Подводная лодка "27-В"
В 1910 г. был одобрен проект
реконструкции Кронштадтской крепости. Для обороны проходов в минных
заграждениях было решено применить "малые крепостные немореходные лодки".
Опыт использования малых подводных лодок для обороны крепостей у России уже
имелся. По заказу Военно-инженерного ведомства строились подводные лодки
Герна, Джевецкого. Проектом было предусмотрено строительство шести малых
подводных лодок. Главное инженерное управление в 1910 г. разработало
основные требования к таким подводным лодкам, предусмотрев одновременно и
создание плавбазы для них. Морское министерство отказалось финансировать
постройку этих лодок, считая, что в связи с ограниченным радиусом действия,
особенно в подводном положении, малой скоростью хода и плохой мореходностью,
их боевая деятельность "сводится к минимуму - почти к нулю". Переговоры о
строительстве лодок велись с Балтийским и Невским заводами, которые во
второй половине 1910 г. представили эскизные проекты лодок.
Морским техническим комитетом лучшим был признан проект "Голланд-27В",
представленный Невским заводом. 2 апреля 1911 г. Военное министерство
выделило средства на заказ трех лодок, плавбазы и 10 торпед. Лодки должны
были быть готовы к 1 сентября 1912 г. Комплектующее оборудование
изготавливалось и поставлялось отечественными и зарубежными фирмами.
Двигатели надводного хода разрабатывались заводом "Людвиг Нобель" (ныне
завод "Русский дизель"), электродвигатели - Русским обществом "Шуккерт и
Ко", торпедные аппараты - Обществом Путиловских заводов, осветительная
аппаратура - Всеобщей компанией электричества в Петербурге. Большую часть
комплектующего оборудования поставляла фирма Голланда из США. Разработка
окончательного проекта и подготовка к строительству затянулась более чем на
год. Подготовительные работы начались 29 марта 1911 г., а закладка лодок на
стапелях - лишь в апреле-мае 1912 г. Судостроительные работы на стапелях
после забастовок возобновились в ноябре 1912 г. К середине 1914 г. лодки еще
находились на стапелях. В этот период МГШ, испытывая недостаток в подводных
лодках, решил войти в соглашение с Военным министерством о передаче этих
трех подводных лодок в Морское министерство и выделил средства на ускорение
их постройки. В некоторых документах Морского министерства это проект
назывался «Тип 13». 15 августа 1914 г. лодки зачислили в список флота с
присвоением вместо наименований номеров "№ 1", "№ 2" и "№ 3". В
августе-октябре 1914 г. лодки были спущены на воду. Испытания проводились на
Ладожском озере сдаточной командой, состоявшей из 5 американских и 5 русских
специалистов.
В октябре 1914 г. лодки вступили в строй. Командующий Балтийским флотом
адмирал Н.О. Эссен предлагал перебазирование лодок на флот осуществить своим
ходом, полагая что если лодки окажутся немореходными, то они и флоту будут
не нужны. Однако МГШ настоял на перевозке лодок железнодорожным транспортом.
В начале ноября лодки были перевезены в Ревель. Командующий флотом, осмотрев
лодки, пришел к заключению, что они маломореходны, поэтому временной базой
для лодок дивизиона особого назначения был определен Балтийский порт (Палдиски),
куда они и были отправлены в конце ноября 1914 г.
Малые лодки были однокорпусными. Корпус имел веретенообразную форму с
утолщенной носовой частью и узкими обводами кормовой части. Прочный корпус
водонепроницаемой переборкой делился на два отсека. Балластные цистерны
располагались вне прочного корпуса в оконечностях лодки, дифферентные и
уравнительные внутри прочного корпуса. Над верхней частью прочного корпуса
была установлена плоская надстройка, образовывавшая в надводном положении
палубу и служившая для улучшения мореходности подводной лодки. Литая
бронзовая рубка приклепывалась к прочному корпусу над центральным постом,
где было сосредоточено управление подлодкой. С двух сторон от рубки
устанавливались полутораметровые трубы воздухозаборников для вентиляции
отсеков в надводном положении. При погружении трубы демонтировались, а
отверстия закрывались специальными крышками. Носовые горизонтальные рули в
надводном положении заваливались.
На корпусе имелись боковые кили для уменьшения качки и специальный
сбрасываемый киль массой 810 кг, отдававшийся в аварийных ситуациях. Для
обеспечения хода в подводном положении были применены никель-щелочные
аккумуляторы Эдисона. К основным недостаткам следует отнести тот факт, что
при стрельбе торпедами лодку сильно подбрасывало вверх. При эксплуатации
подводной лодки типа "№ 1" выявилась ненадежная работа основных механизмов -
дизелей, главных помп, аккумуляторных батарей.
Проектирование плавбазы для малых подводных лодок велось в течение 1911-1912
гг., но было прекращено из-за недостаточного финансирования.
Длина - 20,38 м |
Ширина - 2,18 м |
Осадка - 1,8 м |
Водоизмещение - надводное 33,1 тонны, подводное - 43,6 тонны. |
Силовая установка - 1 дизельный двигатель - 50 л.с. ; 1
электродвигатель – 35 л.с. |
Скорость - наибольшая в надводном положении - 8 узлов ; в подводном -
6 узлов |
Запас топлива - 1,3 т (солярка) / аккумуляторные батареи 1 группа по
50 элементов - 810 А. ч. |
Дальность плавания - в надводном положении - 150 миль при 8 узлах ; в
подводном положении - 18 миль при 6 узлах |
Вооружение - 2 навесных торпедных аппарата 457 мм. |
Экипаж - 1 офицер / 7 нижних чинов. |
Глубина погружения - предельная - 40 метров
|
"N 1"
Зачислена 29 августа 1914. Заложена в мае 1912 на судоверфи Невского судомеханического
завода в Санкт-Петербурге. Спущена 3 августа 1914. Вступила в строй в сентябре
1914. С август по сентябрь 1914 г. проводились сдаточные испытания
на Ладожском озере, куда лодка была доставлена на барже. В конце ноября подлодка
железнодорожным транспортом была перевезена в Ревель, откуда перешла в
Балтийский порт к месту базирования. Летом 1915 г.
было принято решение о перебазировании подводных лодок "№ 1" и "№ 2" на Белое
море для защиты Архангельска. После непродолжительного ремонта во второй
половине июня своим ходом перешли из Балтийского порта в Петроград, затратив на
переход 25 часов. Возглавлял этот переход И.И. Ризнич, командир лодки "№ 2" и
командир дивизиона особого назначения. 9
июля 1915 г. поднятая на железнодорожную платформу, прибыла в Вологду,
где была перегружена на баржу.
4 августа 1915 г. прибыла в Архангельск и была включена в состав Охраны водного
района Архангельского военного порта.. Базировалась лодка на село Взглавье в
устье Северной Двины. В качестве базы использовался пароход "Феодосий
Черниговский", а затем "С. Витте". В сентябре-октябре 1915 г. было принято
решение о перебазировании подлодок в Кольский залив. 11 октября подводные лодки
"№ 1", "№ 2" и плавбаза "С. Витте" под конвоем вспомогательного крейсера
"Василий Великий" в штормовую погоду начали переход в Кольский залив. После
выхода в Белое море подводная лодка "№ 1" была взята на буксир вспомогательным
крейсером "Василий Великий". Экипаж лодки перешел на корабль-буксировщик. 15
октября 1915 г. после выхода из горла Белого моря и поворота к Мурманску из-за
штормовой погоды лодку "№ 1" вернули в Архангельск;
В июне 1916 г. на ледокольном пароходе "Айсланд" (впоследствии "Семен Челюскин")
"№ 1" перевезли в Александровск (Полярное). 29 июня 1916 г. исключена из
Дивизиона подводных лодок особого назначения и зачислена в отряд обороны
Кольского залива. Лодка стояла или у причала, или у борта плавмастерской
"Ксения" и сохранялась для обеспечения подготовки подводников. 5 декабря 1916 г.
перечислена в состав флотилии СЛО.
26 апреля 1917 г. во время шторма затонула в базе, получив серьезные повреждения
от стоявшей рядом лодки "Дельфин". Летом 1917 г. была поднята. После осмотра ее
признали негодной и 17 августа 1917 г. предписали сдать в порт. 28 июля 1917 г.
сдана Мурманскому военному порту на хранение. 23 августа 1917 г. исключена из
состава флотилии СЛО. 25 августа 1917 г. исключена из списков флота.
Командиры: лейтенант Н.К. Нордштейн (1914).
"N 2"
Зачислена 29 августа 1914. Заложена в мае 1912 года на судоверфи Невского судомеханического
завода в Санкт-Петербурге. Спущена 21 августа 1914. Вступила в строй в
сентябре 1914. С август по сентябрь 1914 г. проводились сдаточные
испытания на Ладожском озере, куда лодка была доставлена на барже. В конце
ноября подлодка железнодорожным транспортом была перевезена в Ревель, откуда
перешла в Балтийский порт к месту базирования.
Летом 1915 г. было принято решение о перебазировании подводных лодок "№ 1" и
"№ 2" на Белое море для защиты Архангельска. После непродолжительного
ремонта во второй половине июня своим ходом перешли из Балтийского порта в
Петроград, затратив на переход 25 часов. Возглавлял этот переход И.И. Ризнич,
командир лодки "№ 2" и командир дивизиона особого назначения.
9 июля 1915 г. поднятая на железнодорожную платформу, прибыла в Вологду, где
была перегружена на баржу. 4 августа 1915 г. прибыла в Архангельск и была
включена в состав Охраны водного района Архангельского военного порта.
Базировалась лодка на село Взглавье в устье Северной Двины. В качестве базы
использовался пароход "Феодосий Черниговский", а затем "С. Витте".
В сентябре-октябре 1915 г. было принято решение о перебазировании подлодок в
Кольский залив. 11 октября подводные лодки "№ 1", "№ 2" и плавбаза "С.
Витте" под конвоем вспомогательного крейсера "Василий Великий" в штормовую
погоду начали переход в Кольский залив. После выхода в Белое море подводная
лодка "№ 1" была взята на буксир вспомогательным крейсером "Василий
Великий". Экипаж лодки перешел на корабль-буксировщик. 15 октября 1915 г.
после выхода из горла Белого моря и поворота к Мурманску разыгравшимся
штормом в районе маяка Сосновец подводная лодка "№ 2" была сорвана с буксира
и потеряна.
Весной 1916 г. подводная лодка была обнаружена в лагуне Святоносской бухты,
куда она была выброшена волнами. В начале мая 1916 г. к месту нахождения
лодки прибыла команда, возглавляемая лейтенантом Шмидтом. Лодка лежала на
левом борту с креном 30 градусов, вертикальный и горизонтальные рули были
сорваны, тяги их погнуты, с левого борта отогнуты листы прочного корпуса
длиной около 2-х метров, по правому борту много вмятин. Внутри лодки до
крыши входного люка оказалась замерзшая сверху вода. В бухте оказалось много
битого льда, затрудняющего доступ к лодке. Лодку пытались поднять в течение всего года, однако все
попытки оказались безуспешными. В итоге морской министр наложил резолюцию -
"лодку надо исключить из списков - не стоит тратить деньги».
25 мая 1916 г. (?) ввиду невозможности восстановления исключена из списков
судов Морведа.
Командиры: лейтенант И.И. Ризнич (1914).
"N 3" Зачислена 29 августа 1914. Заложена в мае 1912
на судоверфи Невского судомеханического завода
в Санкт-Петербурге.Спущена 11 сентября 1914. Вступила в строй в сентябре
1914. С август по сентябрь 1914 г. проводились
сдаточные испытания на Ладожском озере, куда лодка была доставлена на барже.
В конце ноября подлодка железнодорожным транспортом была перевезена в Ревель,
откуда перешла в Балтийский порт к месту базирования.
Зимой 1915 г. была отремонтирована и перевезена в Ревель, где была включена
в систему обороны Моонзундского архипелага. Осенью 1915 г. перевезена по
железной дороге из Петрограда в Одессу и переведена в состав Дунайской
флотилии ЧФ.
По ходатайству экспедиции особого назначения, занимавшейся перевозкой грузов
по Дунаю для сербской армии, МГШ принял решение о переброске в 1916 г.
подводной лодки "№ 3" по железной дороге на Дунай для оказания морального
воздействия на австро-венгерскую военную флотилию. Возглавил переброску
подводной лодки на Дунай И.И. Ризнич.
В июне 1917 г. переведена в состав сил Дунайской флотилии. 9 января 1918 г.
вошла в состав ЧФ. 18 января 1918 г. вошла в состав Красного ЧФ.
12 марта 1918 г. оставлена в неисправном состоянии в районе Рени на Дунае.
Весной 1918 г. в неисправном состоянии попала в румынскую, а затем в
венгерскую флотилии. Предпринимались попытки привести подводную лодку в
рабочее состояние, окончившиеся неудачно. В 1921 г. лодку сдали на слом,
разделана на металл на территории Венгрии.
Командиры: лейтенант В.В. Сологуб (1914). |