Военно-морской флот России


Подводная лодка "27-В"

Описание Фотографии  
     
В 1910 г. был одобрен проект реконструкции Кронштадтской крепости. Для обороны проходов в минных заграждениях было решено применить "малые крепостные немореходные лодки". Опыт использования малых подводных лодок для обороны крепостей у России уже имелся. По заказу Военно-инженерного ведомства строились подводные лодки Герна, Джевецкого. Проектом было предусмотрено строительство шести малых подводных лодок. Главное инженерное управление в 1910 г. разработало основные требования к таким подводным лодкам, предусмотрев одновременно и создание плавбазы для них. Морское министерство отказалось финансировать постройку этих лодок, считая, что в связи с ограниченным радиусом действия, особенно в подводном положении, малой скоростью хода и плохой мореходностью, их боевая деятельность "сводится к минимуму - почти к нулю". Переговоры о строительстве лодок велись с Балтийским и Невским заводами, которые во второй половине 1910 г. представили эскизные проекты лодок.

Морским техническим комитетом лучшим был признан проект "Голланд-27В", представленный Невским заводом. 2 апреля 1911 г. Военное министерство выделило средства на заказ трех лодок, плавбазы и 10 торпед. Лодки должны были быть готовы к 1 сентября 1912 г. Комплектующее оборудование изготавливалось и поставлялось отечественными и зарубежными фирмами. Двигатели надводного хода разрабатывались заводом "Людвиг Нобель" (ныне завод "Русский дизель"), электродвигатели - Русским обществом "Шуккерт и Ко", торпедные аппараты - Обществом Путиловских заводов, осветительная аппаратура - Всеобщей компанией электричества в Петербурге. Большую часть комплектующего оборудования поставляла фирма Голланда из США. Разработка окончательного проекта и подготовка к строительству затянулась более чем на год. Подготовительные работы начались 29 марта 1911 г., а закладка лодок на стапелях - лишь в апреле-мае 1912 г. Судостроительные работы на стапелях после забастовок возобновились в ноябре 1912 г. К середине 1914 г. лодки еще находились на стапелях. В этот период МГШ, испытывая недостаток в подводных лодках, решил войти в соглашение с Военным министерством о передаче этих трех подводных лодок в Морское министерство и выделил средства на ускорение их постройки. В некоторых документах Морского министерства это проект назывался «Тип 13». 15 августа 1914 г. лодки зачислили в список флота с присвоением вместо наименований номеров "№ 1", "№ 2" и "№ 3". В августе-октябре 1914 г. лодки были спущены на воду. Испытания проводились на Ладожском озере сдаточной командой, состоявшей из 5 американских и 5 русских специалистов.

В октябре 1914 г. лодки вступили в строй. Командующий Балтийским флотом адмирал Н.О. Эссен предлагал перебазирование лодок на флот осуществить своим ходом, полагая что если лодки окажутся немореходными, то они и флоту будут не нужны. Однако МГШ настоял на перевозке лодок железнодорожным транспортом. В начале ноября лодки были перевезены в Ревель. Командующий флотом, осмотрев лодки, пришел к заключению, что они маломореходны, поэтому временной базой для лодок дивизиона особого назначения был определен Балтийский порт (Палдиски), куда они и были отправлены в конце ноября 1914 г.

Малые лодки были однокорпусными. Корпус имел веретенообразную форму с утолщенной носовой частью и узкими обводами кормовой части. Прочный корпус водонепроницаемой переборкой делился на два отсека. Балластные цистерны располагались вне прочного корпуса в оконечностях лодки, дифферентные и уравнительные внутри прочного корпуса. Над верхней частью прочного корпуса была установлена плоская надстройка, образовывавшая в надводном положении палубу и служившая для улучшения мореходности подводной лодки. Литая бронзовая рубка приклепывалась к прочному корпусу над центральным постом, где было сосредоточено управление подлодкой. С двух сторон от рубки устанавливались полутораметровые трубы воздухозаборников для вентиляции отсеков в надводном положении. При погружении трубы демонтировались, а отверстия закрывались специальными крышками. Носовые горизонтальные рули в надводном положении заваливались.

На корпусе имелись боковые кили для уменьшения качки и специальный сбрасываемый киль массой 810 кг, отдававшийся в аварийных ситуациях. Для обеспечения хода в подводном положении были применены никель-щелочные аккумуляторы Эдисона. К основным недостаткам следует отнести тот факт, что при стрельбе торпедами лодку сильно подбрасывало вверх. При эксплуатации подводной лодки типа "№ 1" выявилась ненадежная работа основных механизмов - дизелей, главных помп, аккумуляторных батарей.

Проектирование плавбазы для малых подводных лодок велось в течение 1911-1912 гг., но было прекращено из-за недостаточного финансирования.

Длина - 20,38 м
Ширина - 2,18 м
Осадка - 1,8 м
Водоизмещение - надводное 33,1 тонны,  подводное - 43,6 тонны.
Силовая установка - 1 дизельный двигатель - 50 л.с. ; 1 электродвигатель – 35 л.с.
Скорость - наибольшая в надводном положении - 8 узлов ; в подводном - 6 узлов
Запас топлива - 1,3 т (солярка) / аккумуляторные батареи 1 группа по 50 элементов - 810 А. ч.
Дальность плавания - в надводном положении - 150 миль при 8 узлах ; в подводном положении  - 18 миль при 6 узлах
Вооружение - 2 навесных торпедных аппарата 457 мм.
Экипаж - 1 офицер / 7 нижних чинов.

Глубина погружения - предельная - 40 метров

"N 1"

Зачислена 29 августа 1914. Заложена в мае 1912 на судоверфи Невского судомеханического завода в Санкт-Петербурге. Спущена 3 августа 1914. Вступила в строй в сентябре 1914.

С август по сентябрь 1914 г. проводились сдаточные испытания  на Ладожском озере, куда лодка была доставлена на барже. В конце ноября подлодка железнодорожным транспортом была перевезена в Ревель, откуда перешла в Балтийский порт к месту базирования. Летом 1915 г. было принято решение о перебазировании подводных лодок "№ 1" и "№ 2" на Белое море для защиты Архангельска. После непродолжительного ремонта во второй половине июня своим ходом перешли из Балтийского порта в Петроград, затратив на переход 25 часов. Возглавлял этот переход И.И. Ризнич, командир лодки "№ 2" и командир дивизиона особого назначения. 9 июля 1915 г. поднятая на железнодорожную платформу, прибыла в Вологду, где была перегружена на баржу.

4 августа 1915 г. прибыла в Архангельск и была включена в состав Охраны водного района Архангельского военного порта.. Базировалась лодка на село Взглавье в устье Северной Двины. В качестве базы использовался пароход "Феодосий Черниговский", а затем "С. Витте". В сентябре-октябре 1915 г. было принято решение о перебазировании подлодок в Кольский залив. 11 октября подводные лодки "№ 1", "№ 2" и плавбаза "С. Витте" под конвоем вспомогательного крейсера "Василий Великий" в штормовую погоду начали переход в Кольский залив. После выхода в Белое море подводная лодка "№ 1" была взята на буксир вспомогательным крейсером "Василий Великий". Экипаж лодки перешел на корабль-буксировщик. 15 октября 1915 г. после выхода из горла Белого моря и поворота к Мурманску из-за штормовой погоды лодку "№ 1" вернули в Архангельск;

В июне 1916 г. на ледокольном пароходе "Айсланд" (впоследствии "Семен Челюскин") "№ 1" перевезли в Александровск (Полярное). 29 июня 1916 г. исключена из Дивизиона подводных лодок особого назначения и зачислена в отряд обороны Кольского залива. Лодка стояла или у причала, или у борта плавмастерской "Ксения" и сохранялась для обеспечения подготовки подводников. 5 декабря 1916 г. перечислена в состав флотилии СЛО.

26 апреля 1917 г. во время шторма затонула в базе, получив серьезные повреждения от стоявшей рядом лодки "Дельфин". Летом 1917 г. была поднята. После осмотра ее признали негодной и 17 августа 1917 г. предписали сдать в порт. 28 июля 1917 г. сдана Мурманскому военному порту на хранение. 23 августа 1917 г. исключена из состава флотилии СЛО. 25 августа 1917 г. исключена из списков флота.

Командиры: лейтенант Н.К. Нордштейн (1914).

"N 2"

Зачислена 29 августа 1914. Заложена в мае 1912 года на судоверфи Невского судомеханического завода в Санкт-Петербурге. Спущена 21 августа 1914. Вступила в строй в сентябре 1914.

С август по сентябрь 1914 г. проводились сдаточные испытания на Ладожском озере, куда лодка была доставлена на барже. В конце ноября подлодка железнодорожным транспортом была перевезена в Ревель, откуда перешла в Балтийский порт к месту базирования.

Летом 1915 г. было принято решение о перебазировании подводных лодок "№ 1" и "№ 2" на Белое море для защиты Архангельска. После непродолжительного ремонта во второй половине июня своим ходом перешли из Балтийского порта в Петроград, затратив на переход 25 часов. Возглавлял этот переход И.И. Ризнич, командир лодки "№ 2" и командир дивизиона особого назначения.

9 июля 1915 г. поднятая на железнодорожную платформу, прибыла в Вологду, где была перегружена на баржу. 4 августа 1915 г. прибыла в Архангельск и была включена в состав Охраны водного района Архангельского военного порта. Базировалась лодка на село Взглавье в устье Северной Двины. В качестве базы использовался пароход "Феодосий Черниговский", а затем "С. Витте".

В сентябре-октябре 1915 г. было принято решение о перебазировании подлодок в Кольский залив. 11 октября подводные лодки "№ 1", "№ 2" и плавбаза "С. Витте" под конвоем вспомогательного крейсера "Василий Великий" в штормовую погоду начали переход в Кольский залив. После выхода в Белое море подводная лодка "№ 1" была взята на буксир вспомогательным крейсером "Василий Великий". Экипаж лодки перешел на корабль-буксировщик. 15 октября 1915 г. после выхода из горла Белого моря и поворота к Мурманску разыгравшимся штормом в районе маяка Сосновец подводная лодка "№ 2" была сорвана с буксира и потеряна.

Весной 1916 г. подводная лодка была обнаружена в лагуне Святоносской бухты, куда она была выброшена волнами. В начале мая 1916 г. к месту нахождения лодки прибыла команда, возглавляемая лейтенантом Шмидтом. Лодка лежала на левом борту с креном 30 градусов, вертикальный и горизонтальные рули были сорваны, тяги их погнуты, с левого борта отогнуты листы прочного корпуса длиной около 2-х метров, по правому борту много вмятин. Внутри лодки до крыши входного люка оказалась замерзшая сверху вода. В бухте оказалось много битого льда, затрудняющего доступ к лодке.

Лодку пытались поднять в течение всего года, однако все попытки оказались безуспешными. В итоге морской министр наложил резолюцию - "лодку надо исключить из списков - не стоит тратить деньги».

25 мая 1916 г. (?) ввиду невозможности восстановления исключена из списков судов Морведа.

Командиры: лейтенант И.И. Ризнич (1914).

"N 3"

Зачислена 29 августа 1914. Заложена в мае 1912 на судоверфи Невского судомеханического завода в Санкт-Петербурге.Спущена 11 сентября 1914. Вступила в строй в сентябре 1914.

С август по сентябрь 1914 г. проводились сдаточные испытания на Ладожском озере, куда лодка была доставлена на барже. В конце ноября подлодка железнодорожным транспортом была перевезена в Ревель, откуда перешла в Балтийский порт к месту базирования.

Зимой 1915 г. была отремонтирована и перевезена в Ревель, где была включена в систему обороны Моонзундского архипелага. Осенью 1915 г. перевезена по железной дороге из Петрограда в Одессу и переведена в состав Дунайской флотилии ЧФ.

По ходатайству экспедиции особого назначения, занимавшейся перевозкой грузов по Дунаю для сербской армии, МГШ принял решение о переброске в 1916 г. подводной лодки "№ 3" по железной дороге на Дунай для оказания морального воздействия на австро-венгерскую военную флотилию. Возглавил переброску подводной лодки на Дунай И.И. Ризнич.

В июне 1917 г. переведена в состав сил Дунайской флотилии. 9 января 1918 г. вошла в состав ЧФ. 18 января 1918 г. вошла в состав Красного ЧФ.

12 марта 1918 г. оставлена в неисправном состоянии в районе Рени на Дунае. Весной 1918 г. в неисправном состоянии попала в румынскую, а затем в венгерскую флотилии. Предпринимались попытки привести подводную лодку в рабочее состояние, окончившиеся неудачно. В 1921 г. лодку сдали на слом, разделана на металл на территории Венгрии.

Командиры: лейтенант В.В. Сологуб (1914).