Будущее морских машин
Задумываясь о будущем гидроавиации Бериев приходил к тем же
самым выводам, что и Бартини. В самом деле, самолеты массой до двухсот тонн
способны брать на борт 140—170 пассажиров. С увеличением взлетной массы и
величины перевозимого груза для таких машин потребуется специальная бетонная
полоса толщиной 50— 80 см.
Современный аэродром довольно сложное и дорогостоящее
сооружение. Да и создание соответствующего шасси для тяжелого самолета задача
весьма сложная. К примеру, для тысячетонного самолета оно должно иметь около 40
полутораметровых колес, каждое по 500 кг. Вместе со всеми устройствами масса
такого шасси будет около 50 тонн! А век шины авиационного колеса не долог — на
некоторых современных тяжелых машинах его хватает всего лишь на десять —
двенадцать посадок. Но в принципе и эта задача разрешима.
Однако большинство авиационных специалистов считают, что нет
смысла создавать машины массой более 200—250 тонн! Оказывается — не в самолете
дело а в аэродромах, которые нужны для машин большой массы. Строительство таких
аэродромов сведет на нет всю выгоду от создания самолета с большим тоннажом.
Создание такой машины станет целесообразным только в случае отказа от
стационарного аэродрома. Совершенно очевидно, что такой машиной может быть
только гидросамолет!
В свое время сухопутный самолет вышел победителем из борьбы с
гидросамолетом, утратившим свою исключительность. И произошло это в основном
из-за невозможности одновременно удовлетворить требования законов аэродинамики и
гидродинамики. Невозможно создать аппарат, который бы одновременно был и
отличным самолетом и хорошим кораблем.
Ясно было одно — перспективы гидроавиации в очень больших
взлетных массах и высоких скоростях. Только при этих условиях гидросамолеты
смогут показать свои положительные качества в полном объеме.
Кажется сомнительным, что гидросамолеты, оттесненные
сухопутными машинами со всех воздушных трасс, вдруг смогут претендовать на роль
лидеров. Небольшие гидросамолеты, конечно, на это не способны. А вот большие
гидросамолеты явно имеют перспективу в будущем.
Каким будет этот гидросамолет будущего? Прежде всего он будет
очевидно иметь крыло небольшого удлинения. Лишь в этом случае можно обеспечить
большую весовую отдачу, т. е. достаточно малое отношение массы топлива к массе
коммерческой нагрузки и взлетной массе. Такое крыло целесообразно применять на
машинах, летающих с околозвуковой или сверхзвуковой скоростью, в противном
случае не достигнешь высокого аэродинамического качества. Следовательно,
гидросамолет-гигант будущего должен быть машиной с большой скоростью полета.
Само собой разумеется, что такой гидросамолет должен иметь
несколько двигателей, чтобы обеспечить надежность его при эксплуатации. Такая
машина в пассажирском варианте будет намного безопасней сухопутной. Ведь для
морской машины гораздо больше возможностей для посадки, чем для сухопутной.
Каким будет гидросамолет будущего? О его возможных данных и
внешнем виде можно спорить ... Одно бесспорно: советская авиационная наука и
промышленность способны создать любую машину, которая понадобится нашей Родине.
|