Глава XX. Развертывание сил и планы войны.
а) Сухопутные армии.
Учет сухопутных сил воюющих не исчерпывается теми цифровыми данными, которые
характеризуют их состояние в первые дни войны. Армия была непрерывно пополняема во время кампании призывом значительных
количеств людей, неучитывавшихся первоначальными планами мобилизации. Общее количество прошедших через службу под знаменами в
течение всей войны - было около 70 миллионов человек (из коих около 9 миллионов было убито, и около 30 миллионов ранено).
Поэтому, первоначальные цифры численности войск, показанные ниже в таблице, дают весьма приближенную картину их действительного
взаимоотношения в развитии войны, оставаясь характерными только для момента ее начата.
Эти данные следующие.
|
|
|
Число дивизий |
Страна |
Числ. армий мирн вр. |
Число призв. по мобилиз. |
пех. |
кав. |
Сроки сосредоточения |
Антанта |
|
|
|
|
|
Россия |
1,500 т |
3,500 т |
113 |
40 |
50 % на 15-й день
75 % на 27-й день
100 % на 41-й день |
Франция |
884 т |
3,700 т |
83 |
10 |
на 5-й день |
Бельгия |
58 т |
175 т |
6 |
- |
на 4-й день |
Англия |
450 т |
- |
20 |
9 |
на 10-й день |
Тройств. союз |
|
|
|
|
|
Германия |
840 т |
около 4,500 т |
123 |
11 |
на 3-й день |
Австро-Венгрия |
450 т |
2000 т |
49 |
11 |
- |
По числу мобилизованных силы Антанты значительно превосходили силы Тройственного
союза. Но в действительности, это превосходство дискредитировалось медленностью мобилизации русской армии (вследствие обширности
территории и мал» развитых путей сообщения) и разбросанностью английской, части которой находились в колониях.
Компактное расположение держав Тройственного союз давало им возможность именно в первые дни сосредоточить против Антанты
превосходные силы, на чем и были построены планы Австрии и Германии.
В снабжении техникой впереди других была германская армия, отставали -австрийская и, в особенности, русская.
Несмотря на то, что Тройственный союз существовал около 30 лет, союз России и Франции имел за собой почти 20 летнюю давность, и
уже пять лет прошло, как Англия вступила в согласие с ними, общих планов действий как на стороне «союза», так и «согласия»
выработано не было. Это были не планы, в точном смысле слова, а лишь общие предположения о распределении ролей в случае войны. Ни
тут, ни там, не было общего руководства военными действиями - единого командования.
Отсутствие общих планов, а тем более единого командования, тяжело для обеих сторон сказывалось при ведении войны, и лишь после
ряда затруднений, испытанных в ее течении, в последующие годы (у «союза» на другой год войны, а у «согласия» лишь к самому концу
ее) был поставлен вопрос о верховном командовании.
Сухопутные планы войны.
а. Центральные державы.
Центральные державы - Германия и Австрия, в лице их генеральных штабов, в период назревания конфликта, не учитывали масштаба
его мирового характера. В частности, не учитывали выступления Англии на стороне их врагов. Вопрос сводился лишь к совместным
операциям против России и Франции, при чем, в течение длительного времени приготовлений к войне в этой группировке, вопрос этот
пережил несколько вариантов решений. Последним вариантом было стремление почти всеми (9/10) германскими силами нанести сокрушающий
удар Франции как стране, скоро мобилизующей свои вооруженные силы и, казалось, не имеющей по размерам своей территории возможности
уклониться от быстрого и решительного поражения. Австрия и оставшаяся часть германских войск должны были действовать против России
также наступательно, благодаря ее медленной мобилизации, стремясь нанести ей поражение, или во всяком случае задержать ее
наступление на Германии, пока последняя не справится с Францией и не перенесет затем центр тяжести своих операций на восток.
Развитые железные дороги Германии давали возможность быстрой переброски войск с запада на восток.
План войны против Франции был окончательно решен в 1905 году и принадлежал известному начальнику германского генерального штаба
Шлиффену. План этот заключался в общем обходе французской армии через Бельгию. Почти все германские силы, будучи развернуты на
границе, должны были, опираясь левым флангом на кр. Мец, совершить обходное движение через Бельгию и сев. Францию, охватывая
французскую армию и ведя ее к уничтожению. 34 корпуса и 10 кав. дивизий должны были выполнить этот сокрушающий удар.
Такова была основная идея немцев. Против русских, на восточном фронте, они ограничились на первое время кампании лишь
оборонительными действиями, главным образом, для обороны восточной Пруссии.
Что касается Австро-Венгрии, то она предполагала 1/5 своей армии оставить для наблюдения за Балканской границей 4/5 - бросить
против России.
Однако, события, предшествовавшие войне, в связи с выступлением Сербии побудили Австрию сделать значительные отступления от
плана, а именно - в основу было положено стремление быстрым молниеносным ударом покончить с Сербией, для чего сюда было брошено
2/5 сил, остальные 3/5 были направлены на Россию. Как тут, так и там, было предположено наступать. Но этот план не был сообразован
ни с особенностями сербского театра, благоприятствующего обороне, ни с фактическим ускорением русской мобилизации. Как увидим
ниже, он в обоих направлениях потерпел крушение.
б. Антанта.
Между Россией и Францией в 1892 году была выработана военная конвенция,
которая с тех пор много раз изменялась, и частые свидания начальников русского и французского генерального штабов вносили в нее
коррективы.
К 1914 году это соглашение предусматривало наступление Франции и России с двух сторон. Франция должна была к 10-му дню
мобилизации сосредоточить на своей восточной границе 1,5 миллионную армию и тотчас перейти в наступление. Россия, благодаря
медленности мобилизации, мало развитой сети железных дорог, только к 15-му дню, 800 т. армией должна была также наступать. Как
тот, так и другой удар должны были быть направлены в жизненные центры Германии.
Соглашение с Англией не вылилось в определенную стратегическую форму, но высадка английской армии на французскую территорию
была вопросом решенным. Первоначальными планами не учитывалось выступление Сербии.
Совместные действия на море разработаны не были.
В действительности, французский план действий против Германии по духу совершенно не соответствовал указанной конвенции,
требовавшей решительного наступления 1,5 миллионной армии на 10-й день мобилизации. Наоборот он носил выжидательный характер с
целью прежде всего выяснить намерения противника, а затем уже перейти в наступление. Французы отдавали инициативу немцам.
Бельгия, обладавшая небольшой армией, не могла ставить задачей единоборство с германским наступлением через ее территорию. В
основу бельгийского плана была положена мысль довести свою армию до соединения с союзниками, по возможности, задерживаясь в
Бельгии.
Русский план имел в своей основе вполне определенную наступательную идею и предусматривал два варианта наступления - на
Австро-Венгрию или на Германию. При обоих вариантах из 7 русских армий предполагалось оставить по одной армии для охраны побережий
Балтийского и Черного моря, часть сибирских корпусов - для охраны побережья Дальнего Востока, а 5 армиями произвести
наступательный маневр.
В первом варианте - 2 армии должны были (1-я и 2-я) взять в клещи германскую, оставленную в Воет. Пруссии и овладеть последней
для создания выгодного исходного положения для дальнейшего движения.
На австрийский фронт предназначалось 3 армии из коих сильная группа (в 2 армии) по обе стороны зал. Буга между Люблиным и
Ковелем, другая группа в Ровненском районе и третья группа - в Проскуровском.
Общей задачей было - поражение австрийской армии. Другой вариант по идее мало отличался от первого. В этом случае - 3 армии
должны были направиться против Германии, против австрийского фронта - 2 армии,
В 1914 году развертывание русской армии начало выполняться по первому варианту.
Сербия приняла план активной обороны, готовая по требованию союзников перейти в наступление.
Япония направила все свои стремления на германскую концессию в Цинтао. Содействие ее выразилось главным образом в освобождении
русских корпусов Дальнего Востока.
В общем, все воюющие готовились начать войну решительным быстрым наступлением. Наиболее законченным, в этом отношении, являлся
германский план; наиболее трудным являлось положение России, в особенности благодаря слаборазвитой сети железных дорог в
прифронтовом районе, затрудняющем сосредоточение войск.
Сосредоточение и развертывание войск (см. схему № 51).
Развертывание войск производилось в согласии с принятыми планами.
Германия развернула 34 корпуса на зап. границе (1.400 т.),. соединенных в 7 армии, из коих 3/4 были сгруппированы в северном
районе и 1/4 в южном.
Франция к югу от Вердена развернула 2 армии (10 корп. н 4 кав. дивизии). К северу от него, на участке 60 км. были сосредоточены
2 армии (8 корпусов и 4 кав. дивизии). Обе эти группы соединялись третьей армией (3 корп. 1 кав. див.), сосредоточенной против
Меца.
Таким образом, французская армия силой около 1.200 т. развернулась с некоторым уплотнением на бельгийской границе, с сильным в
районе Нанси - Шари и с разжижением на юг к Бельфору.
Английская армия должна была по мере ее прибытия (через – Булонь-Кале) развертываться в районе Валансьена и Мобежа, (начала
высаживаться 10 августа).
С момента начала развертывания для Германии складывалась выгодная обстановка: она сумела сосредоточить на главном направлении,
на северном фланге - 26 корпусов против 13 французских и бельгийских, разделенных на две группы. Антанта была принуждена
парировать удар и надолго потеряла инициативу.
На восточном фронте - одна германская армия развернулась для обороны Вост. Пруссии. 12 австрийских корпусов развернулись
следующ. образом: ударная группа из 6 корпусов от Вислы по Сану с целью наступать между Вислой и зап. Бугом. 3-я армия из 4 - 6
корпусов развернулась на восток в районе Львова и Станиславова; несколько корпусов прикрывали левый фланг по берегу Вислы.
Русская армия, в командование которой вступил в. к, Николай Николаевич, была объединена в 2 фронта: Сев. Западный (ген.
ЖилинСкий) и Юго Западный (ген. Иванов).
На германском фронте развернулись 2 армии: 1-я (ген. Рененкамф) 3,5 корпуса, несколько второочередн. дивизий и 5,5 кав.,
дивизий (по Неману на фронте Ковно-Олита) и 2-я (ген. Самсонов), 5,5, корп. и 3 кав. дивизии. Кроме того 2 корпуса: один в
Варшаве, другой в Новогеоргиевске.
Эти армии охватывали восточную Пруссию.
4 армии - развернулись на австрийском фронте, на широком фронте в 400 км.; при чем их задача сводилась к тому, чтобы охватить
наступающих австрийцев с обоих флангов.
Кроме того, была образована в составе 4 - 6 корпусов Варшавская группа.
Таким образом общая идея развертывания армий обеих групп противников носила прежде всего наступательный характер.
Как Антанта, так и Центральные державы готовились тотчас по окончании развертывания перейти в решительное наступление,
рассчитывая на быстрое ее окончание, в особенности Германия, план которой предусматривал молниеносный удар на Францию, а затем
быстрый и решительный успех в России. Но действительность - не оправдала этих ожиданий.
Б. Морские силы.
1) Англия.
1) Морские силы Англии перед Мировой войной, состояли из следующих судов.
|
В строю. |
В постройке, вступили в строй в 1914-16 г.г. |
Всего. |
Дредноуты. |
|
|
|
Линейные корабли |
20 |
13 |
33 |
Линейные крейсера |
9 |
1 |
10 |
ВСЕГО |
29 |
14 |
43 |
Броненосцы |
39 |
|
39 |
Бр крейсера |
35 |
|
35 |
Легкие крейсера |
78 (разные) |
22 |
100 |
Миноносцы |
272 (разные) |
60 |
332 |
Подводные лодки |
98 (разные) |
|
|
К началу войны, главная часть английских морских сил была сосредоточена в
Северном море, в составе двух флотов:
Гранд Флит (или 1-й флот), под командой адмирала Джеллико, состоявший из I, II, III и IV эскадр линейных кораблей: (трех эскадр
дредноутов, всего 20 кораблей, одной (III-й) эскадры додредноутов - 8).
Одной эскадры линейных крейсеров (4 лил. кр.).
Двух эскадр. брон. крейсеров - (8 бр. кр,).
Одной эскадры легких крейсеров (4 кр.).
Двух флотилий миноносцев (40) при 2-х крейсерах.
Кроме того, т. н. Гарвический отряд - 2 флотилии миноносцев (35) при 2-х легких крейсерах.
Флот Канала (или 2-й флот) в составе двух эскадр (V–й и VI-й) линейных кораблей (16).
5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 и 12-й эскадр крейсеров (преимущественно старого типа).
Кроме того, англичане имели сильный отряд в Средиземном море в составе 2-й эскадры линейных крейсеров (3) 1-й эскадры
броненосных крейсеров (4), 5-й флотилии истребителей (16) и на станциях в Тихом океане.
Не останавливаясь на перечне многочисленных баз английского флота, разбросанных по всему миру, отметим главнейшие из них на
театре Северного моря.
Такими являются: Розайт (еще не вполне законченный перед войной), Нор (Чатам-Ширнесс), Портсмут и Девонпорт. Кроме того,
оборудованы т.н. «морские гавани»: Портланд (главная база флота Канала). Кромарти-фирт - на восточном берегу Шотландии.
2) Франция. Французский флот имел в своем составе:
|
В строю |
Вступили в строй 1914-16 гг. |
Дредноутов |
4 |
3 |
Броненосцев |
18 |
- |
Броненосных крейсеров |
22 |
- |
Крейсеров разных типов |
22 |
- |
Миноносцев |
229 |
- |
Подводных лодок |
69 |
- |
Весь французский флот за исключением нескольких крейсеров и минных флотилий был
сосредоточен на Средиземном море, северные берега Франции - обязалась защищать Англия своим флотом, к которому (флоту Канала) было
придано несколько французских отрядов.
Главными базами французскою флота являлись: на северном берегу: Шербург и Брест (кроме тою укрепленный порт в Рошфоре). На
Средиземном море: Тулон и Бизерта.
3) Россия.
Русский флот имел следующий состав.
А. Балтийский флот. |
|
В строю. |
Вступили в строй 1914-16 гг |
Дредноутов |
- |
4 |
Броненосцев |
4 |
- |
Бр. крейсер |
4 |
- |
Легкие кр. |
7 |
- |
Миноносцы |
57 |
18 |
Подводные лодки |
10 |
12 |
Б. Черноморский флот. |
Дредноутов |
- |
3 |
Броненосцев |
5 |
- |
Крейсера |
2 |
- |
Миноносцы |
20 |
5 |
Подводные лодки |
4 |
7 |
Кроме того в Сибирской флотилии. 2 крейсера и 20 миноносцев.
Примечание. Кроме того, во время войны были куплены у Японии (из числа пленных в кампанию 1904 - 1905 г. «Полтава» («Чесма»),
«Варяг и «Пересвет» впоследствии погибший в Средиземном море),
На Балтийском море - единственным оборудованным портом был Кронштадт (Либава с начала войны упразднялась); флоту приходилось
базироваться на Свеаборг, укрепленный старыми батареями и не имеющий достаточного оборудования, и на Ревель, постройка которого
была только что начата.
На Черном море - единственной операционной базой флота - являлся Севастополь. Судостроительной базой был Николаев.
4) Германия.
Германский флот состоял из следующего количества судов.
|
В строю |
Вступили в строй 1914-16 гг. |
Всего. |
Дредноуты |
|
|
|
Линейные корабли |
15 |
2 |
17 |
Линейн. крейсера |
5 |
1 |
6 |
|
20 |
3 |
23 |
|
В строю |
Вступили в строй 1914-16 1г. |
Броненосцев |
20 |
|
Бр. крейсера |
9 |
|
Крейсера раз. типа |
34 |
8 |
Миноносцы |
187 |
24 |
Подводные лодки |
42 |
|
Ядро главных сил, Флот Открытого моря, состоял из 4-х эскадр линейных кораблей (I
и III - дредноуты, II и IV - старые корабли), 5-ти отрядов крейсерских разведочных групп (из коих 1-я
разведочная группа из 4
дредноутов и 1 бр. крейсера прочие из других крейсеров).
8 флотилий миноносцев - 89 миноносцев, при них 2 легких крейсера; 23 подводных лодки, сведенных в две флотилии и при них 2 легких
крейсера и 4 миноносца.
Затем, условно был сформирован отряд Балтийского 4лота (условно потому, что он каждый момент мог быть усилен яз состава Флота
Открытого моря) в составе 9 крейсеров и 4 подводных лодок.
Все выше перечисленные силы оставались в отечественных водах.
Кроме них, находились:
1) В Средиземном море - 1 линейных крейсер («Гебен») и 1 легкий крейсер («Бреслау»), предназначенные для усиления турецкого
флота.
2) В Тихом океане - эскадра Шпее в составе 2-х бр. крейсеров, 3-х легких крейсеров и мелких вспомогательных судов.
3) В Атлантическом океане и у берегов Африки 3 легких крейсера.
В отношении базирования, германский флот располагал внутренним, совершенно обеспеченным путем сообщений между Балтийским и
Северным морем, дававшим ему возможность обеспеченной переброски судов на тот или другой театр каналом Вильгельм.
На Северном море базой германского флота служил т. наз. "Гельголандский треугольник", образованный сильно укрепленным о-вом
Гельголанд и укрепленными же базами-портами флота Вильгельмсгафеном (главная база в Северном море) и Куксгафеном (при выходе из
канала имп. Вильгельма). Кроме того здесь имелись убежища для флота - Брунсбюттель и Геестермюнде.
На Балтийском море - главный порт германского флота Киль, кроме него военный порт Данциг, убежище - в Пиллау.
5) Австрия.
Состав австрийского флота:
Лин. кор. типа дредноут |
4 |
Броненосцев |
12 |
Бр. крейсеров |
2 |
Легких крейсеров |
6 |
Миноносцев |
80 |
Главный порт австрийского флота - Пола.
6) Турция.
Турецкий флот состоял:
Броненосцев |
2 |
Легких крейсеров |
2 |
Миноносцев |
19 |
Главный порт - Константинополь.
7) И т а л и я.
Морские силы Италии, сначала учитывавшейся в Тройственном союзе, но затем выступившей в войне в составе Антанты, состояли:
Броненосцев |
7 |
Бр. крейсеров |
8 |
Крейсеров |
9 |
Миноносцев |
109 |
Подводных лодок |
55 |
8) Я п о н и я.
Наконец, резервом морских сил Антанты с начала войны служила Япония, флот которой к этому времени состоял из:
Лин. кор. типа дредноут |
8 |
Лин. кр. типа дредноут |
4 |
Броненосцев |
9 |
Бр. крейсеров |
11 |
Крейсеров |
15 |
Миноносцев |
76 |
Подводных лодок |
15 |
Планы и развертывание морских сил Антанты.
Подавляющее превосходство морских сил Антанты (один английский флот почти вдвое превосходил флоты центральных держав)
предопределяло господство на море, в широком смысле слова, на ее стороне. Лишь на Балтийском море это господство оставалось,
благодаря слабости русского флота, в руках немцев, а на Черном море, ввиду усиления турок германскими крейсерами, оно, по
крайней мере в первый период кампании, было спорным.
Это ставило перед флотами Антанты естественную проблему - блокаду Центральных держав, прекращение их сообщений с океаном.
Блокада - явилась главной идеей, направлявшей действия морских сил держав Согласия.
С первых дней войны Центральные державы являлись как бы окруженными: сухопутные фронты западный и восточный, господствующий на
Северном море английский флот, на Средиземном - французский - наметили кольцо блокадного окружения, в дальнейшем с развитием военных
действий на море становившееся все более непроницаемым для подвоза в Германию продуктов и материалов заморского производства.
Лишь сообщения ее со Швецией в районе Датских проливов и отчасти в Балтийском море через шведские территориальные воды, а на
юге - через Турцию с Азией - являлись как бы разрывами в этом кольце.
Главные же пути, на океан, - пресекались.
Роль и значение блокады в общем ходе Мировой воины будет установлена при изложении событий последней. Пока отметим, что
организация блокадной операции планами кампании на море, составленными в период подготовки к войне - не была в достаточной мере
разработана, и лишь в течение ее она выкристаллизовалась в формы той «голодной блокады», которая в конце концов задушила
Германию. В период же группировки сил и их развертывания блокадная операция была осложнена рядом других условий, которые в тот
момент приковывали к себе внимание командования флотами Антанты.
Важнейшим из этих условий, определившим развитие целой сети операций как в начальный период, так и в последующие годы войны -
было обеспечение собственных морских сообщений от нападений германских морских сил. Эта задача приобретала тем большее значение,
что не только возможность ведения войны и перевозок войск и материалов на материк требовала свободы и безопасности сообщений, но
от этого зависела и жизнь метрополий, в особенности Англии, питавшейся главным образом морским подвозом вследствие отсутствия
достаточных собственных запасов продовольствия.
Обеспечение морских путей сообщений являлось исключительно важным для Антанты. В то время, в начале кампании, еще не были
выявлены мощные свойства подводных лодок как средства войны против морской торговли. Вопрос о подводной войне широкого масштаба
еще не возникал. Но угроза германских крейсеров, предусмотрительно оставленных морским командованием Германии на океанах, вызвала
ряд мер по обеспечению союзной, и в особенности английской, торговли.
Следующей данной, ориентировавшей морские планы Антанты - была забота об охранении побережий и подступов к ним. Она имела
разное значение на различных театрах. Тогда как собственно для Англии, этот вопрос, благодаря громадному превосходству ее флота,
являлся вполне второстепенным, для России в Балтийском море, ввиду подавляющего неравенства сил, он был главнейшим, перед которым
бледнели другие морские задачи.
В равной мере, столь же различны были задачи флота по непосредственному содействию операциям армии в зависимости от обстановки,
характерной для данного театра.
Но была еще одна задача, которая, при иных условиях, могла стать главнейшей над другими: это сосредоточение и развертывание,
флота для решительного боя с главными силами Германии в Северном море, Австрии - в Средиземном, Турции - в Проливах. Эта задача не
снималась с очереди. Однако, ввиду неравенства сил противников, возможность такового боя при отсутствии к нему стремлений со
стороны Германии и Австрии - являлась мало реальной. Решительный бой на жоре мог произойти лишь как следствие совпавших
случайно операций, или при условии решительного использования одним противником частных условий обстановки, могущих для этого
благоприятно сложиться.
С целью уточнить картину планов и развертывания обратимся к рассмотрению их на каждом из главнейших морских театров.
а) Театр Северного моря.
Театр Северного моря был главным морским театром. Главным - потому, что здесь были противопоставлены главные силы коалиций.
английский флот с одной стороны - германский с другой; потому что главные артерии морских сообщений Германии шли через Северное
море.
Задачи английского флота соответствовали идеям, о которых выше было сказано: блокада, обеспечение собственных морских
сообщений. обеспечение берегов, наблюдение за германским флотом и решительный бой, коль скоро противник выйдет с аналогичными
намерениями в море.
Блокада германского флота могла быть осуществлена в двух вариантах - в виде ближней и дальней блокады.
В первом случае андийский флот должен был бы стремиться возможно теснее сжать линию блокады в Гельголандской бухте, где были
расположены главные базы германского флота. Но при этом блокирующие отряды подвергались бы внезапным атакам со стороны
блокированных немцев - их миноносцев, подводных лодок и отрядов больших судов. Здесь имела бы место опасность быть разбитым по
частям, ибо базы английского флота были в значительном отдалении от линии ближней блокады, что затрудняло бы поддержку.
Ввиду этих неудобств, англичане задолго до войны решили остановиться на варианте дальней блокады охраняя выход в океан из
северной части моря, и отдельно—Канал. Это решение намечало и характер развертывания английского флота: Гранд-Флит и состоявшие
при нем крейсерские эскадры брали на себя первую часть задачи, а специальные силы (флот Канала) вторую часть ее. Кроме тою, на
обязанности Гранд-Флита лежало наблюдение за Северным морем вообще.
В целях отвести сосредоточение главных сил флота возможно дальше к северу в районы, где возможность атак германских миноносцев
и подводных лодок была минимальна, Гранд-Флиту было назначено место базирования на Оркнейских островах, в б. Скапа Флоу (не
имевшей никакого портового оборудования), т. к. ближайшие базы на восточном берегу Англии были признаны недостаточно безопасными.
Базирование флота на совершенно необорудованный рейд - составляет особенность плана английского флота, положительной стороной
которого явилась лишь полная неизвестность неприятелю в первые месяцы войны о месте нахождения главных сил англичан и их
сравнительная безопасность; но с другой стороны, флоту пришлось испытать на себе все неудобства и сложность обслуживания его при
отсутствии портовых и оборонительных средств. Временами, английскому флоту приходилось оставлять Скапа и отходить в другие столь
же глухие рейды.
Примечание. Англичанами была организована плавучая база, но для ремонта и дока корабли должны были ходить в оборудованные
порты.
Блокада северной части моря, в первых вариантах ее, была предположена не в виде
постоянных блокадных завес, а в виде периодических крейсерств Гранд-Флита в этой части моря (иногда спускаясь к югу) и рейсов
эскадр крейсеров.
Охрана Канала представляла собой исключительной важности операцию. Здесь, через Канал, шло сообщение Англии с Францией, здесь
перебрасывались на материк английские войска, сюда же подходило грандиозное снабжение западного фронта с океана и из Англии.
Охрана Канала имела специальную организацию.
Примечание. С самого начала войны было организовано охранение Канала, который, как сказано, приобретал особое значение ввиду
массовых и экстренных перевозок войск из Англии во Францию.
Узкий вход в Канал (расстояние от Дувра до Кале около 20 морских миль) был прегражден 4 дозорными линиями:
1) в районе от Денженеса до Селси-Биль крейсировала 5 эскадра (8 старых линкоров);
2) в самом узком месте (Дувр-Кале) держались французские и английские истребители,
3) восточнее их - линия подлодок,
4) еще мористее между Норд Форленд и Остенде - воздушная разведка. Перед нею - дозорные истребители, базировавшиеся на Гарвич.
У западного входа в Канал на линии С-т Албанс - Шербург держались VII и VIII англ. эскадры из старых линейных кораблей, далее
на линии Портланд - Ла-Хэг стояли французские подлодки, базировавшиеся на Шербург, значительно западнее 5 франц. броненосных
крейсеров, 4 английских и 2 французских легких крейсера специально для защиты Канала от вторжения германских истребителей.
Сквозь эти дозоры - ни одно судно не могло пройти незамеченным. Кроме того был организован путем установления особых правил,
порядок движения торговых судов, которые были обязаны придерживаться определенных фарватеров, идущих вдоль берега. Эти фарватеры
находились под наблюдением мелких сторожевых судов.
Все приходящие и уходящие суда досматривались в Доунсах, т. к. через этот пункт шло 3/4 всей торговли Сев. Европы.
Наконец, специально организованный отряд имел назначением охрану устья Темзы и несение дозорной службы в юго-западном углу
Северного моря.
2) Средиземное море.
На театре Средиземного моря французский флот, усиленный: частью английского, имел задачей:
а) блокаду австрийского флота в Адриатическом море (особая задача по просьбе русского командования - не пропустить австрийцев в
Дарданеллы, для соединения с турецким флотом).
б) обеспечение морских сообщений и в частности перевозок войск из Алжира во Францию.
в) содействие Сербии для подвоза к ней необходимых предметов снабжения.
г) наблюдение за Дарданеллами.
До начала войны следовало учитывать германские крейсера «Гебен» и «Бреслау», в особенности первого. Наблюдение за ними и
уничтожение их, казалось бы, должны были быть одной из первых задач англо-французского флота Средиземного моря. Однако,
французский командующий, как увидим ниже, был целиком поглощен заботой о прикрытии перевозок войск, и эта задача им была упущена.
В общем итоге, положение Антанты на Средиземном море, в особенности ввиду уже обозначившегося нейтралитета Италии (в
последующие годы, как мы знаем выступившей на стороне согласия), оставалось вполне прочным.
3) На театре Балтийского моря русский флот, безмерно уступавший германскому флоту, не мог поставить себе задач больших, нежели
оборона Финского залива, что являлось главной идеей его развертывания.
4) На Черном море - до вступления в войну Турции - положение оставалось неопределенным. Планы русского флота имели в виду
главным образом оборону побережья.
5) На Тихом океане - находившийся здесь германский крейсерский отряд вызывал необходимость сосредоточения английских сил, затем
привлечения к этому части японских, русских и французских для борьбы с ними, для обеспечения плавания и торговли в этих районах.
Таковы в общих чертах основы планов и развертывания морских сил Антанты.
Планы и развертывание морских сил Германии и Австрии.
1) На Северном и Балтийском море.
Как сказано, силы германского флота были недостаточны, чтобы вступить в единоборство в генеральном бою с
английским флотом. Такой задачи Германия и не ставила себе. На Северном море для, нее раскрывались лишь перспективы так наз.
"малой войны", т. е. постепенного, в ряде операций против отдельных частей противника, выравнивания сил для создания обстановки,
благоприятной для решительного боя.
В их основе лежала предпосылка, что Англия предпримет ближнюю блокаду германских берегов, обстановка которой
давала шанс ослабить блокирующего путем частных атак его.
К этому сводились активные предположения германцев в Северном море. Кроме них, забота об охранении и обороне
района Гельголандской бухты составляла существенную и пожалуй главную часть германского морского плана для первого периода войны
на Северном море.
Между тем, как видно из вышеизложенного, англичане остановились на линии дальней блокады, вследствие чего
объект «малой войны» - блокирующие отряды, -были убраны вне ударов германского флота. Нападать на Гельголандскую бухту для
уничтожения или взятия баз флота - Англия не предполагала. Следовательно, германский план, в этой своей части, не ответил
обстановке.
Тем более, казалось бы, было оснований направить главный удар германского флота на Балтийское море против
русских морских сил, чтобы, добившись здесь решительного успеха, потом при развитии наступления армии оказать ей содействие со
стороны моря. Но германское командование, слепо следуя принципу: «на главном театре - главные силы» отказалось от направления
главного удара на Балтийское море. Оно решило здесь ограничиться лишь демонстрациями второстепенных сил с целью удержать русский
флот от активных операций, все же свое внимание сосредоточить на Северном море против англичан.
Примечание. Благодаря этому немцы дали возможность русским упрочить свое положение и, как увидим ниже (см. гл.
30), даже перейти к активным операциям.
Однако, это решение не было категорическим. Как при под– готовке войны, так затем и при ее ведении, германское
командование не раз колебалось. Всегда существовала сильная группа, требовавшая перенесения центра тяжести действий на Балтий–
ское море.
Охранение проливов, и в частности морских сообщений с Швецией, составляло следующую часть германского плана.
2) Средиземное море.
Как сказано, Италия в период подготовки к войне учитывалась союзницей Австрии и Германии. Австро-итальянский
флот, поддержанный германскими крейсерами («Гебен» и «Бреслау»), являлся бы мощным противником англо-французских морских сил в
этом районе - противником, перед которым были открыты широкие перспективы наступательных операций в районе Средиземного моря.
Однако, измена Италии союзу Центральных держав совершенно нарушила эти предположения. С ее выходом положение
австрийского флота не давало ему иных возможностей, кроме обороны Адриатического моря, при малых шансах успешности действий на
морские сообщения противника. Австрийский и турецкий флот - были разделены, каждый из них был предоставлен собственной судьбе.
3) На океанах Германия предполагала ведение крейсерской войны против торговли англичан. Но с выступлением на
стороне противников ее Японии, единственная, вполне оборудованная база германских крейсеров - Цинтао, ставилась под удар.
Германские крейсерские операции уже были необеспеченными и тем решалась их судьба: рано или поздно, не получая ремонта,
затрудненные в снабжении и загнанные противником, они должны были сойти со сцены.
Таким образом, всюду, кроме Балтийского театра, положение морских сил центральных держав, оставалось
неблагоприятным. Лишь на Балтийском море их руки были развязаны. Здесь в пользу Германии говорило и то обстоятельство, что русский
флот, при отсутствии соглашений, нормирующих совместные действия морских сил его и Антанты, был предоставлен фактически только
себе, не имея надежды получить своевременную помощь – от Англии.
Антанта владела морем. И лишь позже (с 1915 г.) подводная война поставила это владение в рамки условного.
Германии и Австрии пришлось испытать все тяжести морской блокады, а флоты их были вынуждены в первое время
войны ограничиться вспомогательными, преимущественно оборонительного характера, задачами. |