"Флотилия" в водах Дальнего Востока 1921-22 гг.
26 мая 1921 г. объединенными усилиями антибольшевистских организаций, во
Владивостоке был произведен переворот. Восставшие в городе каппелевцы получили
подкрепление: со стороны моря, на барже, буксируемой катером, Показался
десантный отряд под командой кап. 2 р. Соловьева. Этот отряд, составленный почти
исключительно из чинов флота, был встречен сильным ружейным и пулеметным огнем с
судов, но все же, несмотря на большие потери, высадился у памятника Невельскому
и ворвался в порт. Через два дня во Владивостоке наступило полное спокойствие.
Командующим войсками и флотом был назначен генерал-лейтенант Вержбицкий, а
Командующим Сибирской флотилией - кап. 2 р. Соловьев.
В период, непосредственно следовавший за переворотом, Сибирская флотилия
насчитывала 25 судов.
18 июня 1921 г. вступил в командование Сибирской флотилией прибывший во
Владивосток контр-адмирал Старк.
На основании ст. 63 Морского Устава Командующий флотилией созвал Военный
Совет под своим председательством в составе: контр-адмарала В. И.
Подъяпольского, контр-адмирала В. В. Безуара, инж.-мех. генерал-лейтенанта А. И.
Ухлица, военного инженера полковника А. И. Ярона, кап. 1 р. А. Н. Пелля, -кап. 1
р. Н. Ю. Фомина, кап. 1 р. Н. С. Харина и ст. лейт. Г. С. Серебренникова,
вынесшим следующую резолюцию:
"1. Флот должен считать, что единственным врагом Российского Государства в
данный момент являются коммунисты. По сему все находящиеся в Крае национальные
силы должны быть направлены к борьбе с ними.
2. Все разногласия происходящие в среде военно-сухопутного командования ни в
коем случае не должны отражаться на флоте, который в междоусобных действиях не
должен принимать никакого участия, сохраняя во внутреннем строе своем полную
независимость, памятуя, что все чины флота и морского Ведомства служат делу
Единой России и несут перед ней всю полноту ответственности за честь
Андреевского флага и вверенное им имущество.
3. Флот в целом подчиняется Военному Командованию, которое выкажет
способность объединить все национальные вооруженные силы Края и будет признано
Краевым Правительством, опирающимся на Неродное Собрание.
4.. В настоящий момент все чины Флота и Морского Ведомства на Дальнем
Востоке, должны подчиниться исключительно Командующему Флотилией, контр-
адмиралу Ю. К. Старк, в порядке служебной подчиненности и исполнять все его
распоряжения беспрекословно".
Следуют подписи.
Утвердив это постановление, Командующий Сибирскод Флотилией контр-адмирал
Старк отдал по Флотилии приказ от 1 июня 1921 г. №120, закончив его требованием
от всех чинов Флота и Морского Ведомства полного подчинения, забвения личных
интересов и спокойной и дружной работы на общее благо.
Эти мероприятия вывели флотилию с арены политической распри и позволили
заниматься текущей работой.
К осени 1921 г, корабли имели некоторое вооружение и винтовки, неофициально
полученные от японского морского командования, под предлогом необходимости
вооружения морской милиции.
К октябрю была сформирована из добровольцев отдельная рота морских стрелков.
23 сентября 1921 г. личный состав флотилии неожиданно получил многочисленное
и хорошее по своему составу пополнение. Во Владивосток прибыл пароход "Франц
Фердинанд", привезший из Месопотамии интернированных русских беженцев, среди
которых находился личный состав Каспийской флотилии под командой кап. 1 р. Б. М.
Пышнова, числом около 80 офицеров и свыше 200 матросов всех специальностей.
Этот отряд, как известно, отступивший через Энзели и Персию в Месопотамию,
после крушения Южно-Русского правительства ген. Врангеля, был взят англичанами и
содержался на положении интернированных в лагере Танум, вблизи порта Басра. В
августе 1921 г. англичане посадили весь отряд на уходивший из Месопотамии
транспорт "Франц Фердинанд" и доставили во Владивосток.
С прибытием месопотамцев боеспособность Сибирской флотилии значительно
повысилась, не только в смысле уровня технических знаний в среде личного
состава, но и в политическом отношении. Люди этого отряда, из которых часть была
участниками похода ген. Корнилова, часть из Морской роты кап. 1 р. Потемкина и
большинство — балтийцы, были чужды приморских специфических ориентации и потому,
не раздираемые никакими внутренними интригами политического характера, внесли с
собой то дружное настроение, которое всегда необходимо для успеха работы.
Прибытие с ними нескольких молодых штаб-офицеров и лейтенантов позволило
Командующему флотилией произвести замену некоторых чинов своего Штаба и
командиров кораблей. Временно исполняющим обязанности Нач. Штаба и флаг-капитана
по распор, части был назначен вновь прибывший кап. 2 р. А. П. Ваксмут, вместо
контр-адмирала Подъяпольского, который остался лишь в должности Директора маяков
и лоций Тихого океана. Кап. 2 р. Гарковенко был назначен флаг-капитаном по
Оперативной части вместо уволенного от службы лейт. Прозорова. Кап. 2 р. С.
Ильвов, лейт. И. Тихомиров и ст. лейт. М. Сафронов были назначены командирами
миноносцев "Твердого", "Инж.-мех. Анастасова" и "Бойкого"; ст. лейт. Будкой был
назначен командиром п/с "Илья Муромец".
Была учреждена должность флагманского интенданта, на которую был назначен ст.
лейт. В. Гинтер. Плавучие средства порта, укомхтлек-юванные раньше вольнонаемным
составом, были заменены военнослужащими из числа прибывших на "Франц
Фердинанде".
Заведующим плавучими средствами был назначен кап. 1 р. Пышнов, который и
оставался в этой должности до конца пребывания Белой флотилии во Владивостоке.
Деятельность Сибирской флотилии в 1921-22 гг. подробно описана в отчете
Командующего флотилией котр-адмирала Ю. К. Старка, помещенном в "Морских
Записках" за 1952, 3, 4, 5 и 1956 гг., здесь же мы отметили лишь в
хронологическом порядке дальнейшие пути флотилии в связи со сложившимися в ту
пору политическими моментами.
В конце августа 1922 г. Командующий флотилией адмирал Старк был назначен
Начальником тыла, и на флотилию с принадлежащими ей сухопутными частями легли
следующие задачи:
1. Охрана Владивостока.
2. Борьба с партизанами на полуострове Муравьев-Амурский в Посьетском районе.
3. Охрана побережья Татарского пролива.
4. Поддержка блокады побережья залива Петра Великого к востоку от
Владивостока.
5. Оборона Камчатки.
6. Охрана звериных и рыбных промыслов и лесных богатств в районе побережья,
занятого белыми.
7. Доставка пополнений и грузов отряду ген. Пепеляева на побережье Охотского
моря.
Вся эта работа потребовала исключительного напряжения состава флотилии.
25 августа 1922 г., когда "Илья Муромец" (к-р ст. лейт Буцкой) со взводом
морских стрелков вышел из Владивостока и до 31 августа держался в районе
Джигит-Терней-Самарга, — кораблем был захвачен японский моторный катер с тремя
вооруженными партизанами, шедший с почтой от Красного начальства из Тетюхэ в
Терней. Факт этот подтверждает сведения, что красные за деньги пользовались
японскими судами и катерами для перевозки небольших частей и почты!
28 августа началась эвакуация японскими войсками Спасского района, а затем в
течение сентября и Владивостока.
26 сентября Правитель издал Указ, в коем говорилось, что ввиду критического
положения все силы и средства должны быть обращены к защите края. Согласно
указа, временно закрывались все высшие учебные заведения и военные училища, для
призыва учащихся в войска призывалось ополчение: во Владивостоке 4000 человек и
в Никольске 700 человек, формировались офицерские батальоны, ратники снабжались
теплой одеждой средствами городских самоуправлений и, по готовности, немедленно
отправлялись на фронт, и образовывался особый фонд на нужды войны.
Между тем красные, подтянув резервы, начали обнаруживать особую активность на
фронте. Уже 6 октября через офицера для связи при Штабе Рати адмирал Старк
получил от Правителя следующую телеграмму:
"Срочно Владивосток Начальнику Тыла, адмиралу Старк для личного
расшифрования:
По приказанию Правителя срочно передаю Начальнику Тыла: шестого октября
(1922) вполне определился переход противников к активным действиям с участием
подкреплений, прибывших из Забайкалья. Несмотря на частичные успехи наших
контрударов, недостаток ружейных потронов ясно мне указывает, что борьба не
может быть затяжной, ибо отстаивать упорно территорию одной артиллерией и
холодным оружием против пулеметов и ружейного огня не представляется возможным.
В такой обстановке меня беспокоят семьи армии во Владивостоке. Подготовьте
необходимые плавучие средства, чтобы в крайности перебросить семьи на Русский
Остров.
Дитерихс № 6 Кавторанг Четвериков"
В октябре же началась эвакуация. Из частных судов и пароходов Добровольного
флота был составлен Отряд транспортов. Всего эвакуации подлежало 10000 человек,
считая в том числе несколько сот раненых, для которых попечением Правителя было
зафрахтовано два японских парохода. Эвакуация Владивостока протекала, во всех
деталях строго следуя секретному оперативному приказу Командующего Сибирской
флотилией от 23 октября 1922 г. № 26 опер.
Этот приказ, рассчитанный по часам, был выполнен в совершенном порядке, точно
в назначенные сроки. К 11 часам ночи 24 октября Владивосток был очищен белыми
частями.
Красные вступили в город, очищенный японцами, в 10 часов утра 25 октября, но
не имели плавучих средств для преследования флотилии белых.
В ночь на 26 октября корабли, в количестве 25, сосредоточились в Посьете.
Кроме того, находились еще суда флотилии на Камчатке, на пути из Охотского
моря и на пути разных пунктов побережья, около десятка боевых судов. Все эти
корабли с находившимися на них войсками и беженцами направлялись в японский порт
Гензан, находившийся в 360 милях от Посьете. Будущее флотилии было окутано
мраком, а пока была борьба со стихией при совершенно невероятной обстановке.
Командующий флотилией адмирал Старк в этих условиях мог лишь в известной мере
руководствоваться письменными указаниями тогдашнего Русского Морского Агента в
Токио адмирала Б. П. Дударова.
Дальше... Фузан, Шанхай...
Утром 4 декабря 1922 г., когда дивизионы находились на расстоянии 150—180
миль от Шанхая, внезапно налетел сильный шквал с Норд-Оста, превратившийся в
шторм силой в 8—9 баллов. Когда флотилия стянулась на рейде Вузунг в
Ян-цы-Кианге, то не досчитались флагман-ского корабля дивизиона "Лейтенанта
Дыдымова".
Обстоятельства гибели "Лейтенанта Дыдымова" так и остались невыясненными. На
нем погибли: Начальник 3 дивизиона кап. 1 р. Соловьев с семьей, командир ст.
лейт. Семенец, ст. лейт. Недригайло и около 80 человек команды и
пассажиров-кадетов.
Еще раньше, тоже в непогоду, утонул катер "Ретвизанчик" и выскочил на
песчаный берег катер "Усердный".
Пароходы Добровольного флота "Сишан" и "Томск", застигнутые событиями в
японских портах после эвакуации Камчатки, не без вмешательства японцев ушли... в
красный Владивосток.
В январе 1923 г. флотилия, изнуренная всевозможными неудачами и лишениями,
как и до крайности потрепанная штормами, прибыла в Филиппины.
Там часть кораблей была продана, часть же за негодностью брошена, а
большинство личного состава, кто как умел и имел возможность, перебросилось в
Австралию, Новую Зеландию, Северную и Южную Америку, Китай, Европу и т. д.
|