Рапорт Н.О.
фон Эссена И.К. Григоровичу от 23 марта 1911 г. и докладная записка
Н.О. фон Эссена о судостроительной программе для Балтийского флота № 1
Рапорт Н.О. фон Эссена И.К.Григоровичу
№ 5159/219 23 марта 1911 г.
Секретно
Представляя при сем вашему превосходительству краткую записку о
необходимом судостроении на Балтике, я, согласно выраженного вашим
превосходительством взгляда на управление плавающим флотом ,
полагаю, что для успешной подготовки личного состава флота и
содержания эскадры в боевой готовности необходимо: 1) расширить
права начальника Действующего флота, согласно проекта,
составляемого ныне в Морском Генеральном штабе, 2) увеличить
количество месяцев плавания боевых судов флота и 3) переработать
положение об учебных отрядах, согласно проекта мною составленного.
Вместе с сим, прошу ваше превосходительство не найдете ли
возможным, представляемую записку о судостроении передать в
Морской Генеральный штаб для детальной разработки и обоснования.
Резолюция: Начальнику М[орского] Генерального штаба для ближайшего
доклада. Как мало знает вице-адмирал ф[он] Эссен о средствах, на
которые мы можем рассчитывать, о тех трениях, которые происходят
со стороны м[инистра] финансов. Вице-адмирал Григорович.
25/III.
№ 2
Докладная записка Н.О. фон Эссена о судостроительной программе для
Балтийского флота
Современное политическое положение России указывает, что
вероятнейшим ее противником на европейском театре являются державы
Тройственного союза. Из числа держав, входящих в состав Тройственного союза,
Германия
представляет для нас наиболее опасного врага, а потому и наши
вооруженные силы, на кои могла бы опираться политика нашего
отечества, должны быть готовы к боевой деятельности против этой
именно державы. В частности, касаясь вопроса наших морских вооруженных сил,
надо
признать, что, так как Балтийское море является главным морским
вероятным театром военных действий, то вопросу о состоянии нашего
флота на этом театре должно приписать первенствующее значение по
сравнению с вопросами о состоянии флотов на прочих наших морских
театрах - черноморском и тихоокеанском. Считая, что на Балтийском театре наши
морские вооруженные силы
имеют единственное и главное свое назначение - борьбу с германским
флотом, надо признать, что настоящее состояние их совершенно не
отвечает этой единственной цели, имеющей между тем огромное
политическое значение для нашей родины. В то время, как Германия в эпоху,
непосредственно следующую за
нашей войной с Японией, чрезвычайно интенсивно увеличивает свой
флот, мы, вот уже 5 лет как занимаемся только переговорами и
проектами, почти не переходя к реальному воссозданию наших морских
сил. Уже в настоящее время сила германского флота чрезвычайно велика по
сравнению с нашим Балтийским флотом; с каждым годом эта разница
увеличивается в пользу Германии и не далеко то время, когда сила
германского флота будет совершенно несоизмерима с силой нашего
Балтийского флота. Такое положение дел, если не принять теперь же самых
решительных
мер к воссозданию оперативно-способного флота на Балтике, приведет
нас неминуемо к катастрофе, которая во много раз затмит недавний
наш разгром на Тихом океане. 1914 и 1915 гг. являются чрезвычайно опасными для
нас, в эти годы
политическая обстановка Европы достигает высшей степени
неуравновешенности, а потому мы должны принять все меры, чтобы к
этому моменту иметь хотя небольшую, но все же дееспособную морскую
силу на Балтике - этом главном нашем морском театре. Памятуя слова
великого основателя русского флота, что: "Потеря времени смерти
невозвратной подобна", я считаю своим долгом высказать свое мнение
о необходимой судостроительной программе на Балтике, приступить к
выполнению которой в настоящее время настал крайний срок. Не
вдаваясь в подробности и объяснения и не повторяя всего того, что
было уже неоднократно высказано устно и письменно, как мною так и
многими другими лицами, я считаю, что необходимый минимум наших
морских сил на Балтике к 1915 году должен заключаться в следующей
эскадре: 4 линейных корабля типа "Дредноут", 4 броненосных
крейсера того же типа, 4 легких крейсера, 36 эскадренных
миноносцев, 12 подводных лодок. Если такая сила будет создана к 1915 году, то,
вместе с ныне
состоящими на Балтике судами, имеющими боевую ценность, мы будем
уже обладать флотом, хотя и слабейшим численно чем германский, но
зато оперативно-способным, могущим во многом успешно решать
задачи, предъявляемые к нему государством. Параллельно с воссозданием флота к
1915 году должна быть
оборудована база флота и известный маневренный район на театре.
Только при этих условиях можно будет отпарировать тот вероятный
катастрофический удар, который грозит нам, если имеемый в нашем
распоряжении короткий промежуток времени не будет нами полностью
использован для воссоздания флота на Балтике.
Не вдаваясь в дальнейшие подтверждения и доказательства, как
политические, так и стратегические и тактические, я перейду
непосредственно к изложению той судостроительной программы,
проведение которой в жизнь необходимо начать с текущего года.
Чтобы практически иметь в 1915 году оперативно-способную эскадру
на Балтике, состава упомянутого выше, необходимо: 1) Ускорить постройку
четырех линейных кораблей типа
"Севастополь", строящихся на Балтийском и Адмиралтейском заводах,
дабы они вступили в строй к навигации 1914 года. 2) Вышеназванные суда должны
быть спущены на воду в течении
текущего 1911 года. 3) По спуске строящихся линейных кораблей, на
освободившихся
стапелях, заложить в текущем 1911 году два современных броненосных
крейсера, большого хода, вооруженных 14" артиллерией. Готовность
этих крейсеров должна быть обусловлена началом навигации 1915
года. 4) Заказать теперь же на заграничных заводах два современных
броненосных крейсера, однотипных сказанным в пункте 3), обусловив
готовность началом навигации 1914 года. 5) Заказать теперь же на заводе
"Вулкан" в Германии 9
эскадренных миноносцев водоизмещением в 800-900 тонн с турбинными
двигателями, вооруженными 4" артиллерией; готовность их должна
быть обусловлена концом 1912 года. 6) Заложить на отечественных и финляндских
заводах (Ланге,
Крейтон, Путиловский, Сандвик и Сэрнэс) в текущем 1911 году 9
эскадренных миноносцев, однотипных указанным в пункте 5). Срок
готовности их должен быть к концу 1913 года. Машины и котлы
надлежит заказать на заводе "Вулкан". 7) В 1912 и 1913 годах заложить на
отечественных заводах ежегодно
по 9 эскадренных миноносцев, обусловив срок их готовности весной
1915 года. 8) Ежегодно в 1911, 1912, 1913 и 1914 годах закладывать по 3
подводных лодки лучшего заграничного типа (типа английских лодок
марки Д или Е), обусловив готовность их соответственно 1912,
1914 и 1915 годами. 9) В текущем 1911 году заложить на освободившихся от
линейных
кораблей стапелях Балтийского и Адмиралтейского заводов 2 легких
крейсера водоизмещением в 6000 тонн с турбинными двигателями,
способными иметь некоторый запас мин заграждения. Готовность
этих судов должна быть весною 1914 года. 10) По спуске на воду упомянутых в
пункте 9) легких крейсеров,
заложить еще два таких же крейсера, коих готовность должна быть
обусловлена весною 1915 года. 11) Начиная с 1912 года, через год закладывать
на отечественных
заводах по два малых броненосца, могущих действовать в шхерах, с
вооружением 12" орудиями, обусловив их готовность: первой пары к
концу 1914 года, а второй к концу 1915 года. 12) Заказать за границей в
текущем 1911 г. два турбинных легких
крейсера типа "Kolberg" с приспособлением для обслуживания
подводных лодок; готовность их должна быть обусловлена 1913 годом.
Суда эти должны быть использованы для обучения машинных команд для
вновь строящихся турбинных судов. Для образования базы необходимо: 1) В
текущем 1911 году заказать 30000-тонный плавучий док,
обусловив его готовность 1914 годом. 2) В 1912 году заказать два сильных
ледокола типа финляндского
ледокола "Tarmo", готовность их должна быть в 1914 году. 3) Теперь же
приступить к оборудованию Ревеля как базы флота, с
каковой целью необходимо начать постройку мола от острова Карлос
длиною в 1000 сажен и произвести углубительные работы с таким
расчетом, чтобы уже в 1914 году в базе могли стоять 6 линейных
кораблей, крейсера и миноносцы. 4) Параллельно с этим, оборудовать угольные
склады на острове
Карлос и создать склады боевых и других запасов и ремонтные
средства в базе. Для защиты как самой базы (Ревеля) так и для полного
оборудования
маневренного района (Центральная позиция Финского залива)
необходимо, чтобы к 1913 году были окончательно оборудованы 12"
батареи на острове Нарген, на мысе Суроп, на камнях Кальбодагрунд
и на острове Хег-Богшер (или на другом каком в том же районе), а
также и противоминные батареи для охраны подходов к базе.
Точно также, входы в Моонзунд, как со стороны заливов, так и через
пролив Соэло-Зунд, должны быть защищены 6 батареями по образцу
шхерных; самый пролив Соэло-Зунд необходимо спрямить и
углубить до 12 фут, устроить при входе в него ночное оборудование
для входа. Что касается до практической возможности организовать, требуемый
для строящейся эскадры, контингент личного состава, то, по мере
вступления в строй новых судов, начиная с 1914 года, надлежит
исключать совершенно из списков флота, постепенно, все старые
суда, не имеющие боевого значения. К 1915 году надлежит переделать крейсеры
"Олег" и "Богатырь" под
минные заградители, взамен ныне состоящих "Ладоги", "Онеги" и
"Наровы", кои надлежит к этому времени совершенно изъять из
списков флота. В 1915 году надлежит поставить "Цесаревич" и "Славу" в
капитальный
ремонт и перевооружение. Наконец, для дальнейшего после 1915 года планомерного
развития
морской вооруженной силы, как на Балтийском, так и на других
морях, необходимо возможно скорее составить законопроект о флоте и
привести его в жизнь к 1915 году29, дабы, начиная с 1916 года,
отечественное судостроение направлено было по планомерному пути,
единственно гарантирующему возрождение утраченной мощи русского
флота.
Вице-адмирал фон Эссен. |