На Черном и Азовском морях
В районе Черного моря
условия для начала борьбы были несравненно сложней, чем на Дону, т. к. на пути
открытого выступления русских патриотов появились разные помехи, как неизбежное
следствие еще и "иностранной политики" - с одной стороны германских, а с другой
"союзных" - Англо-Французско-Американских военных сил.
Наступление германских армий на Украину, начавшееся
немедленно с заключением между ними и "Радой" договора 6 февраля 1918 г., имело
следствием занятие немцами всей Украины, а затем и Крыма.
В связи с этим выход флота из Севастополя 29 апреля 1918 г.
под командой контр-адм. Саблина нужно принять начальным моментом Белой Борьбы на
Черном море.
Вошедшие в Севастополь немцы подняли 4 мая 1918 г. германские
флаги на русских судах, оставшихся в бухте, как то: подводные лодки,
быстроходные катера и вся II Бригада линейных кораблей под командой
вице-адмирала Покровского.
В июне месяце 1918 года Германия ультимативно потребовала от
большевиков возвращения флота из Новороссийска в Севастополь. Уступая силе,
Советской власти в центре пришлось давать официальные предписания в этом же
роде, но никто не верил добропорядочности германских начальников, отчего и
получилось впечатление двойственности распоряжений.
Прибывший из Ленинграда (Петрограда) в Новороссийск
представитель Морского Комиссариата мичман Раскольников определенно настаивал,
что сдавать флот немцам нет оснований, что лучше его утопить, но официально
выходило, что к 19 июня флоту нужно вернуться в Севастополь.
Как известно, подобная действительность имела место в марте
1918 г. в Балтийском флоте. Командующий германской эскадрой, прибывший в Гангэ,
предъявил ультимативное требование, чтобы весь русский флот, стоявший в
Гельсингфорсе, был передан немцам до 31 марта. Советское Правительство дало
официальное распоряжение выполнить предъявленное требование, в то же время
Центробалт - высшее морское управление Советов - негласно был на стороне решения
вывести весь русский флот из Гельсингфорса в Кронштадт.
Исполняющий должность командующего Балтийским флотом кап. 1
р. Щастный, осуществивший беспримерный в мировой морской истории "Ледовый
поход", был расстрелян!
Итак, в силу стожившейся обстановки в Новороссийске
получились два течения: Командующий Черноморским флотом кап. 1 р.
(контр-адмирал) А. И. Тйхменев, ссылаясь на настроение команд, настаивал на
уходе, а командир миноносца "Керчь", ст. лейт. Кукель, проводил мысль о
необходимости флот утопить раньше наступления срока немецкого ультиматума, т. е.
до 19 июня 1918 года.
В результате 17-го вечером - дредноут "Воля" (Император
Александр III) и миноносцы "Пылкий", "Поспешный", "Дерзкий", "Беспокойный",
"Жаркий" и "Жуткий" и транспорт "Троян" ушли в Севастополь под командой кап. 1
р. Тихменева.
18 июня Раскольниковым и Кукелем были утоплены: дредноут
"Свободная Россия" (Императрица Екатерина II) и миноносцы "Фидониси",
"Пронзительный", "Гаджибей", "Калиакрия", "Кап. лейт. Баранов", "Лейт.
Шестаков", "Сметливый'', "Стремительный" и "Керчь".
8 ноября 1918 года германский адмирал Гофман передал
Черноморские корабли морским представителям: от сепаратной Украины
-контр-адмиралу Клочковскому и от не принявшего эту окраску русского флота -
кап. 1 р. (контр-адмиралу) Тихменеву и Лебединскому.
Между тем в конце августа 1918 г. Добровольческая армия
заняла Новороссийск и, таким образом, впервые получила выход на Черное море.
Кап. 2 р. Потемкин был назначен командиром порта и стал
собирать своих бывших соратников. Новороссийск сделался центром сбора морских
офицеров, главным образом балтийцев, пробиравшихся на Юг для борьбы с красными,
и боевых офицеров из Донских флотилий.
Севастополь по разным причинам открытого участия в борьбе еще
не принимал.
24 ноября 1918 года в Черноморском флоте, базировавшемся на
Севастополь, были подняты Андреевские флаги - на дредноуте "Воля" (Имп.
Александр III), на миноносцах, подводных лодках и др., но прибывшие на смену
немцев англичане и французы потребовали эти флаги спустить и на "Воле", как и на
миноносцах, пользуясь преимуществом своих сил, подняли английские морские флаги,
и английской командой отправили русские корабли в Измид, в Турцию.
Новороссийские же моряки-добровольцы развивали завидную
деятельность.
В декабре группа, состоявшая из 8-ми морских офицеров во
главе со ст. лейт. Ваксмутом, получила предписание от вице-адмирала Герасимова,
находившегося при ген. Деникине в качестве Морского Министра Добровольческой
Армии, отправиться в Севастополь и попробовать получить в распоряжение армии
военный корабль.
Несмотря на личное письмо Главнокомандующего ген. Деникина к
адмиралу Канину, подчиненному в ту пору "Крымскому Правительству", миссия ст.
лейт. Ваксмута успеха не имела. Упорный в достижении поставленной цели А. П.
Ваксмут побывал и в штабе Украинского флота, которым командовал тогда
контр-адмирал Черниловский-Сокол, но и там не добился даже приема.
Потеряв около двух недель, делегация зарождавшегося
Добровольческого военного флота вернулась в Новороссийск с пустыми руками.
Но это не охладило испытанных уже на Дону моряков. Ими был
реквизирован в новороссийском порту ледокол "Полезный". Командиром этого первого
добровольческого корабля был назначен кап. 2 р. С. Медведев, старшим офицером -
старший лейтенант А. Ваксмут, артиллерийским офицером - лейтенант С. Ильвов,
штурманом - лейтенант Тихомиров. На корме "Полезного" были установлены два 75 мм
орудия и торжественно поднят Андреевский флаг.
Январь, февраль и март 1919 г. "Полезный" в очень тяжелых
условиях бессменно находился на фронте у Северо-Западных берегов Азовского моря
от Мариуполя до Геническа, прикрывая с моря операции белых войск, затем - охрана
Арабатской Стрелки и Акманайской позиции.
Уже на эти позиции приходила на пару дней из Севастополя, под
командой кап. 2 р. В. Погорецкого, подводная лодка "Тюлень", также в этих
условиях снова поднявшая Андреевский флаг.
Лишь 2 мая подошла к Акманаю, под командой ст. лейт. А. А.
Остолопова, канонерская лодка "К-15", вооруженная 2-мя шестидюймовыми Канэ.
(О действиях этой боевой канонерки в Азовском море желающие
могут прочитать статью лейтенанта Холодковского, помещенную в Морском журнале №
36/1930).
"К-15" была вооружена и укомплектована морскими офицерами и
добровольцами в марте 1919 г. в Севастополе. После эвакуации Севастополя перешла
в Новороссийск, откуда в конце апреля была послана в Азовское море на смену
"Полезного".
Таким образом, Белый Флот в период Союзной оккупации
практически свелся к трем действующим судам: подводной лодке "Тюлень" -под
командой кап. 2 р. В. В. Погорецкого, в/п. "Полезный" - под командой кап. 2 р.
С. И. Медведева и канонерке "К-15" - под командой ст. лейт. А. А. Остолопова.
Подобное решение, видимо, было подсказано создавшимся
политическим и военным положением в Крыму и на Юге России вообще: Германское
правительство в Киеве исчезло, появился Петлюра и началось полное безвластие.
Когда немцы ушли из Киева, появились "союзники" и организовывались русские
добровольческие отряды. Положение все осложнялось - большевики начали наступать
с севера. Перекоп был занят слабыми по численности добровольческими
соединениями.
В Севастополе крайние элементы начали проявлять себя, пошли
брожения среди портовых рабочих, угрожавших забастовкой и прекращением работы на
оборону Крыма.
Все признаки подтверждали, что медлить было нельзя.
Назначенный на крейсер ст. инж.-мех. кап. 1 р. В. Г. Максименко не покладая рук
проводил всю срочную техническую работу.
В апреле 1919 года Севастополь готовился к эвакуации. Крейсер
"Кагул" в полной готовности стал на Большом Рейде. На него перешел Командующий
Флотом контр-адмирал А. Саблин со своим штабом и были погружены семейства
офицеров крейсера и охотников.
Все суда, могущие двигаться, начали покидать Севастополь,
взяв курс на Новороссийск.
На переходе Севастополь - Новороссийск на Кагуле было: 42
морских офицера, 19 инженер-механиков, 2 судовых врача и 21 сухопутный офицер,
или всего 84 офицера, плюс 125 человек команды охотников. Весь экипаж корабля -
209 человек.
В Новороссийске Командующий Флотом со Штабом и все пассажиры
сошли на берег.
Тогда же на крейсер был назначен новый командир кап. 1 р. П.
П. Ос-гелецкий и несколько изменен командный состав.
13 апреля 1919 г. крейсер "Кагул" получил предписание от
Командующего Флотом выйти на Акманайскую позицию, около Феодосии.
"Кагулу" пришлось действовать вместе с английским лин. кор.
"Император Индии" и греческими, французскими и итальянскими судами. Офицером для
связи с английским командованием был назначен инженер-механик кап. 2 р. В. А.
Недзведский.
Так началась, боевая деятельность славного корабля... Отметим
вкратце наиболее крупные операции.
В первых числах августа крейсер "Кагул" под командой кап. 1
р. П. П. Остелецкого руководил десантными операциями в районе Одессы.
Русский отряд составляли: крейсер "Кагул", эскадр, миноносец
"Живой", транспорт "Маргарита", тральщики "Роза" и "Адольф", буксир
.Доброволец", катера № 52 и 58, три баржи и один быстроходный катер.
Десант составлял Драгунский полк в составе 74 офицеров, 841
солдата, 253 лошадей и 38 повозок.
Для связи с десантом между кораблями и берегом был назначен
эск. мин. "Живой" - ком-р кап. 2 р. Кисловский.
После суточного боя десантная операция окончилась успешно. 12
августа Одесса была в руках белых, несмотря на то, что силы противника
превосходили более, чем в десять раз!
Во время стоянки в Одессе командир крейсера "Кагул" кап. 1 р.
Остелецкий был произведен в контр-адмиралы, а крейсер был переименован в крейсер
"Генерал Корнилов".
Контр-адмирал Остелецкий был назначен младшим флагманом и
поднят свой флаг на крейсер "Генерал Корнилов".
Командиром крейсера был назначен кап. 1 р. Потапьев, ст.
офицером - кап. 2 р. Афанасьев и ст. инж.-мех. утвержден ст. лейт. М. М.
Любимов.
Желающие более подробно ознакомиться с историей крейсера и
его боевыми операциями в Белой борьбе, могут найти интересующие их данные в
статье кап. 1 р. В. А. Потапьева "Крейсер "Кагул" - "Генерал Корнилов",
помещенной в томе XV № 1/2-45 "Морских Записок".
Почти одновременно с операциями под Одессой велись крупные
операции под Херсоном и Николаевом Кинбурнским Отрядом, состоявшим из
канонерской лодки "Терец" брейд-вымпел кап. 1 р. В. Бубнова, ком-р кап. 2 р. Я.
Шрамченко; кан. лодки "Грозный", ком-р кап. 2 р. И. Рыков, миноносца , Даркий",
ком-р ст. лейт. А. Манштейн, в/п. "Граф Игнатьев", - "К-10" и "Б. К. 405".
Вместо описания всех боевых операций и последующих
результатов прилагаются копии некоторых приказов, последовательно рисующих
тогдашнюю военную обстановку северо-западного побережья Черного моря.
ПРИКАЗ
НАЧАЛЬНИКА КИНБУРНСКОГО ОТРЯДА
Рейд Николаевский, августа 8 дня 1919 года
№100.-
КИНБУРНСКОМУ ОТРЯДУ. "ТЕРЕЦ", "ГРОЗНЫЙ", "К-10", "ЖАРКИЙ",
"ГРАФ ИГНАТЬЕВ" и 6. к. "405".
Первая часть Кинбурнского похода выполнена. Взяты Херсон,
Николаев. Над нами горят золотые слова "ПОБЕДА" и "СЛАВА". Взят Николаев и
закреплен с чудным боем, деятельнейшими усилиями флота, пришедшего отобрать его,
нашу колыбель Черноморского флота, у врагов нашей родины. За победу славных
кораблей спасибо чистосердечное мое всем бывшим под моей командой в эти дни
боев, дни испытаний.
Я офицер нашей Великой Добровольческой Армии благодарю Вас
Г.г. Командиры, Г .г. Офицеры и команды, покрывшие себя славой кораблей, спасибо
Вам, надеюсь с такими как Вы закончить наше Общее дело, нашу заботу спасти
Родину, освободить ее и вернуть ее к нормальной жизни!
Приказ прочесть на всех судах отряда. -
Подписал: Капитан 1 ранга БУБНОВ. -
С подлинным верно:
Старший флаг-офицер
Мичман
(подпись неразборчива)
ПРИКАЗ
ГЛАВНОГО КОМАНДИРА ФЛОТА
И ПОРТОВ ЧЕРНОГО И АЗОВСКОГО МОРЕЙ
г. Севастополь, августа 8 дня 1919 года.
№1374.-
Сегодня мною получена телеграмма от начальника 4-ой дивизии
генерал-майора СЛАЩЕВА, где он отмечает выдающуюся предупредительность и
доблесть
капитана первого ранга БУБНОВА и судов его отряда:
канонерских лодок "Терец" и "Грозный", "К-10", Б. К. "405", миноносца "Жаркий" и
парохода "Граф Игнатьев", проявленную ими в боях под Николаевом и Варваровкой.
Наш флот, для того чтобы этот отряд прошел в Николаев, несколько раз форсировал
проход у Очакова под огнем Очаковских батарей, в успешной борьбе с которыми
показал свою хорошую стрельбу, отвагу и настойчивость в достижении намеченной
цели. Горжусь дорогим мне Черноморским флотом и счастлив объявить по вверенному
мне флоту и портам, что тяжелая работа по возрождению флота, произведенная
преданными офицерами и матросами, не пропала даром и наш флот дает мощную
поддержку нашей славной Армии. -
Подлинный подписал:
Вице-адмирал М. САБЛИН
ПРИКАЗ
НАЧАЛЬНИКА КИНБУРНСКОГО ОТРЯДА
Рейд Николаевский, августа 11 дня 1919 г.
№ 108. -
Предлагаю кораблям вверенного мне отряда выписать на борту
кораблей трехцветный национальный почетный шеврон Добровольческой Армии. Шеврон
выписать углом вниз, - размеры же его по усмотрению Командиров. Место для
выписки шеврона под носовым мостиком либо на крыльях мостика. -
Подписал: Кап. 1 р. В. БУБНОВ
С подлинным верно: Ст. флаг-офицер, мичман
(подись неразборчива)
ПРИКАЗ
НАЧАЛЬНИКА КИНБУРНСКОГО ОТРЯДА
Рейд Николаевский, августа 13 дня 1919г.
№116
При сем объявляю копию телеграммы Начальника 4-ой пехотной
дивизии генерал-майора СЛАЩЕВА за № 1431 посланной на имя Главного Командира
Флота и Портов Черного и Азовского морей Вице-адмирала Саблина:
"Во время Кинбурнской операции вверенная мне 4-ая дивизия
работает совместно с судами Кинбурнского Отряда под командой Каперанга БУБНОВА.
За все время не было ни одного случая неудовлетворения нужд сухопутных войск, а
наоборот, мои пожелания часто предупреждались по личной инициативе моряков. Как
солдат считаю своим долгом доложить Вам от имени своих частей "покорнейше
благодарю ВАШЕ ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВО" за присылку таких соратников и отметить перед
Вами блестящую деятельность, выдающиеся качества каперанга БУБНОВА, его
командиров судов и экипажей. 12 августа 1919, Николаев № 1431.
Подписал: Генерал-майор СЛАЩЕВ.
Приказ прочесть при собрании Гг. офицеров и команды вверенного мне отряда.
Подписал: Капитан 1 ранга БУБНОВ.
С подлинным верно:
Флаг-офицер, Мичман Бураков.
В течение летних месяцев 1919 г. все белые организации дружно
начали свои наступления на Москву и Петроград.
Вдоль Финского Залива двигалась армия ген. Юденича... С Юга
Добровольческая армия быстро продвигалась на Север. Из Сибири армии адмирала
Колчака наступали в направлении центра Европейской России.
Деятельность Белого Флота распространилась по всем
направлениям... Кроме уже кратко описанных на Черном море, происходили
ответственные операции в Азовском море, на Каспии, на Сибирских реках и в
районах Западного и Северного Морского побережья Земли Русской.
17 октября 1919 г. по инициативе Н. Н. Машукова был открыт и
начал функционировать Севастопольский Морской Корпус.
История организации и деятельности Корпуса подробно изложена
в книге "Последние Гардемарины", автором которой является кап. 1 р. В. В. Берг.
Но обстановка на белых фронтах изменилась.
'"'В декабре 1919 г. большевики огромными силами вплотную
подошли к Крыму и по данным нашей разведки готовились к наступлению по всему
фронту.
Часть судов Кинбурнского отряда, выполнявшего под Херсоном и
Николаевом поставленную ему задачу, находилась в генеральном ремонте, готовясь к
новому походу - кан. лодки "Терец" - ком-р кап.
2 р. Я. В. Шрамченко, "Грозный" ком-р кап. 2 р. И. С. Рыков и
"Страж" ком-р кап. 2 р. Б. Р. Новиков, позже речная кан. лодка "К-Георгий",
"Ледокол №3" и при кан. лодке "Терец" - буксир "Ногайск".
В ночь на 24 декабря, ком-р кан. лодки "Терец" кап. 2 р. Я.
В. Шрамченко получил приказание командующего Черноморским Флотом немедленно
привести свой корабль в боевую готовность для срочного выхода в Азовское море.
Подобное приказание получили и остальные корабли Отряда.
Начальником Отряда судов Азовского моря был назначен кап. 2 р.Н.Н.Машуков.
26 декабря "Терец" под брейд-вымпелом Начальника Отряда вышел
в море.
Боевые действия II отряда судов, а главным образом кан. лодки
"Терец" подробно- описаны во фронтовом дневнике инж.-мех. лейт. Н. 3.
Кадесникова, помещенном позже в №№42, 43 и 44 "Морских записок" за 1956/57 г.г.
под заголовком: "Сто одиннадцать дней без берега.
Здесь же, для краткого ознакомления читателя с подвигами
белых моряков, защищавших от красных подступы к Крыму, помещаем копии следующих
документов:
РАДИОГРАММА
Керчь из Севастополя № 458 - 11 февраля 1920 г. 14 часов 15 минут.
Кавторангу Мащукову
Флагманы и командиры, старшины собрания и Штаб Командующего
Флотом, собравшись проводить своего адмирала, по предложению Его
Превосходительства,
обратившись мысленно взорами к затертым льдами Азовского моря
кораблям под водительством достойнейшего начальника, просят принять
глубокоуважаемого Николая Николаевича, всех офицеров и молодецкие команды,
чувство бесконечного восхищения и преклонения перед мужеством, стойкостью и
великой духовной мощью.
Да хранит и поможет Вам Господь Бог!
11-2-1920 г. №48051
Начштафлот Каперанг Заев
С подлинным верно: Флаг офицер подпоручик Постников.
РАДИОГРАММА
Севастополь Начштафлоту
прошу доложить в ближайшем заседании флагманов и командиров.
Руководимые глубокою любовью к Родине, мужественные офицеры и
команды судов вверенного мне отряда, под командой доблестных командиров
канонерских лодок - "Терец", "Грозный" и ледокола "Гайдамак", превозмогая голод
и холод, гордятся выпавшей на их долю честью бороться на форпостах за честь и
величие нашей Родины, дорогой сердцу нашему России под сенью Андреевского флага.
Три полка пехоты и один полк неприятельской кавалерии не в
сипах сломить дух нашего малочисленного отряда.
Присоединяемся к общей скорби, расставаясь с первым адмиралом
Русского Флота, вступившим в ряды Добровольческой Армии (вице-адмирал Ненюков).
От имени отряда приношу глубокую благодарность за высказанные
благопожелания и высокое внимание, оказанное моему отряду.
11 февраля 18 часов №429
Кавторанг Машуков.
ПРИКАЗ
по 3 АРМЕЙСКОМУ КОРПУСУ
ст. Джанкой 28 февраля 1920 г.
№53
В самые тяжелые периоды нашей боевой деятельности канонерская
лодка "Терец" оказывала и продолжает оказывать самую широкую поддержку по защите
наших позиций на Арабатской Стрелке.
Затертый льдами, не имеющий угля "Терец" выбросился на мель,
решив ради обороны наших позиций сделаться живой мишенью для артиллерии красных.
Пробоины "Терца" свидетельствуют его боевую деятельность.
Лишенный способности маневрировать и тяжело раненый, "Терец"
продолжает бороться с бронепоездами противника и держать в страхе пехоту
красных. Высадив на берег всю команду, за исключением прислуги орудий, "Терец"
оказал поддержку гарнизону Арабатской Стрелки, как людьми, так и своим геройским
духом.
От лица службы благодарю командира, Г. г. офицеров и команду
славного боевого судна "Терец" за отличную самоотверженную службу, стар. леит.
Люби за деятельную организацию связи судов и боевого участка со Штабом Корпуса.
Предлагаю капитану 2 р. Шрамченко представить к награждению
крестами из команды "Терца" наиболее отличившихся.
Комкор 3, Ген. Слащав.
18 апреля 1920 г. "Терец" был торжественно введен на буксире
в Южную бухту Севастополя.
19 апреля "Терец" посетил командующий Черноморским Флотом
вице-адмирал Герасимов и чины его Штаба.
20 апреля около 2-х часов дня на "Терец" прибыл
Главнокомандующий Русской армией генерал барон П. А. Врангель, в сопровождении
вице-адмирала Саблина.
Главнокомандующий благодарил командира, офицеров и команду за
отличную, честную и самоотверженную службу на благо Родины. В краткой, но
выразительной и сильной речи, Главнокомандующий подчеркнул ту ответственную
роль, которую "Терец" сыграл в тяжелый период зимней обороны Крыма, указав, что
Арабатская Стрелка была удержана почти исключительно благодаря ему, а этим Крым
был огражден от тяжелых, а быть может непоправимых, последствий прорыва
важнейшего фронта на этом участке.
Генерал Врангель поздравил всех офицеров, начиная с командира
корабля, со следующим чином, а наиболее отличившимся из команды, по указанию
командира, лично надел Георгиевские кресты.
На смену "Терца" на боевые позиции в Азовском море Штабом
Командующего Флотом была послана кан. лодка "Страж" под командой кап. 2 р. В. П.
Дон.
В период организации, или точнее реорганизации, Белого
Черноморского Флота, бьп приведен в полную боевую готовность также и лин. кор.
(дредноут) "Генерал Алексеев" - (ранее "Воля", а еще раньше "Император Александр
III").
В самые тяжелые периоды гражданской войны, когда постоянно
остро чувствовался недостаток необходимого технического материала и еще больше
нужных специалистов, - стоически бессменно, с исключительной выдержкой и
успехом, - технической частью Белого Флота на Юге России руководил флагманский
инженер-механик ген.-майор В. Ф. Берг.
Для обеспечения бесперебойности действий всего
Добровольческого Флота Юга России, Командующим Флотом адмиралом Каниным был
назначен на должность Н-ка Службы Связи морей Черного и Азовского контр-адмирал
С. В. Евдокимов, который исполнял эти обязанности до назначения его Помощником
Начальника Морского Управления.
Уместно было бы теперь, хотя и бегло, отметить исключительно
важную роль, которую вообще играл Черноморско-Азовский Белый флот во всей
Крымской эпопее в 1919-20 г.г.
Кроме уже кратко изложенных операций под Николаевом,
Херсоном, Очаковым, Одессой, Геническом и т. д. и защитой всего Крымского
побережья, - флот обеспечивал снабжение портов Черного и Азовского морей из
Константинополя. Помимо того, флот выделил для поддержки левого фланга нашей
Армии, упиравшегося в Каркинийский залив, специальный отряд мелкосидящих судов
под командой кап. 1 р. Собецкого, который по мере надобности своим огнем помогал
действиям сухопутных войск.
У тендеровской Косы было установлено почти постоянное
наблюдение за Одессой и Очаковым. Там же подолгу стоял крейсер "Ген. Корнилов".
На Севастопольском рейде, в полной исправности стоял довольно
сильный боевой Белый флот во главе с дредноутом "Ген. Алексеев", что совершенно
парализовало появление в черноморских водах Красного флота.
Значение же нашего флота в Азовском море было гораздо больше,
чем оборонительное, т. к. все надежды на будущее возлагались на выход из Крыма,
как в Мелитопольском, так и в Кубанском направлении. Выход из Крыма без помощи
десантных операций вообще был невозможен.
Все операции, начиная с трагических дней 12-13 марта 1920
года - эвакуации Новороссийска, - когда предпринятыми мерами Начальника
Азовского Отряда Судов кап. 1 р. Машукова было вывезено из Туапсе и таким
образом спасено около 20000 человек и несколько тысяч лошадей (что составило в
Крыму ядро Донского Корпуса) и до взятия белыми 15 сентября 1920 года Мариуполя
(Отрядом командовал уже контр-адмирал М. А. Беренс), - кратко и точно описаны в
статье Начальником Оперативной части Азовского Отряда, кап. 2 р. Б. В. Карповым,
под заглавием "Краткий очерк действий Белого флота в Азовском море в 1920 году".
За все время белой борьбы Черноморско-Азовский флот успешно
выполнял все оперативные задания, поставленные ему Главнокомандующим, вплоть до
полной эвакуации Крыма.
Об этом свидетельствует один из приказов ген. Врангеля:
ПРИКАЗ
ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО РУССКОЙ
АРМИЕЙ
Г. Севастополь, августа 26 дня 1920 года
№3578
Начиная с мая месяца нами был произведен целый ряд десантных
операций. Операции эти протекали подчас в чрезвычайно трудных условиях, выгрузку
и погрузку войск приходилось производить в дурную погоду, погружая людей и
лошадей на баркасы и шлюпки под огнем береговых батарей противника.
Флот несет одновременно службу по охране Азовского и
Черноморского побережья, а десантные морские отряды доблестно сражаются в рядах
наших сухопутных сил.
Считаю своим долгом отметить блестящую работу флота и
принести глубокую благодарность Командующему Флотом адмиралу Саблину и всем
чинам Флота за их беззаветную работу на славу Родины.
Ура орлам русским морякам!
Подлинный подписал : ген. Врангель.
Верно: флаг капитан 2 ранга БИРИЛЕВ
Верно: Начальник Общего Отделения Оперативной части
ст. лейт. Соловьев.
Боевой Черноморско-Азовский флот состоял из трех тактических
единиц, названных Отрядами (а не дивизиями или бригадами ввиду разнообразности
входивших в эти соединения судов)». В статье кап. 1 р. Н. Р. Гутана (бывш.
ком-pa зек. мин. .Дерзкий") "Состояние флота перед эвакуацией", помещенной в
"Морских Записках" за 1955 г. том XIII, N" 2-3 (39), переименованы подробно
суда, входившие в эти отряды.
Во всяком случае всех судов насчитывалось свыше 120, начиная
от дредноута и кончая легкими катерами и транспортами.
Главной базой Черноморско-Азовского Флота был Севастополь,
база же II Отряда находилась в Керчи. Штаб отряда состоял в целом из 20 человек:
Начальник Отряда контр-адмирал (тогда кап. 1 р.) Н. Н. Машуков, флагм. инж.-мех.
- ген. майор А. К. Иванов, штаб-оф. связи с армией и союзным командованием -
инж.-мех. кап. 2 р. В. А. Недзведский, Начальник оперативной части - кап. 2 р.
Б. В. Карпов.
|