Заключение
В истории Страны Советов могучая Волга дважды была свидетельницей славных подвигов нашего народа и его воинов в смертельной борьбе с вражескими полчищами. И каждый раз, в годы гражданской войны и в Великой Отечественной войне, войска Красной Армии и советские военные моряки, отстаивая завоевания Великого Октября, сражались в бассейне великой русской реки рука об руку, в одном боевом строю.
В 1918 1919 годах Волжская военная флотилия оказала немалую помощь красным полкам в разгроме армий Колчака и Деникина, в срыве зловещих планов интервентов и белогвардейцев.
В 1942 1943 годах советские войска при активном содействии вновь созданной Волжской флотилии выиграли под Сталинградом величайшую в истории войн битву с армиями фашистской Германии и ее союзников. Эта выдающаяся победа явилась огромным вкладом в достижение коренного перелома в Великой Отечественной войне и во всей второй мировой войне. Советское командование закрепило за собой стратегическую инициативу до полного разгрома и безоговорочной капитуляции фашистской Германии.
Больше года продолжались ожесточенные бои между Волгой и Днепром. Шесть с половиной месяцев советские войска фронтов сталинградского направления сражались непосредственно на волжских берегах. С июля 1942 года до июля 1943 года Волга на огромном пространстве от Астрахани до Саратова находилась под воздействием вражеской бомбардировочной и миноносной авиации. При этом Волжская водная коммуникация имела особое значение не только для фронтов сталинградского направления. Обеспечение бесперебойных речных перевозок и непосредственное участие в них кораблей Волжской флотилии оказало значительное влияние на успешный исход оборонительных действий советских войск во всей летне-осенней кампании 1942 года и их наступательных операций 1942 1943 годов. От надежной защиты Волжской водной коммуникации в немалой степени зависела тогда деятельность советских фронтов, действующих флотов, промышленных комплексов приволжских районов страны.
Главное содержание боевых действий Волжской флотилии в битве на Волге составляли артиллерийская поддержка сухопутных войск, переправа через реку личного состава, вооружения и всех видов материально-технического снабжения, противовоздушная и противоминная оборона Волжской водной коммуникации.
Располагая ограниченными силами и средствами, командование флотилии стремилось использовать их наиболее эффективно.
Боевая деятельность артиллерийских кораблей на Волге подтвердила положение советского военно-морского искусства о том, что их сила состоит в сочетании высокой маневренности с развитым артиллерийским вооружением, с возможностью быстро развертывать огневые средства и на ходу вести обстрел видимых целей. Оправдалось и применение дальнобойных морских орудий в борьбе на речных театрах. Они успешно использовались для ведения огня по целям на больших расстояниях, для стрельбы по площадям.
В период битвы на Волге дало большой эффект создание группировок артиллерийских кораблей, плавучих и береговых батарей для систематической огневой поддержки сухопутных войск.
Хорошо зарекомендовали себя и бронекатера с их развитым артиллерийско-пулеметным и реактивным минометным вооружением, использовавшиеся для эпизодической огневой поддержки армейских частей, особенно при отражении атак вражеской пехоты и танков, для защиты переправы войск и воинских грузов на правый берег Волги.
Артиллерия флотилии оказывала большую помощь полевой артиллерии, а иногда являлась единственным средством подавления огневых точек противника.
Хорошо была налажена совместная работа штабов сухопутных войск и флотилии по планированию распределения огневых задач и взаимодействия полевой и корабельной артиллерии, а также включения артиллерии флотилии в артиллерийские группы фронтов и армий, участвовавших в битве на Волге.
В предвоенные годы в теории советского военно-морского искусства не нашла всесторонней разработки проблема использования боевых кораблей и катеров, вспомогательных судов флотилий для непосредственной переправы войск и воинских грузов через реки в ходе наступательных операций и оборонительных действий сухопутных войск. Имелось в виду, что эту задачу будут решать инженерные войска действующих фронтов. В практике боевой и оперативной подготовки отрабатывались лишь задачи по прикрытию кораблями флотилий переправ от возможного воздействия сил флота и авиации противника. В 1942 1943 годах Волжская флотилия положила начало массовому использованию боевых кораблей и вспомогательных судов для непосредственной переправы войск и воинских грузов. При этом опыт битвы за Сталинград показал, что обеспечение бесперебойного действия фронтовых и армейских переправ на приречных оперативных плацдармах требует четко спланированных совместных усилий сухопутных войск, авиации и сил Военно-Морского Флота. Поэтому в разработанных в годы войны документах, регламентировавших совместные действия сухопутных войск с Военно-Морским Флотом и военными речными флотилиями, эта проблема и способы ее решения нашли глубокое обоснование, что полностью оправдало себя в дальнейшем ходе Великой Отечественной войны. Кораблями речных флотилий в 1942 1945 годах на Волге, Дону, Кубани, Днепре, Дунае, Висле, Одере, Амуре и Уссури было переправлено более 2 млн. человек, 18 158 орудий и минометов, 9760 танков и самоходных орудий, 42 155 автомашин, 129 685 лошадей, 70 300 повозок, 477 600 тонн различных воинских грузов. Флотилии усиливали инженерные войска фронтов и армий на переправах через реки, а иногда (1942 г. у Сталинграда, 1944 г. у Бобруйска, январь 1945 г. у Будапешта) были единственным средством фронтового и армейского командования на переправах через реки. Проблема защиты перевозок по внутренним водным путям страны в условиях большой воздушной и минной опасности до войны также не разрабатывалась. Это дало себя знать, когда Волжский водный бассейн оказался под воздействием авиации противника. Гитлеровцы массированными бомбардировками и интенсивными минными постановками с воздуха стремились парализовать эту речную коммуникацию, сорвать снабжение советских фронтов, нарушить работу нашего тыла. Организация защиты Волжской водной коммуникации потребовала огромных усилий Государственного Комитета Обороны, руководства Военно-Морского Флота и речного транспортного флота страны, Волжской флотилии, Войск ПВО страны и фронтов сталинградского направления, партийных, советских и хозяйственных организаций Астраханской, Сталинградской, Саратовской и Куйбышевской областей. Были приведены в действие все силы и средства Волжской флотилии и Астраханской военно-морской базы, Войск ПВО страны и фронтов. В решении этой задачи активно участвовало население приволжских городов и сел. На всем пространстве от Астрахани до Саратова велось непрерывное наблюдение за действиями вражеской авиации, в борьбе против нее использовалась наша истребительная авиация и зенитная артиллерия. Волжская флотилия вела эффективную борьбу с минной опасностью и совместно с силами противовоздушной обороны надежно прикрывала от ударов с воздуха транспортные суда на переходах и в отстойных пунктах, а также речные порты на Волге. Все попытки врага парализовать Волжскую водную коммуникацию были сорваны. По реке шел непрерывный поток нефти и нефтепродуктов, войск и воинских грузов.
Полностью оправдало себя сосредоточение руководства координацией действий по защите перевозок на Нижней Волге в руках командования Волжской флотилии. Этот опыт был широко использован на Дунае в 1944 1945 годах, где минная опасность была также большой во всей операционной зоне Дунайской флотилии протяженностью более двух тысяч километров.
Успешные действия Волжской флотилии по содействию войскам фронтов сталинградского направления во время битвы на Волге и в последующих наступательных операциях 1942 1943 годов обеспечивались четкой работой ее командования, штаба и политического отдела, руководства тыловых органов, командования, штабов и политорганов соединений.
Штаб флотилии, в разное время возглавлявшийся капитанами 1 ранга М. И. Федоровым, В. В. Григорьевым и капитаном 2 ранга Н. Д. Сергеевым, как главный орган управления боевыми действиями, функционировал четко, его работа отличалась высокой культурой и эффективностью. Особая тщательность проявлялась в сборе и обработке данных обстановки, в разработке оперативно-боевых документов и контроле за их исполнением, в своевременном обобщении боевого опыта, ставшего достоянием не только Волжской флотилии, но и всего Военно-Морского Флота. Народный комиссар ВМФ в своем приказе от 16 декабря 1943 года отмечал, что опыт боевой деятельности флотилии в период кампании 1943 года, обобщенный офицерами ее штаба под руководством контр-адмирала Ю. А. Пантелеева и капитана 2 ранга Н. Д. Сергеева, может широко использоваться и в практике других наших речных флотилий. Так оно и было в дальнейшем ходе войны.
Талантливым оператором и ревностным поборником высокой штабной культуры проявил себя капитан 2 ранга Е. С. Колчин бессменный заместитель начальника штаба флотилии и начальник оперативного отдела. Высокие организаторские способности и творческое отношение к делу характеризовали начальников отделов и флагманских специалистов капитанов 2 ранга И. Г. Блинкова, И. Ф. Новоселова, инженер-капитана 2 ранга С. Г. Ионова, подполковника А. Г. Миролюбова, капитана 3 ранга В. А. Баранова и других. В битве за Сталинград моряки Волжской флотилий проявили массовый героизм, стойкость и боевое мастерство. Их славные подвиги отмечены высокими правительственными наградами. Почетного гвардейского звания удостоились 1-й и 2-й дивизионы бронекатеров.
Моряки флотилии и после ее расформирования оставались верны героическим традициям, сложившимся в боях на волжских фарватерах, преумножили их на Днепре и Дунае, Висле и Одере, на Чудском озере, на Амуре и Уссури.
Гвардейские дивизионы бронекатеров прошли боевой путь от Волги по Днепру и Висле до Одера и по Дунаю до Линца. 1-й дивизион особенно отличился в боях на Азовском море и на Дунае, был удостоен почетного наименования Белградского. Новыми боевыми подвигами умножили свою славу гвардейцы бронекатера № 33. Командиру катера старшему лейтенанту К. И. Воробьеву, а также бывшему рулевому этого катера матросу В. Г. Усу было присвоено звание Героя Советского Союза. Этого высокого звания удостоился также бывший командир катера Волжской флотилии мичман В. В. Поляков, отличившийся при высадке десанта на Керченский полуостров.
Гвардейцы 2-го дивизиона бронекатеров доблестно сражались за освобождение Белоруссии и Польши. Дивизион был награжден орденом Красного Знамени. Его воспитанники достойно пронесли добытое в боях на Волге высокое гвардейское звание до полной победы над гитлеровской Германией. Среди наиболее отличившихся был и гвардии лейтенант Г. К. Прокус. После битвы на Волге он участвовал в освобождении Керченского полуострова, с боями дошел до Вены. Гвардейская хватка отличает его и на трудовом фронте в рыболовецком флоте. Его подвиг в мирное время отмечен почетным званием Героя Социалистического Труда.
Организаторский талант многих офицеров и адмиралов, прошедших первую боевую закалку на Волге, с новой силой проявился в последующие годы войны и в послевоенное время. Юрий Александрович Пантелеев в 1943 1945 годах командовал Беломорской флотилией. После войны возглавлял Военно-морскую академию, командовал Тихоокеанским флотом. Ю. А. Пантелеев, ныне адмирал, профессор, ведет большую научную работу, направленную на дальнейшее укрепление и развитие Советского Военно-Морского Флота.
Бывший командир бригады и начальник штаба Волжской флотилии Николай Дмитриевич Сергеев, ныне адмирал флота, многие годы возглавляет Главный штаб ВМФ.
Михаил Иванович Федоров был начальником штаба Северного, а затем Тихоокеанского флотов, плодотворно трудился на высоких постах в военно-морских учебных заведениях.
Виссарион Виссарионович Григорьев, ныне вице-адмирал, закончил войну в должности командующего Днепровской флотилией.
Бывшие командиры соединений и частей, политработники Волжской флотилии также внесли достойный вклад в успешные боевые действия других флотилий и флотов, неустанно трудились, а многие продолжают трудиться над дальнейшим укреплением могущества Военно-Морского Флота. Среди них контр-адмиралы А. Ф. Аржавкин, С. Д. Бережной, И. Г. Блинков, П. И. Бельский, И. И. Величко, П. И. Вырелкин, А. В. Горожанкин, Н. Н. Журавков, Н. П. Зарембо, А. Г. Калужский, А. А. Комаров, А. З. Павлов, А. И. Цибульский, А. З. Шилин, генерал-майор А. Г. Миролюбов, капитаны 1 ранга И. А. Кузнецов, И. М. Кулешов, К. В. Максименко, А. И. Песков и другие.
Славен подвиг моряков Волжской флотилии. Никогда не забудет благодарная Родина их героических дел. Немало памятников воздвигнуто в честь легендарных защитников Сталинграда. Но лучшей памятью о свершениях героев битвы на Волге служит новый облик великой русской реки, превращение ее в мощнейшую транспортную артерию, связывающую в единую систему водные пути Балтийского, Белого, Каспийского и Черного морей, создание качественно нового транспортного флота, сооружение каскада крупных гидроэлектростанций.
Суда Волжского бассейна ныне можно встретить на Балтийском, Черном, Каспийском, Белом и Северном морях, в портах Финляндии и Швеции, Дании и Норвегии, Польши и ГДР, ФРГ и Бельгии, Голландии и Франции, Англии и Италии, Турции и Греции, Болгарии и Румынии, в придунайских странах. В директивах XXIV съезда КПСС по девятому пятилетнему плану предусмотрено дальнейшее развитие судоходства в Волжском бассейне и по Волго-Балтийскому водному пути{155}.
Прошло немало лет после того, как перестала существовать Волжская военная флотилия. Но ее поучительный опыт, ее замечательные традиции и поныне остаются в боевом строю, на вооружении новых поколений советских военных моряков, верно служат дальнейшему повышению боеготовности Военно-Морского Флота, военно-патриотическому воспитанию нашей молодежи и всех советских людей. |