Глава четвертая. Обеспечение перевозок на
нижней Волге
Задача остается актуальной
Разгром врага на Волге явился выдающимся военно-политическим событием второй мировой войны, потрясшим всю военную машину фашистской Германии. Советские Вооруженные Силы овладели стратегической инициативой и начали массовое изгнание вражеских полчищ из пределов, нашей страны. После победы под Сталинградом советские войска зимой 1942/43 г. развернули наступление на других участках фронта от Северного Кавказа до Ленинграда. Усилиями пяти фронтов было разгромлено все южное крыло войск противника на советско-германском фронте. Развивая этот успех, Красная Армия нанесла ряд последовательных ударов на западном и северо-западном направлениях под Ржевом, Вязьмой, Ленинградом, Демянском.
В ходе зимней кампании 1942/43 г. Красная Армия разгромила более 100 вражеских дивизий, продвинулась на некоторых участках до 600 700 км на запад, освободила территорию площадью 494 тыс. кв. км{103}.
Потерпев тяжелые поражения на советско-германском фронте, гитлеровцы с весны 1943 года начали готовить большое летнее наступление с целью разгромить главные силы Красной Армии, вернуть стратегическую инициативу и добиться изменения хода войны в свою пользу. Они предприняли лихорадочные меры, чтобы восполнить огромные людские потери и восстановить разгромленные многочисленные дивизии. В результате очередной тотальной мобилизации в вермахт было призвано на два миллиона человек больше, чем в 1942 году. На советско-германском фронте противник довел численность своих войск до 5325 тыс. человек. Вместе с тем фашистская Германия значительно увеличила выпуск военной продукции, начала производство новых видов танков, самолетов. Все это позволило ей значительно укрепить свою армию. Однако добиться былого военного превосходства над Советским Союзом она уже не могла. К 1 июля 1943 года в нашей действующей армии насчитывалось 6 442 тыс. человек. Еще больше Советские Вооруженные Силы превосходили противника в боевой технике{104}.
Для нанесения удара немецко-фашистское командование избрало выступ в районе Курска, имевший для Красной Армии большое стратегическое значение. В последующем гитлеровцы намеревались продвигаться на юго-восток. В районе южнее Орла и севернее Харькова противник создал мощные ударные группировки, включавшие 50 дивизий (около 900 тыс. солдат и офицеров), до 10 тыс. орудий и минометов, около 2700 танков и свыше 2 тыс. самолетов{105}.
Советское Верховное Командование также готовило крупное наступление, чтобы в летне-осенней кампании уничтожить немецкие группы армий «Центр» и «Юг», освободить Левобережную Украину, Донбасс, восточные районы Белоруссии. Намечалось главный удар нанести на юго-западном направлении с целью разгромить группировки противника на Курской дуге.
5 июля 1943 года началась Курская битва. В течение недели ожесточенных боев войска Центрального и Воронежского фронтов заранее подготовленной стратегической обороной сорвали наступление ударных группировок противника южнее и севернее Курска. 12 июля перешли в контрнаступление армии Западного и Брянского фронтов на орловском направлении. 15 июля началось наступление Центрального фронта, наносившего удар по орловской группировке противника с юга, а 3 августа войск Воронежского и Степного фронтов на белгородско-харьковском направлении.
В результате Орловской и Белгородско-Харьковской наступательных операций были окончательно разгромлены группировки врага, охватывавшие Курский выступ, освобождены Орел, Белгород и Харьков. Эти наступательные операции были скоординированы с наступлением наших войск на других участках советско-германского фронта, проведенным в период Курской битвы.
В августе декабре 1943 года Советские Вооруженные Силы очистили от врага Донбасс, Таманский полуостров, изгнали его из Левобережной Украины и овладели важными оперативными плацдармами на правом берегу Днепра у Киева и южнее Черкасс, освободили Смоленск и Гомель.
Во время летне-осенней кампании 1943 года Советские Вооруженные Силы разгромили 118 дивизий противника, продвинулись от 300 до 600 км на запад, освободили 284 кв. км территории с населением 19 млн. человек.
В достижение больших побед, одержанных над немецко-фашистскими войсками летом и осенью 1943 года, достойный вклад внесла Волжская военная флотилия.
Несмотря на то что в результате разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом и последующего успешного зимнего наступления советских войск фронт отдалился от Волги на 500 600 км, опасность для наших перевозок по этой важной водной коммуникации оставалась все еще большой. До тех пор пока противник удерживал Донбасс и район Харькова, его авиация была в состоянии производить на реке активные минные постановки, наносить массированные удары по портам и транспортным судам на переходе. На эту опасность указывали морякам флотилии Народный комиссар и начальник Главного политического управления Военно-Морского Флота в своем обращении в день окончательного разгрома окруженной группировки противника под Сталинградом. Они подчеркивали, что задача обеспечения безопасности перевозок по Волге важнейших грузов жидкого топлива, оружия, сырья и продовольствия по-прежнему остается очень важной и актуальной{106}.
Готовясь к летнему наступлению, немецко-фашистское командование уже с ранней весны 1943 года осуществляло разведку Волжско-Каспийского водного пути. Вражеская авиация возобновила минные постановки на Нижней Волге, чтобы сорвать снабжение Советских Вооруженных Сил жидким топливом. С 5 апреля самолеты противника вели тщательное наблюдение за ледовой обстановкой и районами сосредоточения речного транспортного флота, устанавливали состав и дислокацию сил и средств противовоздушной обороны бассейна Нижней Волги, а с 23 апреля начали массированные минные постановки от Астрахани до Саратова{107}.
Противник имел все основания для того, чтобы придавать такое большое значение Волжско-Каспийской водной коммуникации. Нефтепромыслы всей страны в 1943 году добыли 18 млн. тонн нефти, из них около 13 млн. тонн было добыто на Кавказе. При этом из перевезенных 12 723 200 тонн кавказской нефти и нефтепродуктов 7 716 000 тонн транспортировалось по этой водной магистрали.
Снабжение страны в целом и советских войск, готовившихся к новому мощному наступлению, жидким топливом и смазочными маслами в тот период имело особое значение. Общая потребность наших Вооруженных Сил в нефтепродуктах на 1943 год составляла около 4 млн. тонн.
Вражеская авиация по-прежнему оказывала активное противодействие перевозкам по Волге. Систематическим бомбардировкам подвергались главные волжские порты Астрахань, Сталинград, Камышин и Саратов. В апреле июне 1943 года в налетах только на участок Замьяны Саратов участвовало 276 самолетов, в том числе 209 в мае. На Нижней Волге противник поставил в это время 411 мин с магнитно-акустическими взрывателями. Из поставленных противником в 1942 году оставалась невытраленной 131 мина. Все это создавало большую минную опасность для нашего судоходства на Нижней Волге.
|