К читателю
27 января 1904 г., в первый день русско-японской войны, крейсер «Варяг» и
канонерская лодка «Кореец» вступили в неравный бой с целой эскадрой противника.
А менее чем через год началась первая русская революция, до основания потрясшая
самодержавный режим. События эти неразрывны. Именно война, говоря словами В. И.
Ленина, вскрыла полное несоответствие царизма «...современной, на высоте
новейших требований стоящей, организации военного дела». Из-за несостоятельности
царских адмиралов и оказались запертыми в Чемульпо новейший крейсер «Варяг» и
канонерская лодка «Кореец».
Корабли погибли, но не сдались. Воспитанные на вековых традициях русской
воинской доблести, моряки «Варяга» и «Корейца» вписали новую страницу в книгу
славы отечественного флота, поддержав, как того требовал Морской устав, «честь
русского имени и достоинство русского флага».
С горечью и восхищением узнала Россия о случившемся. «Посреди развалин нашей
старой военной системы, при падении несокрушимых до тех пор авторитетов, при
полном банкротстве идей, еще недавно бесспорных, одно лишь стоит непоколебимо -
это мужество русского солдата», - писал современник.
Героический бой «Варяга» и исключительный драматизм предшествовавших ему
событий не перестают волновать и сегодня. Подумаем хотя бы о положении командира
В. Ф. Руднева, ответственного за судьбу своих кораблей и охрану русской миссии в
Сеуле. Ощущение неотвратимо нарастающей военной угрозы и отсутствие какой-либо
связи с командованием, так и не удосужившимся отдать соответствующие моменту
распоряжения; наглость врага, оккупирующего нейтральный порт, и вынужденное
бездействие русских кораблей ввиду строжайшего приказа сверху «не мешать и не
уходить»; удивительная пассивность перед лицом агрессора внушительной
международной эскадры, находившейся в гавани Чемульпо, - вот только далеко не
полный перечень проблем, с которыми пришлось столкнуться В. Ф. Рудневу.
Окруженный коварным врагом и лицемерными друзьями - сколько мужества и
самообладания должен был проявить командир в ожидании развязки событий, изменить
которые он был не властен!
Почти столетие отделяет нас от тех дней. Великие перемены произошли за это
время в судьбе нашей Родины, величайшие в истории человечества сражения
отгремели на ее полях, но в буре огненных лет подвиг «Варяга» не забылся. Он
живет в душе народа, в его песнях. «Плещут холодные волны...» - кто не знает
этой мелодии, которая прошла все испытания времени и сегодня так же молода, как
и сама слава «Варяга».
Всенародное восхищение подвигом «Варяга» было немедленно использовано
царскими властями, попытавшимися в шуме чествований и манифестаций скрыть грубые
ошибки высшего военного командования, приведшие к гибели кораблей и предрешившие
исход войны. Замалчивались (а в ряде случаев просто были неизвестны) те
исключительные обстоятельства жизни корабля, в том числе и непосредственно
предшествовавшие бою, которые сыграли роковую роль в его судьбе.
В плену этого выгодного для царизма искажения и замалчивания подлинных
обстоятельств истории «Варяга» оказались и некоторые современные авторы. В их
описаниях героика подвига нередко оттесняет на задний план, а подчас и вовсе не
оставляет места для анализа сложнейших ситуаций. Легкий крейсер-разведчик
«Варяг» стараниями многих авторов превращается в «лучший крейсер мира», его
скорость увеличивается до 25 узлов, вместо открытых орудий, не имевших даже
легких щитов, на корабле появляются бронированные башни, а сам бой изображается
в открытом море, где корабль совершает «умелые маневры». Такое приукрашивание
обстоятельств боя лишь бросало тень на славный подвиг «Варяга», вызывая у вдумчивого читателя естественное недоумение - почему же «Варяг», коль скоро
он «лучший крейсер мира», не разгромил наголову японскую эскадру или, по крайней
мере, не прорвался сквозь ее строй, как это сделал в Цусимском бою другой легкий
крейсер «Изумруд»?
Не менее загадочной оставалась и последующая судьба «Варяга», что породило
множество разнообразных, подчас уже совершенно фантастических версий и домыслов.
Желание как можно больше узнать о «Варяге», распутать противоречия и
устранить недоразумения заставило автора изучить всю известную литературу,
свидетельства участников событий, а затем - и подлинные архивные документы в
фондах Центрального государственного архива Военно-Морского Флота (ЦГА ВМФ) и
Ленинградского государственного исторического архива (ЛГИА).
Эти изыскания позволили не только раскрыть и объяснить неизвестные ранее
обстоятельства знаменитого боя, привести новые примеры доблести и героизма
русских моряков, назвать .забытые имена, но и открыть для читателя,
интересующегося вопросами кораблестроения, совершенно неведомую и на редкость
поучительную историю самого корабля как инженерного сооружения, всегда
являющегося отражением научно-технического уровня и общественно-политического
строя своей эпохи.
Воплотивший многие самобытные идеи русских инженеров и моряков, «Варяг» был
спущен на воду в начальный период технической революции, поэтому в нем неизбежно
отразились многие противоречия того периода в судостроении, отличавшегося
неустойчивостью и крайностями в постановке задач, выборе способов их
осуществления и в оценках многих технических решений. Головной корабль новой
серии легких крейсеров, создаваемых для «нужд Дальнего Востока», «Варяг», по
существу, оказался экспериментальным кораблем, на котором был применен ряд
непроверенных и мало испытанных технических новшеств, сыгравших крайне
неблагоприятную роль в его судьбе.
Дополнительную остроту истории «Варяга» придает и тот факт, что крейсер,
ввиду необходимости срочного пополнения флота, строился в Америке, на частном
капиталистическом предприятии, конечной целью деятельности которого является
прежде всего получение прибыли, хотя бы даже за счет интересов заказчика.
Последнее, впрочем, не так уж и трудно было сделать при том стиле работы,
который процветал в Морском ведомстве, возглавляемом «его императорским
высочеством» Алексеем Александровичем Романовым. Эту «твердыню» не могли
сокрушить ни передовая отечественная научно-техническая мысль, ни глубокие
знания и энергия членов Морского технического комитета и наблюдающей комиссии. И
в этом смысле история постройки «Варяга» в Америке - также подлинное «зеркало
русской революции».
Далеко не многим известно, что жизнь «Варяга» не закончилась в том знаменитом
бою. Пережив второе рождение, корабль участвует в первой мировой войне. Его
гвардейский экипаж одним из первых на флоте приветствует революцию, которая
смела в России монархию и открыла народу путь социалистического развития.
Активное участие в революционной борьбе принимают варяжцы первой и второй
команды крейсера. Участники героического боя, прошедшие школу классовой борьбы в
1905 году, свидетели Февральской революции и участники штурма Зимнего - все они
влились в ряды строителей нового общества.
Обо всем этом и рассказывается в предлагаемой читателю книге
о крейсере «Варяг» -славном носителе боевых и революционных традиций нашего
народа и его вооруженных сил.
|