Предисловие
Краснознаменный Северный флот является самым молодым из советских
военных флотов. В июне 1983 г. ему исполняется 50 лет. Полвека он
надежно стоит на страже северных морских рубежей Советского государства,
протянувшихся на многие тысячи километров. Флот развернут в суровых
морях арктического бассейна, которые с давних времен влекли к себе
русских людей.
Около 3 тыс. лет до нашей эры в Беломорье возникли рыбачьи поселения.
В XI в. путь к Студеному морю начали прокладывать предприимчивые
новгородцы. Преодолев огромные трудности, они вышли на побережье Белого
моря и Северного Ледовитого океана. С XIV по XVIII в. северные моря
служили единственным путем, по которому Русское государство поддерживало
торговые связи с западноевропейскими странами.
Мореплавание русских на Севере развивалось в ожесточенной борьбе не
только с силами природы, но и с чужеземцами, стремившимися овладеть
богатствами северных областей Руси. Вытеснить наших предков с побережья
Белого и Баренцева морей в XII — XIII вв. пытались норвежцы. Вслед за
ними захватнические походы на северные русские земли начали
предпринимать шведы и датчане.
Борьба с иноземными завоевателями продолжалась несколько веков и
закончилась победой русских. Однако западноевропейские страны не хотели
мириться с тем, что Россия успешно осваивала северные моря. В середине
XIX в. в пределы Белого и Баренцева морей вторгся англо-французский
флот, а в период первой мировой войны — флот кайзеровской Германии.
Непрекращающиеся посягательства западных государств на интересы
России в Северном Ледовитом океане настоятельно диктовали необходимость
создания здесь сильного военного флота. Однако до XX в. Русское
государство из-за своей экономической слабости и косности некоторых
государственных деятелей не имело на Севере военно-морских сил. Они были
созданы лишь в период первой мировой войны: сложная обстановка на
Северном морском театре вынудила тогда царское правительство
сформировать флотилию Северного Ледовитого океана.
Флотилия в годы войны в основном справлялась с защитой перевозок, но
полностью обеспечить оборону Заполярья не могла.
После Великой Октябрьской социалистической революции иностранные
империалисты, стремившиеся задушить Советскую республику, предприняли
попытку захватить ее северные районы. В 1918 г. английские интервенты и
их союзники высадились в Мурманске и Архангельске. Однако их разбойничьи
планы потерпели провал. Интервенты и белогвардейцы были изгнаны с
советского Севера. В их разгроме важную роль сыграла Северо-Двинская
флотилия, созданная по указанию В. И. Ленина.
В 1920 г. на базе Северо-Двинской флотилии и кораблей, отбитых у
интервентов и белогвардейцев, были сформированы Морские силы Северного
моря. По своему удельному весу они занимали третье место в Советской
республике после Балтийского и Черноморского флотов. Однако в 1922 г.
Морские силы Северного моря в связи с общим сокращением вооруженных сил
страны были расформированы.
В 1933 г. начался новый, наиболее напряженный этап строительства
советского флота на Севере. Он ознаменовался созданием Северной военной
флотилии, которая в 1937 г. была преобразована в Северный флот.
Так сбылась многовековая мечта нашего народа о создании на Северном
Ледовитом океане могучей военной силы, способной надежно защитить его
интересы на Крайнем Севере.
А защищать здесь есть что — край этот сказочно богат. В его недрах
разведаны каменный уголь, нефть, природный газ, железная руда, никель,
олово, апатито-нефелиновые руды и другие полезные ископаемые. Северные
моря изобилуют рыбой и морским зверем. За годы Советской власти на
Крайнем Севере созданы горнодобывающая, горнообрабатывающая,
судостроительная, лесотехническая, химическая, рыбная и другие отрасли
промышленности. Здесь расположены крупнейшие порты Мурманск и
Архангельск, являющиеся северными морскими воротами Советского Союза,
связанными железнодорожными и водными путями с центральными областями
страны.
Дальнейшее освоение огромных богатств Севера, как и Сибири и Дальнего
Востока, занимает важное место в планах партии, выработанных XXVI
съездом КПСС. Выполнение намеченных задач превратит северный край в один
из высокоразвитых в экономическом отношении районов нашей страны и
намного повысит его роль в создании материально-технической базы
коммунизма в СССР.
Этому во многом будет способствовать Северный морской путь, который
усилиями партии и народа превратился в постоянно действующую водную
коммуникацию. На этой огромной водной магистрали возникли морские и
речные порты, обеспечивающие массовые перевозки грузов между
северо-западными районами европейской части Советского Союза и Дальним
Востоком, а также связь с крупнейшими промышленными районами Сибири по
внутренним водным путям. Мощный ледокольный флот с его атомоходами
«Ленин», «Леонид Брежнев», «Сибирь» позволяет значительно удлинять сроки
навигации на северных морях, увеличивать объем перевозок
народнохозяйственных грузов, необходимых для дальнейшего освоения
Арктики и промышленного развития северных областей Советского Союза.
С освоением Северного морского пути и созданием внутренних водных
путей сообщения, соединивших моря европейской части Советского Союза,
создались возможности для перевода военных кораблей с одного морского
театра на другой. Так, накануне Великой Отечественной войны и в ходе ее
советское командование неоднократно перебрасывало по Северному морскому
пути корабли с Белого моря на Дальний Восток и обратно.
Арктический бассейн, несмотря на исключительно суровые климатические
условия, вполне доступен для воздушных сообщений, и над ним проходит
наиболее короткая воздушная трасса между СССР и США. Часть Северного
Ледовитого океана пересекается воздушной трассой Москва — Гавана,
соединяющей нашу страну с героической Кубой.
Первое боевое крещение Северный флот получил во время
советско-финляндской войны 1939 — 1940 гг., спровоцированной
реакционными кругами Финляндии и поддерживавшими их империалистами
других стран. И хотя эта война была непродолжительной, североморцы
приобрели определенный боевой опыт, особенно в совместных действиях с
сухопутными войсками.
Суровым испытанием для Северного флота, как и для всех наших
Вооруженных Сил, всего советского народа, явилась Великая Отечественная
война. Североморцам пришлось решать самые разнообразные боевые задачи по
содействию флангу Советской Армии, нарушению коммуникаций противника и
защите своих морских сообщений. Вооруженная борьба охватила огромные
пространства Белого, Баренцева, Карского морей, распространилась далеко
на восток, достигнув пролива Вилькицкого. Боевые действия велись на
воде, под водой, в воздухе и на побережье. В них участвовали надводные
корабли, подводные лодки, авиация и береговые части.
Своими ударами на морских коммуникациях Северный флот систематически
срывал воинские перевозки противника и вывоз им из Северной Норвегии
никеля и железа. В результате промышленность фашистской Германии стала
испытывать острую нехватку этого важного стратегического сырья, а
немецко-фашистские войска, действовавшие на мурманском направлении,
зачастую лишались подкрепления, недополучали боеприпасы, продовольствие
и другие виды снабжения.
Североморцы надежно осуществляли оборону побережья, своих внутренних
и внешних коммуникаций.
Противоборствуя с крупными силами противника в крайне суровых
климатических условиях театра, воины флота проявили массовый героизм, с
честью выдержали труднейшее испытание войны и тем самым показали, что
способны решать самые сложные задачи по защите морских рубежей нашей
Родины.
В труднейший период 1941 — 1942 гг. воины Карельского фронта и моряки
Северного флота сдержали натиск врага, а в последующем, накопив силы и
вырвав инициативу из рук гитлеровцев, перешли в наступление, разгромили
немецко-фашистские войска и изгнали их из советского Заполярья и
северных районов Норвегии. Это явилось важным вкладом в дело победы
советского народа в Великой Отечественной войне.
В решении боевых задач военным морякам большую помощь оказывали
советские полярники, все население Крайнего Севера.
Решающим условием успешной боевой деятельности Северного флота
явилось руководство Коммунистической партии, ее постоянная забота о
североморцах, получавших все необходимое для ведения вооруженной борьбы
в условиях сурового Заполярья.
В ознаменование 20-летия Победы советского народа в Великой
Отечественной войне Северный флот за выдающиеся заслуги перед Родиной,
массовый героизм, беззаветную стойкость и высокую боевую активность
североморцев в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в числе других
флотов удостоился ордена Красного Знамени.
Закончилась вторая мировая война, но международная обстановка
по-прежнему была неспокойной. Империалисты развернули активную
подготовку к агрессивной войне против Советского Союза и других
социалистических стран. При этом особое внимание страны НАТО уделяют
военным приготовлениям в зоне арктических морей.
В современных условиях роль и значение Краснознаменного Северного
флота в общей системе обороны страны намного возросли. В результате
военно-технической революции он вместе со всеми Вооруженными Силами
претерпел коренные качественные изменения и стал океанским,
ракетно-ядерным. Ныне он способен не только надежно защищать советские
морские рубежи, но и наносить ответные сокрушительные удары по любому
агрессору, который попытается напасть на СССР и другие социалистические
страны.
Военно-исторический очерк «Краснознаменный Северный флот»
представляет собой третье, переработанное и дополненное издание. В нем
учтены замечания и предложения читателей.
Авторы глубоко благодарны всем читателям, выразившим в печати и в
письмах свои мнения и замечания по второму изданию книги. Особо
признательны они адмиралам и офицерам политуправления и штаба
Краснознаменного Северного флота, предоставившим необходимые материалы
по послевоенному периоду истории Краснознаменного Северного флота и
оказавшим помощь своими советами.
Введение, первая, вторая, четвертая и пятая главы написаны доктором
исторических наук, профессором капитаном 1 ранга в отставке И. А.
Козловым; третья, шестая и седьмая главы — заслуженным деятелем науки
РСФСР, доктором военно-морских наук, профессором капитаном 1 ранга В. С.
Шломиным. Хронология важнейших событий истории Краснознаменного
Северного флота и другие приложения подготовлены этими авторами
совместно. Восьмая глава написана с участием коллектива
авторов-североморцев. |