Дирижабли "сдают позиции" В первых числах июня 1915 года миноносец
«Пронзительный» захватил на Черном море турецкий пароход «Эдинджик». Увести
пароход в Севастополь было невозможно: команда, покидая судно, спустила пары и
выпустила воду из котлов. После тщательного осмотра пароход был потоплен.
Событие — ординарное. Но среди документов, обнаруженных на пароходе, оказалось
частное письмо, в котором речь шла о прибытии в Константинополь германских
подводных лодок. Это известие встревожило русское командование, которое
пренебрегало противолодочной обороной, считая, что германские подводные лодки не
могут прорваться через Эгейское море и Дарданеллы. Подводная угроза застигла
русское морское командование врасплох. Стали срочно искать средства
противодействия вражеским подводным лодкам. Предполагалось, например, для
дальней разведки в море использовать дирижабли.
К решительным мерам черноморцев вынудили действия двух
германских лодок, одна из которых потопила четыре небольших парусника и
обстреляла пристрелочную торпедную станцию у мыса Чауда, находившуюся на
подступах к главной базе флота — Севастополю. Другая лодка под Одессой потопила
транспорт «Патагония».
После этих событий и было решено срочно получить дирижабли. В
Англии было заказано четыре дирижабля типа «Скаут» объемом 4500 м3 и
со скоростью до 80 км/ч. Для подготовки кадров воздухоплавателей для флота в
Англию отправили двух морских офицеров и несколько матросов. Окончив школу, они
должны были научиться летать на дирижаблях и пройти курс моторного дела.
9 июня 1916 года приказом № 144 начальником морского штаба
Главнокомандующего при авиации Черноморского флота был учрежден отряд из четырех
дирижаблей для отыскания и уничтожения подводных лодок, а также наблюдения за
морем вне видимости береговых постов и других боевых целей. Командиром отряда
назначили «сухопутного» воздухоплавателя штабс-капитана Липпинга, не оставившего
заметного следа в истории отечественной авиации, если не считать его прямой вины
в аварии дирижабля «Гигант» в самом начале первой мировой войны. Это по его
инициативе при сборке были проведены изменения, послужившие причиной гибели
«Гиганта».
Липпинг был человеком деятельным и энергичным, но морскими
дирижаблями, получившими название «Черноморы», не занимался. Его больше
интересовало «проталкивание» в серию авиационных бомб собственной конструкции.
Всеми делами в отряде ведал военный моряк Сахаров, человек инертный и
трусоватый.
После возвращения флотских воздухоплавателей из Англии
морское ведомство сумело заполучить у военного ведомства для их тренировки
дирижабль «Голубь». Этот дирижабль был построен в 1910 году на Ижорском заводе
Морского ведомства. Его объем был 2500 м3, скорость — 50 км/ч,
наибольшая высота полета — 1000 м, экипаж состоял из четырех человек.
Но на «Голубе» морякам летать не довелось — 22 июня 1916 года
его разоружили (т. е. разобрали), поскольку он был основательно потрепан сильным
ветром. Тем не менее «Голубь» сыграл определенную роль в подготовке
воздухоплавателей и обслуживающего персонала. Люди
получили опыт в сборке дирижабля, в уходе за ним, в наполнении его газом, в
обращении с оболочкой, газгольдерами.
Когда из Англии прибыли заказанные дирижабли, начались
осложнения. Оказалось, что их невозможно собрать: не было эллинга и специальных
подъемных кранов. Собирали дирижабль «Черномор-1» чисто «по-российски», что
поразило англичан — мичмана Шанкса и лейтенанта резерва Хитчкока. Потребовалось,
к примеру, вынуть мотор из ящика. Англичане уверяли, что без крана этого сделать
нельзя. Но оказалось, что можно: дюжие матросы отбили стенки ящика — и мотор
вынут. При сборке было лишь одно затруднение, пожалуй, самое главное: в
присланной документации не оказалось инструкции по сборке. Но русские моряки не
растерялись: собрали дирижабль, по их собственному выражению, «по нюху». И
собрали правильно, несмотря на то, что делали это люди, впервые видевшие
дирижабль. Пилоты-моряки также не могли дать дельного совета, поскольку сами
никогда при сборке не присутствовали. (Эллинг был доставлен и собран позднее во
время работы над дирижаблем).
После окончания сборки командир отряда стал ежедневно
выводить дирижабль из эллинга, пробуя двигатели. И вот наступил день, когда
«Черномор-1» совершил первый полет продолжительностью в двадцать минут. Об
успехе сразу же доложили высшему командованию. И поторопились ... Последующие
полеты показали, что двигатели «Санбим» ненадежны в работе. Однажды двигатели в
течение получаса работали хорошо, после чего было решено совершить полет над
морем. Взяв курс на бухту Круглую, «Черномор-1» направился в море. Но не
пролетев и 15 верст, экипаж был вынужден остановить один двигатель и повернуть
на обратный курс. Тут, как назло, солнце скрылось за облаками, и произошло
быстрое охлаждение дирижабля. «Черномор-1» стал падать. Сброс балласта, а затем
и всего инструмента не остановили этого падения. Дирижабль погрузился в воду
гондолой в пяти верстах от Херсонесского маяка. На счастье воздухоплавателей,
поблизости оказался патрульный гидросамолет, который сумел прислать катер.
Дирижабль отбуксировали в Круглую бухту.
Неудачи преследовали «Черномор-1» и во время транспортировки
его командой по суше к эллингу: поднявшийся ветер рвал канаты из рук, и во
избежание поломки дирижабль разобрали прямо посреди дороги.
Собрали второй «Черномор», который тоже стал совершать
пробные полеты и часто возвращался к эллингу с одним неработающим двигателем. В
одном из полетов двигатели работали вроде бы хорошо, и тогда решили совершить
дальний полет, но и эта затея закончилась неудачей: через сорок верст
остановился один двигатель — все попытки завести его оказались неудачными. Как
на грех, разыгрался ветер и вот-вот был готов снести дирижабль в море. С большим
трудом воздухоплаватели сумели произвести посадку на аэродроме Качинской школы
военных летчиков. Во время посадки встал и второй двигатель. После этого был
разоружен и «Черномор-2».
Собрали «Черномор-3», но и этому дирижаблю не было суждено
летать. 24 марта 1917 года с утра задул сильный ветер. Одним из его порывов
сорвало брезент, прикрывавший вход в эллинг. Сильная воздушная струя стала
трепать дирижабль. По обстановке приняли решение: «Черномор-3» разоружить.
Довольно быстро команда воздухоплавателей и нижние чины,
приданные ей в помощь, отцепили гондолу. Как только оболочка дирижабля прижалась
к потолку эллинга, стали тянуть разрывное полотнище. Когда натянулась разрывная
вожжа, внезапно раздался взрыв. Пламя моментально охватило дирижабль, эллинг,
газгольдеры и бензобаки на гондоле. Люди с трудом прорвались через огонь.
После катастрофы «Черномора-3» приказом командующего флотом
была назначена специальная следственная комиссия, которая так и не смогла
выяснить причины гибели дирижабля. Командующий флотом распорядился
«Черномором-4» не заниматься и сдать имущество в порт. Так закончилась
единственная попытка русского флота обзавестись дирижаблями.
Командующий флотом принял правильное решение. Дело в том, что
в это время против германских подводных лодок успешно действовали гидросамолеты.
Можно привести немало примеров, когда летающие лодки срывали действия подводных
лодок.
Вот что вспоминал об отношении войск и моряков к охране судов
гидросамолетами от подводного противника красный военно-морской летчик С. С.
Негеревич в 1923 году:
«...Вера в гидроаэроплан у наших войск была настолько
велика, что суда с десантом отказывались выходить в море без воздушной их
охраны.
После получения от поста службы связи известия о нападении
подводной лодки на госпитальное судно «Впереди мой самолет уже через пять минут
был в воздухе, и, прилетев к месту катастрофы, подводную лодку мне удалось
обнаружить в виде темного веретенообразного предмета глубоко под водой; после
сброшенных мною двух гидростатических бомб на поверхность всплыли только большие
масляные пятна. Была ли повреждена подводная лодка или нет, выяснить не удалось,
но только сейчас можно констатировать тот факт, что весь путь наших судов от
Батуми до Ризе, охраняемый самолетами, с этого времени сделался безопасным, и
случаи нападения подводных лодок на многочисленные наши суда с войсками и
грузами в этом районе не повторялись».
|