Глава ХVII. Мировая война 1914-18 г.г.
Эволюция военно-морского искусства и техники в период от Русско-Японской до Мировой войны.
Военно-морское искусство.
Русско-Японская война завершила собой длительный период, когда паровой флот, развиваясь под влиянием быстро чередовавшихся
изобретений и усовершенствований в области техники, не имел еще вполне твердых норм ни в своей организации, ни в методах боевого
употребления.
Ее богатейший опыт, высокие образцы искусства и боевой подготовки, выказанные японским флотом, еще резче выступавшие при
неподготовленном, дурно руководимом противнике, образцы, завершением которых была одна из наиболее полных побед на море, известных
до сих пор в военно-морской истории, - не могли не вызвать сильного сдвига в области военно-морского искусства вообще, тактики боя
в особенности.
С этих пор начинается новая эпоха в военно-морском искусстве, в которой выдвигаются важнейшие проблемы, ранее остававшиеся как
бы в тени. Опыт Русско-Японской кампании явился отправной точкой для большой работы в области в. м. искусства и в в. м. технике,
которая была проделана на флотах в период, протекший до Мировой войны.
Но история учит, что в редких случаях только что прожитый опыт сразу же находит себе объективную оценку. Обычно, проходит
некоторое время прежде, чем улягутся впечатления, оказавшиеся наиболее разительными, которые закрывают собой другие стороны этого
опыта.
Так и в данном случае. Не весь опыт Русско-Японской войны, в его целом, лег в основу работы по подготовке флотов до Мировой
войны, а, главным образом, особенно яркие впечатления, данные историей этой кампании. Эти впечатления группируются кругом
следующих вопросов:
1) Признание исключительного значения артиллерийского огня и методического его ведения. Артиллерия определила исход боевых
столкновений 28-го июля, 1-го августа и решила Цусиму.
Это, с одной стороны, предопределило широкое развитие артиллерии и ее технического оборудования, а, с другой - ориентировало
развитие тактики боя прежде всего в сторону чисто артиллерийского состязания, в котором маневр, как таковой, был подчинен
требованием наиболее удобного использования артиллерийского огня, что было громадным шагом вперед по сравнению с прошлым: доселе
бессистемное, ведение боя было дисциплинировано кругом этой, ставшей основной, идеи.
2) Русско-Японская война продемонстрировала все неудобства ведения боя беспорядочно, без определенного строя, при
предоставлении отдельным кораблям полной свободы маневрирования. Той «свалки», которую мы наблюдали в прошлых сражениях, в
частности при Ялу, а еще раньше при Лиссе - здесь уже нет. Наоборот, сведение судов в отряды, придание им вполне определенной
боевой организации, характерно отличает Русско-Японскую войну от предыдущих. Стройность японского маневрирования отрядами, но не
отдельными судами, жестокий сосредоточенный огонь каждого отряда - являлись образцами современной тактики. Требование соответствия
свойств отдельных судов, вошедших в тот же отряд, соображения удобства использования их оружия - артиллерии прежде всего - стало
принципом боевой организации.
3) Эта война подтвердила необходимость подготовки к войне в широком смысле слова, и во всех отношениях. Разница между
подготовкой японского и русского флота, в особенности в Цусиме, была столь грандиозна, что старое положение о роли подготовки,
вновь стало вполне очевидным, даже для тех государств, которые хронически его игнорировали (Россия).
Подготовка по всему фронту - оборудование театра, создание материальной части, обучение личного состава и пр., и, главное,
систематическое и планомерное руководство ею, отрицательный образец чему дало русское морское (да и сухопутное) командование в
этой войне - было поставлено в край угла в.-м. строительства.
Учреждаются там, где не были учреждены ранее (в Японии он был), морские генеральные штабы, в качестве компетентных органов для
подготовки государства к войне на море и руководства созданием морских сил.
4) Был выдвинут вопрос о военном образовании; теоретическое исследование вопросов боя и войны приковывает к себе работников
всех флотов, дисциплины военных наук именно в этот период получили значительный толчок к своему развитию.
5) В согласии с опытом войны и последующими достижениями техники был выявлен ряд новых требований к в.-м. технике, и, в
конечном счете, к новым типам судов.
Все флоты после Русско-Японской войны ввели ряд реформ, продиктованных ее опытом, как в отношении общей организации управления
и командования, так и в постановке дела подготовки личного состава, театра и материальной части.
Примечание. О подготовке России к Мировой войне на море - см. главу 19.
Развитие боевых средств флота.
а) Артиллерия.
Развитие артиллерии в описываемый период времени прошло под углом новых условий и требований, выявленных в опыте
Русско-Японской войны. Главными из них были.
а) Увеличение дистанции артиллерийского боя, вследствие чего от орудий требовалась наибольшая дальность. Расстояния для боя 30
- 40 каб. быстро были сочтены недостаточными, техника и тактика артиллерии устремились к дистанциям, теоретически близким к
пределу видимого горизонта, практически к 80 - 100 каб. Это вызвало решительный переход к орудиям крупного калибра, как главным в
вооружении линейного корабля, и новое улучшение их баллистических качеств.
б) Снаряд и броня - вступили в новую фазу их соревнования. Снаряд получил неведомые доселе качества металла, вес и количество
взрывчатого вещества, начальные скорости возросли; броня была улучшена в способах изготовления. Метод защиты судов был изменен
сначала в виде распространения бронирования по возможности по всему борту, почти не оставляя небронированных частей, а затем в
сторону утолщения брони и стягивания ее к жизненным центрам).
в) Чтобы достичь необходимых начальных скоростей, при отсутствии в первое время стремления к увеличению калибра сверх 12"
(потом они возросли до 13,5", 14", и 15") начали увеличивать длину орудия (самое длинное 12" орудие русское - 52 кал.).
г) Скорострельность орудий были повышены до возможного предела.
Но самым важным данным в деле прогресса морской артиллерии после Русско-Японской войны - было введение обоснованных методов
управления артиллерийским огнем сначала одного корабля, а затем, перед Мировой войной и во время ее - сосредоточенным огнем
тактических соединений. При той же материальной части те же корабли стали давать результаты в 10 и более раз высшие в отношении
количества, быстроты и процента попаданий.
д) Введение систематических методов управления огнем имело важные следствия:
Во первых, было прекращено многообразие калибров, доселе входивших в
вооружение судов, и были твердо установлены два. основных вида судовой артиллерии: главный (12" - 15") калибр, назначение коего
вести линейный бой, и средний (4" - 6" -8"), получивший специальное задание - отражения минных атак и потому названный
противоминным. Прочие калибры сошли с вооружения больших судов, оставаясь для небоевых надобностей (напр. салюты). Позже, во время
воины, к этим двум видам присоединился третий - противоаэропланная артиллерия.
Во вторых, сама система управления потребовала развития точных приборов для ее обслуживания. Были выработаны, и
с тех пор непрерывно совершенствуются, сложные приборы артиллерийской связи командных постов с орудиями. Перед самой войной
определилось стремление автоматизировать управление артиллерией, централизировав не только собственно управление, но я наводку
орудий.
е) Соответственно - было усовершенствовано оборудование командных центров для управления артиллерией.
Таблица данных артиллерии перед мировой войной.
Калибр |
Длина орудия в калибрах |
Вес снаряда в фн. |
Начальная скорость фут. в сек. |
Дальность в каб. |
Скорость стрельбы в мин. |
15" |
45 |
2161 |
25 0 |
|
1 - 1,5 |
14" |
45 |
1648 |
2500 |
- |
1 - 1,5 |
13",5 |
45 |
1550 |
2500 |
- |
1 - 1,5 |
12" |
52 |
1150 |
2500 |
141 |
1,5 - 2 |
11" |
50 |
745 |
3000 |
- |
2 |
7",5 |
50 |
222 |
2700 |
90 |
5 - 6 |
6 |
50 |
111 |
2900 |
80 |
10 - 12 |
5",1 |
55 |
90 |
2600 |
90 |
10 - 12 |
4",7 |
50 |
50 |
3000 |
60 |
12 - 18 |
4" |
50 |
34 |
2900 |
60 |
12 - 18 |
Примечание. Данные орудий того же калибра весьма различны, в
зависимости от их типа. В этой таблице приведены данные, характерные для каждого калибра.
б) Минное оружие.
Прогресс минного оружия следовал за артиллерией, но значительно от нее отставал.
Естественное усовершенствование материальной части, как торпеды, так и мин заграждения, улучшение их
тактических свойств, не внесло, однако, того перелома в области этой специальности, каковой мы наблюдаем в артиллерии.
Лишь перед самой войной, главным образом на русском флоте, наметились перспективы иного использования торпед,
начали применять методические приемы залповой стрельбы. Там впервые были введены усовершенствованные приборы управления торпедным
огнем, внесен элемент расчета в торпедное вооружение и тактику торпедных атак на новых основаниях.
В большинстве же, боевое применение торпед покоилось на прежних принципах одиночной стрельбы, с той только
разницей, что улучшение их тактических свойств допускало использование не только в ночном бою, при стрельбе почти в упор, но и
днем, на относительно больших дистанциях.
Данные торпед типов 1905-1914 г.г. показаны в таблице:
Диаметр в дл. |
Наибольшая дальность. |
Скорость. |
Вес взрывчатого вещества. |
На 16 каб. |
На наиб дальности |
18 |
16 |
30 уз. |
30 уз. |
6 п. |
21" |
90 |
45 уз. |
21 53. |
|
23",6 |
110 |
ок. 50 уз. |
ок. 30 уз |
|
Значительному усовершенствованию подверглись мины заграждения как
в смысле своей конструкции, так и в отношении увеличения веса заряда. При этом были выработаны различные образцы мин, в
зависимости от их назначения и способа действия (донные, плавучие, якорные, дрейфующие, ударные, гальванические и пр.).
в) Механическое дело.
Особенно крупными усовершенствованиями в области механического дела явились следующие:
1) введение турбинного двигателя, давшего возможность наиболее продуктивно использовать энергию для обращения
ее в движение корабля,
2) наметившийся окончательный переход в сторону нефтяного отопления боевых судов; это необходимо для получения
механизмов высокой мощности (40 - 60,000 лош. сил.);
3) выработка и усовершенствование двигателей внутреннего сгорания, нашедших себе широкое применение в
оборудовании корабля вспомогательными механизмами и - что являлось особенно крупным достижением - давших возможность реализовать
старую идею о подводном плавании. Проблема с применением двигателей внутреннего сгорания была наконец разрешена. Подводные лодки
получили тот двигатель, которого им не доставало.
Все эти усовершенствования техники машиностроения не явились вдруг. В частности, опыты с турбинами, равно как
применение нефтяного отопления, не говоря уже о двигателях внутреннего сгорания, имели место задолго до Русско-Японской войны, но
именно после нее они получили решительное применение на флоте.
г) Средства связи
Следует отметить развитие одного из важнейших средств в службе флота - это усовершенствование и широкое
распространение радиотелеграфа. В морском деле - роль и значение радиотелеграфа могут быть уподоблены введению проволочного
телеграфа на сухом пути, где оно произвело переворот в области управления частями, находящимися в значительном отдалении друг от
друга. Ту же роль для флота имел радиотелеграф, ставший с тех пор основным средством связи между кораблями в море.
Это позволило связать и согласовать мгновенной передачей приказаний и получением донесений о действиях судов,
находящихся на отдаленнейших театрах. Это сделало возможным непосредственное руководство операциями, ведущимися в частях земного
шара, отдаленных на тысячи миль.
Беспроволочный телеграф был изобретен до русско-японской войны. Уже в свое время корабли пользовались им
(вернее только японцы, русским он не сослужил пользы, так как все еще находился в стадии опытов и ему не было придано
соответствующего значения, тогда как японцы в период Цусимской операции широко пользовались радио. Это тем более поразительно, что
радиотелеграф - изобретение русскою ученого, при том работавшего в морском ведомстве). Но тогда - была мала дальность действия,
приборы - примитивны, так что широкое применение радио, как сказано, относится уже ко времени Мировой войны.
д) Судостроение.
Следует так же отметить усовершенствования в технике кораблестроения.
1) прежде всего - увеличение живучести корабля. Живучести - не только в смысле улучшения системы
бронирования, но в новом усовершенствовании конструкций и оборудования, чтобы противостоять разрушениям и пожарам в бою. Сюда
относятся: развитие пожарных средств, изоляция плутонгов, уборка дерева и легко воспламеняющихся материалов, создание так наз.
трюмно-пожарных постов и пр.;
2) обеспечение боевой плавучести т.е. способности корабля: не тонуть, имея сильные повреждения в подводной
части;
3) обеспечение боевой остойчивости, в случае разбития надводного борта и крена корабля.
Большой и тяжелый урок технике судостроения был дан в Цусимском бою - кораблями типа «Суворов», судьба коих
заставила принять новые меры для обеспечения боевой живучести линейных судов.
Развитие типов боевых судов.
Уже ко времени Японо-Китайской войны наметилась твердые основы разделения судового состава на классы с
специальными боевыми задачами. броненосцы, броненосные крейсера, легкие крейсера, эскадренные миноносцы, и пр.
Русско-Японская война фиксировала это разделение. Затем, под влиянием развития техники, менявшей облик и боевые
свойства судов тех же классов, они подвергались, в течение рассматриваемого периода - дальнейшей дифференциации.
а) Линейные корабли.
Прежде чем был выработан новый тип линейного корабля, известный под названием «дредноута» (по имени первого
корабля этого типа, английского "Drednought", опыт русской японской войны нашел себе применение на судах, находившиеся во время ее
в стадии постройки, и на заложенных, в течение 1905 - 1907 гг. Эти корабли образовали собой группу так называемых «преддредноутов».
Сравнивая их с предыдущими типами, мы видим: улучшенное бронирование, распространение его по возможности на
большую поверхность надводного корпуса (типичен в этом отношении русский л. к. «Андрей Первозванный»), увеличенный калибр средней
артиллерии - (до 8" - «Андрей Первозванный»; до 9,4 - австрийский "Радецкий"; до 9,2 - английский «Lord Nelson»; до 9,4 -
французский "Danton"; до 10" - японский «Катори» и «Кашима»), и больший ход до 19 - 20 узлов («Катори», «Кашима»).
Эти корабли являлись уже значительно сильнейшими предыдущих серий, участвовавших в Русско-Японской войне.
Данные типичных из них показаны в таблице:
|
|
|
|
Броня |
|
Наименование. |
Год |
Водоизм. |
Ход |
Палуба |
Борт |
Рубка башни |
Артиллерия. |
Андрей Первозв.
(Россия.) |
1907 |
18.300 |
18 |
3" |
4" - 8" |
8"- |
4 - 12 ; 14 - 8";
12 - 120мм. |
Lord Nelson
(Англия) |
1906 |
19.000 |
19 |
3" |
4" - 12" |
12 - |
4 - 12"; 10 - 9,2";
24 - 76 мм |
Danton
(Франция.) |
1909 |
18.410 |
20 |
3" |
6" - 10" |
12" - |
4 - 12"; 12 - 9,4"; 16 - 76 мм. |
Радецкий
(Австрия.) |
1908 |
14.500 |
20 |
2" |
9" |
10" - |
4 - 12"; 8 - 9,4";
20 - 100 мм. |
Катори
(Япония) |
1905 |
16.200 |
20 |
3" |
4" - 9" |
9" - |
4 - 12" ; 4 - 10",
12"- 6";
12 - 76 мм. |
Этот тип линейных кораблей продержался недолго, уступив свое
место "дредноутам".
Уже в 1905 году англичане приступили, держа в строжайшем секрете, к постройке корабля нового типа - «Dreadnought»,резко
отличавшегося от предыдущих мощностью своих боевых свойств.
Основные данные этого корабля:
Водоизмещение - 22.500 т.
Артиллерия: 10 - 12"/45 кал.; противоминная 24 - 76 мм.
Двигатель турбинный, скорость 22,7 узла. Мощность маш. 27.500.
После появления "Drednought", все государства решительно стали на новый, им определенный, путь в линейном
судостроении.
Вместе с этим, значение других линейных кораблей, предшествовавших типов, отошло на второй план. Сила флотов
теперь измерялась, главным образом наличием в их составе «дредноутов».
Существенным данным последующего развития дредноутов является стремление к линейному расположению крупной
артиллерии, чтобы дать возможность всем орудиям главного калибра действовать на один борт.
До 1910-1911 гг. дредноуты вооружались 12" артиллерией (кроме германских, придерживавшихся 11" калибра и лишь в
последнее время перешедших на 12"). В последние годы перед войной уже строились корабли с главным калибром более 12", которые
определили собой новую группу, так называемых «сверхдредноутов».
Прилагаемая таблица, в которой взяты дредноуты только Англии. Германии и России, находившиеся в строю к
1916 году (т. е. частью достроенные во время войны), рисует эволюцию этого класса, в ее постепенности (см. табл. на стр. 288).
б) Линейный крейсер. Тип линейного крейсера выработался в соответствии с развитием линейного корабля, причем
основные требования к этому классу, в сравнении с теми требованиями, которые ранее предъявлялись к броненосным крейсерам,
выявились, еще резче, еще определеннее.
Задача линейного крейсера - ведение артиллерийского боя в линии с линейными кораблями (следствие боев войны
1904 - 1905 гг.), выполнение маневров, требующих особенно быстрого хода, борьба с легкими крейсерскими силами. Следовательно,
большой ход, преимущественно перед линейными кораблями, артиллерия того же калибра (может быть в меньшем числе) и сильное
(несколько уступающее линейным кораблям) бронирование - являются отличительными признаками корабля этого класса.
|
броня |
|
|
год |
водоизм. |
ход |
палуба |
борт |
башни |
вооружение |
Англия |
|
|
|
|
|
|
|
Drednought (1) |
06 |
22,500 |
21,5 |
3" |
4-11" |
11" |
10-12", 24-76, 5 ТА |
Bellerophon (3) |
07 |
22,000 |
21 |
3" |
4-11" |
12" |
10-12", 16-102, 3 ТА |
Collingwood (3) |
08 |
23,400 |
21,5 |
3" |
4-10" |
11" |
10-12", 18-102, 3 ТА |
Hercules (3) |
10 |
20,300 |
21,5 |
3" |
4-11" |
12" |
10-12", 16-102, 3 ТА |
Orion (4) |
11 |
23,000 |
21,5 |
3" |
4-12" |
12" |
10-13,5", 16-102, 3 ТА |
Ajax (3) |
11 |
27,000 |
22 |
3" |
6-12" |
12" |
10-13,5", 16-102, 3 ТА |
Benbow (4) |
12 |
28,000 |
21 |
3" |
6-12" |
12" |
10-13,5, 12-6", 4 ТА |
Agincourt (1) |
13 |
28,000 |
22,5 |
2" |
4-11" |
12" |
14-12", 20-6", 3 ТА |
Erin (1) |
13 |
23,400 |
21 |
3" |
4-12" |
12" |
10-13,5", 16-6", 5 ТА |
India (2) |
13 |
28,500 |
23 |
3" |
4-9" |
12" |
10-14", 16-6", 4 ТА |
Queen Elisabeth (5) |
14 |
28,500 |
25 |
3" |
6-14" |
14" |
8-15", 16-6", 9 ТА |
Royal Sovereing (5) |
15 |
26,200 |
21 |
3" |
6-14" |
14" |
8-15", 16-6", 9 ТА |
Германия |
|
|
|
|
|
|
|
Позен (4) |
08 |
18,900 |
20 |
|
|
|
12-11", 12-6", 6 ТА |
Гельголанд (4) |
09 |
22,800 |
21 |
|
|
|
12-12", 14-6", 6 ТА |
Кайзер (5) |
11 |
24,700 |
20,5 |
|
|
|
10-12", 14-6", 5 ТА |
Кениг (4) |
13 |
25,800 |
20,5 |
|
|
|
10-12", 14-6", 5 ТА |
Россия |
|
|
|
|
|
|
|
Севастополь (4) |
11 |
23,000 |
23 |
3" |
4-9" |
9" |
12-12", 16-120 |
Имп. Мария (3) |
12 |
23,000 |
21 |
3" |
4-12" |
12" |
12-12", 20-130 |
Они оставили далеко сзади себя броненосные крейсера старого и переходного
типов.
Примечание. В России строили, но остались недостроены, линейные крейсера типа «Измаил», которые
несомненно были бы, в течение Мировой войны, самыми мощными линейными крейсерами в мире. Их данные: водоизм. - около 40.000 т.,
ход - 28 узлов; главная артиллерия - 12" - 14" - в 4-х трехорудийных башнях.
|
броня |
|
|
год |
водоизм. |
ход |
палуба |
борт |
башни |
вооружение |
Англия |
|
|
|
|
|
|
|
Invincible (3) |
07 |
20,300 |
26 |
3 |
4-7 |
12" |
8-12", 16-102, 5 ТА |
Indefatigable (1) |
09 |
19,050 |
26,7 |
3 |
4-8 |
10" |
8-12", 16-102, 2 ТА |
New Zealand (2) |
11 |
19,500 |
26,7 |
3 |
- |
- |
- |
Lion (3) |
11 |
30,000 |
28,3 |
3 |
4-9 |
9" |
8-13,5", 16-102 |
Tiger (1) |
13 |
28,500 |
28,5 |
3 |
4-9 |
9" |
8-13,5", 16-102, 10 ТА |
Германия |
|
|
|
|
|
|
|
Фон-дер-Тан (1) |
09 |
19,400 |
28,1 |
- |
- |
- |
8-11", 10-6", 4 ТА |
Гебен (3) |
10 |
23,000 |
28 |
- |
- |
- |
10-11", 12-6" |
Дерфлингер (2) |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
в) Легкий крейсер.
Эволюция легкого крейсера пошла в направлении прежде всего увеличения хода, легкой брони, противоминной
артиллерии (однообразного калибра). Их боевые задачи были уточнены: выполнение крейсерских операций, разведка, дозор, охрана
главных сил от атак миноносцев и вывод собственных миноносцев в атаку.
Данные новейших перед Мировой войной крейсеров:
|
год |
водоизм. |
ход |
артиллерия |
торп. апп. |
Английский |
|
|
|
|
|
Caroline |
14 |
3.800 |
30 |
2 - 6",
8 - 102 мм. |
6 |
Германский. |
|
|
|
|
|
Карлсруэ |
12 |
4,900 |
29,3 |
12-105 мм. |
2 |
г) Миноносцы.
Крупную эволюцию претерпел класс миноносцев в период после Русско-Японской войны. Первые попытки увеличить их
размеры, чтобы сообщить им мореходные качества и дать возможность следовать с эскадрой в море, отрываясь далеко от берегов - были
сделаны еще в 90-х годах, когда появились так называемые «истребители». Теперь же этот класс судов еще более вырос в «воем
водоизмещении, потребовавшимся для сообщения ему громадной, (а иной она быть не могла ввиду увеличения хода прочих классов)
скорости хода, солидного артиллерийского и минного вооружения и хорошей мореходности. Ко времени, если не начала, то во всяком случае
середины Мировой войны, миноносцы предыдущих типов утратили значение, уступив таковое новейшим, из коих наиболее сильными надо
считать серию русских миноносцев типа "Новик".
Развитие миноносцев видно из сопоставления следующих и типичных данных. Лучшие миноносцы 1914 -15 гг. (см.
таблицу на стр. 292).
д) Подводные лодки. Мы упомянули уже, что в период начальных годов XX столетия уже были произведены удачные
опыты над подводными лодками, и они начали входить в строй.
В Русско-Японской войне они не участвовали, но тотчас после войны, их совершенствование пошло быстрым темпом.
Ко времени Мировой войны - все лодки первоначальных типов совершенно устарели, все государства строили новые,
причем последующие серии отличались все лучшими качествами.
|
год |
водоизм. |
ход |
артиллерия |
торп. апп. |
"Громоносец"
(Россия) |
1912 |
1350 |
35 |
3-100 |
12 |
(S 12 - S24)
(Германия) |
1913 |
564 |
32,5 |
2-88 |
4 |
"Nimrod"
(Англия) |
1915 |
1900 |
31 |
6-102 |
6 |
Гос-ва |
Тип ПЛ |
Водоизм |
Ход |
Вооружение |
Австрия |
Крупп |
800/1000 |
18/10 |
5 ТА |
Англия |
Голланд |
950/1200 |
20/12 |
6 ТА, 2 - 76 мм |
Германия |
Крупп |
700/800 |
18/9 |
5 ТА |
Франция |
- |
830/1070 |
19/11 |
8 ТА, 10 - 65 мм |
* Достоверность данных приведенных в этой таблице нельзя считать
правильными, т.к. возникают сомнения в существовании на тот период лодок с такими скоростями хода и
водоизмещениями. (Ред.) |
Сильный толчок к судостроению, а равно и дальнейшему совершенствованию типов военных судов - дала сама
Мировая воина, в течение которой, сообразно потребности, были созданы новые боевые средства.
Примечание: Например, развитие морской авиации должно быть почти целиком отнесено ко времени Мировой войны. К
1914 году ее боевая ценность была невелика, т.к. морские летательные аппараты к этому моменту едва вышли из стадии опытов.
В общем, оглядываясь на прогресс военно-морской техники, за короткий период времени, разделявший
Русско-Японскую и Мировую войны, не будет преувеличением сказать, что за этот срок морские силы совершенно изменили свой облик.
Девятилетнего промежутка времени оказалось достаточно, чтобы свести к разряду второлинейных суда, совсем недавно бывшие последним
словом техники.
Все государства должны были обновить состав своих флотов, сила которых определялась наличием в них лишь новых
типов кораблей, постройки после появления «Dreadnought». |