГ-11", "АГ-12", "АГ-13", "АГ-14" и "АГ-15". В Николаев были перевезены
секции для 6 таких лодок.
Лодки "АГ" имели высокие мореходные качество,
благодаря удачной обтекаемости корпуса и надежной работы механизмов. Так
"АГ-11" имела запас плавучести 22,5% (у лодок типа "Барс" - 20%)
водоизмещение - 355/432 тонн, длина лодки 46, ширина 4,9, осадка - 3,8
м. мощность двигателей 2Х240/2Х160 л.с., скорость 13/10,5 узлов, район
плавания 1750/24 мили (в числителе указаны величины для надводного
движения, в знаменателе - для подводного движения лодки). Глубина
погружения 50 м. Вооружение - 4 трубчатых торпедных аппарата. Артиллерии
на лодке не было. В корпусе имелись водонепроницаемые перегородки.
Ю.Пуаре был не только опытным подводником, но и
честным, порядочным человеком. Он не заискивал перед начальством, с
матросами у него складывались отношения взаимопонимания и доверия.
Плавая в составе иностранных экипажей лодок "E-9" и "АГ-11", Пуаре
заявлял в кают-компаниях: "я считаю себя русским офицером и буду служить
России..."(8). Взаимоотношения между офицерами и командами на подводных
лодках складывались иначе, чем на боевых надводных кораблях. Скученные в
тесном помещении лодки, они одинаково испытывали трудности при
подготовке лодки к походу, а в море при погружениях все в равной степени
ощущали недостаток кислорода и одинаково рисковали остаться на грунте
навечно. Сложившиеся отношения сплачивали офицеров и команду в условиях
берега. На "АГ-11" после февральской революции среди членов экипажа не
возникало противоречий и все вопросы, кроме оперативных, ст. офицер
Пуаре согласовывал с судовым комитетом. Так, 23 июля 1917г Пуаре было
одобрено решение судового комитета лодки не поддерживать постановление
командования флотом о расформировании Воздушной станции на Або по
политическим мотивам. Объяснением такого решения подводников послужило
расположение дивизиона подлодок типа "АГ" в одном оперативном районе с
воздухоплавательным отрядом, ликвидация которого повышала угрозу
нападения авиации противники на базу подводников. Ст. офицером "АГ-11"
также была поддержана резолюция судового комитета, выступившего против
введения смертной казни на фронте.
До осени 1917г дивизион лодок "АГ" располагался на
постоянной базе в Ревеле, откуда с транспортом "Оланд" был переведен в
финский порт Гангэ (1). Зимой 1918г, когда был подписан (6 марта)
Брест-Литовскии мир с Германией, лодки стояли вмерзшими в лед. 3 апреля
немцы, нарушив договор, вошли в Гангэ, где "АГ-11" находилась в ледовом
плену. Ледоколов не было, они базировались в Гельсинфорсе, готовясь к
выводу основных сил Балтийского флота в Кронштадт. Немцы приближались к
Гангэ. Перед их вступлением в порт, лодки дивизиона "АГ" были взорваны
их экипажами. Один из участников этого события лейтенант Штейнгаузен
пишет:
"С тяжелым чувством начали готовить мы наши
подводные лодки к взрыву и свозить имущество... Чувство горькой обиды
владело душой каждого. Почти два года с момента закладки лодок на заводе
провели мы на дивизионе и вместе пережили много тяжелых и прекрасных
минут. Многие с трудом скрывали слезы..."(6).
Подводники ждали потепления, чтобы вывести лодки, но
немецкий флот прибыл раньше. Как сообщает начальник подводного дивизиона
начальнику Морских сил Балтийского моря:
"3-го апреля 1918г в Ганге пришли 1 дредноут, 2
крейсера, 6 тральщиков, 12 транспортов с десантом не менее 12-13 тысяч
человек. В 8-30 утра Ганге занят немцами. Подводные лодки взорваны."
(Центрленархив, ф1433,д.28, л.32).
Вместе с надводными кораблями к походу из
Гельсинфорса в Кронштадт готовились подводные лодки 2-го дивизиона "Пантера",
"Тигр", "Рысь" и "Тур". На лодках был недокомплект команд, не хватало и
офицеров. На "Пантере" не было командира. Лодка уходила с последним
отрядом 7 апреля. Без командира "Пантера" не могла выйти из Гельсинфорса.
Судовой комитет лодки по совету команд взорванных подлодок пригласил
бывшего ст. офицера "АГ-11" лейтенанта Ю.Пуаре принять командование "Пантерой".
Тот дал согласие и, простившись с семьей, вместе с "пантеровцами"
направился на лодку. Утром 7 апреля ледокольные сторожевики "Ястреб" и "Руслан"
вывели "Пантеру" и еще 7 подлодок на фарватер Финского залива.
Сторожевые корабли с трудом пробивали лед толщиной 70 см. Тогда Пуаре
предложил к корме "Ястреба" прикрепить нос "Руслана". Действуя как один
ледокол с двойной мощностью, сторожевики пробили канал во льдах и вывели
лодки на чистую воду. Далее на пути лодок встали 3-х метровые торосы.
Двое суток в морозную погоду команда "Пантеры" очищала борта и палубу
лодки от ледяных глыб. 9 апреля подул встречный ветер и создалась угроза
сжатия лодок. На некоторых лодках вылетели заклепки, и разошлись швы,
вода стала заливать внутренние помещения. "Пантера" находилась в центре
сжатия и ей угрожало быть раздавленной в первую очередь. Пуаре приказал
всем сойти на лед и, когда лодка прошла опасный ледовый участок, команда
вернулась на лодку и начала вести борьбу за живучесть, цементировать швы,
забивать заглушки в отверстия вылетевших заклепок и откачивать воду из
помещений в трюм. Затем с помощью "Ястреба" лодка была отбуксирована, на
свободный от льда участок воды. Также были отбуксированы подлодки "Волк"
и "Вепрь". Начавшаяся подвижка льда угрожала пробить корпуса лодок ниже
ватерлинии. Через открывшиеся швы и отверстия заклепок вновь стала
поступать вода. Команда. "Пантеры" во главе с командиром опять вступила
в борьбу за живучесть, но не прекращала ход. Лодка шла с дифферентом на
нос от заполнения носовой цистерны водой, отчего замедлила ход и шедший
позади не±, "Леопард", разогнавшись, повредил вертикальный руль "Пантеры".
Лодка, управляемая с помощью машины, шла самым малым ходом последней в
колонне. Она пришла в Кронштадт 18 апреля. Одиннадцать дней под
командованием смелого и находчивого Пуаре "Пантера" боролась со льдами.
Несмотря на повреждения, лодка усилиями команды была досрочно
отремонтирована и 1 Мая 1918г участвовала в параде кораблей Балтийского
флота на Неве.
В сентябре 1918г "Пантера" в числе других лодок была
направлена на Ладогу. Чтобы она могла пройти под пролетами мостов через
Неву, лодка так погрузилась в воду, что при подходе к Ивановским порогам
задела килем грунт. Течением лодку развернуло на 1800, но опытный
командир с помощью машин возвратил ее на прежний куре и вечером она
подошла к Шлиссельбургской крепости. На Ладожском озере "Пантера" несла
дозорную службу и несколько раз совершала разведывательные походы к о-ву
Валаам. Присутствие русских лодок на Ладоге сдерживало агрессивность
финской военщины и английских интервентов.
На юге России англичане, захватив нефтеносные районы
на Каспии, создали там свой военный флот. На Волгу, а затем на
Каспийское море с Балтики были отправлены миноносцы, тральщики,
канонерские лодки, катера-истребители, плавбатареи и 4 подводные лодки
старого образца. Для изгнания интервентов из Каспия Пуаре вместе с
другими "пантеровцами" добровольно вызвался ехать на Каспийский бассейн.
Первоначально намечено было отправить на Каспий
подводные лодки типа "Барс". Первый пробный рейс по Мариинской системе
совершила подводная лодка "Кугуар". Однако ее размеры не позволили
проходу ее через каналы системы. Тогда было предложено отправить на
Каспий старые списанные лодки типа "Касатка" длина которых составляла
33м, ширина и осадка - ок. 3м. Из лодок этого типа специалисты
рекомендовали подлодки "Макрель", "Миногу", "Касатку" и "Окуня". Лодки
были срочно отремонтированы на Ижорском заводе в Петрограде и отправлены
на Волгу по железной дороге до Саратова. Здесь близ ст. Увек было
найдено удобное место для спуска лодок на воду. 4 малые лодки составили
дивизион, командовать которым было поручено лейтенанту С.В.Пуаре. Он же
был командиром п.л. "Минога". Командовать "Макрелью" был назначен л-т
И.Л.Соколов, но по дороге он заболел тифом и скончался, не доехав до
места назначения. Позже на его место был назначен мичман Шредер.
Командовать "Касаткой" был назначен Н.Головичев, приехавший с
Черноморского флота, командиром "Окуня" - А.Якобсон (9).
Из этих лодок самой скоростной была "Минога". Она
имела 2 двигателя по 120 л.с. для надводного хода и 2 двигателя по 70
л.с. для подводного хода, скорость ее 11/5 узлов. Остальные лодки имели
по 1 двигателю на 120 л.с. и 1 электродвигатель для подводного хода. Их
скорость 8,5/5,5 узлов. Самой старой была "Касатка", построенная в
1904г. Она была отправлена на Дальний Восток, где участвовала в
русско-японской войне 1905г. "Макрель" и "Окунь" вошли в строй в 1906г.
Самой молодой из лодок Каспийского дивизиона была "Минога", построенная
в 1909г. "Касатка" вернулась на Балтику в 1915г. В начале войны с
Германией "Минога" была наиболее совершенной лодкой среди других лодок
на Балтике. На ней был установлен впервые на флоте двигатель типа "Дизель"
с реверсивным устройством, что позволяло лодке быстро менять направление
хода. Недостатком являлось устройство штурвалов не в центральном посту,
а в корме и на носу, что требовало от рулевого делать дополнительно
поворот носовых рулей на 30 на всплытие кормы, а носовых - на 3ё на
погружение носа. Иначе возникал значительный дифферент корпуса лодки.
Другим недостатком было то, что оба дизеля и электродвигатель,
соединяющиеся между собой с помощью разобщительной муфты, работали на
один гребной вал, что не обеспечивало быструю подзарядку аккумуляторов и
приводило к быстрому изнашиванию кормового дизеля (1).
В Саратове подлодки "Минога" и "Макрель" были спущены
на воду в октябре 1918г. Спуском лодок руководил начальник дивизиона
Ю.Пуаре. В спуске "Макрели" участвовал ее боцман М.В.Лошманов. В первую
же ночь после спуска они были отправлены на Каспий. Подлодки "Касатка" и
"Окунь" были повреждены по дороге в Саратов и их пришлось ремонтировать
в Князевском затоне силами мастерских Рязано-Уральской дороги. Весной
1919г все 4 лодки находились в составе Волжско-Каспийской флотилии.
Приход подводных лодок на Каспий сразу же изменил соотношение российских
и английских военно-морских сил на этом театре военных действий.
Англичане, не подозревавшие о приходе лодок, решили атаковать корабли
Волжско-Каспийской флотилии при их переходе из Тюб-Карагинского залива в
Астрахань. Вспомогательные крейсера интервентов из дальнобойных орудий
открыли огонь по кораблям флотилии. В завязавшемся бою был подбит
миноносец "Москвитянин", на штабном корабле "Каспий" возник пожар. От
попадания снаряда загорелась база подводных лодок "Ревель". Подлодки "Минога"
и "Макрель" ринулись в атаку на врага. Неожиданно "Минога" замедлила ход
и остановилась, так как на ее гребной винт намотался стальной трос.
Чтобы лодка не досталась врагу Пуаре приказал приготовить ее к взрыву,
тогда матрос Исаев из экипажа лодки вызвался распутать трос. Для этого
ему пришлось 16 раз нырять в холодную воду. Тем временем "Макрель",
управляемая боцманом Лошмановым под перископом устремилась на корабли
англичан. Англичане, испугавшись торпедной атаки, повернули назад. "Минога"
и другие суда флотилии были спасены. За решительность и отвагу
М.Лошманов был награжден орденом Красного Знамени. С окончанием боевых
действий на Каспии лодки были поставлены на капитальный ремонт. Экипажи
лодок были откомандированы на Черное море, где в Николаеве вступали в
строй лодки "АГ-22" и "АГ-23". Пуаре вместе с подводниками, прибывшими с
Каспия, участвовал в сборке и спуске на воду этих лодок. Он назначается
командиром "АГ-22" ("Шахтер") и делает на ней несколько походов. Вскоре
его отзывают на Балтику, где он назначается начальником дивизиона
подводных лодок типа "Барс".
В 1922г Пуаре демобилизуется, но продолжает работать
по морской специальности. Он служит в торговом флоте на Белом море. На
одном судне с ним неразлучно плавает его жена. В один из рейсов его
судно попадает в жестокий шторм и терпит аварию. Спасая пассажиров и
команду, Пуаре остается на капитанском мостике. Жена капитала не
пожелала покинуть мужа. Когда все шлюпки отошли от тонущего корабля, над
капитанским мостиком уже гуляли волны. Пуаре, взяв жену на руки,
медленно погружался вместе с судном в воду. Члены команды, сидевшие в
шлюпках видели, как их капитана с женщиной на руках покрыла волна...
Видимо таков был жребий его судьбы. Она щадила его в смертельных
схватках с миноносцами немцев на Балтике и отводила от бортов мины и
торпеды, чтобы так легко и безжалостно расправиться в мирное время. |