Перед кампанией 1943 года
Главной задачей Волжской флотилии на кампанию 1943 года являлось обеспечение надежной противоминной и противовоздушной обороны перевозок на Волжско-Каспийском бассейне в условиях продолжавшегося сильного противодействия авиации противника.
9 февраля 1943 года Народный комиссар Военно-Морского Флота адмирал Н. Г. Кузнецов приказал командующему флотилией контр-адмиралу Д. Д. Рогачеву в месячный срок разработать план весеннего боевого траления Волги от Саратова до морской части Астраханского канала с привлечением тральщиков Астраханской военно-морской базы Каспийской флотилии{108}. Такой план к 5 марта был разработан и 10 марта утвержден{109}. Им предусматривалось расчистить основные фарватеры Волги от мин и обеспечить безопасное плавание транспортных судов на участке от Астрахани до Саратова. Были определены способы и методы решения этой задачи уничтожение мин на фарватерах трал-баржами, проводка транспортных судов за тральщиками, размагничивание кораблей флотилии и транспортных судов, проводка судов по протраленным фарватерам лоцманами военно-лоцманской службы флотилии. Отдельная бригада траления с приданными ей тральными силами Астраханской военно-морской базы должна была тесно взаимодействовать с Нижне-Волжским пароходством и пароходством «Волготанкер».
В конце марта Государственный Комитет Обороны четко определил задачи и ответственность Народных комиссариатов обороны, Военно-Морского Флота, речного и морского флотов в обеспечении бесперебойных перевозок нефти и нефтепродуктов в Волжско-Каспийском бассейне{110}. Необходимость координации их усилий диктовал опыт защиты речных перевозок в 1942 году.
В период подготовки к навигации на Волге Народный комиссариат обороны выделил личный состав и материальную часть для комплектования взводов ПВО и батарей малокалиберной зенитной артиллерии Волжского бассейна, организовал обследование стометровой прибрежной полосы на участке Саратов Астрахань с целью уничтожения возможных минных полей, невзорвавшихся мин и авиабомб, обеспечил на участке Саратов Астрахань разборку всех эстакад наплавных мостов, уборку свай и понтонного оборудования, препятствовавших судоходству.
Командование Войск ПВО страны формировало отдельные взводы ПВО для защиты транспортных судов, батареи малокалиберной зенитной артиллерии для прикрытия отстойных пунктов на участке от Саратова до Астрахани, а также оперативную группу противовоздушной обороны Волжского бассейна с дислокацией в Сталинграде.
Народный комиссариат речного флота совместно с Народным комиссариатом Военно-Морского Флота разработал график размагничивания судов в Астрахани, вместе с гидрографической службой Волжской флотилии обеспечил установку береговых навигационных знаков. Посты бакенщиков и службы пути были оперативно подчинены службе СНиС ВМФ на Волге с задачей наблюдения за минной обстановкой. На всех транспортных судах отрабатывалась организация борьбы за живучесть. Наркомат речного флота передал Волжской флотилии буксирные суда для буксировки трал-барж на участке Астрахань Саратов.
Главное управление геодезии и картографии при СНК СССР сразу же после освобождения от льдов Нижней Волги произвело аэрофотосъемку ее русла от Астрахани до Камышина, согласовав эту работу с Народными комиссариатами ВМФ и речного флота СССР.
Сталинградский обком ВКП(б) и Облисполком оказывали Волжской флотилии и местным частям ПВО большую помощь в организации наблюдения и оповещения о воздушной и минной опасности, а также в обеспечении тральщиков-газоходов топливом (чурками) и в ремонте тралов на промышленных предприятиях.
В соответствии с указаниями Государственного Комитета Обороны Народный комиссар ВМФ в своем приказе от 26 марта конкретизировал задачи Волжской флотилии на период навигации 1943 года{111}.
Моряки флотилии развернули активную подготовку к обеспечению перевозок по Волге. Монтировались станции беспроводного размагничивания боевых кораблей и речных судов, развертывались участки службы наблюдения и связи на Нижней Волге от Астрахани до Саратова. Велась тщательная подготовка к контрольному тралению и проводке транспортов за тралами, к конвоированию судов канонерскими лодками. Проверялась готовность боевых зенитных средств к использованию на кораблях флотилии и транспортных судах речного флота. Зимой 1942/43 г. корабли флотилии рассредоточенно базировались в портах Волги и Каспийского моря. Отдельная бригада траления находилась в Астрахани. Корабли 2-й бригады и часть кораблей 1-й бригады зимовали в Гурьеве. 3-я бригада речных кораблей заканчивала формирование в Саратове. Часть кораблей находилась в Горьком.
Такая разбросанность зимнего базирования кораблей затрудняла руководство боевой и политической подготовкой. Вся тяжесть ремонта кораблей и материальной части оружия лежала на плечах личного состава. Поэтому боевая подготовка проводилась по сокращенному плану.
Партийно-политическая работа и политическая учеба личного состава были нацелены на обеспечение завершения ремонта к началу предстоявшей навигации, на дальнейшее повышение организованности и воинской дисциплины. Особое внимание уделялось сколачиванию экипажей мобилизованных судов и вновь вступивших в строй боевых кораблей. Командование, политорганы и партийные организации большое значение придавали обобщению опыта боевых действий и партийно-политической работы на кораблях и в частях флотилии во время битвы на Волге.
В подготовке командного состава основное место занимало изучение методов борьбы с минной опасностью. Лекции, тактические игры и учения посвящались вопросам минной разведки, систематического траления опасных в минном отношении районов, организации противоминной и противовоздушной обороны транспортных судов на переходах, взаимодействия кораблей флотилии с Войсками ПВО страны в бассейне Волги. В этот период было также организовано изучение только что вышедшего Наставления по совместным действиям сухопутных войск с Военно-Морским Флотом и военными речными флотилиями, разработанного на основе обобщенного опыта первого периода Великой Отечественной войны. В этом наставлении были четко изложены основы боевого использования сил и средств речных флотилий, взаимодействия речных флотилий с сухопутными войсками в наступлении и обороне, при форсировании рек, высадке десантов и других действиях, обеспечения переправ и продольных перевозок на внутренних водных путях. Оперативно-тактическая подготовка командного состава флотилии нацеливалась на глубокое усвоение этих основ и творческое применение положений наставления.
Зимой 1942/43 г. в соединениях и в масштабе флотилии были проведены сборы офицеров штурманов, минеров и артиллеристов по вопросам методики обучения рядового и старшинского состава, боевого использования артиллерийского и трального оружия, навигационно-гид-рографического обеспечения боевой деятельности соединений и кораблей. Участники сборов обменялись своим опытом и мнениями по противоминной и противовоздушной обороне судоходства на Волге в кампании 1942 года.
К началу кампании Волжская флотилия включала 1-ю бригаду речных кораблей (1-й гвардейский дивизион бронекатеров из трех отрядов 11 единиц, 1-й дивизион сторожевых катеров 19 единиц, отряд полуглиссеров 4 единицы); 2-ю бригаду речных кораблей (2-й гвардейский дивизион бронекатеров из трех отрядов 10 единиц, дивизион сторожевых катеров 11 единиц, отряд полуглиссеров 4 единицы); 3-ю бригаду речных кораблей из пяти дивизионов канонерских лодок (19 единиц); Отдельную бригаду траления из восьми дивизионов тральщиков (50 тральщиков, 10 полуглиссеров); отряд аварийно-спасательной службы флотилии (шесть водолазных ботов, спасательное судно, два буксира); штабной корабль «Железнодорожник», шесть полуглиссеров штаба флотилии{112}.
Плавучие батареи были расформированы. Их личный состав и материальная часть передавались Каспийской флотилии для последующего направления на Черноморский флот.
Сохранились военно-морские базы в Сталинграде и Саратове. Из состава Астраханской военно-морской базы в оперативное подчинение Волжской флотилии были переданы 22 катера-тральщика, 4 станции беспроводного размагничивания и плавучие зенитные батареи{113}.
Командование флотилии к весне 1943 года сгруппировало силы по их оперативно-тактическому назначению. Все тральщики вошли в Отдельную бригаду траления и использовались для непосредственной борьбы с минами и проводки транспортных судов за тралами. 1-я и 2-я бригады речных кораблей были переформированы. В их составе остались бронекатера, сторожевые катера, полуглиссеры. Все канонерские лодки были сосредоточены в 3-й бригаде речных кораблей для обеспечения противовоздушной обороны транспортных судов на переходах по Волге.
Наиболее боеспособными были 1-я бригада речных кораблей (командир капитан 2 ранга В. А. Кринов, начальник политотдела капитан 2 ранга С. Д. Бережной, начальник штаба капитан 3 ранга А. А. Комаров) и 2-я бригада речных кораблей (командир капитан 2 ранга В. Ф. Гудков, начальник политотдела капитан 2 ранга И. И. Величко, начальник штаба капитан 3 ранга А. И. Цибульский). Они имели в своем составе гвардейские дивизионы бронекатеров и сторожевые катера. Личный состав этих соединений получил боевую закалку в огне битвы на Волге, отличался организованностью и высоким воинским мастерством.
В Отдельной бригаде траления (командир капитан 1 ранга П. А. Смирнов, начальник политотдела капитан 2 ранга Ф. Я. Отмахов, начальник штаба капитан 2 ранга А. А. Асямолов) экипажи значительной части тральщиков также получили большой боевой опыт в кампании 1942 года. Вместе с тем в соединении были и корабли, вступившие в строй зимой 1942/43 г.
В стадии становления находилась 3-я бригада речных кораблей (командир капитан 2 ранга Н. К. Кириллов, начальник политотдела батальонный комиссар А. Н, Воронцов, начальник штаба капитан 3 ранга П. Д. Лысенко). Из 19 канонерских лодок 12 проходили переоборудование и в Сталинградском сражении не участвовали. Экипажи этих канонерских лодок были укомплектованы моряками, призванными из запаса.
Организация сил Волжской флотилии к весне 1943 года в принципе оставалась прежней, хотя характер задач, которые предстояло ей решать, изменился. Основные ее силы (1, 2 и 3-я бригады речных кораблей) были сведены в соединения, предназначенные главным образом для артиллерийской поддержки и обеспечения переправ сухопутных войск, действующих на приречном операционном направлении. Между тем боевая деятельность кораблей теперь ограничивалась конвоированием транспортных судов, противоминной и противовоздушной обороной Волжской водной коммуникации. Это несоответствие организации основных сил флотилии обстановке, складывавшейся в ее операционной зоне, дало себя знать в первые же дни навигации на Нижней Волге.
Экипажи тральщиков Волжской флотилии и Астраханской военно-морской базы, которые первыми вступали в кампанию 1943 года, сдали все основные задачи курса боевой подготовки. Моряки бронекатеров были хорошо подготовлены к конвоированию транспортов. На тренировках и учениях они совершенствовали свои навыки в использовании артиллерийского, минометного и пулеметного вооружения для поддержки приречных флангов сухопутных войск.
Личный состав канонерских лодок сдал первые зачетные задачи курса боевой подготовки надводных кораблей, выполнил зенитные стрельбы и часть стрельб по берегу при отработке вопросов конвоирования транспортов в операционной зоне флотилии.
К 1 апреля 1943 года корабли 1-й и 2-й бригад, Отдельной бригады траления в большинстве своем были подготовлены к одиночному и совместному плаванию в составе дивизионов и отрядов, минной разведке и систематическому боевому тралению, проводке транспортов за тральщиками и к противовоздушной обороне конвоев на переходе{114}.
Политический отдел флотилии, политорганы соединений в процессе подготовки к кампании 1943 года конкретно и целеустремленно руководили партийно-политической работой на кораблях и в частях, оказывали повседневную помощь заместителям командиров по политчасти, секретарям партийных и комсомольских организаций.
В те дни были проведены семинары политработников и секретарей первичных парторганизаций, которыми руководили начальник политотдела флотилии контр-адмирал П. Т. Бондаренко и его заместитель капитан 2 ранга А. Г. Калужский. На этих семинарах обсуждались задачи флотилии в навигации 1943 года, роль коммунистов в успешном завершении ремонта кораблей и в предстоявших боях, вопросы подготовки к боевому тралению и проводке транспортных судов в условиях вероятного противодействия авиации противника, совершенствования воспитательной работы с матросами, старшинами и офицерами, дальнейшего укрепления воинской дисциплины и организованности{115}.
Командиры, политорганы и партийные организации активно добивались повышения действенности партийно-политической работы, ее влияния на решение повседневных и боевых задач соединениями, кораблями и частями.
|