Военно-морской флот России

М.А. Петров. Обзор главнейших кампаний и сражений парового флота. Ленинград. 1927. 

Глава 27. Подводная война.

Из очерка общего хода Мировой войны известно, какую громадную роль сыграла подводная война, явившись, наряду с блокадой, одной из важнейших операций кампании 1914-18 г. г.

Рассмотрим теперь этот вопрос несколько подробнее, чтобы проследить, как развивалась идея подводной войны, как были использованы немцами ее возможности, каковы, наконец, меры борьбы с нею были предприняты государствами Антанты.

Подводная война в 1914-15 г.г.

После того, как крейсерские операции не увенчались успехом и привели в общем лишь к ослаблению германского флота, у Германии не оставалось средств воздействия на морские нута Антанты.

Непредвиденные перспективы были открыты ошеломляющим успехом подводных лодок в Северном море к концу 1914-го года, (см. стр. 340). Немцы нашли вновь оружие для продолжения борьбы на океане, той борьбы, которая при удаче, при сильном ударе до морским сообщениям Англии, могла повернуть ход кампании в их пользу.

Английский флот блокировал Германию, прекратив в нее подвоз продовольствия. Та же задача в отношении Англии могла быть возложена на подводные лодки немцев. Их шанс был в том, что Англия еще более нуждалась в сообщениях с миром, в подвозе сырья и продовольствия, что она неизмеримо менее, чем Германия, была бы способна вести войну будучи заблокированной.

Однако, подводная война с целью прекращения подвоза была сопряжена с большими трудностями, именно:

1) Подводные лодки не могли, без риска быть потопленными, производить в море подробный осмотр встреченных пароходов, будучи ограничены перевозочными средствами, даже - состояние моря могло не позволить этого.

Торговля же шла преимущественно под нейтральным флагом; при чем поднимать флаг чужой национальности допускалось как военная хитрость.

Всякое стеснение торговли вызывало тотчас протесты со стороны нейтральных государств, прежде всего - Америки. Если Англия могла урегулировать этот вопрос, благодаря тщательному осмотру пароходов, организации мореплавания, системы определенных фарватеров, по которым они плавали, и создать специальные организации, следившие за ходом нейтральной торговли, то германцам, в особенности в виду неблагожелательной им позиции Америки, так определившейся с самого начала, эти меры были недоступны.

2) Чтобы вести подводную войну, стремясь достичь решительного результата, Германия должна была собрать значительное число подводных лодок и сразу начать операции в крупном масштабе. Это было тем более важно, что в период 1914-15 гл. фактически не только торговые, но в значительной мере и военные суда, не имели средств борьбы с подводными лодками. Первые моменты были особенно, в этом смысле, выгодными.

Таким образом, сама обстановка диктовала условия, при которых подводная война могла сыграть решающую роль в войне. Это были а) принцип беспощадной подводной войны, когда всякое судно, встреченное в военной зоне, независимо от его флага и назначения, безоговорочно топится лодкой, считаясь со всеми последствиями, которые могу г проистечь отсюда в отношении политических осложнений с нейтральными государствами, б) сосредоточение сразу больших подводных средств

Эти оба условия в начале не были германцами выполнены, что и послужило в конечном счете к тому, что подводная война, страшное для того времени оружие, не дала им всего того, что она могла дать.

Германским морским генеральным штабом еще в конце 1914-го года был выработан проект беспощадной подводной войны, как протест против английской «голодной блокады». Но лишь в феврале 1915-го года вопрос о подводной войне был Германиею поставлен практически: морское командование сообщило главному германскому командованию, что оно готово начать подводную войну, рассчитывая в течение нескольких месяцев вывести Англию из войны, если подводным лодкам будет предоставлена полная свобода действия и в основу их будет положен принцип «беспощадности».

4-го февраля 1915-го года Германия объявила воды, омывающие Англию, военной зоной, и что с 18-го февраля все встреченные германскими военными судами (подводными лодками) в этих водах английские торговые суда будут уничтожаться; правительства извещались, что нейтральные суда, встреченные в той же зоне, ввиду злоупотребления англичанами нейтральным флагом, подвержены большой опасности.

Таким образом, Германией был дан двухнедельный срок, предупреждающий о начале подводной войны.

Однако, прежде чем операции начались, они были скомпрометированы нерешительностью германского министерства иностранных дел. Уже 12-го февраля, до истечения этого срока, Америка заявила протест, недвусмысленно угрожая военными действиями, если бы от подводной войны пострадали бы американские граждане. Германия была принуждена ответить, что не будет нападать на нейтральные суда. Кроме того, она заявила о своей готовности прекратить подводную войну, если англичане допустят подвоз сырья и продовольствия. Это предложение успеха не имело, но принцип «беспощадности» уже был нарушен в самом начале, еще до проведения подводной войны. 14-го февраля вышедшим в море лодкам было передано по радио приказание - не топить коммерческих судов под нейтральным флагом.

В какой мере это соответствовало обстановке, можно судить из того, что еще в январе 1915-го года английское командование рекомендовало торговым судам Англии внимательно следить за подводными лодками и вблизи британских островов итти либо вовсе без флага, либо под нейтральным флагом, английский же - поднимать при встрече с союзными и своими судами.

Подводную войну Германия начала, располагая весьма скромными средствами. К 1-му февраля 1915 года находилось в строю всего 27 лодок, из них 8 старых. Строились 26 лодок по 800 т., 4 больших подводных заградителя и 32 малых лодки (120 т.), для действий в юго-западной части Северного моря и у отмелого прибрежья Фландрии. Фактически, в первую неделю после объявления войны было готово к походу лишь 5 лодок.

Таким образом, первые дни действовало весьма незначительное количество лодок. Несмотря на это, успех лодок был весьма действительным главным образом потому, что против них еще не было выработано надлежащих средств.

Примечание. Цитирую характеристику положения из книги П. В. Гельмерсена -«Блокада» (стр. 33)... «Не останавливаясь подробно на деятельности подлодок, укажем, чтобы охарактеризовать возможные в этот период успехи, на операцию одной из них - «U-38», посланной к западным берегам Англии для уничтожения неприятельских коммерческих судов. Лодка пробыла в море с 4 по 29 августа, совершив плавание в 4.000 миль и потопив 22 парохода, 5 рыболовных судов и 3 парусника с общим тоннажем 74.194 тонн. 4-м пароходам удалось уйти от подлодки. Успех этой подлодки возбуждает мысль, что каков был бы эффект, если бы в 1915-м году Германия объявила сразу беспощадную войну. Тирпиц отмечает (см. Воспоминания), что в 1917-м году для достижения тех же результатов (благодаря принятым мерам противолодочной борьбы)... требовалось в 4 раза больше лодок...»

Лодки действовали главным образом, в Немецком море, изредка проникая в район Канала и в Средиземное море.

Германское командование принуждено было, под давлением нейтральных держав, еще сузить масштаб войны, хотя количество лодок возросло, и уже летом 1915 года действовало их 44.

В мае 1915 года был потоплен большой английский трансатлантический пароход «Лузитания», везший много пассажиров и некоторое количество военных грузов в Англию. Погибла масса граждан, женщин и детей, в том числе несколько американцев

Это вызвало резкий протест и прямую угрозу войны со стороны Америки и повлекло за собой запрещение командирам лодок топить большие пассажирские пароходы, даже английские. Несколько спустя, то же запрещение было подтверждено и в отношении малых пассажирских пароходов.

С лета под влиянием этих условий центр тяжести подводной борьбы был перенесен в Средиземное море и высылка лодок к западным берегам Англии и в Ирландское море прекратилась.

Вслед за тем (в сентябре) было приказано еще более ограничить подводную войну в Северном море и Канале.

Таким образом, хотя обстановка для действий лодок в 1915 году была вначале благоприятна, они были поставлены в столь стесненные рамки, что далеко не могли использовать представлявшихся им возможностей.

Несмотря на это, потери торгового тоннажа от действий подводных лодок в 1915 году были весьма внушительны, а именно:

Потери:

ПЕРИОД ГОДА.

Англии. Союзников ее. Всего
Январь - март 215.905 104.542 320.447
Апрель - июнь 223.176 156.743 380.419
Июль - сентябрь 356.659 172.822 529 481
Октябрь - декабрь 307.139 187.234 494 373
1.102.879 621.341 1 724 220

Указанную потерю тоннажа Англия выдерживала, тем более, что тотчас было развернуто новое торговое судостроение Эти потери, хотя были и тяжелы, но не являлись катастрофическими для 20-ти миллионного торгового тоннажа Англии.

Подводная война в 1916 году.

За зиму 1915-16 гг. подводные операции в Северном море затихли. Лишь несколько минных заграждений, поставленных лодками, и единичные случаи крейсерства их имели место на этом театре. На Средиземном море - число лодок возросло до 6: действия их в виду более выгодных географических и климатических условий шли довольно успешно.

В феврале 1916 года были готовы первые малые лодки, предназначенные для действий против фландрского побережья, и вступили в строй новые большие подводные заградители.

В конце 1915 года немцы узнали, что англичане, ставя на коммерческие пароходы орудия и назначая к ним военную прислугу, дали инструкции действовать не только оборонительно, но и наступательно, т. е. при встрече с подводными лодками атаковывать их. Это вызвало объявление германского правительства о том, что вооруженные пароходы оно рассматривает как военные корабли. Но и тут было сделано послабление: приказано пассажирские пароходы не топить и в том случае, если они будут вооружены.

Вопрос о беспощадной войне будировался морским генеральным штабом, который, тщательно исследуя вопрос о влиянии подводной войны на экономику Англии, доказывал, что только беспощадная война может привести к решающему результату, что в таких условиях Англия не продержится более 6 месяцев.

Тот же вопрос усиленно обсуждался и в германских правительственных кругах. Затруднения на западном фронте, срыв Верденской операции, заставляли Германию искать решительного средства для воздействия на Англию. Таковым средством оставалась лишь подводная война. Несмотря на возражение министерства иностранных дел, предвидевшего осложнения с Америкой, кайзер решил с 1-го апреля начать беспощадную войну, хотя бы даже это угрожало выступлением Америки. До того продолжать крейсерскую войну, топя вооруженные пароходы без предупреждения.

Однако, решение начать беспощадную подводную войну опять сорвалось. В марте был ошибочно утоплен французский пассажирский пароход (принятый лодкой за заградитель): новые протесты Америки, все настойчивее угрожавшей войной, если не будут ограничены действия подводных лодок - привели к тому, что германское правительство издало приказ (24-го апреля) о ведении подводной войны лишь по призовому праву (т. е. с предварительным осмотром груза и документов парохода). Но так как ведение подводной войны по призовому праву граничило с невозможностью ведения ее вообще, то германский генеральный штаб издал приказ об ограничении действий лодок - лишь против военных и вспомогательных судов.

Это дискредитировало подводную войну совершенно. Лодки, в большинстве, были сняты с торговых путей и сосредоточены для действий против военного флота на театрах Северного, Балтийского и Средиземного морей.

Прекращение подводной войны вызвало, в свою очередь, попытку германского командования искать возможности использования линейного флота - действиями в открытом море стараясь нанести удар отдельным частям английских морских сил. Это привело к операции, завершившейся Ютландским боем - (31 мая - 1 июня 1916 г. - см. гл. 28).

Во второй половине 1916 года, в связи с стратегической безрезультатностью Ютландского боя и определившимся неудачным исходом Верденской операции, германское командование вновь подходит к идеи беспощадной войны. «Оборона на сухом пути, наступательная подводная война на море» - таков намечался выход из положения, в котором Германия оказалась к концу 1916 года. К этому решению и пришло германское командование, но осуществление беспощадной войны было отложено на 1917 год, когда она была объявлена и уже более не отменялась до конца кампании.

А пока, до конца 1916 года продолжалась крейсерская война с соблюдением ограничений.

Потери тоннажа Антантой за 1916 г. от подводной войны.

ПЕРИОД ГОДА.

Английские суда. Союзные. Всего.
Январь - март 325.237 198 958 524 195
Апрель - июнь 270.690 251.549 522.239
Июль - сентябрь 284.358 307.681 592.039
Октябрь - декабрь 617.563 541.780 1.159.343
1.497.848 1.299. 968 2.797.816

В 1916 году уже получили значительное развитие средства борьбы против подводных лодок, применявшиеся на всех театрах. В течение этого года они были выработаны, уже широко применялись и «беспощадную войну» 1917 года Антанта встретила подготовленной (см. ниже).

Подводная война в 1917 - 18 гг.

В декабре 1916 года начальник германского морского генерального штаба подал докладную записку, в которой, исследуя экономическое положение Англии, доказывал необходимость беспощадной войны во что бы то ни стало. Гинденбург всем своим авторитетом стал на сторону сторонников ее. Это было поддержано и кайзером как единственное средство, чтобы воздействовать на Англию.

В середине января подводные лодки вышли в море. Правительство опять заколебалось. Но на этот раз военное командование осталось непреклонным.

Все лодки, оперировавшие на второстепенных театрах, были сосредоточены в Северном море, Фландрии и в Средиземном море. К 1-му февраля действовало 103 лодки, через месяц их было уже 130.

Районом действия подлодок, базировавшихся на Гельголандскую бухту, было английское и ирландское побережье и Белое море (куда через Мурманск и Архангельск направлялись массы грузов и снаряжение в Россию); фландрские лодки должны были оперировать в Канале и у французских берегов. В Атлантическом океане начали действовать подводные крейсера (большие подводные лодки с районом действий в 26.000 миль, вооруженные 2-6" орудиями. Таких лодок было 7).

Помимо подлодок, крупнейшую роль играли подводные заградители, которые ставили мины в самых разнообразных местах разбрасывая их по 3-9 штук, весьма осложняя работу траления.

Примечание. 3.200 тральщиков были заняты тралением у английских берегов. Часто только - что протраленные фарватеры заграждались вновь и бывали случаи, когда лодка шла за тральщиками, возвращавшимися с работы, и снова ставила мины на фарватере.

Успех беспощадной войны был громадный. Два раза в апреле и июне цифра потопленного союзного тоннажа превзошла 1.000.000 тон. в месяц. Положение Англии сразу стало близким к катастрофическому. Джеллико вначале беспощадной войны высказал, что Англия проиграет войну, и очень скоро, если не будут уменьшены потери в тоннаже.

Почему же беспощадная война не дала победы Германии?

«Во первых, потому, что Англия усовершенствованием противолодочных средств сумела приостановить головокружительные успехи немцев»...

«Во вторых, потому, что Англия и Америка сумели организовать постройку коммерческих судов, покрывших потери, а германская дипломатия не сумела помешать передаче коммерческих судов нейтральных стран в распоряжение Англии. Ряд американских республик объявил войну Германии только ради того, чтобы иметь возможность извлечь выгоду из захвата интернированных там германских судов».

Потери торгового тоннажа Англии в период „беспощадной" подводной войной (1917-1918 гг.) и постройка новых судов.

ПЕРИОД.

Англия. Ее союзников Всего Выстроено нов. судов.
1917 год.
Январь - март 911.840 707.533 1.619.373 587.000
Апрель - июнь 1.361.870 875.064 2.236.934 685.000
Июль - сентябрь 952.933 541.535 1.494.473 675.000
Октябрь - декабрь 782.889 489.954 1.272.843 990 000
1918 год.
Январь - март 627.668 445.668 1.143.336 870.000
Апрель - июнь 630.862 331.145 962.007 1.243 000
Июль - сентябрь 512.030 403.483 915 513 1.394 000
Октябрь 83.952 93.582 177.534 -
Всего с начла подводн. войн 9.031.828 6.021.958 15.053.786 -

Примечание. Последняя графа показывает, какие громадные усилия были проявлены Антантой в деле восстановления тоннажа. В 1918 г. число потопленных менее числа вновь выстроенных.

«В третьих, потому, что германский морской генеральный штаб, подготовляя беспощадную подводную войну, не озаботился постройкой достаточного числа подлодок на будущее время».

«В четвертых, потому, что о катастрофическом положении Англии никто не знал... В то же время Германия не могла скрыть своего тяжелого положения и сама давала карты в руки своим врагам».

Беспощадная подводная война продолжалась до 15 октября 1918 года. Прекращение ее было первым требованием, поставленным Антантой перед началом мирных переговоров.

Противолодочная защита к 1917 - 18 гг. была весьма усовершенствована и получила вполне прочную организацию, только при наличии которой и было возможно избежать катастрофических последствий подводной войны.

Меры противолодочной защиты сводились к следующему. 1) Важнейшей мерой, составившей определенный этап в борьбе с потерями от подводных лодок, было введение так называемой конвойной системы.

Система эта заключалась в том, что коммерческие суда сводились в группы (караваны), которые были дисциплинированы назначением военного командования и организацией плавания (строи, переменные курсы и пр.) и кроме того конвоировались военными судами (миноносцами и сторожевыми судами). Подходы к берегам Англии специально охранялись и тралились. Подход п выход был строго нормирован соответствующими правилами. Фарватеры часто менялись, чтобы немецкие лодки не могли установить путей движения. В особенности тщательно охранялись транспорты с войсками.

Конвойная система была неудобна тем, что больше терялось времени чем при свободном плаваний, но зато потери в конвоях были сравнительно ничтожны.

2) Постепенное вооружение почти всех коммерческих судов артиллерией. До 13.000 орудий было установлено на коммерческих судах для борьбы с подводными лодками. Последние уже не были теперь беззащитной целью для подводной лодки; они сами были способны нанести ей повреждение и даже утопить ее огнем, коль скоро она окажется в надводном состоянии. Это заставило лодки быть осторожнее чрезвычайно осложнив их действия.

3) Усиленная постройка миноносцев, которые предназначались для конвойной службы и для борьбы с лодками. Сколь энергично принялись англичане за постройку миноносцев - видно из следующих цифр. Вошло в строй миноносцев: за 1914 г. - 31; 1915 г. - 37; 1916 г. - 96; 1917 г. - 69; 1918 г. - 72. Вступив в войну, Америка приняла участие присылкой своих миноносцев - около 200 - для борьбы с лодками.

4) Постановкой минных заграждений на путях к германским базам. Заграждения ставились в несколько рядов по глубине, чтобы не дать возможность лодке пройти под ними. Помимо минирования подходов к базам, в 1918 году было поставлено грандиозное заграждение, перекрывавшее Северное море между Норвегией и Шетландскими островами (оно состояло из 70.000 мин поставленных в ряде глубин, до 300 метров). Значение этого заграждения было особенно велико, так как оно пересекало главное направление для выхода лодок. Канал - был минирован.

5) Противолодочные бомбы с гидростатическим прибором, которые могли будучи брошены с корабля, взрываться на заданной глубине поражая значительный объем. Лодка, будучи обнаружена, настигалась сторожевыми судами, которые забрасывали такими бомбами район ее вероятного нахождения, часто поражая ее.

6) Были введены гидрофоны которые давали возможность, слушая шум движения лодки в воде, устанавливать место ее нахождения, куда затем устремлялись сторожевые суда. Лишь при остановке, или самом малом ходе, лодка могла укрыться от гидрофона. Гидрофоны были действительны на сравнительно небольшие расстояния.

7) Специально назначенные подводные лодки, которые крейсеровали в море, ища случая атаковать всплывшую на поверхность для зарядки или ориентировки неприятельскую лодку.

8) Многочисленные сторожевые суда и моторные катера, несшие охранную службу на фарватерах, посылались сторожить лодки.

9) Специальные типы сетей (сигнальных и взрывающих), которые устанавливались в районах вероятных появлений лодки, (впрочем, последние лодки были снабжены приспособлениями, разрезающими эти сети).

10) В последние годы войны - получили широкое применение для борьбы с подводными лодками воздушные силы как для разведки, так и для уничтожения их.

Несколько грандиозны были эти средства, можно судить из того, что на работу против подводных лодок (личный состав и прислуга наблюдения, охраны и орудий, сторожевых судов, обслуживающих мастерских и пр.) было поставлено в Англии 770.000 человек, что составляло уже внушительную цифру оторванных от фронта бойцов.

За все время войны в строю у немцев было 371 лодка, из них - 178 было потоплено союзниками во время войны, 14 - своей командой и 7 - интернировано.

Потери лодок, в связи с увеличением средств борьбы с ними, видны из следующей таблицы:

За весь 1916 г. германцы потеряли всего 25 лодок.
За 1-ую четверть 1917 г. они потеряли 10 лодок.
За 2-ую четверть 1917 г. они потеряли 12 лодок.
За 3-ую четверть 1917 г. они потеряли 20 лодок.
За 4-ую четверть 1917 г. они потеряли 24 лодок.
   
За 1-ую четверть 1918 г. они потеряли 17 лодок.
За 2-ую четверть 1918 г. они потеряли 26 лодок.
За 3-ую четверть 1918 г. они потеряли 27 лодок.