Введение
Предлагаемые современному российскому читателю мемуары
принадлежат офицеру Императорского Черноморского флота Нестору Александровичу
Монастыреву. Имя для широких читательских кругов наших соотечественников
абсолютно неизвестное, тем более, если принять во внимание, что публикуемые
воспоминания, как и все остальные работы Монастырева никогда не издавались на
русском языке.
Однако лет 40 — 50 назад среди обитателей Русского морского
зарубежья и профессиональных морских историков Запада книги Нестора Монастырева,
по праву считавшегося патриархом русской зарубежной маринистики, пользовались
широкой известностью и популярностью. Изданные на французском, немецком и
итальянском языках они заняли достойное место в коллекциях лучших библиотек
Европы и Северной Америки.
Капитан 2 ранга Нестор Александрович Монастырев родился в
Московской губернии 16 ноября 1887 года. После нескольких курсов Московского
университета неистребимая тяга к морю превращает его в 1909 году из столичного
студента в юнкера флота. После сдачи положенных экзаменов по полной программе
Морского корпуса Монастырев получает 5 октября 1912 года офицерский кортик и
погоны мичмана.
Первые годы морской службы прошли на кораблях Черноморского
флота. Перед войной Нестор Александрович окончил Школу подводного плавания на
Балтике, но остаться в рядах Балтийского флота ему не удалось. Вместе с
остальными офицерами-черноморцами Монастырев вернулся в Севастополь.
В первые месяцы мировой войны на Черном море Нестор
Александрович плавал на эскадренных миноносцах, поддерживавших правый фланг
наших войск, наступавших на Трапезунд, а затем получил назначение минным
офицером на только что построенный, единственный в мире подводный минный
заградитель «Краб». На «Крабе» Монастырев участвовал в знаменитой постановке мин
у Босфора, на которой подорвался германский легкий крейсер «Бреслау». За этот
блестящий успех Нестор Александрович был награжден Георгиевским оружием и
получил из рук императора Николая II Высочайший подарок — золотой портсигар.
Следующая важная веха в морской службе Монастырева —
командование подводной лодкой «Нерпа». В этой должности он встретил февральскую
революцию. Встретил безусловно враждебно, ибо воспоминания Монастырева не
оставляют никаких сомнений в его монархических симпатиях Твердые монархические
убеждения неминуемо приводят Нестора Александровича к конфликту с силами,
разваливающими флот как боевую единицу в тяжелые дни войны. Для людей, с первых
минут Великой войны занявших пораженческую позицию, куда приятнее и ближе был,
допустим, капитан 2 ранга М.М.Богданов, с февраля 1911 года протиравший кресла в
качестве адъютанта Штаба Севастопольского порта, чем храбрец офицер-подводник
лейтенант Мо-настырев, ежесекундно смотревший смерти в глаза в горловине Босфора
или у берегов Анатолии и Румелии.
Окончательный развал флота застал Нестора Александровича
командиром подводной лодки «Скат». Заочно приговоренный большевиками к смерти,
Монастырев чудом спасся во время массовых убийств офицеров в Севастополе в
декабре 1917 — феврале 1918 годов.
Когда Крым перешел под контроль Добровольческой армии, его
назначили минным офицером подводной лодки «Тюлень», укомплектованной
исключительно офицерским составом. На «Тюлене» Нестор Александрович участвовал в
боевых действиях против красных на Азовском море. Последним его кораблем стала
подводная лодка «Утка», командуя которой, Монастырев в составе Русской эскадры
15 ноября 1920 года навсегда покинул Севастополь и через Константинополь перешел
в Бизерту.
В эмиграции начинается новая страница жизни Нестора
Александровича. Под его редакцией и руководством в Бизерте вышел в 1921 — 1924
годах 31 номер первого журнала Русского морского зарубежья — «Морского
сборника».
Проживая в Африке, Монастырев продолжал интересоваться
историей Российского морского флота. Из под его безусловно талантливого пера
одна за другой выходят книги: «В Черном море 1912 — 1920». Париж, 1928; «На
службе Императорскому флоту». Берлин, 1930; «История Русского флота» (совместно
с С.К.Терещенко). Париж, 1931; «На трех морях». Тунис, 1932; «Подводный
корабль». Париж, 1935; «Груманд, неизвестный Шпицберген», «На борту „Фуко"».
Париж, 1937; «Дорога на норд норд-ост», «Земля Франца-Иосифа». Париж, 1937.
До сих пор не увидели свет, оставшиеся в рукописи работы
Нестора Александровича: «Одиссея Русского Императорского флота», «Северные
витязи», «К теплым морям».
За свою плодотворную творческую деятельность Монастырев был
награжден французским правительством Орденом «Пальм Академик». Скончался Нестор
Александрович от инсульта на своей ферме в г. Тарабарка в Тунисе 13 февраля 1957
г., не дожив нескольких месяцев до своего семидесятилетия.
Первое знакомство отечественного читателя с творчеством
Нестора Монастырева, офицера-подводника и писателя-мариниста, на наш взгляд,
является необходимым шагом на пути возвращения на многострадальную Родину
доброго имени еще одного русского человека.
А.Иоффе |