Часть I. Первые войны парового флота
Глава I. Морские силы в эпоху начала парового флота.
Новые условия развития морской силы.
Развитие морских сил и их задачи находятся в полной зависимости от политических и экономических условий
как данной эпохи в ее делом, так и государств, которым они принадлежат. Общий обзор этих условий является необходимой предпосылкой
для изучения не только истории флотов, где связь с ними неразрывна, но и той части ее, которая трактует собственно о
военно-морском искусстве.
Важнейшим политическим условием, характеризующим положение Европы после наполеоновских войн - был сравнительно
продолжительный период мира, явившийся следствием экономического и физического истощения государств после пережитых военных
потрясений.
Почти двадцатипятилетняя непрерывная война создала ненормальные условия экономической жизни европейский
народов. Стремление, в течение последующих лет, к восстановлению торговли и промышленности, определившее общий экономический
подъем в Европе, проходило уже в иной обстановке, под влиянием иных исторических факторов.
Одним из таких факторов было изобретение парового двигателя, получившего широкое применение в области
промышленности, позволившего высоко поднять производительность заводов, поставить ряд новых производств, недоступных при ручном
труде, вызвавшего резкое развитие тяжелой индустрии и внесшего переворот в промышленности как отдельных стран, так и всего мира.
Новые идеи в области экономической политики, сложившиеся под влиянием внутренних событий, связанных с французской революцией, и,
в частности, широкое покровительство государственной власти - углубили и расширили развитие торговли и промышленности.
Решительный выход передовых государств, не вмещающихся при развитой промышленности и торговли в узких рамках
внутреннего рынка, на арену мирового хозяйства составляет характерную особенность этой эпохи. Возрастает потребность во внешних
рынках для сбыта произведений промышленности и стремление к захвату территорий, богатых сырьем. Отдаленные страны, до сих пор не
втянутые в орбиту европейского влияния, либо жившие в кругу замкнутой цивилизации (Китай, Корея, Япония я пр.), либо не представлявшие до того интереса
для европейцев в силу отсутствия доходных для торговли товаров, теперь привлекают к себе их внимание.
Первоначально, арена европейских интересов ограничивалась лишь западной и южной частями Азии, севером Африки и
частью Америки. Для погони за рынками и колониями оставались громадные области, совершенно не исследованные. Появление железных
дорог, развитие путей сообщения вообще, совершенствование морских судов, где пар начинает успешно конкурировать с парусами, -
сделало эти отдаленные страны более досягаемыми, и общение с ними - более доступным.
В эпоху начала и середины XIX века складываются предпосылки империализма, получившего в последующем
историческом процессе, до мировой войны включительно, преобладающее значение. В то время конкурирующим европейским государствам
еще было где разойтись; театры экономических и боевых столкновений ограничивались зоной их непосредственной заинтересованности,
промышленной или торговой. Но затем - эта зона растет, захватывая к началу текущего столетия уже большую часть мира. Рост
империализма, имеющего в своей основе развитие капиталистической промышленности, явился одним из основных стержней, вокруг которых
группировались крупнейшие события международной жизни последних лет истории. Новые политические и экономические условия нашли себе
отражения на целях, характере и средствах войн. Экономические причины являются уже несомненно господствующими среди других причин
возникновения вооруженных столкновений, и прежде всего они - определяют их цели. Экономическое благосостояние государства,
развитие техники и промышленности, является виднейшим, и в последующем, - все более решающим фактором войны. Развитие оружия и
совершенствование средств борьбы влечет за собой необходимость создания широкой технической и промышленной базы для нее. Война
превращается в соревнование этих средств не только в масштабе применения, но и степени совершенства их.
Вместе с тем изменяется и самый характер войн, в смысле все большего вовлечения в них масс сражающихся народов,
Наемные войска сменяются армиями, вербуемыми по всеобщей воинской повинности, война носит массовый характер, выдвигая ряд новых
требований как к структуре вооруженных сил, так и к методам их использования.
Значение моря, и морских сообщений вообще, в конъюнктуре XIX века возрастало соответственно степени
заинтересованности государств в том мощном торговом грузообороте, артерии которого тянулись через мировой океан, и соответственно
общему устремлению к рынкам и колониям, разделенных морем от производящих центров и метрополий. Зависимость экономики развитых в
промышленном отношении стран от сообщений с внешним миром, самый характер мирового хозяйства, предопределили необходимость защиты
и обеспечения морских путей, являвшихся ареной борьбы и соревнования конкурирующих государств.
Тяготение к морю, борьба за преобладание на морских путях сообщений, были характерны и для эпохи,
предшествовавшей XIX веку. Но теперь - эти факторы получили новый импульс ввиду нарождающегося, а затем утвердившегося,
империализма, как основной идеи политики капиталистических. государств мира. В сложном историческом процессе, который подготовил
мировую войну 1914-18 гг.., среди причин ее обусловивших, морские проблемы столкнувшихся государств играли едва ли не самую видную
роль, и уже на исходе XIX века мы видим их - в качестве основных моментов международной политики. Период от начала XIX века и до
наших дней - совпадает с новым периодом морской истории, - периодом парового флота, явившегося следствием применения парового
двигателя для морских судов. Эволюция морской силы - вступила в новую – фазу, находясь всецело под влиянием экономических и
политических условий, складывавшихся в общем ходе истории.
Примитивный по своему устройству, деревянный парусный: корабль времен Трафальгара и мощный быстроходный
стальной корабль, защищенный броней, вооруженный 15" орудиями, оборудованный всеми приспособлениями современной нам техники
являются как бы символами начального и конечного момента того пути, который пройден человечеством в течение этого периода, в
области развития техники и промышленности.
Но не только внешний облив военного корабля, сама организация и устройство морской силы, условия ведения войны
на море, наконец, проблемы морской политики претерпели за этот период существеннейшие изменения, резко отличающие этот новый
период истории парового и железного флота от парусного и деревянного -предшествующей эпохи.
Влияние новых изобретений и развития промышленности на морскую силу.
Еще в 1802-м году Фультон, изобретатель парового колесного судна, предлагал его осуществить Наполеону для
переброски войск на территорию Англии. Перспективы применения таких судов были заманчивы. Они давали возможность воспользоваться
штилем или таким направлением ветра, когда парусный английский флот не был в состоянии противодействовать независимых в своих
движениях паровым судам. Наполеон не оценил значения изобретения Фультона. С недоверием к нему отнеслись и в других государствах.
Первые опыты с паровым двигателем не были удачны, и эта идея пробивала себе дорогу с трудом, встречая
предубеждение в военном и коммерческом флотах.
В 1807-м году Фультон построил в Америке первый колесный пароход. Через несколько лет паровые суда
начинают появляться на коммерческих линиях (в России первый пароход был построен на заводе Берда в 1815-м году). К середине 20-х
годов паровая машина уже была настолько усовершенствована, что могла завоевать себе широкое применение на море. В это же время
(1824 г.) в Англии был построен первый военный пароход.
По началу паровой двигатель и снабженные им корабли играли вспомогательную роль при военных флотах. Первые типы
паровых судов - были колесными. Небольшие их размеры, громоздкие кожухи колес, не давали возможности к установлению большого
количества орудий, вследствие чего для боя они оставались весьма слабыми сравнительно с парусными линейными кораблями, к этому
времени получившими весьма многочисленную артиллерию (нормальным вооружением большого парусного линейного корабля было 100 - 130
пушек). Кроме того, они были недостаточно мореходны а машины - слабы и мало надежны. Пароходо-фрегаты (таково было название первых
паровых судов) казались пигмеями рядом с большими парусными кораблями, составлявшими главный класс военных флотов первой половины
XIX века. Они служили для буксировки и в качестве разведочных и посыльных судов.
Крупный переворот в военно-морскую технику внесло изобретение винтового двигателя (1837-й год), который можно
было установить на парусных линейных кораблях, не понижая их боевых качеств, вооружения и мореходносги.
Паровая машина и винт, пока в качестве вспомогательного двигателя (главным - оставались паруса), сообщили
парусным судам несравненные свойства, каковых они не имели ранее. Корабли стали свободны в своих движениях, не завися от ветра,
располагая возможностью двигаться в любом направлении, получив свободу маневрирования.
При том же вооружении, винтовой корабль мог вести бой с парусным, выбирая для себя выгодные положения,
расстреливая последнего продольным огнем, начав и прекратив бой, когда то ему выгодно.
Сильная артиллерия, полный рангоут, машина на 5-8 узлов хода - таковы данные винтового корабля.
Однако, винтовой корабль, несмотря на его очевидные преимущества, не сразу вытеснил чисто парусные военные
суда. Последние еще долго держались в составе флотов первой линии. Объективно - тому причиной было зачаточное состояние техники
машиностроения, не справлявшейся с проблемой общего перевооружения. Но, кроме того, были причины, лежащие в плоскостн
консерватизма военно-морской мысли, с трудом отходившей от тех прочных представлений о ценности и значений того или другого класса
судов, которые сложились в длительный период парусного флота. Значения винтовых судов недооценивали, и некоторые государства (в
том числе Россия) в этом отношении явили собой поразительный образец технической косности.
До конца Восточной войны (1854-56 гг..) чисто парусные военные суда оставались в строю. И лишь после этого,
спустя более 20 лет со дня постройки первого винтового корабля, они были обречены на слом или переделку, окончательно утратив
боевое значение.
В 40-х годах производятся первые опыты бронирования деревянных кораблей железными плитами. Развивающаяся
металлургическая промышленность уже выдвигает проблему постройки кораблей исключительно из железа, подготавливая новый и крупный
этап в судостроительной технике.
Начало и середина XIX века ознаменованы рядом важнейших изобретений и усовершенствований в области техники
оружия, главным образом - в артиллерии. В 20-х годах были выработаны образцы коротких судовых орудий крупного калибра, стреляющих
разрывными бомбами тяжелого веса - до 2-х и более пудов (т. наз. бомбических), которые были введены как главное вооружение
корабля. Их разрушительное действие при стрельбе по деревянным корпусам было столь велико, что, по существу, уже предопределяло
необходимость броневого прикрытия. Деревянные борта и палубы не были в состоянии противостоять огню бомбических орудий; громадные
разрушения и неизбежные пожары делали корабль небоеспособным.
К середине XIX в. техника артиллерии дает нарезные орудия и совершенствует снаряды.
Достигнутые результаты и намечающиеся дальнейшие пути прогресса военно-морской техники, помимо того, что
изменяли облик боевых судов, требовали создания широкой промышленной, в особенности металлургической базы, специальных
машиностроительных и судостроительных заводов, техников и, главное - железа.
Если раньше обилие дубовых лесов и пеньки гарантировало поставку главнейшим необходимых материалов для
судостроения, то теперь производство машин, а затем постройка железных, покрытых броней, корпусов, ставили иначе вопрос о создании
флота. Государства с слабо развитой металлургической промышленностью, не успевающие за прогрессом техники - этим были поставлены в
невыгодное положение в деле его постройки. Их техническая и промышленная отсталость влекла за собой, как общее правило, отсталость
и в военной судостроении.
Вводится новый критерий для оценки боевой мощи судна, это - современность его постройки. Не только потому, что
позднее построенные корабли менее изношены, но, главным образом, потому, что на них находят себе применение новейшие
усовершенствования, сообщающие нм иные боевые свойства. В последующем, прогресс в. м. техники приобретает все нарастающее
ускорение, соответственно с чем корабли начинают быстро устаревать технически, сменяясь новыми типами. Уже не количеством
исправных кораблей, а количеством и качеством современных кораблей измеряется сила флотов. Старые - в боевые расчеты не идут или
могут быть оценены неизмеримо ниже своей первоначальной боевой ценности.
Флоты, построенные 10 - 20 лет назад и не пополняемые новыми судами, быстро утрачивают значение. Государства,
не поддерживающие свои морские силы на уровне современности, сводят их к ничтожеству.
Вот этот процесс быстрого обесценения материальных сил флота, требующий непрерывного их воссоздания, никогда
раньше не сказывался так остро, как со времени развития парового двигателя, в металлургической технике и промышленности. В том
характернейшее отличие эпохи парового флота от предыдущей.
Казалось, новые средства должны были дать новую тактику. В действительности же - этого не было. Во второй
половине XIX века парусные суда сошли на нет, их боевое значение они потеряли еще раньше, но традиции парусной школы надолго
пережили их. Эти традиции мы можем различить даже в позднейшие времена, до Русско-Японской войны включительно. |