Гидроавиация в Великой Отечественной войне Накануне Великой Отечественной войны летающие лодки
составляли четверть от общего числа самолетов морской авиации. Это были в
основном МБР-2 и несколько Че-2, ГСТ и КОР-1. На Северном флоте было 54
гидросамолета, на Краснознаменном Балтийском — 131, на Черноморском — 167 и на
Тихоокеанском—216. Основными задачами летающих лодок было проведение воздушной
разведки и осуществление противолодочной обороны. Боевая выучка экипажей была
довольно высокой: они могли действовать в ночное время и в сложных
метеорологических условиях.
Именно летающие лодки первыми вступили в Великую
Отечественную войну в воздухе. 22 июня 1941 года в 3 часа 30 минут старший
лейтенант Н. М. Трунов и лейтенант Пучков из 44-й авиационной эскадрильи авиации
Балтийского флота, проводя на самолетах МБР-2 воздушную разведку, обнаружили
неизвестные корабли, маневрирующие в Финском заливе. Снизившись до 600 метров,
самолеты пытались приблизиться к ним, но были встречены зенитным огнем. Как
позже выяснилось, это были вражеские корабли, ставившие мины.
Гидроавиаторы Балтики вступили в бой в первый же день войны.
Первый удар по врагу нанесли летающие лодки МБР-2 43-й и 41-й отдельных
эскадрилий, базировавшихся в районе Либавы и Риги. Они вели разведку и наносили
бомбовые удары по врагу. Первоначально действовали они в светлое время, пока у
гитлеровцев не появилось сильное истребительное прикрытие, а потом исключительно
ночью.
МБР-2 были незаменимы при сопровождении конвоев транспортов.
Они обороняли своих подопечных от атак подводных лодок и торпедных катеров. В
каких условиях приходилось сражаться гидроавиаторам достаточно красноречиво
рассказывает следующий эпизод. Командиру МБР-2 А. Ф. Стрелецкому с ведомым
поручили задание сопровождать транспорт, идущий из Таллина в порт Ханко, и
следить за обстановкой. В районе острова Стор-Юссаре летчики обнаружили еле
заметные белые буруны— это начали атаку три торпедных катера. Летчики пробомбили
катера, но те сумели уклониться. Судя по всему это был опытный враг. Летчикам
ничего не оставалось делать, как бить по противнику из пулеметов. Катера тоже
ответили огнем и упорно продолжали сближаться с транспортом. Положение
становилось критическим. Герой Советского Союза П. Ф. Стрелецкий так рассказывал
об этом бое:
«От нас требовалось сверхвозможное, чтобы предотвратить
гибель транспорта. Нервное напряжение достигло предела...
"Таран? — мелькнула мысль. — Неужели это
единственный выход?" И когда я заканчивал разворот для выхода в атаку, решение
стало окончательным: ,,Другого выхода нет. Только таран!"
— Внимание! — передал я по переговорному
устройству, — положение безвыходное. Будем таранить ведущий катер. Наберу
высоту и выбрасывайтесь на парашютах. Потом транспорт вас подберет.
Подождал немного, потом запросил:
— Тимофей, что решил? Штурман Маслов ответил:
— Вместе на таран!
— Георгий, что думаешь?
Наушники доносят четкий голос стрелка-радиста Захарченко:
— Буду до конца со своим командиром!
— Спасибо, друзья! Пулеметов не жалеть!
Снизив машину, взял такой курс, чтобы удар по рубке пришелся
левым поплавком. Окостеневшие пальцы сжимали штурвал. Видно было, как ствол
пулемета становится темно-красным. Осталось сто метров, пятьдесят... Еще
секунда, другая и... Но что это? Ведущий катер резко рванулся вправо, Я тут же
резко положил самолет в глубокий правый вираж и вдруг в
кабине раздались два глухих хлопка, и мне ударила в лицо упругая струя воздуха.
Вижу перед собой две пулевых пробоины в переднем стекле. Когда машина
развернулась на сто восемьдесят градусов, перед моими глазами предстала картина,
при виде которой сердце было готово выскочить из груди от радости. Катера
развернулись и уходили на максимальных скоростях к острову Стор-Юсааре. Сзади
них маневрировал самолет Сережи Волкова, и оба его пулемета били по убегающему
врагу. Прибавив газа, я тоже устремился к катерам. Зажав их с двух сторон, мы
гнали их все дальше и дальше...»
С 30 июля 1941 года МБР-2 стали использоваться как ночные
бомбардировщики для ударов по противнику на суше. Зачастую, беря на борт до 600
кг бомб (за счет горючего), МБР-2 делали за ночь по три-четыре боевых вылета,
нанося врагу значительный ущерб. Так, гидросамолеты МБР-2 116 авиаполка ВВС
Черноморского флота уничтожили вражеские самолеты-торпедоносцы Хе-111 на
аэродроме Саки весной 1942 года. Полк совершил за ночь по аэродрому 200 боевых
вылетов и уничтожил 17 самолетов. Количество поврежденных машин установить не
удалось, но действия наших летающих лодок были столь эффективными, что
гитлеровцы были вынуждены организовать специальную операцию по уничтожению
МБР-2, которые базировались на аэродромах осажденного Севастополя.
Для выполнения своего замысла гитлеровцы использовали
дальнобойную 8-дюймовую артиллерию, которая в течение восьми суток непрерывно
обстреливала районы основных стоянок наших самолетов, впрочем без особого
успеха.
Хотя МБР-2 значительно уступали гитлеровским самолетам по
летно-техническим данным и вооружению, но летчики морских машин выходили
победителями из самых, казалось, безвыходных положений. Так на Черноморском
флоте экипаж МБР-2 в почти часовом поединке сумел сбить двухмоторный истребитель
Me-110 «Ягуар». Участник этого беспримерного боя капитан в отставке В. М. Бялик
вспоминает:
«24 февраля 1942 года нам предстояло перегнать свой
самолет из Севастополя в Поти для замены мотора, отработавшего свой ресурс.
Перед вылетом один из штурманов попросил меня обменяться пулеметами, так как его
ШКАС часто давал задержки. Рассчитывая на получение нового пулемета, я его
просьбу выполнил.
Наш МБР-2 забрался уже довольно далеко от берега, когда мы на
траверзе Аю-Дага встретились с Ю-88, который неожиданно нас атаковал.
Когда самолет подошел к нам вторично, мы увидели, что это
вроде бы не «Юнкера — форма машины другая. На удлиненном фюзеляже был
нарисован леопард, на шкуре которого было разбросано много небольших крестиков.
Стало ясно, что нам попался немецкий летчик-ас: каждый крестик означал сбитый
самолет.
Учитывая явное преимущество противника в скорости и
вооружении, мы быстро сориентировались в тактике боя. Прижавшись как можно ближе
к воде, старались как можно дальше уйти от берега. В тот день в море изрядно
штормило.
Используя свои дальнобойные пушки, странный "Юнкерс" старался
бить по нам с большой дистанции. Нам стало ясно, что это его преимущество можно
свести на нет только четким маневрированием. Дело осложнялось тем, что мой ШКАС
давал задержки — вот когда я клял себя за то, что отдал хороший пулемет! Атаки
противника становились все более ощутимыми. В нашем МБР-2 появилось множество
пробоин. От руля поворота осталась одна рамка...
Положение становилось критическим. Наш самолет приближался к
Синопу. Под нами находился катер-охотник, но из-за бушующего моря мы не могли
рассчитывать на его поддержку.
Мой пулемет дал очередную задержку и смолк совсем. Я его
вырвал из турели, разобрал, нашел причину задержки, устранил ее. Вновь стал
следить за небом в поисках «Юнкерса», На этот раз он приближался к нам со
стороны Синопа. Повернувшись к Герасину, я свел кулаки вместе.
Только лобовая атака могла в данный момент уравнять шансы
боя. Виктор понял меня сразу. Шла шестидесятая минута жестокого боя.
Вцепившись в пулемет, я ожидал приближения врага. Герасин с
исключительным хладнокровием устремил свой самолет в лоб противника — это
помогло мне в наиболее удачный момент разрядить пулемет точно по врагу. "Юнкерс"
пронесся в нескольких метрах над нами. Обернувшись, я увидел, как «Юнкере»,
воспламенившись, падал в воду рядом с бортом катера-охотника...
Когда наша избитая машина была вытащена на берег, то
выяснилось, что мы повстречались не с «Юнкерсом», а с двухмоторным истребителем
Me-110 «Ягуар», на которых летали лучшие гитлеровские летчики. Его вооружение
состояло из четырех пушек и двух крупнокалиберных пулеметов, залп из которых мог
перебить фюзеляж самолета. И спасла нас в этом бою исключительно хорошая
маневренность МБР-2».
Во время Великой Отечественной войны наша авиапромышленность
наладила массовый выпуск хорошо зарекомендовавших себя бомбардировщиков,
торпедоносцев, штурмовиков, истребителей. Только в первый год войны
Военно-Морской Флот получил 1366 боевых самолетов. Авиация действующих флотов не
испытывала недостатка и в вооружении.
Но вот с гидросамолетами дело обстояло не лучшим образом.
Заводы, которые могли их выпускать, оказались на территории, временно
оккупированной противником, а. на действующих налаживать производство летающих
лодок, учитывая их малую серийность, было невозможно. Когда к концу войны наша
морская авиация стала испытывать острую нужду в гидросамолетах, некоторое их
количество удалось получить из США по ленд-лизу.
Перегонка этих самолетов в 1944 году сама по себе была
заметным событием в истории советской гидроавиации. Командование авиации ВМФ
выделило 26 наиболее опытных экипажей с Северного, Тихоокеанского и
Черноморского флотов.
Всего лишь двадцать дней понадобилось нашим экипажам, чтобы в
США освоить новую для них технику. Работали, не считаясь со временем и
усталостью; только бы быстрее в воздух! Языковый барьер, непривычное
расположение приборов и вооружения создавали немалые трудности, но они были
успешно преодолены.
Перегонка проходила по трем маршрутам: северному, южному и
восточному. Первая группа «Каталин» для авиации Северного флота взлетела по
северному маршруту, протяженность которого составила 4500 морских миль
(расчетное полетное время — 45 часов). Полет проходил в дневных условиях. На
первом этапе перелета на всех машинах от обледенения произошел обрыв антенн. В
Гандере пришлось установить новые антенны и усилить их крепление. Второй этап
проходил через Северную Атлантику. Вначале пришлось лететь в облаках, самолеты
сильно обледенели. Потом ушли за облака и уточнили место по звездам. Полет над
океаном занял 14 часов.
Самым продолжительным и сложным оказался третий этап — от
Рейкьявика до Мурманска протяженностью 1870 миль. Здесь появились немецкие
истребители. Маршрут и профиль полета были выбраны с таким условием, чтобы
противник не мог перехватить наши самолеты.
«Каталины» для Тихоокеанского флота перегонялись по
восточному маршруту протяженностью 9960 миль — через Берингов пролив во
Владивосток. Здесь также были свои трудности: сложные погодные условия,
отсутствие оборудованных гидроаэродромов.
Для Черноморского флота и полярной авиации машины перегоняли
по самому сложному, южному маршруту,
протяженностью 11 250 миль. Наши летчики выдержали и тропическую жару, и сильные
ливни, и грозы. Время перелета через океан превышало светлое время суток,
поэтому пришлось уделить особое внимание взлету и посадке в ночных условиях.
Учитывалось также, что придется дважды пересекать экватор и в связи с этим будет
меняться картина звездного неба.
Когда машины легли курсом на Сан-Хуан, они пересекли ночью
теплый фронт, который доставил нашим летчикам немало неприятностей. Они летели
через грозовую облачность в течение шести с лишним часов (кар раз над
«Бермудским треугольником»). Нелегким оказался и участок пути над Атлантикой от
Натала (Южная Бразилия) до Батерста (западная Африка). Это самая узкая часть
океана — ширина его здесь 1818 миль. Снова ливни и грозы. Трудно дался следующий
участок пути в 1460 миль до Порт-Лиотей (Французское Марокко) со сложными
метеоусловиями. В довершение всего аэродром оказался закрыт густым туманом.
После улучшения метеоусловий самолеты пришлось посадить на узкой и быстрой реке
Уэд-Себу. Непростым оказался сравнительно короткий перелет в 800 миль до острова
Джерба (Тунис). Безжалостное тропическое солнце разогрело машины до такой
степени, что было трудно дышать.
Впрочем, на каждом участке маршрута были свои сложности. Так,
во время полета вдоль Средиземноморского побережья Африки в воздухе висела
желтая пыль, затмевавшая горизонт. На участке пути от озера Хаба-ния (Ирак) до
Баку несколько спрямили маршрут, для чего пришлось пересекать высокие горные
хребты. Едва хватило мощности двигателей, чтобы преодолеть перевалы. Зато
удалось сократить время полета с 12 до 5 часов.
Эти гидросамолеты приняли участие в завершающих действиях ВВС
ВМФ по разгрому немецко-фашистских агрессоров. А летчики, участники перегонки,
стали делиться опытом полетов в различных широтах от Заполярья до экватора.
«Каталинам» пришлось заниматься не только разведкой, но и
спасением экипажей наших самолетов, сбитых над морем. Так, 19 августа 1944 года
для спасения наших экипажей в море вылетели гидросамолеты «Каталина» майора
Мельникова и капитана Князева. Мельникову удалось благополучно подобрать экипаж
пикировщика Пе-2, а вот капитана Князева по маршруту к месту вынужденной посадки
встретил вражеский истребитель «Блом-Фосс».
Капитан Князев сразу же снизился до высоты тридцать метров и
стал маневрировать, давая возможность вести огонь своим стрелкам из всех точек.
Вражеский истребитель был сбит.
Вскоре на воде заметили три темных точки — «Каталина» сразу
пошла на посадку в открытом море к радости экипажа лейтенанта Чепенко, который
не ожидал столь быстрой помощи.
Гидросамолеты «Каталина» участвовали и в десантных операциях.
Так, экипажу капитана Князева 29 августа 1944 года выпала высокая честь
доставить в Констанцу дипломатическую миссию и десант для занятия города и
порта. Через час с небольшим полета миссия была благополучно высажена на месте
назначения. В этот же день Князев доставил советских парламентеров с
ультиматумом румынскому правительству в Сулин. 8 сентября 1944 г. тот же экипаж
доставил миссию и десант в Варну. Население города вышло с цветами встречать
советских моряков и летчиков. На следующий день две летающие лодки высадили
десант в Бургасе.
Хорошо показали себя «Каталины» на Севере. Они также
осуществляли дальнюю разведку, искали подводные лодки, спасали терпящих бедствие
моряков и летчиков. Вот один из множества боевых эпизодов: поединок летающей
лодки с подводной...
В арктическую навигацию 1944 года транспортные суда под
конвоем военных кораблей успешно проходили Северным морским путем, но как только
пути следования конвоев очистились ото льда, подводные лодки германского флота
стали проникать в Карское море. Обстановка стала очень напряженной. 12 августа
1944 года для уточнения ледовой обстановки вылетел командир полка майор С. М.
Рубан. Чтобы увеличить запас горючего, на гидросамолет бомбы не подвесили.
Летающая лодка прошла над островом Свердруп, потом пошла на
восток, чтобы выйти к материку в районе шхер Минина и идти к проливу Вилькицкого.
Скоро должны были уже появиться острова, а вслед за ними и
материк, когда впереди замелькали вспышки, похожие на разрывы снарядов. «Каталина»
устремилась к скрытой туманом цели. Пробив облачность, летчики оказались над
небольшим островком Вардропер и увидели следующую картину: уткнувшись в берег,
стояла немецкая подводная лодка, на палубе которой были люди. Зенитные установки
лодки открыли огонь.
Майор Рубан увел свою машину в облака и принял решение
передать на базу координаты лодки и постараться не дать ей уйти, пока не
подоспеют самолеты с бомбами.
Гидросамолет вынырнул из облаков и ударил по лодке из
пулеметов. Вокруг «Каталины» появились облачка разрывов снарядов ... Рубан увел
свою машину в облачность...
Снова летающая лодка из облаков атаковала подводную — особого
вреда она не могла причинить, но вот на мостик рубки подводники подняться не
могли — подход к берегу был извилистым и мелководным — кто-то должен был вывести
лодку на глубокое место.
...Истекало уже двадцать пять минут поединка, когда над
вражеской субмариной заструился синий дымок — на ней запустили дизели. Подводная
лодка задним ходом стала уходить на глубокое место и сразу погрузилась. Вскоре
над водой показались перископ и рубка. Гидросамолет дал по ней несколько
прицельных очередей, продолжая барражировать над водой. Вскоре подошла «Каталина»
летчика В. А. Гуричева. Он сбросил четыре бомбы на то место, где последний раз
видели перископ. По воде стало расползаться громадное масляное пятно. Тут
подоспел еще один гидросамолет и сбросил на масляное пятно еще четыре бомбы.
После этого немецкие подводники на мелководье не появлялись.
Летающие лодки первыми начали боевые действия и против
империалистической Японии.
...Во второй половине дня 8 августа 1945 года экипаж самолета
МБР-2, производивший разведку одного из районов Японского моря, обнаружил
вражеский конвой из пяти транспортов в охранении трех эскадренных миноносцев,
идущий к корейскому порту Юки. Экипаж летающей лодки вел наблюдение за конвоем в
течение полутора часов. Противник, не подозревая, что за ним следят, продолжал
движение.
Получив донесения от этого самолета, в штабе ВВС
Тихоокеанского флота решили, что обнаруженные корабли в следующую ночь станут
целью для морских бомбардировщиков. Проложить первый маршрут в неприятельский
порт должны были летчики 115 разведывательного морского авиационного полка.
Когда МБР-2 были уже готовы к вылету, южный ветер постепенно
стал стихать, и к моменту старта на Амурском заливе установился полный штиль.
Это сильно затруднило взлет самолетов, до предела загруженных бомбами. Несмотря
на это, МБР-2 один за другим поднимались и исчезали в ночной мгле залива Петра
Великого. Первым к вражескому порту шел самолет командира полка майора И. Г.
Нехаева со штурманом старшим лейтенантом В. Балкиным. В ту ночь летчикам было
трудно пилотировать машины: мешала облачность. Кроме того, для слепого полета
МБР-2 имели весьма примитивное оборудование.
При подходе к порту для скрытности и внезапности летающие
лодки стали снижаться на малом газу, пробивая облачность. Город и порт были
затемнены. Темная береговая черта и бухта с воздуха просматривались плохо. Под
нижней кромкой облаков МБР-2 легли на боевой курс.
Ведущая пара гидросамолетов сбросила серию осветительных
авиационных бомб. Под их сверкающими шапками видны город и порт. В порту хорошо
различимы склады, транспорты на рейде и у причальных стенок. В этот момент
следующая пара гидросамолетов в своих прицелах уже наметила объекты. Самый
ответственный момент! Штурману нужно быстро рассчитать необходимые данные для
бомбометания и успеть сбросить бомбы на цель до того, как потухнут светящиеся
авиабомбы...
В ту ночь летчики потопили танкер, уничтожили шесть складов,
портовое оборудование и создали несколько очагов пожаров на пирсах. Кстати,
неподалеку от порта Юки, на озере Хасан в 1937 году МБР-2 впервые приняли боевое
крещение.
|