Военно-морской флот России

Мельников Р. М. «Рюрик» был первым. — Л.: Судостроение, 1989.

Послесловие

Недолог век корабля. И если миновали его гибель в бою, в аварии или катастрофе, если не выпал ему счастливый удел вечно сберегаемого людьми корабля-памятника, то, отслужив свои считанные десятилетия, неминуемо погибает он под безжалостным резаком автогена.

И все же правильно говорят, что корабли не умирают. Своими подвигами, своей неповторимой у каждого судьбой, они, как и люди, продолжают жить в истории. Они живут в сознании тех, кому дорога эта история, они неразрывны с судьбами тех, кому довелось строить корабль или служить на нем и кто память о корабле и его людях сумел передать своим близким. В разных уголках нашей страны и за ее пределами живут потомки героев кораблей нашего флота и хранят память о них, о их верности родине. Об этом из французского города Булонь (на Сене) писал автору сын командира крейсера «Варяг» Пантелеймон Всеволодович Руднев, об этом — письма главного художника Киевского театра оперы и балета Федора Федоровича Нирода, потомка старинной- русской семьи, давшей истории героев, безвременно павших на крейсерах «Варяг» и «Светлана».

Среди героев и участников русско-японской войны было немало и тех, кто служил ранее на владивостокских крейсерах. На «Петропавловске» вместе с адмиралом С. О. Макаровым погибли флагманский штурман флота А. А. Коробицын, ранее — штурман «Рюрика», и Н. Ф. фон Кубе, начинавший службу на «России». Под Порт-Артуром лейтенант С. С. Долгобородов командовал миноносцем «Лейтенант Бураков». Одной из первых подводных лодок Владивостокского отряда «Фельдмаршал граф Шереметев» командовал в 1904—1905 гг. лейтенант Д. Д. Заботкин, служивший ранее на «России», а впоследствии в Советском флоте.

В первой мировой войне отличились ветераны Владивостокского отряда старший офицер линкора «Евстафий», командир эсминца «Лейтенант Зацаренный» капитан 2 ранга Г. В. Фус, командир заградителя «Дых-Тау» старший лейтенант В. В. Каневский, командир эсминца «Поспешный» капитан 2 ранга Б. Б. Жерве, старший офицер линкора «Пантелеймон» капитан 2 ранга Г. К. Леман, командир эсминца «Финн» капитан 2 ранга Д. П. Руденский, командир крейсера «Адмирал Макаров» капитан 1 ранга П. П. Владиславлев, командир эсминца «Капитан Изыльметьев» капитан 2 ранга А. В. Домбровский и командующий отрядом минных заградителей капитан 1 ранга Н. Г. Рейн. Эсминцем «Дерзкий», а затем дредноутом «Император Александр III» (с 1917 г. — «Воля») командовал бывший лейтенант «России» капитан 1 ранга Э. С. Молас.

В советское время во флоте служил бывший в 1899—1902 гг. старшим офицером «Громобоя» П. В. Римский-Корсаков. В 1920 г. он стал старшим военно-морским инспектором Высшей военно-морской инспекции при Реввоенсовете республики, в 1923—1926 гг. преподавал в Военно-морском гидрографическом училище. Его сын Воин Петрович в 1920—1921 гг. — главный артиллерист морских сил Черного моря, в 1922—1924 гг. — начальник Военно-морского училища, в дальнейшем один из создателей новых артиллерийских систем. Бывший флагманский минер эскадры Тихого океана А. А. Реммерт, ближайший помощник изобретателя радио А. С. Попова, в 1919—1925 гг. преподавал в Военно-морском училище в Петрограде — Ленинграде. Традиции служения флоту и кораблестроению продолжают сегодня потомки А. А. Реммерта.

Живет в Ленинграде Анастасия Всеволодовна Егорьева, океанограф, дочь одного из героев эпопеи владивостокских крейсеров В. Е. Егорьева — сына погибшего при Цусиме командира крейсера «Аврора» Е. Р. Егорьева. Лейтенантом в должности флаг-офицера в штабе К. П. Иессена вернулся Всеволод Евгеньевич на Балтику, после Октября продолжал службу в Советском флоте (с 1940 г. — контр-адмирал), стал выдающимся ученым, одним из авторов «Морского атласа». Неотрывна от истории владивостокских крейсеров и деятельность замечательного военно-морского теоретика и историка флота Николая Лаврентьевича Кладо, в 1904—1905 гг. заведовавшего военно-морским отделом штаба командующего флотом в Тихом океане, в 1917—1919 гг. — начальника Морской академии. Доброе имя ученого и патриота — бесценное наследие его сына, дочери и их семей, живущих ныне в Москве и Ленинграде. Николай Николаевич Кладо — заслуженный деятель искусств РСФСР, Наталия Николаевна — участник обороны Ленинграда, ученый-лингвист. Среди многих, прошедших службу на крейсерах по возвращении их в Балтийский флот, были и прежние офицеры — — участники боев в Тихом океане и начинавшие службу корабельные гардемарины и мичманы. Так, Борис Борисович Жерве (1878—1934) был старшим минным офицером «Громобоя» в 1903—1906 гг., в 1910 г. — старшим офицером на «России», в 1928—1931 гг. — начальником Военно-морской академии в Ленинграде. В 1912—1913 гг. крейсер «Россия» стал первым кораблем для Юрия Федоровича Ралля (1890—1948). В гражданской войне — флагманский штурман флота, командир линкора, в Великой Отечественной войне (с 1941 г. — вице-адмирал) — начальник штаба Балтийского флота, командующий эскадрой и Кронштадтским морским оборонительным районом. Юрий Федорович до конца оставался патриотом. В ряду выдающихся ученых советского флота был и Л. Е. Гончаров, профессор Военно-морской академии, один из значительных трудов которого, обобщавший боевой опыт русского флота «Заметки по морской тактике», был завершен в 1914 г. на борту крейсера «Россия». Светлую память на флоте оставил и безвременно скончавшийся замечательный гидрограф, патриот Севера, энтузиаст освоения Северного морского пути, человек редких душевных качеств Константин Константинович Неупокоев (1884—1924), начинавший службу в 1905 г. вахтенным офицером на «Богатыре». Не раз писали в советское время и о разбросанных по стране рядовых героях владивостокских крейсеров, об уцелевших рюриковцах. О работах на владивостокских крейсерах в 1904—1905 гг. в своем юбилейном сборнике 1945 г. вспоминали ветераны Дальзавода, который сегодня продолжает историю мастерских Владивостокского порта. Хорошо помнится информация ТАСС 1951 г. о жившем на о. Кихну (Моонзундские о-ва) матросе «Рюрика» Тимофее Кюстере, одном из уроженцев Прибалтики, которые всегда были в числе лучших в составе экипажей владивостокских крейсеров.

Первая же, состоявшаяся в 1964 г. публикация автора о «Рюрике» («Красная звезда» от 14 августа) имела последствия, которые трудно было предугадать. В редакцию газеты пришло письмо, в котором участник Великой Отечественной войны Александр Евгеньевич Курепкин писал, что его отец находился в команде «Рюрика», участвовал в бою, был в плену у японцев. А. Е. Курепкин просил сообщить все, что возможно, о службе отца: все семейные реликвии погибли в доме матери, дотла сожженном фашистскими оккупантами в деревне под Можайском. Поиски оказались успешными, и о найденных сведениях автор сообщил немедленно. В ответ А. Е. Курепкин писал о своей огромной радости: на полученной фотографии он узнал отца (см. фото на с. 153 — третий справа в первом ряду). Рассказ об этом в газете «Красная звезда» (от 20 сентября 1967 г.) вызвал новый отклик: на фотографии, помещенной в газете, старожилы деревни Верхопенье Белгородской области узнали земляка Якова Емельяновича Брусенского (на том же снимке второй справа в первом ряду), не вернувшегося с той войны. Об этом писал его внук, просивший прислать какие-либо материалы о своем деде, так как все связанные с ним документы погибли в деревне, оказавшейся в центре Курской битвы. Фотография, увеличенная с оригинала, обошла всю деревню, и все узнали своего земляка. «Моя мать... от радости прослезилась и много, много раз говорила Вам спасибо», — писал автору внук Я. Е. Брусенского В. И. Щетинин.

Совсем недавно состоялась встреча с работающим в Ленинграде художником Игорем Константиновичем Трусовым — представителем старинного русского рода, к которому принадлежал и командир «Рюрика» Е. А. Трусов. Память о Евгении Александровиче сегодня по праву наследования хранят дочь Б. В. Ящуржинского Антонина Борисовна и внучка Ольга. Живет и трудится в Ленинграде Елена Александровна Романова, урожденная Иессен. В ее роду с фамилией Иессен соединилась фамилия Прокофьевых — наследников героя боя на бриге «Меркурий» — штурмана И. П. Прокофьева. Его внук Н. Д. Прокофьев был художником Балтийского завода во время постройки «Рюрика». И уже при сдаче этой книги в печать дал о себе знать бывший судостроитель Балтийского завода, плававший гарантийным механиком на танкере «София» Василий Иванович Модзалевский, один из сыновей Ивана Модзалевского, служившего в 1912 — 1915 гг. сигнальщиком на «России». Так в судьбах наших современников еще раз проявилась неразрывная связь времен и память о героях нашей Родины, навечно вошедших в ее историю.

Замечательным актом увековечивания подвига «Рюрика» является приказ № 310 Главнокомандующего ВМФ СССР адмирала флота В. Чернавина от 19 декабря 1986 г., в соответствии с которым место гибели корабля в бою 1 августа 1904 г. (14 августа по новому стилю) включено в число «памятных мест славных побед и героической гибели кораблей русского и советского флота». Отныне на месте гибели корабля в Японском море — на широте 35° 11' и долготе 130° 8' все советские корабли в память доблестного боя «Рюрика» отдают воинские почести, предусмотренные Корабельным уставом ВМФ СССР.

Ленинград 1964—1989 гг.