Военно-морской флот России

К.Л. Козюренок. Архив адмирала Н.О. Фон Эссена

Рапорты Н.О. фон Эссена И.К. Григоровичу от 2 февраля и 1 апреля 1914 г. 

 № 1
РАПОРТ Н.О. фон ЭССЕНА И.К. ГРИГОРОВИЧУ
С.-Петербург. 2 февраля 1914 г. № 122/113. Секретно

В текущем 1914 году военно-политическая обстановка на Балтийском море резко изменяется в крайне неблагоприятную для нас сторону. Не говоря уже о систематическом росте германского флота, окончание углубительных и расширительных работ в канале императора Вильгельма разрешает возможность сосредоточения всего немецкого флота на театрах Балтийского или Северного морей в течение 10-12 часов.

В связи с этой обстановкой вопрос о дислокации германского флота в Киле или Вильгельмсгафене теряет значение и последствия, вытекающие из такого положения, представляются для нас в высшей степени серьезными.

Вместе с тем никогда еще со времени последней войны состояние наших сил не было так неудовлетворительно, как в наступившем 1914 и предстоящем 1915 г.

Это положение создалось совершенно естественным путем устаревания отдельных боевых единиц нашего флота, не заменявшихся за весь длительный период после войны, приостановки кораблестроения и отсутствия планомерной судостроительной программы. Результаты можно было предвидеть, но ныне они являются уже свершившимся фактом.

Действительно, состояние судового состава Балтийского флота уже в текущем 1914 г. вызывает серьезные опасения со стороны оперативной способности вверенных мне Морских сил выполнить в случае военных действий даже те крайне ограниченные задачи, которые на эти силы возлагаются.

Предстоящей осенью выходят в капитальный ремонт линейные корабли "Цесаревич" и "Слава", два крейсера типа "Баян" требуют довольно серьезного ремонта котельных установок (перемена трубок экономайзеров), "Громобой" - перемены трубопровода(эти работы могут вызвать отправление упомянутых крейсеров в Кронштадт на зиму и, следовательно, выход их из строя до весны 1915 г.

1-й дивизион эскадренных миноносцев 1-й Минной дивизии уже теперь фактически вышел из строя и требует капитального ремонта, а это половина наших эскадренных миноносцев, имеющих еще боевое значение( все остальные дивизионы, кроме 2-го, являются судами устаревшими, утратившими боевую ценность. Таким образом на предстоящую зиму 1914-1915 гг. наши силы на Балтийском море сведутся к 2-м линейным кораблям, 1-му броненосному крейсеру и одному крейсеру с придачей одного, много двух, дивизионов миноносцев, могущих еще быть использованными в бою.

На вступление в строй линейных кораблей типа "Севастополь" нельзя рассчитывать ранее конца кампании 1915 года, ибо даже окончившие приемные испытания корабли этой бригады явятся реальной силой только после известной подготовки своего личного состава. Но даже и вступление в строй к осени 1915 года бригады типа "Севастополь" и части строящихся минных судов мало изменяет наше положение с оперативной точки зрения, так как мы опять остаемся с одной бригадой линейных судов, заведомо лишенной в бою маневренной свободы, ибо для боя необходима эскадра в минимальном составе 2-х тактических соединений.

Вопрос о скорейшем создании эскадры на Балтийском море есть вопрос совершенно неотложный, и единственным выходом является скорейшее приобретение покупкой строящихся за границею линейных кораблей для Аргентины и Чили.

До вступления в строй крейсеров типа "Наварин" в 1917 году, у нас эскадры не будет, и если в 1914 г. изменить создавшуюся обстановку уже невозможно, то для 1915 года и 1916 года необходимо это сделать.

Даже приобретение 2-х новых линейных кораблей коренным образом изменяет все наше положение, так как два современных корабля сильнее всей нашей линейной бригады, и при наличии их можно было бы совершенно отказаться от наших крейсеров типа "Баян", не имеющих почти никакой боевой ценности, равно как и от устаревших "Цесаревича" и "Славы".

Готовность аргентинских судов "Морено" и "Ривадавия" наступает уже в текущем году, чилийских же - к концу 1915 года или вернее началу 1916 года.

Приобретением двух линейных судов мы вместе с линейными кораблями типа "Севастополь" получили бы в 1915 году две современные тактические группы, по общей силе не уступающие целой эскадре германских дредноутов в 8 кораблей, что легко усмотреть из сравнения хотя бы их артиллерийского вооружения. При такой эскадре получили бы значение и наши линейные корабли типа "Андрей Первозванный", которые, будучи взяты в отдельности, не могут быть использованы в бою с современными линейными кораблями.

Представляя на благоусмотрение вашего высокопревосходительства изложенные соображения, приемлю долг доложить о настоятельной необходимости скорейшего создания эскадры на Балтийском море, не дожидаясь готовности броненосных крейсеров типа "Наварин", путем покупки новых судов за границею, ибо в противном случае не только 1914, но и 1915 и 1916 годы придется считать крайне тяжелыми в случае вероятных политических осложнений.

В эти годы, оставаясь с наличными силами нашего флота, мы не будем иметь уверенности в выполнении требований предъявляемых со стороны Военного министерства, что в свою очередь окажет влияние на всю оборону страны и защиту столицы.

№ 2
РАПОРТ Н.О. фон ЭССЕНА И.К. ГРИГОРОВИЧУ
С.-Петербург. 1 апреля 1914 г. № 349/340. Секретно

В рапорте моем вашему высокопревосходительству от 2 февраля 1914 года за № 122/113, я докладывал о крайней необходимости теперь же приобрести покупкою строящиеся в Америке и Англии для Аргентины и Чили линейные корабли. В настоящее время выясняется, что приобретение этих кораблей встречает большие препятствия, устранить которые, вероятно, не удастся, и в лучшем случае можно рассчитывать на покупку одного чилийского корабля типа "Almirante Cochrane". Боевое и даже политическое значение современного линейного корабля настолько велико, что вопроса о целесообразности покупки даже одной подобной единицы существовать не может. Один корабль упомянутого типа фактически сильнее всей нашей бригады линейных судов, составляющих в настоящее время единственный наш боевой ресурс, а потому я полагаю, что совершенно необходимо приложить все усилия для приобретения хотя бы даже одного современного линейного корабля.

В текущем году наступает срок выработки и представления на уважение законодательных учреждений новой судостроительной программы. Не вдаваясь в рассмотрение этого вопроса во всем его объеме, а исходя только из существующего положения наших морских вооруженных сил Балтийского моря, из действительного наличия боевых судов, которыми мы можем располагать в ближайшие 4 года, когда должны кончиться постройки двух бригад линейных судов типа "Севастополь" и "Измаил", оценивая все более усложняющуюся военно-политическую обстановку на театрах Балтийского и Северного морей, я прихожу к убеждению, что в настоящее время более чем когда-либо выступает на первое место вопрос о срочности создания на море силы, которая обеспечивала бы нам положение в период грядущих политических осложнений, достойное великой державы. Уже теперь совершенно ясно, что ближайшие два, три года Германия будет располагать средствами борьбы на море, превосходящими в качественном отношении те, на которые мы можем рассчитывать. Последний тип германских судов (Erzatz Wort и Brandenburg) калибром крупных орудий и бронированием уже низводят нашу бригаду линейных кораблей типа "Севастополь", еще не вступившую в строй, на второстепенное место( бригада наших броненосных крейсеров типа "Измаил" только одна явится в некоторой степени эквивалентной в боевом отношении вступающим ныне в состав Hochseeflotte (Флота Открытого моря - А.Е., К.К.) Германии боевым единицам. Совершенно очевидно, что две наших будущих бригады, не составляющих даже полной эскадры, окажутся силой, которая не может идти в сравнение с теми, которые явятся в наши воды быть может в ближайшие годы. Во всяком случае, вопрос, возникающий в наши дни, конечно, лежит не в численных соотношениях( можно вести операции против противника, превосходящего числом, но крайне трудно, если не совсем невозможно, рассчитывать на успех в борьбе с противником, превосходящим в качественном отношении. Создавая каждый раз с приступом к постройке сильнейший тип боевого судна, мы в силу условий отечественного судостроения неизменно отставали по времени от иностранного и в результате уже теперь мы можем учесть, что наши линейные бригады со вступлением в строй не явятся первоклассной силой в сравнении с теми, которые войдут в состав эскадр иностранных держав в одно и то же время.

Таким образом, состояние и условия деятельности отечественного судостроения при существующих настоятельных требованиях, предъявляемых военно-политической обстановкой в смысле срочности постройки боевых единиц, не могут быть согласованы, и единственный выход из этого положения я вижу только в немедленном заказе за границей бригады линейных кораблей как начало будущей судостроительной программы.

В настоящее время мы подошли к периоду, который с военной точки зрения представляется наиболее благоприятствующим войне. Почти все державы величайшими усилиями создали у себя целые эскадры боевых судов новых типов, противопоставить которым, кроме однородной силы, ничего другого нельзя.

По причинам, разбирать которые я не считаю возможным в настоящем рапорте, мы отстали в деле создания морской силы на несколько лет, и ныне уже поздно стремиться уже исправить создавшееся положение обычным путем выработки и осуществления планомерной судостроительной программы.

Необходимо исключительное напряжение всех технических и финансовых средств государства в деле скорейшего окончания строящихся линейных бригад и постройки новых путем заграничных заказов, ставя на первое место срочность постройки и скорейшее вступление в строй современных соединений боевых судов.

Никто, конечно, не может указать год, в который придется решать вооруженной силой вопросы, иным путем неразрешимые, но есть полное основание думать, что этот год уже близок, и первым самым важным признаком является осуществляемая в текущем и будущем 1915 году Германией судостроительная программа и окончание работ по подготовке театра будущей войны в инженерном отношении. В этой готовности к войне со стороны Германии я усматриваю крайне опасное для наших государственных интересов положение, настоятельно требующее скорейшего из него выхода.

В силу вышеизложенного я представляю на благоусмотрение Вашего Высокопревосходительства нижеследующие соображения. Приступив к немедленной разработке будущей судостроительной программы и ускорив, насколько возможно, период ее выработки и рассмотрения законодательными учреждениями, теперь же войти в соглашение с английскими судостроительными фирмами о заказе в Англии 4-х линейных кораблей.

Для ускорения постройки этой бригады следует остановиться на последнем типе английских линейных судов программы 1913 года (тип "Royal Sovereign") с главным вооружением в 10 - 15''-х орудий в 45 калибров и 16 - 6" в 50 калибров. При этом необходимо путем соглашения с правительством Великобритании получить согласие строить эти суда прямо по английским чертежам, не изменяя ни вооружения, ни бронирования, ни элементов механизмов и водоизмещения. Нет сомнения, что появление в нашем флоте линейных судов с 15-ю'' калибром и орудиями английской системы представит некоторые неудобства, так как мы предполагаем перейти на следующих боевых судах к 16-ти'' артиллерии, но поступиться этим необходимо вплоть до заказа в Англии пороха и снарядов.

Единственное условие, на котором необходимо будет настоять, это срочность постройки и вступления в строй бригады в минимальный срок, который, я полагаю, может быть доведен при изложенных условиях до 36 месяцев, а следовательно, можно будет рассчитывать на эту бригаду в первой половине 1917-го года.

В то же время программа должна быть осуществляема во всех остальных частях и на наших заводах, совершенно независимо от заграничных заказов, при условии перехода к 16-ти'' калибру главной артиллерии и принятии сильнейшего осуществимого техникой типа боевого корабля.

Считаю необходимым коснуться еще одной стороны, создаваемой нами морской силы, это подводных лодок.

Следя за развитием этого дела за границей, я прихожу к выводу, что вопрос о двигателях для подводных лодок у нас до сих пор не разрешен положительным образом.

Принятие двигателей Дизеля у нас и в германском флоте вызвало огромные чисто технические затруднения, и в настоящее время Германия после целого ряда построек подводных судов с двигателями Дизеля оказалась вынужденной обратиться с заказом опытной лодки на заводе Fiat san Giorgia. Я полагаю, что и нам следует, не ожидая крайне неопределенных результатов постройки двигателей Дизеля для подводных лодок, теперь же обратиться к упомянутой фирме со срочным заказом 6-ти подводных лодок водоизмещением 800 - 900 тонн, ибо состояние подводного плавания у нас в настоящее время совершенно отрицательное и нет уверенности в качествах будущих строящихся у нас лодок.

С этой точки зрения немедленная покупка на заводе Fiat san Giorgia хотя бы небольшой лодки с двигателями этой фирмы была бы крайне желательной и дала бы возможность испытать эти двигатели и подготовить для будущих лодок необходимый личный состав. Нет сомнения, что осуществление этих заграничных заказов одновременно с постройкой на отечественных стапелях новых судов, вызовет большие трудности хотя бы чисто финансового свойства, но я приемлю долг еще раз высказать убеждение, что другого выхода из настоящего положения нашей морской силы в Балтийском театре нет, и уверенность, что правительство и законодательные учреждения, сознавая возможные последствия грядущих политических осложнений, не откажут пойти навстречу флоту в его твердом и неуклонном пожелании скорейшим образом обеспечить интересы государства на море.

Адмирал ЭССЕН

И. д. начальника оперативного отделения капитан 1 ранга КОЛЧАК