Вступление
Сегодня, в ночь полнолуния, я начинаю рассказ о Флаге
миноносца, о людях, которые его несли, о событиях недавних лет, уже
ставших историей и сохраняющих в то же время живую силу впечатлений
сегодняшнего дня. Я пишу этот рассказ для друзей: для тех, которые живы,
и в память тех, которых уже нет, а главным образом ради тех, что еще не
родились на свет. Когда они придут в этот веселый и звучный мир, когда
возьмут в руки циркуль или резец, пусть знают, что когда-то мы
отказались от резца и циркуля, от кисти и карандаша, чтобы им не
пришлось сжимать потной ладонью отполированный до блеска приклад
автомата.
Сегодня — ночь полнолуния, и город спит в эту светлую
ночь свежий и обновленный. Четок рисунок полуобнаженных ветвей, и
прозрачен воздух. Перламутровый свет льется на мир. Я вижу реку и новый
мост, взметнувшийся над нею, как рука, протянутая в будущее. В окнах
горит свет. Их много, этих окон, и если подойти поближе и присмотреться,
то можно заметить, насколько различен их свет. Есть окна оранжевые и
светло-желтые, как разрез лимона... есть красноватые, розовые, даже
голубые. А вот окно, светящееся сиреневым отливом на пятом этаже
большого дома. Я знаю это окно и эту квартиру. Там живет мать Андрея,
Земскова. Вот о нем, о моем друге Андрее, я хочу рассказать. Но не
только о нем. Я хочу рассказать обо всех. О моряках и летчиках, о
пехотинцах и кавалеристах и уж, конечно, об артиллеристах, потому что
мой друг Андрей — артиллерист и самому мне тоже пришлось заниматься этим
почетным ремеслом.
Но нет ни сил, ни времени, чтобы рассказать обо всем.
Это под силу только армии писателей, и такая армия, конечно, будет. Мы
уже видели ее первые отряды. Немало хороших книг написано о Великой
Отечественной войне советского народа. Я сказал — немало. И все-таки
недостаточно. Может быть, когда-нибудь явится гений — новый Пушкин,
Толстой или Шекспир. Наверно, он сумеет в одном великом произведении
оживить гигантскую панораму тех дней — горные вершины Сталинграда и
Севастополя, могучие реки нашего наступления и неприступные скалы
обороны. Может быть, в этом романе (или поэме) предстанет перед нами
всё: русские солдаты и генералы, и враги, и друзья, и военные сводки, и
полевые кухни, госпитали и штабы, взорванные танки на размытых дорогах,
и город, притаившийся в ночи под маскировочными шторами. Мы прочтем там
о скромных тружениках тыла и о судьбе жены солдата, о великих
полководцах, сумевших объять мыслью целую эпоху, и о маленьком сержанте,
у которого хватило сердца только на то, чтобы прикрыть им черную дыру
ствола вражеского пулемета. В той книге будет все: чувства всех,
выраженные через немногих, душа миллионов, радость и горе народов. Если
бы я мог перечислить все, что там будет, то, наверно, попытался бы сам
написать эту книгу. Но я не знаю, как передать в одном романе эпоху. И
это вовсе не значит, что все мы — простые солдаты писательской армии —
должны дожидаться создания будущего гения, а пока сидеть сложа руки.
Пусть каждый расскажет о том, что он знает сам. Пусть каждый, кто может,
попытается передать чувства, волновавшие его, свою боль и свою радость,
и да будет благословен этот труд, потому что каждое зерно попадет в
житницу народа. Ему одному принадлежит будущее, настоящее и прошлое. Он
один сумеет отобрать полноценные золотые зерна от шелухи.
Сегодня, в ночь полнолуния, я открыл нижний ящик
моего стола. Я давно ждал этой минуты и счастлив, что она пришла. Ворох
писем и дневников покрывает бумаги сегодняшнего дня. На столе лежат
выцветшие фотографии и другие — совсем еще сочные и четкие, будто они
сделаны вчера. Старую карту нужно разворачивать очень осторожно. Она
совсем перетерлась на сгибах. Ведь вы знаете, как полагается складывать
военную карту? Ее складывают сначала вдоль, а потом гармошкой, чтобы
можно было перелистывать ее, как книгу. Офицеры читали эту книгу при
свете электрического фонарика или коптилки, сделанной из снарядной
гильзы, а иногда даже при свете луны, когда она бывала такой щедрой, как
сегодня. Синие и красные дуги на карте, маленькие овалы, ромбы, кружки.
Стрела — удар. Извилистая линия — рейд в тыл врага. Об этой карте можно
писать день и два, и больше, и все равно не напишешь всего, что она
рассказывает знающему ее историю.
Невозможно написать обо всем. И вот я решил
рассказать только о Флаге миноносца. Я пишу "Флаг" с большой буквы
потому, что для нас, которым его дали, не было ничего больше его. Я хочу
рассказать вам о Флаге миноносца и о любви. Говорят — любовь к родине.
Эти слова стали совсем привычными, и часто мы сами не думаем, что за
ними лежит наша любовь ко всем, кто шагал вместе с нами по дороге, к
городам и домам, и знакомым деревьям, которые цветут и отцветают и дают
плоды. |