Корабли открывают навигацию
Как только низовье Волги от Черного Яра до Астрахани очистилось от льдов,
флотилия начала оперативное развертывание своих сил. 5 и 6 апреля была введена
оперативная готовность № 1 для Отдельной бригады траления, Сталинградской и
Саратовской военно-морских баз.
Тральщики Отдельной бригады и Астраханской военно-морской базы приступили к
разведывательному и гидрографическому тралению на участке Астрахань — Черный Яр.
После разведывательного и контрольного траления фарватеров вплоть до
Сталинграда, проведенного с 6 по 14 апреля, открылось движение транспортных
судов{116}.
С 14 по 21 апреля были протралены фарватеры от Саратова до Сталинграда.
Началось плавание судов на всем участке от Астрахани до Саратова.
Раннее весеннее контрольное траление на этом участке в период с 7 по 22
апреля проводилось лишь в пределах ширины 100 — 130-метрового судового хода на
протраленных осенью 1942 года фарватерах. До конца апреля были протралены
подходы к пристаням и причалам.
После раннего траления восемь дивизионов Отдельной бригады траления на
отведенных им боевых участках приступили к расширению фарватеров, обеспечению
проводки транспортных судов за тралами.
С 16 апреля были объявлены действующими 1, 2 и 3-я бригады кораблей и
Отдельная бригада траления, Астраханская, Сталинградская и Саратовская
военно-морские базы{117}.
На Волге начались массовые перевозки грузов, особенно нефти и нефтепродуктов.
Перевозки жидкого топлива на транспортных судах «Волготанкера» во второй
половине апреля составили 467 тыс. тонн{118}.
С середины апреля вверх и вниз по Волге двигалось ежедневно до 15 — 20 караванов
и десятки отдельных судов. Около двух тысяч самоходных и несамоходных судов
участвовало в перевозках грузов на Нижней Волге. Все находившиеся в строю
тральщики были заняты боевым тралением и проводкой судов за тралами. До 100
боевых кораблей Волжской флотилии осуществляли конвоирование транспортов.
Народные комиссары обороны и Военно-Морского Флота 14 апреля 1943 года
совместным приказом определили порядок взаимодействия Войск ПВО страны и
Волжской флотилии по противовоздушной обороне Волжской водной коммуникации.
Войска ПВО обеспечивали защиту с воздуха транспортных судов на переходе и в
отстойных пунктах. Для усиления противовоздушной обороны транспортов Волжская
флотилия выделяла конвойные корабли (канонерские лодки, бронекатера и сторожевые
катера).
Зенитные средства охраняемых транспортных судов на переходе в оперативном
отношении подчинялись командиру конвоя. Во время стоянок все зенитные средства
транспортных судов и кораблей охранения оперативно подчинялись командирам
подразделений ПВО отстойных пунктов.
Действия всех средств ПВО отстойных пунктов регламентировались Инструкцией по
взаимодействию конвоя на переходе с плавучими батареями и средствами ПВО
отстойного пункта.
Штаб Волжской флотилии должен был обеспечивать оповещение транспортных судов
на переходе о воздушной опасности через береговые посты службы наблюдения и
связи и находившиеся на боевых участках корабли, сосредоточивать информацию о
движении по Волге караванов и отдельных транспортных судов, сообщать оперативной
группе ПВО Волжского бассейна данные о воздушной обстановке на Волге{119}.
С открытием навигации на Волге немецко-фашистская авиация начала
массированные минные постановки на реке и бомбардировки судов с целью сорвать
перевозки нефти и нефтепродуктов. С 4 по 28 апреля она активно вела разведку
ледовой обстановки, фарватеров, системы противовоздушной обороны водной
коммуникации, организации конвойной службы. Затем последовали минные постановки
на участке Черный Яр — Камышин, где было наиболее интенсивным движение судов. С
28 апреля по 15 мая противник поставил 161 мину. 131 мина оставалась от
постановок 1942 года. Это создавало большую угрозу нашему судоходству{120}.
Наряду с систематическими налетами на конвои вражеская авиация подвергала
бомбардировкам Саратов, где находились большие запасы топлива.
Волжская флотилия начала раннее весеннее траление всего 27 тральщиками. К
концу апреля их численность достигла 57. Однако в условиях массированных минных
постановок, начатых противником, такого количества тральщиков было явно
недостаточно.
Чтобы не сорвать перевозки нефтепродуктов и других грузов, эти корабли,
развернутые подивизионно на боевых участках, вели контрольное траление лишь
открытых основных фарватеров, а также находили и тралили обходные фарватеры с
целью не допустить закупорки отдельных участков и скопления большого числа
транспортных судов. Кроме того, тральщики обеспечивали проводку судов за тралами
в наиболее опасных районах.
В боевой деятельности флотилии в этот период давали себя знать и другие
трудности и недостатки. Большая минная опасность и налеты вражеской авиации с
первых дней навигации настоятельно диктовали необходимость быстрой концентрации
сил флотилии в районах наибольшей активности противника. Очень важно было также
организовать систему гибкого управления корабельными соединениями, добиться
четкой координации работы штаба флотилии и руководства Нижне-Волжского
пароходства и пароходства «Волготанкер». Между тем сосредоточение кораблей к
Сталинграду шло очень медленно. Это объяснялось тем, что места их зимнего
базирования и ремонта находились на значительном удалении от основных
фарватеров.
Невысоким был и уровень организации управления. Командующий флотилией,
прибывший в зону действий Отдельной бригады траления, не имел при себе даже
небольшой оперативной группы для обработки данных об обстановке, подготовки
оперативно-боевых документов, доведения их до исполнителей и контроля за
исполнением. Это заметно влияло на действия соединений в условиях нараставшего
противодействия авиации противника. Сказывалось и то, что отдельные капитаны
судов и командиры кораблей допускали нарушения правил плавания в условиях минной
опасности.
Все это, естественно, не прошло бесследно. В период с 29 апреля по 15 мая
подорвались на вражеских минах груженные нефтепродуктами баржи «Тарлык»,
«Комсомолка», «Катунь». Только на «Катуни» находилось 9600 тонн авиационного
бензина{121}.
В этот же период подорвались Краснознаменная канонерская лодка «Усыскин», четыре
тральщика, буксирные пароходы «Ваня-коммунист», «Сергей Лазо» и «Ереван», четыре
промысловых судна рыболовецкого флота, буксировавшие баржи. Недостатки в
противоминной обороне явились главной причиной неудовлетворительного выполнения
государственного плана перевозок нефтепродуктов в апреле — мае. Апрельский план
был выполнен всего на 68,4 процента, майский — на 76,5 процента{122}.
|