У стен Ленинграда. Обстановка диктует
Первые месяцы войны, характерные крайне тяжелой обстановкой
на морском театре, явились для овровцев, как и для всех балтийцев, суровым
боевым испытанием. В ходе ожесточенной борьбы с сильным и коварным врагом
совершенствовалась работа командования, штабов и политорганов ОВРа, приобретали
боевой опыт и закалку командиры кораблей, весь личный состав соединений.
Ряды экипажей цементировали коммунисты и комсомольцы.
Они всегда были впереди на решающих участках, там, где всего труднее и
опаснее. Политорганы, партийные и комсомольские организации вселяли в людей
высокий боевой дух, уверенность в несокрушимости нашего общественного и
государственного строя, веру в неминуемую победу над заклятым врагом.
В те памятные дни нам пришлось испытать невероятные трудности.
Высокой была минная опасность. Враг господствовал в воздухе. Не хватало
кораблей и необходимых средств. Недоставало боевого опыта, давали о себе
знать и различные организационные упущения. И все же, несмотря на это,
овровцы Краснознаменной Балтики успешно справлялись с боевыми заданиями
командования.
В конце августа 1941 года, после героического прорыва
основного ядра флота из Таллина в Кронштадт, в боевой деятельности кораблей
и катеров Охраны водного района наступил новый этап
- непосредственное
участие в обороне Ленинграда.
К тому времени оперативная обстановка на театре сложилась
весьма неблагоприятно для флота. Противник контролировал всю западную часть
Финского залива. Немецко-фашистские войска заняли .побережье Лужской и
Копорской губ. Фарватер Хайлода был минирован1. Сообщение с
островом Гогланд осуществлялось по единственному фарватеру, расположенному
севернее островов Сескар, Пенисари и Лавенсари. На Ханко и в район Моонзундских
островов наши суда могли ходить лишь в сопровождении значительных боевых
сил флота.
На северном побережье Финского залива войска противника
вышли к Сестрорецку, перерезав сухопутные пути сообщения с нашими войсками,
находившимися в районе Выборга. Отрезанными оказались острова Бьёркского
архипелага. Установив на берегу артиллерийские батареи, противник обстреливал
наши 'боевые корабли и суда, следовавшие по заливу.
В Невской губе к 15 сентября гитлеровцы, заняв Урицк,
Лигово, Стрельну и Новый Петергоф, вышли в тыл главной базы КБФ
- Кронштадта
и создали непосредственную угрозу коммуникациям между ним, Ленинградом
и Ораниенбаумом. Установив артиллерийские батареи на южном берегу залива,
противник днем и ночью противодействовал движению наших кораблей и судов
из Кронштадта в Ленинград и обратно по Морскому каналу, который весь простреливался
орудиями среднего калибра. Кронштадт, Ораниенбаум и город
Ленина также подвергались систематическим артиллерийским обстрелам и воздушным
налетам.
22 октября наши части после четырех месяцев героической
обороны оставили Хиуму, последний из островов Моонзундского архипелага,
а затем и острова Осмуссар и Бьёркё. В результате наши коммуникации в восточной
части Финского залива стали еще более уязвимыми.
2 декабря закончилась эвакуация военно-морской базы Ханко,
были оставлены также острова Гогланд, Большой и Малый Тютерсы, Родшер,
Соммерс и Нерва.
25 сентября враг был остановлен на непосредственных подступах
к Ленинграду. Под ударами наших регулярных частей, народного ополчения,
авиации, кораблей и береговой артиллерии гитлеровцы зарылись вокруг города
в землю. Начались тяжелые дни блокады, отмеченные несгибаемой стойкостью
и массовым героизмом защитников Ленинграда.
30 августа 1941 года была создана Охрана водного района
флота, в которую вошли силы и средства расформированных соединений ОВРа
главной базы - Таллина, ОВРа Кронштадтской военно-морской базы, а также
Минной обороны КБФ. Эти силы организационно были сведены в отряд заграждения,
отряд траления, истребительный отряд, отдельный дивизион сторожевых кораблей
и охрану рейдов. Всего в составе ОВРа КБФ насчитывалось 210 различных кораблей
и катеров, в том числе минные заградители “Ока” и “Урал”, сетевые заградители,
сторожевые корабли, 50 тральщиков, 47 катеров-тральщиков и 45 “малых охотников”
С первого же дня своего существования соединение приступило
к несению дозорной службы, обеспечению морских перевозок но коммуникациям
в операционной зоне флота, к решению других боевых задач, которые диктовались
сложившейся обстановкой.
На линиях дозора
Дозорная служба кораблей ОВРа в восточной части Финского
залива осенью 1941 года охватывала два района: западный - от острова Гогланд
до меридиана мыса Сейвястё и восточный - от мыса Сейвястё на восток до
банки Каменная (Невская губа).
В западном районе было развернуто 6 круглосуточных линий
корабельных дозоров, в восточном - 13 линий, расположенных вокруг острова
Котлин и на запад до меридиана мыса Сейвястё2.
С 12 сентября в связи с усилением противником минной войны
было развернуто дополнительно 6 дозоров по оси открытой части Морского
канала. С 22 сентября их число в Невской губе возросло еще
более.
Восточные дозоры поддерживались артиллерией кронштадтских
фортов, звеном катеров МО, стоявших в базе в 15-минутной готовности к выходу,
и звеном самолетов МБР-2. Для поддержки дозоров в районе Морского канала
с 25 сентября выделялись два катера МО с местом нахождения в его огражденной
части, а с 29 сентября в связи с тем, что из района Стрельна
- Новый Петергоф
стали проникать на плавсредствах вражеские диверсионные группы, в ночное
время на фарватере у Петергофского буя выставлялись базовый тральщик и
два “малых охотника”.
Западные дозоры должны были поддерживаться батареями береговой
обороны прилегающих островов.
Общее управление дозорной службой осуществлялось командиром
ОВРа КБФ с его берегового командного пункта, развернутого на форту Кроншлот.
Непосредственное руководство западными дозорами было возложено на командира
отдельного дивизиона сторожевых кораблей (ОДСКР). В последующем, когда
к несению дозорной службы было привлечено значительное количество тральщиков,
эти функции были возложены на командира отряда траления, а командир ОДСКР
стал его заместителем.
Восточными дозорами (кроме района Морского канала) руководил
командир истребительного отряда ОВРа КБФ. Дозорные корабли и катера в Морском
канале оперативно подчинялись непосредственно штабу ОВРа КБФ. Для несения дозорной службы использовались: в западном
районе - сторожевые корабли, базовые и тихоходные тральщики, в восточном - “малые
охотники”, сторожевые и рейдовые катера. Соединение располагало двумя сторожевыми кораблями специальной
постройки - “Буря” и “Туча”. Они отвечали всем требованиям дозорной службы
- имели хорошую мореходность, значительную скорость и живучесть, были укомплектованы
обученным личным составом. Их вооружение состояло из двух 100-мм универсальных
орудий, а также автоматов и пулеметов. Однако дозор в 1941 году мог нести
лишь сторожевик “Буря”, “Туча” в бою получил повреждения и находился в
ремонте.
Ё состав ОВРа входил также сторожевой корабль “Аметист”
. У него была неплохая мореходность. Вооружение составляли три 45-мм орудия
и пулеметы. Но корабельные механизмы были крайне изношены, а некоторые
из них получили повреждения при налете вражеской авиации. Большую часть
осени 1941 года “Аметист” ремонтировался.
В аналогичном состоянии находился сторожевик “Коралл”.
Остальные сторожевые корабли ОВРа флота представляли собой
мобилизованные и переоборудованные морские и рейдовые буксиры с плохо обученными
командами. Они имели малый радиус действия, небольшую скорость
(7-8 узлов),
недостаточную живучесть, изношенные механизмы и слабое вооружение (одно
45-мм орудие и два пулемета). Особенно слабо эти сторожевики были защищены
от вражеской авиации. Во время штурмовых атак самолетов они несли большие
потери в людях.
Такие же недостатки были свойственны привлекавшимся к
дозорной службе тихоходным тральщикам. К тому же они на переходе к линии
дозора и обратно в Кронштадт сжигали половину всего запаса топлива, и на
несение дозорной службы его оставалось мало.
В большей степени отвечали требованиям дозорной службы
“малые охотники”. Но и у них было несильным зенитно-артиллерийское вооружение,
особенно против штурмующих самолетов, от которых они также несли значительные
потери в личном составе. Сторожевые катера тина ЗК были пригодны для несения ближних
дозоров. Они обладали достаточной мореходностью, были вооружены одной 45-мм
пушкой и пулеметами.
Им по своим тактико-техническим данным уступали сторожевые
катера типа КМ. Они имели на вооружении лишь по одному пулемету. Слабые
мореходные качества не позволяли им нести дозорную службу при состоянии
моря свыше 2-3 баллов.
Таким образом, наибольшими возможностями для несения дозорной
службы располагали сторожевые корабли типа “Буря” и малые, охотники за
подводными лодками. На катера МО и легла основная тяжесть морских дозоров.
Сентябрь 1941 года был периодом становления дозорной службы
в новых условиях базирования флота. Поэтому недостатки, главным образом
организационного порядка, давали о себе знать. Плохо было отработано взаимодействие
дозоров с батареями береговой обороны. Выделенные для поддержки дозорных
кораблей самолеты МБР-2 по своим тактико-техническим данным могли служить
лишь средством, дополняющим систему наблюдения, но никак не силой прикрытия
дозора.
Малочисленность кораблей, привлекавшихся к дозорной службе,
и тихоходность значительной их части, необходимость в условиях блокады
жесткой экономии топлива требовали максимального приближения пунктов базирования
боевых сил к линиям дозора. Это значительно увеличило бы время пребывания
в дозоре каждого корабля. Силы западных дозоров, например, следовало дислоцировать
на островах Лавенсари, Гогланд. Однако из-за отсутствия там запасов топлива,
воды, боеприпасов и необходимых ремонтных возможностей осенью 1941 года
дозорные корабли базировались на Кронштадт.
Несмотря на эти трудности, дозорные корабли успешно справлялись
со своими задачами. Они неоднократно имели боевые столкновения с противником,
много раз подвергались атакам вражеских подводных лодок и ударам с воздуха,
обстрелу береговой артиллерии. Во всех таких столкновениях экипажи дозорных
кораблей и катеров вели себя мужественно и стойко. Так, утром 1 ноября
сторожевые катера “И-22” и “И-29” в районе маяка Шепелевский были атакованы
девятью истребителями. Пулеметы катеров не могли противостоять огневой
мощи врага. “И-22” был подожжен, один его мотор вышел из строя. Упал у
штурвала, сраженный насмерть, рулевой. Два матроса были тяжело ранены.
Командир катера комсомолец Крыленко, несмотря на ожог рук, с помощью матроса
Семенова, тоже пострадавшего в бою, сумея потушить пожар, запустить второй
мотор, оказать помощь тяжелораненым и привести катер в Кронштадт. 4 ноября самолеты противника атаковали дозорный тральщик
“Буек” (командир старший лейтенант А. В. Гусельников, военком политрук
Н. А. Ивченко). Корабль получил много пробоин, вышли из строя рулевое управление,
компасы, были повреждены орудие и пулеметы. Начался пожар в штурманской
рубке. Пострадал почти весь личный состав, находившийся на верхней палубе.
Были убиты командир и его помощник, ранило военкома. Из командного состава
в строю остался один дивизионный химик лейтенант В. В. Куликов. Тем не
менее экипаж устранил повреждения, и тральщик под командованием Куликова
прибыл в базу. 11 ноября в районе острова Сескар фашистские самолеты
налетели на тихоходный тральщик “Ударник”. В критический момент боя, когда
орудийные и пулеметные расчеты были полностью выведены из строя, военком
корабля старший политрук К. И. Ревенюк стал к пулемету и вел огонь, пока
не был сражен вражеской пулей. Бесстрашие и самоотверженность военкома
произвели сильное впечатление на моряков. Каждый действовал на своем боевом
посту мужественно и четко. Из строя вышла почти треть экипажа. На корабле
возник пожар. Однако команда тральщика сумела отразить все атаки самолетов
и ликвидировать пожар. Тральщик остался в
строю.
Благодаря стойкости и героизму моряков-овровцев, несших
дозорную службу, морские подступы к Кронштадту и Ленинграду находились
под надежной охраной.
Под ответственностью овровцев
С перебазированием флота в Кронштадт ответственность за организацию
и безопасность плавания в Финском заливе (основные коммуникации: Кронштадт
- остров Гогланд, Кронштадт - Койвисто, Кронштадт
- Ленинград и Ораниенбаум)
несло командование ОВРа КБФ. Противоминная оборона фарватеров обеспечивалась
системой дозорной службы, периодическим контрольным тралением и проводкой
за тралами. Овровцы осуществляли также противолодочную, противокатерную
и противовоздушную оборону конвоев, прикрытие их дымовыми завесами от огня
береговой артиллерии противника.
Небольшие расстояния между пунктами отправления и назначения
(наиболее удаленный остров Гогланд находился в 90 милях от Кронштадта),
значительная продолжительность темного времени суток в осеннюю пору позволяли
конвоям совершать переходы за одну ночь. Это существенно снижало опасность
атак авиации и воздействия вражеских береговых батарей.
В тот период противник в использовании корабельных сил
не проявлял активности. Поэтому главной угрозой на театре являлись мины.
Ледостав в Невской губе и на подходах к Кронштадту наступил
сравнительно рано (4-6 ноября). Это потребовало привлечения ледоколов к
проводке конвоев. Из-за того, что скорость их движения в этих условиях
была невысокой, переходы не удавалось завершать к наступлению рассвета.
Возникла необходимость прикрытия конвоев истребительной авиацией. Она поднималась
в воздух распоряжением начальника штаба флота. Вражеские батареи и прожектора
подавлялись силами и средствами береговой обороны.
Всего осенью 1941 года было проведено 37 конвоев.
В этот же период силы и средства ОВРа КБФ трижды эскортировали
подводные лодки из Кронштадта до точки их погружения на Западном Гогландском
плесе. О героизме и стойкости, проявленных овровцами в этих походах, ярко
рассказывает следующий эпизод. В ночь на 13 октября в районе острова Мохни
подорвался на мине входивший в состав эскорта “МО-311” (командир лейтенант
И. П. Боков). Взрывом оторвало носовую часть катера вплоть до рубки, больше
трети команды вышло из строяi.
Находившийся на мостике военком дивизиона старший политрук
С. С. Жамкочьян взрывной волной был сброшен на палубу, однако, несмотря
на тяжелые ушибы, принял активное участие в борьбе за живучесть катера.
Командир дивизиона капитан-лейтенант И. А. Бочанов и военком собрали оставшихся
людей и призвали их к выдержке и самообладанию. И морякам уже не казалось
безвыходным положение, в котором они оказались. Каждый действовал собранно
и смело. Электрик комсомолец Шварцман быстро исправил освещение, мотористы
под руководством механика звена А. А. Петухова устранили повреждения двигателей,
комендоры “малого охотника” подготовили к действию кормовое орудие и пулеметы.
Радист Фарафонов отремонтировал рацию. Боцман Лобанов собрал из подручного
материала спасательный плотик для раненых. Остальные откачивали воду из
отсеков.
Командир катера лейтенант И. П. Боков, несмотря на ранение,
продолжал руководить действиями подчиненных.
Принятые меры помогли - катер остался на плаву. Были запущены
моторы, и “малый охотник” задним ходом медленно направился к острову Гогланд.
Через два часа к “МО-311” подошел тральщик, который пытался
взять его на буксир, но безуспешно. Погода свежела, до острова Гогланд
оставались еще десятки миль. Командир эскорта капитан 2 ранга Н. А. Мамонтов
в этих условиях принял решение катер затопить. Экипаж, простившись с “охотником”,
перешел на тральщик, взяв с собой вооружение, запасы и документы.
Корабли ОВРа КБФ принимали самое активное участие в обеспечении
морских перевозок флота и фронта, а зачастую, как уже говорилось выше,
использовались и в качестве транспортных средств. Внешне это выглядело,
конечно, не так эффектно, как другие боевые действия. Перевозки морем
- скромный, малозаметный труд моряков-транспортников. Однако в условиях блокады
это был ежедневный подвиг, требующий самоотверженности, большого мужества
и героизма.
В период с 17 по 29 сентября овровцы флота совместно с
силами и средствами Ленинградской военно-морской базы перевезли из Ораниенбаума
в Ленинград две стрелковые дивизии и артиллерийский полк, перебрасывавшиеся
на другой участок фронта. Для этого ОВРом были выделены 8
базовых тральщиков, 15 тихоходных тральщиков и 2 сетевых заградителя. Кроме
того, в перевозках участвовали 4 самоходные десантные баржи.
Расстановкой кораблей и судов у причалов в Ораниенбауме,
погрузкой и регулировкой движения руководил командир ОВРа флота, разгрузкой
в Ленинграде и отправлением порожних судов в Ораниенбаум
- командир Ленинградской
военно-морской базы.
Из Ораниенбаума корабли и суда выходили поодиночке в ночное
время по мере их готовности. Переход совершался Морским каналом, а при
противодействии противника - Большим корабельным фарватером (под северным
берегом Невской губы). Для прикрытия кораблей и судов от воздействия вражеской
артиллерии были выделены четыре катера-дымзавесчика. Противовоздушная оборона
осуществлялась зенитно-артиллерийскими средствами самих кораблей.
Перевозки начались скрытно. Гитлеровцы лишь на второй
день обстреляли Ораниенбаумский порт. Наши войска находились в укрытии
и потерь не понесли. В последующие дни противник продолжал обстреливать
Ораниенбаум, но основная часть перебрасываемых дивизий уже находилась в
Ленинграде.
Эти перевозки положили начало непрерывному сообщению морем
между Ленинградом и Ораниенбаумом, которое действовало в течение всей блокады
Ленинграда и было использовано для переброски войск и боевой техники 2-й
ударной армии, нанесшей сокрушительный удар по гитлеровцам с ораниенбаумского
“пятачка” в январе 1944 года.
Немалых усилий потребовала перевозка с ораниенбаумского
плацдарма соединений и частей 8-й армии, которую командующий Ленинградским
фронтом решил вывести в свой резерв. Она осуществлялась в условиях активного
противодействия противника. Несмотря на это, личный состав кораблей ОВРа
КБФ, ОВРа Ленинградской военно-морской базы и вспомогательных судов флота
успешно справился со своей задачей. В короткий срок без потерь были сняты
с плацдарма шесть стрелковых дивизий.
В сентябре - октябре 1941 года корабли и катера ОВРа КБФ
совместно с другими силами флота участвовали в эвакуации наших войск и
военно-морского гарнизона с острова Бьёркё.
27 октября овровцы начали эвакуацию гарнизона островов
Гогланд и Большой Тютерс. Она осуществлялась под общим руководством командира
ОВРа капитана 2 ранга И. Г. Святова и военкома бригадного комиссара Р.
В. Радуна.
Эвакуацией гарнизона острова Гогланд непосредственно руководил
начальник штаба соединения. В его распоряжение были выделены базовые тральщики
“Фугас” и “Рым”, тихоходные тральщики “Ударник” и “Клюз”, 4 “малых охотника”,
2 торпедных катера и 4 транспорта. 30 октября эти корабли и суда сосредоточились
в бухте Сууркюля (Гогланд) и приступили к погрузке. Закончив ее, 31 октября
направился в Кронштадт тральщик “Ударник” с баржей на буксире, а затем
- конвой (командир старший лейтенант А. М. Савлевич) в составе транспорта
№ 539, базового тральщика “Рым” и катера “МО-302”. 1 ноября вышел второй конвой (командир старший лейтенант
В. Л. Гиллерман). В него входили транспорт № 508, базовый тральщик “Фугас”
и два торпедных катера. 5 ноября отправился в Кронштадт транспорт № 515
в сопровождении тральщика “Клюз” и трех катеров МО. Все три конвоя благополучно
прибыли в главную базу флота. Но дальнейший вывоз подразделений
и материальных ценностей с острова в связи с оставлением Ханко был приостановлен.
Гогланд стал маневренной базой сил и средств эвакуации гарнизона Ханко
под командованием капитана 2 ранга И. Г. Святова. Эвакуация гарнизона острова Большой Тютерс проводилась
под руководством командира отдельного дивизиона сторожевых кораблей капитана
3 ранга П. Е. Никитченко. Утром 30 октября к острову подошли четыре тихоходных
тральщика, буксир с баржей и катер МО. Из-за мелководья в гавань удалось
войти лишь тральщику “Т-68” с баржей. Его экипаж принимал груз прямо с
береговых камней. При погрузке особенно отличились матросы и старшины Тумченок,
Лидунов, Муравьев, Аксючев и Маронов, работавшие под руководством помощника
командира тральщика лейтенанта А. М. Никитина.
31 октября корабли с личным составом, материальной частью
и запасами гарнизона Большого Тютерса перешли в Кронштадт.
Эвакуация островов проводилась в сложных гидрометеорологических
условиях. Штормовая погода, дождь и снежные заряды затрудняли погрузочные
работы и переходы морем. Большую опасность представляли мивы, особенно
плавающие, в большом количестве встречавшиеся на пути следования конвоев.
При выполнении этих заданий командования овровцы действовали
самоотверженно, находчиво и отважно. Например, тральщик “Т-49” (командир
лейтенант Л. Панкратов, военком старший политрук А. Корзуев) из-за непредвиденного
ухудшения погоды быстро израсходовал уголь и в районе острова Лавенсари
остался без топлива. Механик тральщика воентехник 1 ранга К. П. Козырев
предложил пополнить запасы угля из затопленных трюмов судна, сидевшего
на камнях неподалеку от острова. Первым полез в ледяную воду секретарь парторганизации
тральщика механик Козырев. За ним последовали командир отделения котельных
машинистов А. Клюкин и минер С. Стрекалов. В течение нескольких часов они
с помощью лопат наполняли углем ведра, которые передавались по цепочке
на тральщик. Запасшись топливом, корабль продолжил
путь.
Или вот еще пример. На тральщике “Т-46” (командир старший
лейтенант В. Т. Миненок) во время похода вышла из строя питательная коробка
котла. Корабль мог оказаться в море без хода. Машинист матрос Шелепин пришел
к механику и попросил разрешения исправить повреждение в горячем котле.
Рискуя получить ожоги, он устранил неисправность, и корабль получил возможность
выполнить боевое задание.
Героические рейсы
После оставления нашими войсками Таллина связь с военно-морской
базой Ханко поддерживалась только по радио. Почти на всем пути от Кронштадта
до этой базы оба берега залива находились в руках врага, который вел непрерывное
наблюдение за фарватерами и противодействовал движению по ним авиацией,
береговой артиллерией и легкими силами своего флота. Кроме того, гитлеровцы
в осенние месяцы выставили дополнительно к минному массиву на участке Юминда
- Калбодагрунд около 1000 мин и 700 минных защитников.
Осень была на исходе. По прогнозам зима ожидалась ранняя
и суровая. В те дни первыми проложили путь из Кронштадта на Ханко и обратно
корабли ОВРа КБФ.
В полночь 24 октября отряд под командованием капитана
3 ранга В. П. Лихолетова (военком полковой комиссар Н. И. Корнилов) в составе
базовых тральщиков “Патрон”, “Гак”, “Т-215”, “Т-217”, “Т-218” и шести “малых
охотников” с грузом бензина и медикаментов на борту вышел из Кронштадта
и взял курс на запад. К утру он прибыл на Лавенсарский рейд. Простояв там
светлое время на якоре, вечером продолжил путь к Ханко.
Ночь была темной, безлунной. Черное небо сливалось с черной
водой. Различить на ее поверхности что-либо, особенно плавающие мины, было
чрезвычайно трудно. Около полуночи на подходе к острову Кери подорвался
на мине и затонул базовый тральщик “Патрон”.
Подобрав людей с погибшего корабля, отряд продолжил движение.
После форсирования 30-мильной полосы вражеского минного заграждения корабли
утром 25 октября прибыли на Ханко и сдали груз. К этому времени было принято
решение об эвакуации всего гарнизона Ханко. Отряд под жестоким артиллерийским
огнем принял на борт батальон бойцов и в 22 часа 26 октября направился
в Кронштадт.
Погода резко изменилась, ветер усилился до
7-8 баллов,
волна достигла 6 баллов, видимость ухудшилась.
Командование отряда находилось на головном тральщике “Т-215”
(командир корабля капитан-лейтенант М. А. Опарин). Отлично справлялся со
своими обязанностями штурман дивизиона лейтенант П. Г. Иванушкин. Несмотря
на недомогание, он обеспечил высокую точность кораблевождения.
Стойко и мужественно вели себя все матросы, старшины и
офицеры отряда. На кораблях бдительно наблюдали за морем и воздухом. Когда
на Сескарском плесе отряд подвергся атаке вражеской подводной лодки, тральщики
своевременно уклонились от выпущенных ею шести торпед, а катера МО атаковали
ее глубинными бомбами Вечером 28 октября отряд прибыл в Кронштадт. Доставленный
им батальон ханковцев влился в состав Ленинградского фронта.
Эвакуация гарнизона военно-морской базы Ханко продолжалась
по 2 декабря 1941 года. От ОВРа КБФ в ней приняли участие 20 минных заградителей,
тральщиков, сторожевых кораблей и 16 “малых охотников”, в том числе 2 минных
заградителя (“Ока” и “Урал”), 8 базовых тральщиков (“Гафель”, “Шпиль”,
“Гак”, “Рым”, “Верп”, “Т-215”, “Т-217”, “Т-218”), 7 тихоходных тральщиков
(“Вирсайтис”, “Орджоникидзе”, “Клюз”, “Волнорез”, “Ударник”, “Дзержинский”,
“Менжинский”), 2 сторожевых корабля (“Коралл”, “Гангутец”), сетевой заградитель
“Азимут”. Многие из них ходили к Ханко по два и три раза, а базовые тральщики
“Шпиль” (командир старший лейтенант Н. С. Дебелов, военком батальонный
комиссар В. С. Бартенев), “Т-215” (командир капитан-лейтенант М. А. Опарин,
военком старший политрук Т. Ф. Певнев) и “Т-218” (командир старший лейтенант
А. В. Цыбин, военком старший политрук И. И. Клычков)
- четыре раза. Всего с Ханко силами флота было вывезено около 23 тысяч
войск с личным оружием, полевая и зенитная артиллерия базы, 1300 тонн боеприпасов
и 1500 тонн продовольствия. Более половины этих перевозок были осуществлены
овровцами. В ходе эвакуации базы они спасли свыше 3 тысяч человек с погибших
боевых кораблей и транспортных судов.
Походы на Ханко и обратно совершались в сложных гидрометеорологических
условиях (штормы, обледенение, плохая видимость). До войны считалось, что
катера МО могут плавать при волнении моря не более
3- 4 баллов. Во время
эвакуации Ханко они ходили в семибальный шторм. Их то и дело накрывали
волны, верхняя палуба и надстройки нередко покрывались льдом. В ледяной
панцирь превращалась одежда людей из верхней команды. Особенно трудно приходилось
впередсмотрящим, стоявшим на самом носу корабля. Тихоходные тральщики,
в прошлом озерные и речные буксиры, до войны уже при ветре
3-4 балла прятались
у берегов, а на Ханко они ходили в любую штормовую погоду.
На фарватерах к полуострову исключительно высока была
минная опасность. Каждый поход сопровождался гибелью кораблей на минах.
Спасение людей 'было возложено на овровцев. Подвергаясь риску, тральщики
и “малые охотники”, маневрируя в темноте между плавающими минами, подходили
к терпящему бедствие судну и снимали с него людей, подбирали оказавшихся
в воде. Все это требовало исключительного напряжения физических и моральных
сил личного состава.
Действия овровцев в этих походах, как и всегда, отличались
доблестью, самоотверженностью, высоким мастерством. Об их боевом настрое
можно судить хотя бы по следующей выдержке из боевого листка, выпущенного
в те дни на “Т-218”: “Пробраться в тыл врага на 400 км, пройти большое
количество минных полей ночью, в плохую погоду, без единого заедания механизмов
преодолеть 800 км кажется невозможным. Но не такие люди на боевых кораблях
советской Балтики, чтобы задумываться над этим. Мы ходили и будем ходить
по свинцовым водам Балтийского моря, и ничто нас не остановит, не запугает...”
Вот несколько примеров мужества и высокой выучки личного
состава соединения.
На рассвете 1 декабря отряд наших кораблей и транспортов
находился в 40 милях от полуострова Ханко. В это время из финских шхер
появились три канонерские лодки и четыре сторожевых катера. Они легли на
параллельный курс и открыли сильный артиллерийский огонь. Командир отряда
капитан 3 ранга М. Д. Белков приказал боевым кораблям и транспортам следовать
прежним курсом, а тральщику “Вирсайтис”, на котором он находился, вместе
с канл едкой “Волга” идти навстречу врагу. Меткой стрельбой наши комендоры
обратили противника в бегство и загнали его в шхеры. В одном из штормовых походов подорвался на мине эскадренный
миноносец “Сметливый”. На спасение людей немедленно устремились катера
“МО-210”, “МО-307” и “МО-407” (командир звена старший лейтенант М. И. Камаев).
В это время с северного направления эсминец атаковали три торпедных катера
противника. “МО-210” (командир лейтенант В. М. Панцырный) ринулся им навстречу
и огнем орудий и пулеметов принудил их
отступить. В другой раз тральщик “Орджоникидзе” (командир старший
лейтенант Е. А. Лищенко, военком политрук И. В. Фролов), имея на борту
300 ханковцев, подвергся налету двух вражеских самолетов. Комендоры корабля
Смирнов и Тучанов метким огнем сбили один из них, а другой отказался от
новых атак и скрылся. Управлял стрельбой лейтенант Ш. Д.
Фурутин. В очередном походе на Ханко на “МО-112” в результате попадания
снаряда затопило носовые отсеки. Йод руководством помощника командира В.
Галямова экипаж пять часов упорно боролся за живучесть “охотника”. В штормовых
условиях, под артиллерийским обстрелом с мыса Юминда катер задним ходом
прошел большую часть пути до Гогланда, пока не был взят на буксир другим
кораблем.
В период эвакуации Ханко ярко проявились высокие моральные
и боевые качества командного состава кораблей и катеров соединения.
Отличным моряком, умелым руководителем экипажа показал
себя командир базового тральщика “Гафель” старший лейтенант Е. Ф. Шкребтиенко.
Он трижды водил свой корабль на Ханко и один раз на остров Осмуссар. Тральщику
нередко приходилось форсировать минные поля под артиллерийским огнем врага,
подвергаться большому риску, чтобы прийти на помощь терпящим бедствие судам,
снять с них людей. И всегда Е. Ф. Шкребтиенко находил верное решение, добивался
успешного выполнения боевых задач.
Одним из лучших политработников ОВРа был военком “Гафеля”
старший политрук В. А. Жуков. Мы знали его смелым, не теряющимся в трудный
час, умеющим повести за собой людей, организовать их на отличное решение
заданий командования. Под руководством Шкребтиенко и Жукова экипаж “Гафеля”,
преодолев все преграды и опасности, доставил с Ханко в Кронштадт 1760 бойцов
и командиров, в том числе 1040 человек с погибавших кораблей.
В тех памятных трудных походах исключительную смелость
и отвагу проявил командир базового тральщика “Т-215” капитан-лейтенант
М. А. Опарин. Четырежды ходил этот корабль на Ханко. Не раз М. А. Опарин,
действуя спокойно, расчетливо и четко, спасал “Т-215” от неминуемой гибели.
Только во время последнего - четвертого похода на Ханко благодаря ему тральщик
удачно уклонился не менее чем от 20 плавающих мин.
Военком тральщика старший (политрук Т. Ф. Певнев сумел
организовать целеустремленную и действенную партийно-политическую работу,
направленную на сплочение экипажа, мобилизацию его на образцовое выполнение
поставленных задач. Через минные поля, йод огнем с берега,
уклоняясь от плавающих мин и от торпед подводных лодок, “Т-215” доставил
в Кронштадт 1362 человека из состава гарнизона военно-морской базы Ханко.
Доброго слова заслуживают командиры и военкомы базовых
тральщиков “Гак”, “Шпиль”, “Рым”, “Т-217” и “Т-218”. Все они действовали
так, как и подобает советским воинам, коммунистам. Эти руководители экипажей
своей отвагой, самозабвением в бою, высоким командирским искусством снискали
любовь и уважение подчиненных и всех сослуживцев.
С честью справились со своими задачами в период эвакуации
Ханко командиры и комиссары минных заградителей и тихоходных тральщиков.
В самой сложной обстановке пример выдержки, хладнокровия и мужества показывал
Н. И. Мещерский, командовавший минным заградителем “Ока”. Под стать ему
был командир минного заградителя “Урал” И. Г. Карпов. Минзаг “Урал” принял
самое активное участие в эвакуации Ханко. Он вывез с полуострова больше
людей, чем любой другой корабль. Командир тральщика “Ударник” старший лейтенант
М. П. Ефимов, приведя корабль с Ханко в Кронштадт, тут же отправился в
штаб соединения и настаивал, чтобы его сегодня же опять “послали в поход,
так как время не ждет”. Эти командиры дружно, в тесном контакте
работали с политработниками своих кораблей А. А. Ковалем, А. М. Титковым,
В. А. Фокиным.
Но особенно отличились в дни эвакуации Ханко командиры
“малых охотников” Д. Дворецкий, В. Панпырный, П. Мартынов, М. Макаренко,
А. Немировский, командиры звеньев катеров В. Карпович, Н. Соколов. От них
требовалась особая стойкость, особое упорство. Они бессменно находились
на открытом мостике. Ловко маневрируя среди плавающих мин, ведомые ими
“охотники” под артиллерийским огнем ставили дымовые завесы, спасали людей
с тонувших боевых кораблей и судов. Командиры дивизионов “малых охотников” капитан 3 ранга
М. В. Капралов и капитан-лейтенант И. А. Бочанов, военком старший политрук
В. К. Молодцов всегда находились на тех катерах, которые выполняли самые
трудные и опасные задания. А когда подорвался эсминец “Гордый”, комдив
Бочанов взял на себя управление катером “МО-306”, который среди плавающих
вокруг мин подошел к кораблю и спас около сотни
людей.
Сложная минная обстановка требовала высокой точности вождения
кораблей по фарватерам, а частые взрывы мин в тралах выводили из строя
компасы и рулевые устройства. Флагманский штурман ОВРа В. А. Экман, штурман
дивизиона базовых тральщиков П. Г. Иванушкин, штурман отдельного дивизиона
сторожевых кораблей Я. Б. Рабинович, штурманы кораблей К. М. Кононов, В.
К. Тарасов, А. К. Тихомиров, А. Т. Ермошин, Р. Ю. Флешлер, П. П. Еременко,
А. И. Лунин и другие в море работали самоотверженно, не сходя с мостика
в осенне-зимних штормовых условиях по 14-16 часов подряд. Отлично несли
ходовую вахту рулевые Рыбаков, Дьячков, Дроздов и другие.
Несмотря на шторм и обледенение палубы, тральные расчеты
в темноте четко и быстро производили постановку и замену тралов. Старшина
2-й статьи Батырев, матросы Нарышкин и Щербак (“Т-218”), командир отделения
Бойченко, матрос Осипов (“Рым”) и другие под руководством командиров подразделений
Е. М. Машанина, В. П. Савочкина и В. Н. Софронова обеспечили надежную работу
тралов, за которыми шли корабли и суда с тысячами бойцов.
Стойко несли тяжелую вахту впередсмотрящих старшины и
матросы Клочко (“МО-210”), Мельник (“МО-407”), Лощинин (“МО-307”), Микляев
(“МО-301”), Трегубенко и Колосов (“МО-409”), Уколов (“МО-306”), Сурин,
Сидоров, Гутковский (“Т-210”), Токмаков, Ефремов и Чимисов (“Т-207”), Филь
(“МО-211”), Бруев и Шабалин (“Т-57”), Радостин, Лаврентьев (“Т-42”) и многие
другие. В обледеневшей одежде, непрерывно окатываемые холодной водой, они,
зорко наблюдая за поверхностью моря, своевременно предупреждали о плавающих
минах.
Отлично действовали также сигнальщики Соколов и Каулин
(“Т-210”), Ковалев .(“Т-58”), Яковлев (“МО-306”), Большаков (“Т-57”), радисты
Скакун (“Т-207”), Смирнов и Быцунь (“Т-218”), Колосов (“МО-409”), Сорокин
(“МО-211”).
Успех походов на Ханко в значительной мере зависел от
действий личного состава электромеханических боевых частей. Надо сказать,
что большинство кораблей и катеров, участвовавших в эвакуации базы, к этому
времени прошли уже немало тысяч миль. Базовый тральщик “Т-218”, к примеру,
наплавал около 13 000 миль, его главные дизели проработали 1300 часов.
Но для ремонта, предусмотренного по нормам эксплуатации, тогда просто не
было времени. Тем не менее все корабли и катера ОВРа, участвовавшие в эвакуации
гарнизона Хавко, со своей задачей справились без аварий и серьезных поломок.
И в этом, конечно, заслуга наших замечательных механиков, дизелистов, машинистов,
мотористов и электриков. Помню, у борта минного заградителя “Ока” взорвалась мина.
Корабль получил повреждения, но благодаря умелым и организованным действиям
личного состава продолжал выполнять поставленную задачу. Коммунист старший
инженер-лейтенант В. В. Кравченко, старшина 1-й статьи Ждановский, комсомолец
старший матрос Костылевский на ходу устранили повреждения в машине. Коммунисты
котельные машинисты Груничев, Федулов и Ершов также сделали все от них
зависевшее для быстрейшей ликвидации аварии. Электрики Куломинов, Ильин
и Касаткин в короткий срок восстановили внутрикорабельную связь и освещение.
Всеми действиями по ликвидации повреждений руководил большой знаток своего
дела командир электромеханической боевой части инженер-капитан 3 ранга
М. Н. Губанков.
В походе базовый тральщик “Т-217” получил пробоину, через
которую в кормовой отсек хлынула вода. Комсомолец старшина 2-й статьи Кириченко
и коммунист матрос Куликов, работая в холодной воде, на морозе, сумели
заделать пробоину и остановить поступление воды. На базовом тральщике “Рым” в море во время сильного шторма
пробило коллектор главного двигателя. Машинное отделение наполнилось выхлопными
газами. Но чтобы не сорвать выполнение боевого задания, останавливать дизель
было нельзя, и вахтенным пришлось несколько часов подряд в условиях большой
качки нести вахту в противогазах.
Во всех походах к Ханко безотказно работали механизмы
базового тральщика “Гак” (командир электромеханической боевой части старший
инженер-лейтенант В. М. Гейко). Когда на корабле засорился топливный насос,
старшина 2-й статьи И. Китаев, не останавливая двигателя, быстро прочистил
клапан. Тральщик своевременно прибыл к месту назначения. Образцово несли
ходовую вахту также мотористы коммунист Гевгал, комсомольцы Кусочкин, Барабошкин,
Остриков и Белов.
На тральщике “Т-215” (командир электромеханической боевой
части воентехник 1 ранга В. Г. Максимов) от взрыва мины в трале вышло из
строя рулевое управление. Главный старшина Гарегин
быстро устранил повреждение,
и корабль продолжил поход. Образцы отличной работы показали также мичман
Орлов, старшие матросы Крылов и Седыгин.
Командиры электромеханических боевых частей инженер-капитан
3 ранга И. К. Дука (минзаг “Урал”), инженер-капитан-лейтенант И. И. Файфер
(“Т-218”), механик звена “охотников” воентехник 2 ранга В. Г. Рзянкин,
мичман Силантьев (“Т-34”), главный старшина Пономарев (“Т-57”) и другие
своей самоотверженной работой в походах, умелым руководством подчиненными
внесли достойный вклад в успешное выполнение заданий командования. Но боевые успехи давались нелегко. Нередко они достигались
дорогой ценой. При эвакуации Ханко соединение потеряло несколько кораблей.
14 ноября в районе острова Кери взорвался на плавающей 'мине и погиб со
всем личным составом катер “МО-301” (командир младший лейтенант М. Д. Макаренко).
В тот же день подорвался на мине и затонул базовый тральщик “Верп”. Вместе
с ним погибло 33 овровца, в том числе командир корабля старший лейтенант
Н. П. Смирнов и военком старший политрук А. С. Якубовский. 22 ноября на
переходе Ханко - Гогланд на минах погиб сетевой заградитель “Азимут”, а
24 ноября - тихоходный тральщик “Менжинский”. Среди погибших-командиры
кораблей капитан 2 ранга А. Ф. Цобель и лейтенант П. Н. Побытов, военком
тральщика политрук Ф. И. Сбросов. 25 ноября не стало тральщика “Клюз” (командир
лейтенант Ф. Д. Шалаев, военком старший политрук В. Ф. Паюк). При взрыве
мины погиб весь командный состав, кроме военкома. 9 декабря взорвался на
мине тихоходный тральщик “Вирсайтис".
Операция по эвакуации гарнизона военно-морской базы Ханко
получила высокую оценку Военного совета Ленинградского фронта. Всему личному
составу кораблей КБФ, участвовавших в ней, была объявлена благодарность.
Наиболее отличившиеся удостоились правительственных наград, в их числе
было немало моряков Охраны водного района флота. |