Гардемарины на Дальнем Востоке.
3
октября 1917 года Отдельные Гардемаринские классы под общим начальством кап. 1
р. М. А. Китицына были отправлены из Петербурга во Владивосток для учебного
плавания.
Учебный отряд состоял из вспом. крейсера "Орел" (командир ст. лейт. Афанасьев) и миноносцев "Бойкий" (командир лейт. Недлер) и "Грозный"
(командир лейт. Якушев).
Кап. 1 р. Китицын ставил себе задачей воспитание гардемаринов
по новой учебной программе с расширенными практическими знаниями и на основе тех
традиций, которыми жил 200 лет Российский флот и которые должны были послужить
здоровой базой для новых кадров офицеров.
Известия о большевистском перевороте дошли до Отряда в
Гонк-Конге. Среди команд началась агитация и подготовка захвата кораблей и
уничтожение неугодных офицеров и гардемаринов.
Кап. 1 р. Китицын, которому уже было известно о перевороте в
России, снесся с послом в Лондоне через Военно-Морского Агента в Японии
контр-адмирала Б. П. Дудорова и получил возможность при поддержке английских
морских властей сделать обратный переворот.
В назначенный день и час русский консул прибыл на "Орел" и
прочитал бумагу, по которой все революционные нововведения отменялись и старые
уставы и дисциплина вводились на Отряде, начальником коего назначался кап. 1 р.
М. А. Китицын.
Не желавшим подчиниться было предложено вернуться во
Владивосток на английском вспомогательном крейсере "City of London".
Матросы бросились было к оружию, но всюду уже стоял караул из
гардемаринов, которые заняли посты во всех ответственных частях корабля.
Из матросов на "Орле" остался только один.
Гардемарины были распределены по всем специальностям от
сигнальщиков и комендоров до трюмных и кочегаров включительно.
Миноносцы стали к стенке. "Бойкий" был сдан англичанам в
Гонк-Конге, а через некоторое время "Грозный" передан французам в Сайгоне.
"Орел", обратившийся из вспом. крейсера в учебный транспорт, стал в ожидании
лучшего возить грузы между Гонк-Конгом, Сайгоном и Хайфонгом.
В ноябре 1918 г. распоряжением прибывшего в Сибирь адмирала
Колчака были направлены во Владивосток все гардемарины Морского Корпуса,
Морского Инженерного Училища и Отдельных Гардемаринских Классов, а также юнкера
флота. Из Индо-Китая в том же ноябре прибыла первая большая партия — 5 офицеров
и 62 гардемарина.
В Шефнеровских казармах, в помещении школы специалистов было
восстановлено Морское Училище.
В апреле 1919 г. Морскому Училищу пришлось принять участие в
военных действиях против красных.
Летом велись практические занятия гардемаринов на канонерской
лодке "Манджур" - брейд-вымпел Начальника Учебного Отряда кап. 1 р. Китицына. К
"Манджуру" был тогда же прикомандирован миноносец "Смелый". В Учебный Отряд
входили: пос. судно "Якут", ледоколы "Улисс" и "Диомид".
В декабре вернулись во Владивосток из-за границы миноносцы
"Бойкий" и "Грозный" и вспом. крейсер "Орел"; таким образом Гардемаринский Отряд
увеличился вдвое.
К половине января 1920 г., после того, как взбунтовалась
инструкторская школа на "Русском острове", во всем приморье единственными
надежными воинскими частями остались Морское Училище и Военно-Морская Учебная
Команда — 70 матросов под командой известного уже нам кап. 2 р. Потолова. Ввиду
создавшегося критического положения была решена эвакуация Владивостока.
Командующий Морскими силами контр-адмирал М. А. Беренс приказал Начальнику
Училища кап. 1 р. Ки-тицьшу сформировать отряд судов особого назначения из всех
способных двигаться кораблей Сибирской флотилии, исключая миноносцев.
Увы, их оказалось по разным причинам немного. М. А. Китицыну
удалось захватить только "Орел", "Якут" и ледокол "Байкал".
Гардемарины снова были распределены по всем специальностям.
На корабли были взяты около 500 человек флотилии с членами их семейств, но с
выходом еще медлили.
Обстановка была очень сложная. Помимо несогласия между
морским и сухопутным командованием, на Владивостокском рейде стояли корабли
союзников.
Они не хотели разрешать отхода Отряда из Владивостока. Только
личное вмешательство японского флагмана разрешило вопрос.
Ночью с 30 на 31 января 1920 г. контр-адмирал Беренс прибыл
на "Орел" и дал приказ об эвакуации.
Б 5 час. утра ледокол "Байкал", ломая лед, начал выводить
"Орла" и "Якута" из Золотого Рога.
Большую опасность представляли батареи Русского Острова, но
они не проявили признаков жизни. Ледокол "Байкал?', пожелав счастливого
плавания, вернулся затем во Владивосток. "Орел" и "Якут" направились в Цуругу,
имея небольшой запас провизии, довольно много консервов и нормальный запас угля.
В Цуруге эвакуированные офицеры и их семьи съехали на берег.
Съехали и контр-адмирал Беренс, кап. 2 р. Потолов и некоторые
офицеры Училища.
Кап. 1 р. Китицыи принял командование "Орлом". Начальник
Морского Училища и Отряда Особого Назначения кап. 1 р. Китицын решил из Японии
пробраться в Европу, тем более, что мысль о переводе Морского Училища из
Владивостока в Севастополь давно уже родилась в его голове.
Суда из Цуруги пошли в Маджи и дальше в Гонк-Конг и Сингапур.
Там они починились, получили для перевозки новый груз и вышли в Калькуту, сделав
небольшую остановку на Адаманских островах, где произвели учебный десант на
берег.
Дальше Цейлон, Сейшельские острова, Аден и Порт-Саид, где
неожиданно застряли.
В Порт-Саиде кап. 1 р. Китицын впервые достоверно узнал, что
в Крыму Белая Армия закрепилась и продолжает борьбу с большевиками. Между тем
положение Отряда становилось катастрофическим: кончились уголь, вода и провизия,
не говоря уже о невозможности идти куда-нибудь, английский Командир Порта
отказал даже дать разрешение сняться с якоря.
Тогда кап. 1 р. Китицын поставил ультиматум английскому
Высокому Комиссару в Египте, что если через 36 часов не будут даны уголь, вода и
провизия, как и официальное разрешение выйти в море, то он выведет корабли и
затопит их поперек Суэцкого канала. Действие этого ультиматума было магическое:
не прошло 2 часов, как англичане предоставили судам отряда все необходимое, и
"Орел" и "Якут" 12 августа 1920 года пришли в Адриатическое море и стали на
якорь в Дубровнике. Здесь "Орел" был возвращен Добровольному флоту, "Якут" же
получил предписание идти в Севастополь, взявши по дороге в Константинополе
небольшой груз военного снаряжения.
На него перешел кап. 1 р. Китицын с частью офицеров, с 49
корабельными гардемаринами и 65 гардемаринами 2 и 3 роты, которые и пошли в
Крым.
В Крым "Якут" пришел лишь к эвакуации, как и "Илья Муромец"
из Белого моря и "Китобой" из Балтийского, сошедшиеся все трое в Севастополе
(Выдержки из "Колыбель Флота" отдел XII — Морское Училище во Владивостоке).
Все гардемарины, пришедшие на "Якуте" автоматически влились в
Севастопольский Морской Корпус.
|