"Комсеверпуть-1" Весной 1928 года Б. Г. Чухновский поставил вопрос о
приобретении для ледовых разведок на Севере летающей лодки «Дорнье-Валь», но его
предложение не было реализовано из-за недостатка валюты. Еще в 1926 году для морской авиации в Италии было приобретено
несколько таких лодок. Там они изготавливались немцами по своим чертежам и
технологии, поскольку по условиям Версальского договора на своей территории
Германия строить самолеты не могла. «Дорнье-Валь» оказалась прочной и надежной
машиной. Плоское днище позволяло взлетать со льда и снега, а в случае надобности
самолет мог садиться и на грунт. Он обладал хорошими мореходными качествами и
мог выдерживать длительное пребывание в море.
Чухновского поддержала газета «Известия», напечатав его
статью «Север Союза и самолет», в которой были изложены взгляды энтузиаста на
ближайшее будущее Советской Арктики. Кроме того, первый советский полярный
летчик получил поддержку Алексея Максимовича Горького.
С писателем морские летчики Б. Г. Чухновский и М. С. Бабушкин
познакомились после завершения эпопеи по спасению погибшего дирижабля «Италия»
10 октября 1928 года, за день до отъезда Горького в Италию.
Несколько часов длилась встреча писателя с летчиками. Алексей
Максимович интересовался жизнью народов Севера, превращением Северного морского
пути в нормально действующую морскую магистраль, будущим советской Арктики. Эта
живая заинтересованность Горького в будущем Севера и позволила Чухновскому
обратиться к нему за помощью.
Произошло это уже в Сорренто. В феврале 1929 года Чухновский,
будучи в Италии, несколько дней гостил у Горького. О многом они тогда говорили,
в том числе и об экспедициях в Карском море и новом самолете, который бы
позволил более эффективно проводить ледовую разведку для проводки судов по
Северному морскому пути. И Алексей Максимович пообещал Чухновскому помочь
Комсеверпути в приобретении такого самолета.
В апреле 1929 года командир эскадрильи Морских сил
Балтийского моря Б. Г. Чухновский подал Наркому внешней торговли А. И. Микояну
докладную записку о необходимости организовать ледовую разведку в Карском море
для обеспечения проводки судов карских экспедиций и для освоения Северного
морского пути. Для выполнения этих работ нужна была летающая лодка типа «Дорнье-Валь».
Наша промышленность таких лодок еще не производила.
31 мая А. И. Микоян в Наркомвнешторге сообщил Чухновскому,
что вопрос о выделении валюты в принципе решен, и скоро самолет будет у
полярников.
При возвращении из Сорренто писатель первым делом спросил у
Чухновского, получил ли тот самолет. О своих обещаниях Горький не забывал ...
И. М. Тройский, бывший в то время главным редактором
«Известий», рассказывал:
«О проекте Чухновского каким-то образом узнал Сталин. Кто
ему рассказал — не знаю. Возможно, Куйбышев или Горький. Во всяком
случае, во время одного из наших разговоров он завел разговор о Чухновском;
— Сообщите Чухновскому: самолет мы ему дадим. Изучение
Крайнего Севера — дело важное. За его освоение мы скоро возьмемся. Там
сосредоточены наши главные богатства. Освоим и Северный морской путь, построим и
Северную железнодорожную магистраль. Все сделаем, все, но в свое время, а пока
надо изучать Север и этому всемерно способствовать. А вас я прошу поддерживать
таких людей, как Чухновский, Визе, Шмидт, Борисов, Воблый и Лавров, изучающих
северные земли и моря. Это энтузиасты, некоторые из них — фанатики. Но
люди ценные, очень ценные».
Чухновский самолет получил. Первая летающая лодка на Севере
получила конкретное название «Комсеверпуть-1». На борту ее появилось обозначение
Н-1, положившее начало самолетам полярной авиации.
В 1929 году карские экспедиции по вывозу сибирских товаров
проводились в более крупных масштабах, чем когда-либо раньше. Поэтому мощному
ледоколу «Красин» был придан разведывательный самолет. Его экипажем командовал
Борис Чухновский.
«Дорнье-Валь», нагруженный запасными частями, инструментом 20
июля вылетел из Севастополя. Он совершил перелет через Таганрог, Сталинград,
Самару и Рыбинск в Архангельск, получая в местных отделениях общества Осоавиахим
все необходимое снабжение и обслуживание.
28 июля машина прибыла в Архангельск. Экипаж быстро
приготовился к разведке полярных льдов, чтобы ледокол мог наиболее легким и
безопасным путем провести караваны с грузами.
Ледовая обстановка в том году была на редкость тяжелой. И
отыскание среди льдов проходов было даже для опытных летчиков нелегким делом.
Три недели, летая над ледяными полями, Чухновский держал
постоянную связь с ледоколами карской экспедиции. Многие полеты
продолжительностью по пять— шесть часов были совершены гидросамолетом в очень
тяжелых условиях.
19 августа, закончив работу в районе Югорского Шара,
«Комсеверпуть-1» вылетел на восток к порту Диксон, и здесь Чухновского постигла
неудача, к счастью, не имевшая серьезных последствий. В телеграмме, отправленной
Чухновским замнаркомвоенмору С. С. Каменеву об этом «полярном приключении» было
сказано так:
«...Тяжелое положение льдов и большие затруднения по проводу
судов через Карское море заставили нас сделать четыре полета по пять и шесть
часов над льдами Карского моря. Окончив эту задачу, 19-го в пятнадцать часов
вылетели в Диксон. Во время обхода густого тумана у берегов Ямала на четвертом
часу полета у самолета сломался вертикальный распределительный валик, но посадка
на крупную зыбь с нагрузкой в три тонны прошла благополучно. Хорошо, что мотор
не сдал над только что пройденным пятидесятимильном поясе битого льда.
Радиосвязь прекратилась из-за заливших всю аппаратуру шестибалльных штормовых
волн. 20-го в 13 часов радиосвязь была восстановлена. При утихшей погоде
приступили к замене сломанного валика запасным, имевшимся в самолете. В 15 часов
заметили на горизонте корабль и дали радиосигнал. Пошли на одном моторе
навстречу. 21-го были подняты на борт парохода «Леонид Красин», направлявшегося
в Енисей. Экипаж здоров. Высокие летные качества самолета целиком себя
оправдали. Чухновский».
Не прошло и недели, и самолет Чухновского, сменив аварийный
мотор, ушел на северо-восток от Диксона и открыл свыше ста неизвестных островов
...
Во время полетов 1929 года Борис Чухновский предложил ряд
доработок, которые позволили улучшить «Дорнье-Валь» для работы в условиях
Севера, что и было учтено при закупке очередных машин этого типа. Вот как сам
Борис Чухновский формулировал эти задачи:
«В первую очередь надо усилить ледовый редан (днище)
самолета, чтобы иметь возможность подниматься и спускаться на самолете не только
на воду и снег, но и на лед. Необходимо, чтобы этот двухмоторный самолет при
выходе из строя одного из моторов мог продолжать полет при втором действующем
моторе».
По инициативе Чухновского было разработано приспособление,
позволявшее в течение 10 секунд уменьшить количество бензина на 1150 литров,
благодаря чему облегченный самолет приобретал возможность лететь и даже
подниматься в воздух с одним мотором.
Следующие машины «Комсеверпуть-2» и «Комсеверпуть-3» уже были
доработаны по предложениям Чухновского и внесли значительный вклад в освоение
Арктики.
|