Эпилог
Рассказ о традициях «Варяга» в
русском и советском флотах, о его героях, ветеранах и их потомках - тема
специального исследования. Здесь же хотелось бы назвать лишь несколько человек,
в чьих судьбах, по мнению автора, особенно отчетливо проявились боевые и
революционные традиции русского народа и его вооруженных сил.
Разными путями шли герои «Варяга» к пониманию
социально-политической обстановки в России начала XX в. и, как следствие, к
необходимости борьбы с царским самодержавием. Большая группа варяжцев во главе с
А. Д. Войцеховским в июне 1905 г. участвовала в восстании и в героическом рейде
по Черному морю броненосца «Потемкин» - корабля, оставшегося, по выражению В. И.
Ленина, «непобежденной территорией революции». Активными участниками восстания
на присоединившемся к «Потемкину» «Георгии Победоносце» были герои Чемульпо
Василий Бакалов, Степан Беспалов, Андрей Исламов, Селиверст Иванов, Степан
Проценко, Павел Сенцов. В ноябрьском восстании в Севастополе и революционных
выступлениях в Николаеве, Ревеле, Кронштадте, Риге и Петербурге также принимали
участие варяжцы. Нельзя не назвать среди них одного из первых представителей
народной власти, сподвижника П. П. Шмидта в восстании на крейсере «Очаков»,-
бывшего машиниста «Варяга» Антона Янковского, избранного матросским депутатом.
В этой борьбе народа против царизма совершил теперь уже
гражданский подвиг бывший командир «Варяга». Обласканный царем, флигель-адъютант
его величества Всеволод Федорович Руднев отказался участвовать в аресте матросов
его экипажа, за что и был уволен в отставку. Неугодным царизму оказался и
старший врач «Варяга» М. Н. Храбростин, увлекавшийся учениями К. Маркса и Л.
Толстого. Работая в провинции земским врачом, он пытался организовать в
1908-1910 гг. сельские трудовые коммуны для бедняков и ссыльных. До последнего
дня жизни этот человек оставался верен тем идеалам добра и справедливости,
которым поклялся служить еще в ранней юности.
Царские награды и милости не затемнили классового сознания
варяжцев, и они, подобно бывшему машинисту крейсера С. Д. Крылову, сражались в
рядах восставшего московского пролетариата в 1905 г. На металлургических заводах
южного Урала работал Ф. Н. Сызранкин - член РСДРП с 1912 г., участник матросских
сходок на Малаховом кургане в 1915 г., организатор подпольной группы на «Варяге»
в 1916 г., возглавивший революционное шествие варяжцев в Ливерпуле в 1917 г. В
гуще событий Февральской революции в Петрограде были унтер-офицер второй команды
«Варяга» георгиевский кавалер Яков Чирков и герой боя у Чемульпо Ф. Ф. Семенов,
всем сердцем воспринявший речь В. И. Ленина на площади у Финляндского вокзала в
день приезда вождя в Россию. В рядах гвардейского экипажа участвовали в июньской
демонстрации вернувшиеся из Англии матросы «Варяга», на «Авроре» в день
Октябрьского восстания нес службу молодой матрос с «Варяга» Семен Воробьев, и
вместе с восставшими рабочими шел на штурм Зимнего машинист второй команды
«Варяга» Николай Антонов. В суровые послеоктябрьские дни готовил экспедиционные
отряды балтийских моряков машинный содержатель «Варяга» Дмитрий Никонов, а в
1919 г., став комиссаром одного из них, ушел на защиту Петрограда. После
окончания гражданской войны Д. И. Никонов - комиссар линкора «Севастополь».
На многих фронтах гражданской войны защищали варяжцы
завоевания Октября. В матросском отряде с Дмитрием Никоновым сражался против
войск Юденича старшина левой машины «Варяга» Василий Белушкин, в тылу Врангеля в
Крыму партизанил герой боя при Чемульпо Ф. Ф. Семенов, в Сибири против
колчаковцев действовал другой георгиевский кавалер В. С. Белоусвв, который в
составе известного партизанского отряда Н. А. Бурлова с боями прошел до
Забайкалья, вел революционную пропаганду в американских войсках около
Верхне-Удинска (Улан-Уде), с группой партизан-разведчиков добывал ценные
сведения о планах американских оккупантов и семеновских белобандитов. Через
Дальний Восток с отрядом варяжцев, возвратившихся на Родину после интернирования
в Америке русских кораблей, пробивается на родной Урал машинист второй команды
«Варяга» Ф. Н. Сызранкин, и здесь, на Южно"м Урале, в сложнейшей обстановке
борьбы с предательством и терроризмом эсеров, с многочисленными полчищами
мятежного атамана Дутова бывший матрос «Варяга» вырастает до командира 1-го
Белорецкого социалистического полка, ставшего летом 1918 г. одним из основных
формирований партизанской армии В. К. Блюхера. В суровых непрерывных боях эта
армия совершила рейд, подобный легендарному походу Таманской армии. В рабочих
дружинах города Абдулино на Южном Урале и под Симбирском отстаивали советскую
власть вернувшиеся через Мурманск из английской тюрьмы машинисты «Варяга» Н. Ф.
Попов и А. М. Чарыков.
В трудные годы становления советской власти на высших
командных постах служили Родине С. В. Зарубаев - в 1918- 1919 гг. начальник
морских сил Балтийского моря - и Е. А. Беренс - в 1919-1920 гг. - начальник
морских сил Республики. На сторону советской власти перешел и инженер-механик
капитан 1-го ранга С. С. Спиридонов, механиком на линкоре «Республика»
участвовавший в знаменитом ледовом походе Балтийского флота. Большую работу по
подготовке кадров советского подводного флота вел другой механик крейсера Я. С.
Солдатов. Верными своей гуманной профессии остались врачи первого и второго
экипажей «Варяга» М. Л. Банщиков и С. М. Свешников.
В советском судостроении продолжал трудиться участник
строительства «Варяга» в Америке С. П. Байков - старейший производственник
Балтийского завода, начальник участка работ корпусного цеха, чья 48-летняя
трудовая деятельность в отечественном судостроении в 1934 г. была отмечена
почетным званием Героя труда. Большие организаторские способности и редкий опыт,
постоянное стремление к рационализации, принесшей много ценных новшеств, умение
пробудить и поддержать творческую мысль рабочих и, как следствие,
высококачественное выполнение всех заданий - вот что отличало участок Степана
Петровича.
По-ударному трудились варяжцы и на других участках народного
хозяйства. В трудные 20-е годы питательным пунктом миссии Нансена руководил
бывший электрик «Варяга» Алексей Сатрапинский; организаторами колхозов у себя на
родине стали комендоры Д. С. Залидеев и В. И. Крутиков; по призыву партии в
числе рабочих-двадцатипятитысячников укреплял колхозное хозяйство Ф. Ф. Семенов;
на стройках золотодобывающей промышленности многие годы трудился участник боя
при Чемульпо В. С. Белоусов; со своей профессией рулевого не расставался
плававший на Каме Г. П. Снегирев.
В рядах Советской Армии и на трудовом фронте сражались
варяжцы и в годы Великой Отечественной войны. Всю войну водил поезда машинист
1-го класса Н. Ф. Попов, на Дальнем Востоке служил А. М. Малахов, в рядах ВМФ
находились полковник Д. И. Никонов и генерал-майор П. С. Броневицкий. В
блокадном Ленинграде за жизни воинов и мирных жителей боролся главный врач
больницы им. И. Г. Коняшина, бывший младший врач «Варяга» в бою под Чемульпо М.
Л. Банщиков, с 1943 г.- заслуженный врач РСФСР. В городе на Неве нес трудовую
вахту и комендор с «Варяга» П. С. Рудой, присоединивший к Георгиевскому кресту
медали «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной
войне 1941 - 1945 гг.».
Значительным вкладом в дело победы и восстановления народного
хозяйства стала изобретательская и рационализаторская деятельность Н. Ф.
Сызранкина, дважды удостаивавшегося звания лауреата Государственной премии за
коренное преобразование технологии производства боеприпасов и дальнейшее,
принесшее стране десятки миллионов рублей экономии, совершенствование литейных
процессов. Многими высокими правительственными наградами отмечен боевой и мирный
труд варяжцев.
Великий разлом, вызванный революцией и гражданской войной,
прошел через многие семьи варяжцев. По разные стороны баррикад оказались братья
Сергей и Алексей Зарубаевы. Развела судьба и двух братьев-моряков из старинной
флотской семьи Беренсов. И если старший - Евгений - верно служил Красному флоту,
то младшему досталась сомнительная доля стать последним командующим печально
известной и бесславно закончившей в 1924 г. свое существование бизертской
эскадры. Не нашел пути на родину старший врач второго экипажа «Варяга» Н. А.
Востросаблин, но верный своему воинскому долгу честно служил в рядах Красной
армии его отец, генерал-лейтенант Александр Павлович Востросаблин. Будучи
комендантом крепости Кушка он отстоял ее от контрреволюционных мятежников, был
награжден орденом Красного Знамени. Член РВС Туркестанской республики, А. П.
Востросаблин в 1920 г. пал от рук белобандитов: Командирами Красной Армии стали
и оба его внука. Николай Николаевич, старший лейтенант-артиллерист, погиб в 1940
г. на Карельском перешейке в возрасте 29 лет. В этих боях был ранен и его
младший брат Дмитрий Николаевич. Сражаясь на Северо-Западном фронте и подо Мгой
в 1941 г., он снова был ранен и снова вернулся в строй, освобождал Варшаву,
штурмовал Берлин. Не сомневались в выборе жизненного пути и сыновья старшего
механика «Варяга» Н. Г. Лейкова. Старший - Георгий Николаевич - рассыльный в
госпитале в период гражданской войны, курсант военно-технического училища, с
1923 г.- флотский артиллерист. В 1941 -1945 гг. работал в аппарате ГКО, выполняя
правительственные задания по производству и обеспечению боеприпасами фронтов
Великой Отечественной войны. Младший брат Михаил погиб на войне. По пути отца
пошел Владимир Сергеевич Спиридонов - многие годы он плавал механиком на судах
советского транспортного и научно-исследовательского флота.
Замечательными трудовыми свершениями, боевыми подвигами,
высокими наградами Родины отмечен путь потомков врачей «Варяга» М. Н.
Храбростина и М. Л. Банщикова. На фронтах Великой Отечественной войны сражались
внуки М. Н. Храбростина Александр и Владимир. Полковниками Советских Вооруженных
сил закончили они службу, и в рядах Советской Армии и Флота продолжили их боевую
эстафету сыновья - правнуки Михаила Николаевича. Директором
Научно-исследовательского института текстильной и легкой промышленности стала
его внучка Ирина Сергеевна, бережно хранит она в своей семье память о
необыкновенном деде. Отстояв Родину в боях с фашистами, вернулись к мирному
труду сыновья М. Л. Банщикова Лев и Дмитрий. 54 трудовых года, включая и суровые
дни ленинградской блокады, отдал родному Кировскому заводу их старший брат
Андрей Михайлович Банщиков. Тысячи тонн выплавленной стали на счету ветерана,
заслуженного рационализатора РСФСР, который и сегодня успешно продолжает свою
непрерывную трудовую вахту на Кировском заводе.
По разным странам разбросала судьба сыновей командира
«Варяга» В. Ф. Руднева. Но и оказавшись на чужбине, они оставались патриотами
своей родины. Младший - Пантелеймон Всеволодович Руднев-Варяжский - участник
французского Сопротивления; в послевоенные годы побывал в нашей стране, много
сделал для сохранения памяти о «Варяге» и его командире во Франции и в СССР.
Старший - Николай Всеволодович в 1946 г. вернулся в Советский Союз, вел большую
патриотическую работу, написал об отце хорошую книгу.
Славные боевые традиции варяжцев достойно поддержали
советские моряки - с памятью о «Варяге» шли они в бой, подвиг «Варяга» повторили
герои «Тумана» и «Сибирякова».
Навечно в народной памяти останется жить подвиг «Варяга» и
«Корейца». В 1954 г. страна торжественно отметила 50-летие героического боя. 9
февраля, в годовщину боя, адмирал флота Н. Г. Кузнецов писал в «Правде»: «Подвиг
«Варяга» и «Корейца» вошел в героическую историю нашего народа, в золотой фонд
боевых традиций советского флота. В ожесточенных боях против врагов нашего
социалистического государства советские моряки приумножили эти традиции».
Опубликованным в тот же день Указом Президиума Верховного Совета СССР известные
к тому времени ветераны «за личное мужество и отвагу, проявленные в бою с
японской эскадрой при Чемульпо 9 февраля 1904 года» были награждены медалями «За
отвагу». 10 февраля на торжественном вечере в ЦДСА боевые награды 11 героям
вручил адмирал флота Н. Г. Кузнецов. Ветераны были желанными гостями столицы,
Ленинграда и Кронштадта. Советское правительство приняло решение присвоить имя
«Варяга» одному из строившихся крейсеров, а на родине командира В. Ф. Руднева
установить памятник. Его открытие состоялось в Туле в сентябре 1956 г.
Сегодня дорогое советским людям имя «Варяга» носит грозный
ракетный крейсер. Бережно хранят на корабле память о прославленных героях
легендарного боя, свято чтут и успехами в боевой подготовке приумножают моряки
славу „гордого «Варяга»".
Бессмертно это имя, ставшее символом доблести русских
моряков, бессмертны люди этого героического корабля, современника великой эпохи,
младшего брата «Авроры».
Ленинград - Николаев
- Москва - Севастополь
1975-1983 гг.
|