Полеты Василия Молокова 1935 год отмечен дальними полетами советских гидросамолетов.
К самым замечательным из них следует отнести перелет морского летчика В. С. Молокова. В мае 1935 года он получил задание провести ледовую разведку в
малоизученном районе Чукотского моря — северо-западнее острова Врангеля и в
заливе Лонга. Маршрут проходил не по Арктическому побережью, а южнее, через
Восточную Сибирь. Это было нужно, чтобы пройти по новой воздушной трассе —
Красноярск—Якутск— Алдан—Колыма и уже от устья Колымы выйти к Северному
Ледовитому океану. Для полета Молокову был выделен гидросамолет «Дорнье-Валь»
СССР-Н-2. Первый полет гидросамолета на расстояние 21 тыс. км вызвал
большой интерес советской общественности. В Красноярске, где машину готовили к
перелету, состоялся большой митинг. Такие митинги проводились везде, где
садилась летающая лодка.
16 июля СССР-Н-2 стартовал. Вначале экипаж мучила жара:
температура доходила до 35 градусов. После первой посадки самолет с трудом
поднялся над Ангарой. Летающая лодка шла на высоте 100—150 метров. Чтобы набрать
большую высоту, требовалось увеличить обороты двигателей, а этого делать было
нельзя — вода в радиаторах почти кипела.
Такие же условия полета были и над Леной, где
машину пришлось вести над водой на высоте 50 м, а порой снижаться до 5 м.
Приходилось внимательно следить за прихотливыми изгибами реки. Уйти в сторону от
воды — рискованно, самолет-то морской! Однако часть маршрута все-таки пришлось
пройти над сушей. Жара сменилась густой облачностью и дождями. После остановки в
городе Киренске и поселке Нюе СССР-Н-2 четыре часа летел через сплошную дождевую
полосу. ... В Якутск летающая лодка прибыла 18 июля уже в сумерках. Молоков
посадил машину, ориентируясь по отблескам огней города на воде.
После отдыха в Якутске 20 июля гидросамолет с большим трудом взлетел. Старт
затруднили полный штиль и тридцатиградусная жара. Поднявшись в воздух, СССР-Н-2
минут двадцать кружил над городом, пытаясь набрать нужную высоту. Однако выше
100 метров машина не поднималась. Поэтому и пришлось лететь не напрямик через
тундру, а по течению Лены. Затем гидросамолет повернул на реку Алдан, к поселку
Крест Холджайы, от которого начиналась самая сложная часть маршрута — перелет
через Верхоянский хребет на Колыму.
Отроги гор возникли перед гидросамолетом неожиданно,
поскольку машина от Крест Холджайы шла в сплошной облачности и густом дыму от
полыхавших в тундре пожаров. Столбы дыма поднимались до двух километров,
затрудняли дыхание. Постепенно горы закрылись облаками. Молоков знал, что под
ним горы, и посадка невозможна. Он поднял машину на предельную высоту — 4200
метров, облака были еще выше — до 5000 метров. Пришлось повернуть к Охотскому
морю. Пролетая вдоль предгорий на высоте 3100 метров, в редких разрывах облаков
увидели синий кусочек моря и сразу пошли на посадку. Через полчаса лодка
перелетела в бухту Ногаево.
26 июля летающая лодка взлетела и взяла курс на Колыму. Почти
три часа она летела над Яблоновым хребтом (рискованно, но двигатели не подвели).
Вот и Колыма! Пошли на посадку в поселке Усть-Утином, где была возможность
заправиться бензином.
28 июля гидросамолет достиг Нижнеколымска. Пройдена большая
часть маршрута. Впереди — океан!
Выйдя к Восточно-Сибирскому морю, экипаж гидросамолета
приступил к выполнению основного задания.
Надо было ознакомиться с состоянием льдов, характером их
движения, направлением дрейфа и разведать полосы чистой воды.
Местом базирования СССР-Н-2 выбрали поселок Уэлен. Ледовую
разведку вели в заданном секторе моря в районе острова Врангеля до 72 градусов
30 минут северной широты и 176 градусов западной долготы. В ясную погоду
видимость достигала 250—300 км. Экипаж мог обследовать обширные площади,
находить трещины и разводья чистой воды. Гидросамолет залетал в такие районы,
где еще не бывали ни суда, ни самолеты.
17 августа, проводя обзор заданного участка, экипаж
гидросамолета решил идти на поиск легендарной Земли Санникова. Герой Советского
Союза генерал-майор авиации В. С. Молоков так вспоминал об этом эпизоде:
«Следуя на северо-запад от острова Врангеля, мы увидели вдали
сквозь дымку синюю полоску воды, а за ней берега. Земля Санникова? Все
заволновались, стали пристально всматриваться. Уже ясно виднелись долины и горы.
Берем курс на эту землю. Но картина, так ясно представшая перед нами, вдруг
постепенно стала тускнеть, и наконец совсем исчезла. Разочарованные, мы
повернули назад. Никак не верилось, что это был мираж...»
Полностью выполнив задание, гидросамолет СССР-Н-2
благополучно завершил свой перелет в Дудинке.
Почти одновременно с Молоковым небо Арктики с востока на
запад пересек самолет Леваневского, совершавший рейс из Лос-Анджелеса в Москву
через Чукотку. Хотя этот полет непосредственно не был связан с изучением
Крайнего Севера, тем не менее он стал заметной вехой в его воздушном покорении.
Пилот С. А. Леваневский со штурманом В. И. Левченко летали на гидросамолете
СССР-Н-208. Это была американская амфибия Валти V-JAS с двумя двигателями по 750
л. с. (551 кВт), моноплан-парасоль с крылом на пилоне и откосах, с убираемым в
борта лодки шасси и салоном на 15 пассажиров. Летчики выполняли важное задание:
прокладку прямой воздушной линии между США и СССР.
Когда прокладывалась транссибирская воздушная магистраль,
советские летчики уже совершили первый перелет из СССР в США. Полетом руководил
известный летчик С. А. Шестаков. В 1929 году он перелетел из Москвы в
Петропавловск, а оттуда вдоль гряды Алеутских островов в Америку. Впоследствии
освоением этой трассы занимались американские летчики, но неудачно. Трое из них — Пост, Эйелсон и Борланд — погибли, а Маттерн потерпел
аварию.
Леваневскому предстояло выполнить очень трудную задачу. Он
должен был изучить условия полета на трансконтинентальной линии, определить
места посадочных площадок и баз снабжения горючим, установить возможность связи
и т. д.
5 августа СССР-Н-208 стартовал из Лос-Анджелеса. Полет вдоль
американского побережья проходил с посадками в Сан-Франциско, Сиэтле и Номе.
Первая часть маршрута прошла в благоприятных условиях. Трудности поджидали над
океаном. Однако Леваневский сумел провести свою машину почти в сплошной
облачности и удачно приводнился в Уэлене. До бухты Тикси самолет летел над
Арктическим побережьем с посадкой в бухте Амбарчик, где и произошла встреча с
летающей лодкой Молокова. 30 августа самолет Леваневского прибыл в Жиганск, а 2
сентября в Красноярск, где закончилась «водная» часть маршрута. Поставив машину
на колеса, Леваневский поднял ее в воздух и 13 сентября прибыл в Москву.
Героев-летчиков встретили руководители Партии и Правительства.
Экипаж СССР-Н-208 был награжден орденами.
«Впервые в истории авиации охватываются одним полетом
Калифорния, Орегон, Вашингтон, Канада, Аляска, Чукотка, Якутия, Сибирь, — писал
об этом перелете Герой Советского Союза С. А. Леваневский. — И я счастлив, что
эта задача решена советскими летчиками».
В следующем году морской летчик Герой Советского Союза В. С.
Молоков совершил самый большой перелет в небе Севера на гидросамолете. Он
пролетел над всей территорией Крайнего Севера и над трассой Северного морского
пути от Берингова пролива до Белого моря. Протяженность перелета составляла 26
тыс. км. С Молоковым, на борту уже знакомой нам летающей лодки СССР-Н-2, летели
штурман Алексей Ритсланд, механики Григорий Побежимов и Владимир Мишенков,
начальник политуправления Главсевморпути С. А. Бергавинов, дра политработника и
специальный корреспондент «Правды» Борис Горбатов.
Бергавинову и его помощникам предстояло проверить состояние
зимовок, работу хозяйственных и партийных организаций, провести обмен партийных
документов.
Этот перелет начался 22 июля. Погожим утром из Красноярска
СССР-Н-2 поднялся в воздух и направился на Камчатку через Кежму, Усть-Кут и
Якутск. 30 июля гидросамолет прибыл в порт Аян и в тот же день перелетел в порт
Ногаево.
Следующий отрезок маршрута был в СССР-Н-2 «морским»:
Петропавловск-на-Камчатке — Командорские острова—Майнгы—Пильгын—Анадырь.
От Ногаева маршрут Молокову был незнаком. Вначале летчик
предполагал сразу долететь до Усть-Камчатска и оттуда идти на Уэлен. Но через
Камчатский хребет перевалить не удалось — он был закрыт туманом. Пришлось идти
вдоль побережья. Вот что о полете у мыса Лопатка писал сам летчик:
«Веду машину ... в десяти метрах от воды. Погода все время
ухудшалась. Когда подошли к мысу, разыгрался сильный шторм. Видимость стала
очень плохой — не больше двадцати метров.
Берега Камчатки высоки и обрывисты, но я различал их в дожде
и тумане лишь по белой пене прибоя. Держу курс на Петропавловск, целиком надеясь
на штурмана, Ритсланд по картам и приборам делает точный расчет. Получаю от него
записку: «Сейчас будет Петропавловск». Но я не вижу никаких признаков города. А
Ритсланд снова пишет: «Перед нами берег, здесь вход в бухту». Идти туда в
кромешной тьме не решаюсь, опасаюсь наткнуться на берег. Единственный выход
— сесть в открытом море.
Волны вздымались высоко, и надо было рассчитать так, чтобы
попасть на гребень. Ну ничего, сели. Ведя самолет с волны на волну, вхожу
наконец в бухту. На берегу у причала уже собрались ожидающие нас представители
городских организаций. Нас шумно приветствовали, выражали свой восторг и
удивление, как мы смогли при такой погоде войти в бухту, когда на это не
решались даже корабли».
Да, это был первый в истории авиации случай, когда через
Авачинские ворота прошел по воде гидросамолет. Так закончил Молоков первый этап
перелета.
Через несколько дней СССР-Н-2 стартовал из
Петропавловска-на-Камчатке и направился к самому дальнему на Севере пункту
Советского Союза — Уэлену. Отсюда начался второй этап перелета.
20 августа СССР-Н-2 пролетел над теми местами, где два года
назад в зимних условиях проводилась работа по спасению челюскинцев. А дальше
летающая лодка направилась точно на север на остров Врангеля и 22 августа села в
бухте Роджерса. На шесте развевался красный флаг, поднятый десять лет назад Г.
А. Ушаковым.
Все население высыпало для встречи гидросамолета Молокова.
Летчики бережно спустили с борта машины памятную доску с
надписью: «Непартийному большевику, погибшему от руки убийц в зимовку 1934/1935
г. в борьбе за советские принципы освоения Арктики, доктору Вульфсону от ГУСМП и
Политуправления». Доска была установлена в память о трагических событиях на
острове, о которых подробно писал Лев Шейнин в своей книге «Записки
следователя».
26 августа Молоков перелетел к бухте Амбарчик у устья Колымы.
От этой бухты до Тикси предстояло пролететь 1300 км, причем на пути не было
возможности пополнить запасы бензина. По этой причине лодка была загружена до
предела и не смогла сразу взлететь. И тут Молоков нашел следующее решение:
«Всех спутников отправил в задний отсек, чтобы ниже опустить
хвост и приподнять нос лодки из воды. Даю газ па полную мощность, а самолет все
бежит и бежит по воде. По теории, если через минуту он не взлетит в воздух, то
совсем не взлетит. Проходит минута, другая, третья ... Кто кого переупрямит
— я или машина? Нет, думаю, переборю ее, не может быть, чтобы не взлетела. И
действительно, она все же подчинилась мне — через
три минуты двадцать секунд поднялась и медленно начала набирать высоту.
Только вышли на простор, как на нас обрушились сразу снег,
дождь, встречный ветер. Так пробивались мы к Тикси почти десять часов. Наконец у
берега видим самолетный ящик: три стенки, четвертая открыта, и словно в шутку
прибита официальная табличка: «Аэропорт Тикси». Тиксинцы встретили нас
приветливо».
Из Тикси СССР-Н-2 направился к Нордвику, где была очень
удобная посадочная площадка. Машину поставили на якорь, и экипаж пошел отдыхать.
В Нордвике пришлось задержаться: Молокову дали задание от Управления полярной
авиации. Нужно было вылететь к Северной Земле на ледовую разведку для проводки
судов. Это было весьма ответственное задание, так как через пролив Вилькицкого в
эти дни шел караван судов, в составе которого были военные корабли. У берегов
Северной Земли Молоков обнаружил чистую воду, что дало капитанам уверенность в
возможности быстро пройти проливом Вилькицкого. Молоков указал путь ледоколам и,
вернувшись за своими пассажирами, продолжил полет на запад.
Результаты этой разведки были высоко оценены теплой
приветственной телеграммой О. Ю. Шмидта.
К Диксону гидросамолет подлетел светлой лунной ночью. Хорошо
зная пологие берега острова, Молоков не опасался идти здесь на посадку. Однако
оказалось, что Диксон закрыт туманом. Пришлось садиться в шхерах Минина. С
трудом выбрав разводье между льдинами, Молоков посадил машину. За одну из льдин
зацепились якорем. Но вскоре льды стали двигаться, и началось сжатие. Молоков
сразу снялся с якоря и стал рулить между льдинами, благо были разводья. Только к
рассвету самолет сумел подойти к одному из островков, у которого решили немного
отдохнуть. Наладили радиостанцию и сообщили на Диксон, что на борту летающей
лодки все в порядке.
Потом, уже на Диксоне, к Молокову обратились с просьбой: в
море пропал самолет Ш-2. Пароход «Малыгин» искал этот самолет, но безуспешно.
Вместо отдыха Молоков поднял свою машину на поиски «шаврушки». Три часа «утюжил»
воздух, пока среди шхер и островков не обнаружили зелененький самолетик. С
воздуха дали координаты Ш-2, и с острова к нему вышел катер.
9 сентября Молоков с Диксона вылетел к острову Вайгач, и
благополучно приводнился в бухте Варнек. Отсюда он стартовал в Архангельск.
18 сентября летающая лодка вылетела из Архангельска в Москву.
Пока лодка летела, в Управлении полярной авиации кто-то
решил, что Молоков не сможет на морском самолете сесть на Москву-реку.
Обратились к И. В. Сталину, он в это время отдыхал в Крыму. Сталин ответил:
«Если Молоков считает, что сможет сделать посадку, пусть летит».
В точно назначенное время, в 17.00 Василий Молоков посадил
свой гидросамолет на спокойную воду Москвы-реки. Самолет подрулил к мостикам
набережной. Экипаж встречали члены правительства — В. М. Молотов, А. А. Андреев,
К. Е. Ворошилов и другие, друзья-летчики.
Успешный перелет Молокова был своеобразным экзаменом для
советских моторостроителей, создавших двигатель М-17, которым была оснащена
летающая лодка. Постановлением ЦИК СССР экипаж СССР-Н-2 был награжден орденами.
По заслуге и честь!
Этот перелет наглядно показал, что для летающих лодок
практически нет недоступных мест на побережьях нашей необъятной Родины.
|