Подводная лодка "А.Г."
С началом первой мировой войны
появилась срочная необходимость пополнения состава русских подводных сил. С
этой целью были предприняты меры по размещению дополнительных заказов на
отечественных предприятиях, а также рассмотрен вопрос о приобретении за
границей готовых подводных лодок. Наиболее реальным вариантом было
приобретение подводных лодок фирмы Голланда (США), строившихся в тот период
для Англии. 22 июня 1915 г. дирекция Ревельского завода Судостроительного
акционерного общества "Ноблесснер" проинформировала Морское министерство о
предложении фирмы "Electric Boat Company" поставить для русского флота три
или пять подводных лодок "системы Голланда". Американская сторона обязалась
построить лодки на своей верфи в Ванкувере и доставить в разобранном виде во
Владивосток.
Окончательная сборка предполагалась на заводе "Ноблесснер". МГШ признал
целесообразным приобретение лодок этого типа. Однако, учитывая, что завод "Ноблесснер"
в указанный период строил подводные лодки типа "Барс" и не справлялся с
установленными сроками, по результатам проведенного конкурса сборка
американских лодок была поручена Балтийскому заводу. Контракт на поставку
первых пяти лодок был заключен 18.08.1915 г. Это были лодки системы Голланда
типа "602-F". Сдача первых трех лодок планировалась в апреле, двух остальных
- в мае 1916 г. Во Владивосток лодки были перевезены на трех пароходах "Монмигль",
"Коан мару" и "Гишен мару". Груз первого парохода был неожиданно снят в
японском порту Кобэ и его пришлось доставлять пароходом Добровольного флота
"Тула". Из Владивостока секции лодок были перевезены по железной дороге в
Петроград на Балтийский завод. Сборка лодок началась 2 апреля 1916 г.
Работами руководили инженеры фирмы "Electric boat company" во главе с Э.
Виллером.
В ходе работ выяснилось, что предварительно оговоренные в контракте монтаж и
пригонка частей корпуса и оборудования в США не производились. Пришлось по
месту выполнять пригонку заготовленных секций, т.е. выполнять не только
сборку, но и вести обычные судостроительные работы. На воду лодки были
спущены с помощью крана в августе 1916 г. Испытания проводились в
Кронштадте, Бьерке-Зунде и Ревеле под руководством американских инструкторов
и завершились успешно. Вместе с тем, комиссией были отмечены и недостатки
проекта - подвсплытие лодки после торпедной стрельбы, ненадежная работа
американских лагов, неудовлетворительная обитаемость. В строй лодки вступили
в сентябре-ноябре 1916 г. Отмеченные при сдаче недостатки устранялись в
зимний период на Ревельском заводе "Ноблесснер". Все пять лодок базировались
на специально оборудованный транспорт "Оланд". 8 июня 1916 г. все лодки были
включены в списки судов флота под литерно-цифровыми обозначениями "АГ-11",
"АГ-12", "АГ-13", "АГ-14", "АГ-15". Судьба этих лодок оказалась трагической.
Одна лодка не вернулась из боевого похода, четыре лодки во избежание захвата
их германскими войсками пришлось взорвать вместе с плавбазой "Оланд" в Ганге
(полуостров Ханко) из-за невозможности вывода в условиях тяжелой ледовой
обстановки.
Учитывая достаточно быструю перевозку и сборку лодок типа "АГ", Морское
министерство заключило еще три контракта (19.09.1916 г., 25.10.1916 г.,
08.02.1917 г.) на поставку 12 подводных лодок: 6 - для Черноморского флота,
3 - для Балтийского флота и 3 - для флотилии Северного флота. Новые лодки
имели незначительные конструктивные отличия от лодок "602-F" и относились к
типам "602-GF" и "602-L" (Черноморские лодки) и "602-R".
Черноморские лодки по три в каждой партии перевозились во Владивосток
пароходами "Ункай мару", "Гарольд Доллар", "Хазель Доллар", "Стрида" и "Арабиен".
Сборка черноморских лодок выполнялась Николаевским отделением Балтийского
завода. Сборка первой лодки началась 28 марта, второй - 30 марта, третьей -
29 апреля 1917 г. Работами руководили представители фирмы "Electric Boat
Company" - Джонстон, инженер-механик Р.Б. Гилмор, инженер-электрик Т.А.
Грейвс. 21 августа 1917 г. первые три лодки зачислили в списки Черноморского
флота под литерно-цифровыми обозначениями "АГ-21", "АГ-22" и "АГ-23". Второй
партии из трех лодок, доставленных в Николаев, позднее были присвоены
обозначения "АГ-24", "АГ-25" и "АГ-26". "АГ-21" вступила в строй в 1918 г.,
"АГ-22" - в 1919 г., "АГ-23" - 21 октября 1920 г.
Подводные лодки "АГ-24", "АГ-25" и "АГ-26" достраивались после гражданской
войны в условиях разрухи, нехватки комплектующих деталей и оборудования.
Сборка лодок "АГ-24" и "АГ-25" начата 22 ноября 1919 г., а "АГ-26" - 23
октября 1920 г. Работами по сборке этих лодок руководил известный
инженер-механик Я.С. Солдатов, принимали участие ряд военных специалистов,
среди которых был и будущий главный конструктор подводных лодок XII серии
типа "М" П.И. Сердюк. Эти лодки Черноморского флота принимали участие в
Великой Отечественной войне, совершили по 15- 20 боевых походов и добились
значительных успехов. За время службы в составе советского ВМФ лодки типа "АГ"
неоднократно переименовывались.
Сборка трех лодок для Балтийского флота ("АГ-16", "АГ-17" и "АГ-18") и трех
лодок для Севера планировалась на Балтийском заводе в Петрограде. Доставка
лодок на Север предполагалась баржами по внутренним водным путям. Корпуса
этих последних шести лодок были изготовлены в США уже к сентябрю 1917 г.
Однако, из-за сложной политической и экономической обстановки в России
Верховная морская коллегия 29 ноября 1917 г. аннулировала контракт. Лодки
эти в США были достроены и вошли в состав ВМС США под наименованиями Н-4 -
Н-9.
Конструкция подводных лодок типа "АГ" была удачной. Лодки были
однокорпусными. Корпус имел круговое сечение почти по всей длине,
эллиптическая форма кормовой оконечности придавала ему каплевидную форму. В
верхней части корпуса была установлена надстройка с палубным настилом,
переходящая у ахтерштевня в гребень. В настройке размещались заваливающиеся
носовые горизонтальные рули, шпили подводного и надводного якорей,
газоотводы двигателей, сигнальный буй с телефоном и т.д. Боевая рубка,
расположенная над центральным отсеком, имела верхнюю и нижнюю крышки, что
позволяло использовать ее в качестве шлюзовой камеры для выхода подводников
из лодки в аварийных ситуациях. Лодки были оборудованы двумя перископами,
один для наблюдения из центрального отсека, второй - для наблюдения из
рубки. На ходовом мостике между тумбами перископов была установлена труба
подачи воздуха к дизелям в бурную погоду или при движении в позиционном
положении. Управление заглушками трубы осуществлялось из рубки. В нижней
части корпуса имелся коробчатый киль, выполнявший роль главной осушительной
магистрали. Прочный корпус был разбит водонепроницаемыми переборками на 4
отсека. В трех отсеках, кроме центрального, имелись выходные люки и
удлиненные комингсы для обеспечения аварийного выхода подводников. Система
погружения состояла из восьми заполнявшихся самотеком балластных цистерн,
оборудованных кингстонами и клапанами вентиляции. Главные балластные
цистерны располагались в оконечностях и в средней части внутри прочного
корпуса. Это, хотя и потребовало увеличения диаметра прочного корпуса, но
зато ускорило процесс погружения и улучшило внутреннее размещение.
Управление лодкой было сосредоточено в центральном посту, была предусмотрена
и возможность управления из рубки. Кормовые горизонтальные рули
располагались за винтами, что увеличило их эффективность.
В целом подводные лодки типа "АГ" хорошо зарекомендовали себя благодаря
надежности действия механизмов, хорошей мореходности, большей живучести и
наличию спасательных средств для выхода подводников в аварийных ситуациях.
Отдельные лодки находились в строю около 30 лет, вели активные боевые
действия в период Великой Отечественной войны. Они по праву относились к
наиболее совершенным в своем классе в период первой мировой войны.
Водоизмещение - надводное 361 т, подводное 440,5 т |
Длина - 45,7 м |
Ширина - 4,8 м |
Осадка - 2,7 м |
Двигатели - 2 дизеля по 240 л.с. каждый, 2 электромотора по 160 л.с.
каждый |
Скорость хода - наибольшая надводная - 12,8 уз, подводная - 10,5 уз ;
экономическая надводная - 9 узлов, подводная - 3 узла |
Запас топлива - 15 тонн (солярка) ; аккумуляторные батареи 5 групп по
20 элементов - 3000 А.ч. |
Дальность плавания - в надводном положении - 1300 миль при 13 узлах,
- 3000 миль при 9 узлах ; в подводном положении - 25 миль при 10,5 узлах, - 90
миль при 3 узлах |
Глубина погружения - рабочая - 50 метров, предельная - 100 метров |
Время погружения - 3 минуты |
Запас плавучести - 22,5 % |
Вооружение - 4 носовых 457-мм торпедных аппарата, 1 47-мм орудие
(с 1938 г.: на "А.Г. 21","А.Г 23","А.Г 24","А.Г 25" и "А.Г.26" - 1 45-мм орудие) |
Экипаж - 37 человек (с 1941 г.: на "А.Г.21","А.Г.23",
"А.Г.24","А.Г.25" и "А.Г.26 - 32 человека.) |
А.Г. 11
Построена в 1915 г. для ВМС Великобритании
по проекту фирмы «Bektnk Boat С°» на судоверфи «Barnet Yard» в Ванкувере
(Канада), но 18 августа 1915 г. приобретена заводом «Ноблесснер» по заказу Морведа
России и4 июня 1916 г. зачислена в списки кораблей БФ, в том же году в
разобранном виде доставлена морским путем во Владивосток, а оттуда по железной
дороге на Балтийский завода Петрограде для достройки, перезаложена2 апреля 1916
г., спущена на воду летом 1916 г., вступила в строй9 сентября 1916 г, (по другим
данным: 2 сентября 1916 г.).
С 24 августа - 2 сентября 1916г. лодка проходила
сдаточные испытания в Кронштадте, Бьерке-Зунде и Ревеле, которые
закончились успешно. 6 сентября 1916 г. подняла военно-морской флаг
и начала кампанию. После обучения личного состава с 4 ноября 1916 г.
находилась в получасовой готовности в Ревеле. В период с 1 по 5
декабря отрабатывала торпедные стрельбы. В 1916 - 1917гг. в
зимний период на заводе "Ноблесснер" в Ревеле устранялись замечания,
отмеченные при проведении сдаточных испытаний.
Участвовала в 1-й мировой войне (поисковые действия
на коммуникациях противника, несение позиционной и дозорной службы на подходах
к портам и базам; совершила 5 боевых походов) и в Февральской революции.
25 октября 1917 г. вошла в состав Красного БФ, но3 апреля 1918 г., из-за невозможности
вывода в тяжелых ледовых условиях с разобранными для ремонта механизмами,
во избежание захвата германскими оккупантами взорвана в гавани Ганге (Ханко)
экипажем. Впоследствии поднята финскими спасателями, демонтирована и сдана
на слом.
А.Г. 12
Построена в 1915 г. для ВМС Великобритании
по проекту фирмы «Elektrik Boat С°» на судоверфи «Bamet Yard» в Ванкувере
(Канада), но 18 августа 1915 г. приобретена заводом «Ноблесснер» по заказу Морведа
России и4 июня 1916 г. зачислена в списки кораблей БФ, в том же году в
разобранном виде доставлена морским путем во Владивосток,а оттуда по железной
дороге на Балтийский завод в Петрограде для достройки, перезаложена2 апреля 1916
г., спущена на воду 18 августа 1916 г., вступила в строй 17 ноября 1916 г.
Участвовала
в 1-й мировой войне (поисковые действия на коммуникациях противника, несение
позиционной и дозорной службы на подходах к портам и базам; совершила 4
боевых похода) и в Февральской революции. 25 октября 1917 г. вошла в состав Красного БФ, но3 апреля 1918 г., из-за невозможности вывода в тяжелых ледовых условиях
с разобранными для ремонта механизмами, во избежание захвата германскими
оккупантами взорвана в гавани Ганге (Ханко) экипажем. Впоследствии поднята
финскими спасателями, демонтирована и сдана на слом.
А.Г. 13
(с 8 июля 1917 г. - А.Г. 16.)
Построена
в 1915 г. для ВМС Великобритании по проекту фирмы «Elektrik Boat С°» на
судоверфи «Bamet Yard» в Ванкувере (Канада), но 18 августа 1915 г. приобретена
заводом «Ноблесснер» по заказу Морведа России и4 июня 1916 г. зачислена
в списки кораблей БФ, в том же году в разобранном виде доставлена морским
путем во Владивосток, а оттуда по железной дороге на Балтийский завод в
Петрограде для достройки, перезаложена2 апреля 1916 г., спущена на воду 31 августа 1916
г., вступила в строй 17 ноября 1916 г.
Участвовала в 1-й мировой войне (поисковые
действия на коммуникациях противника, несение позиционной и дозорной службы
на подходах к портам и базам; совершила 3 боевых похода) и в Февральской
революции. 25 октября 1917 г. вошла в состав Красного БФ, но3 апреля 1918 г., из-за
невозможности вывода в тяжелых ледовых условиях с разобранными для ремонта
механизмами, во избежание захвата германскими оккупантами взорвана в гавани
Ганге (Ханко) экипажем. Впоследствии поднята финскими спасателями, демонтирована
и сдана на слом.
А.Г. 14.
Построена в 1915 г. для ВМС Великобритании
по проекту фирмы «Elektnk Boat Co» на судоверфи «Barnet Yard» в Ванкувере
(Канада), но 18 августа 1915 г, приобретена заводом «Ноблесснер» позаказу Морведа
России и4 июня 1916 г. зачислена в списки кораблей БФ, в том же году в
разобранном виде доставлена морским путем во Владивосток, а оттуда по железной
дороге на Балтийский завод в Петрограде для достройки, перезаложена2 апреля 1916
г., спущена на воду осенью 1916 г., вступила в строй 17 ноября 1916 г.
Участвовала
в 1-й мировой войне (поисковые действия на коммуникациях противника, несение
позиционной и дозорной службы на подходах к портам и базам: совершила 3
боевых похода) и в Февральской революции. В июле 1917 г. погибла по неизвестной
причине на позиции в районе Либавы (Лиепаи).
А.Г. 15
Построена в 1915 г. для ВМС Великобритании
по проекту фирмы «Elektrik Boat Со» на судоверфи «Bamet Yard» в Ванкувере
(Канада), но 18 августа 1915 г. приобретена заводом «Ноблесснер» по заказу Морведа
России и4 июня 1916 г. зачислена в списки кораблей БФ, в том же году в разобранном
виде доставлена морским путем во Владивосток, а оттуда по железной дороге на Балтийский завод в Петрограде для достройки, перезаложена2
апреля 1916 г.,
спущена на воду осенью 1916 г., вступила в строй 15 ноября 1916 г.
Участвовала
в Февральской революции.
30-31 мая 1917 г. успешно совершила практический
выход. 8 июня 1917 г. лодка отошла от борта плавбазы "Оланд" и
направилась в западный район для выполнения учебного погружения. В
районе находился минный заградитель "Ильмень". Придя в район,
командир ПЛ лейтенант М.М. Максимович решил произвести срочное
погружение с хода. Экипаж минного заградителя видел как ПЛ начала
погружаться с увеличивающимся дифферентом и вскоре ушла под воду. На
поверхности осталось четыре человека. Трое из них - командир, боцман
и рулевой - были подобраны с минного заградителя, а четвертый -
штурман, не умевший плавать, утонул. Через час после аварии к месту
гибели лодки прибыли водолазы, которые зафиксировали, что лодка
лежит на грунте на глубине 27 метров без крена и дифферента с
открытыми кормовым и рубочным люками и, что в носовом и кормовом
отсеках находятся подводники, отвечающие на стук по корпусу лодки.
Через три часа после аварии из лодки была выпущена учебная торпеда,
в которой лежала записка, сообщающая о нахождении в носовом отсеке
11 человек и просьбу о помощи. Помощь могла быть оказана только
путем подъема лодки, а подъем мог быть произведен только
спасательным судном "Волхов", вошедшим в строй 1 июля 1915 г.
Однако, на момент аварии спасательное судно "Волхов" находилось в
Ревеле. По тревоге спасательное судно вышло для оказания помощи, но
его приход к месту аварии был возможен только на следующий день. Не
дождавшись помощи подводники первого отсека решились на
самостоятельный выход. Под руководством старшего офицера лейтенанта
К.Л. Матыевича-Мацеевича подводники, проведя около 10 часов в
полузатопленном отсеке, подняли давление, открыли люк и вместе с
пузырем воздуха выбросились на поверхность. Последним покинул лодку
старший офицер. На поверхность выбросило 6 подводников, из которых в
живых осталось 5 человек. 18 подводников погибло во время этой
совершенно нелепой аварии. Как выяснилось, кок, приготавливавший
обед, не поставив в известность командира, открыл для проветривания
кормовой люк. Этот люк плохо просматривался с мостика и командир, не
зная об открытом люке, дал команду на погружение.
10-22 июня 1917 г. спасательное судно "Волхов"
прибыло к месту аварии только утром 10 июня. Подъем лодки начали в
13 часов 13 июня. Лодку сильно засосало в грунт и пришлось делать
промывку грунта под корпусом ПЛ. Сдвинуть лодку удалось к 19 час. 15
июня. Окончательно лодка была поднята 16 июня 1917 г. Это было
первое использование спасательного судна "Волхов" по прямому
назначению. 22 июня спасательное судно "Волхов" привело лодку в
Ревель, где она силами мастерских судна в течение месяца была
отремонтирована и вновь вступила в строй.
25 октября 1917 г. вошла в состав Красного БФ, но3 апреля 1918 г., из-за невозможности вывода в тяжелых ледовых условиях
с разобранными для ремонта механизмами, во избежание захвата германскими
оккупантами взорвана в гавани Ганге (Ханко) экипажем. Впоследствии поднята
финскими спасателями, демонтирована и сдана на слом.
А.Г. 21
(с 3 февраля 1931 г. - Металлист (Подводная
лодка N 16), с 15 сентября 1934 г. - А-5, с 16 мая 1949 г. - ПЗС-8.)
Построена
в 1916 г. для ВМС Великобритании по проекту фирмы «Elektrik Boat С°» на
судоверфи «Barnet Yard» в Ванкувере (Канада), но 19 сентября 1916 г. приобретена
заводом «Ноблесснер» по заказу Морведа России и 21 августа 1917 г. зачислена
в списки кораблей ЧФ, в том же году в разобранном виде доставлена морским
путем во Владивосток, а оттуда по железной дороге на завод «Наваль» в Николаеве
для достройки, перезаложена 28 марта 1917 г., спущена на воду осенью 1917
г., вступила в строй в 1918 г. и вошла в состав морских сил Юга России
Добровольческой белой армии, 24 ноября 1918 г. захвачена в Севастополе англо-французскими
интервентами и 26 апреля 1919 г, по приказу английского командования затоплена
в районе Севастополя.
В 1926 г. во время тренировочных спусков курсанты
Водолазной школы обнаружили ПЛ. Она лежала на грунте на глубине 50 м
с креном около 40 град. на правый борт и дифферентом 8 град. на
корму. Носовая часть до торпедопогрузочного люка возвышалась над
грунтом, а корма вошла в плотный ил. Подъем лодки было решено
производить ступенчатым способом с использованием 400 - и 100-тонных
понтонов. В кормовой части для протаскивания подъемного полотенца
необходимо было промыть туннель. Подготовительные работы были
завершены к началу августа 1927 г. Первая попытка, предпринятая 5
августа, оказалась неудачной - 400-тонный понтон выскользнул из
стропов. Вторая попытка была предпринята 10 сентября. Понтон всплыл
на поверхность с дифферентом 35 град. Нос лодки подвсплыл на 15 м, а
корма едва касалась грунта. В таком положении лодку вместе с
понтоном отбуксировали до глубины 35 м. Попытка произвести
дальнейший подъем лодки окончилась неудачей. Из-за начавшегося
периода штормов работы по подъему перенесли на следующий год.
Весной 1928 г. работы были продолжены и 19 мая 1928 г. лодка была
поднята Черноморской партией ЭПРОН на поверхность и введена в
Севастопольскую бухту. Корпус лодки оказался в лучшем состоянии по
сравнению с однотипными лодками, остававшимися в строю. Было принято
решение о восстановлении лодки.
30 декабря 1930 г. после восстановительного ремонта в Севастополе
вновь введена в строй и включена в состав МСЧМ.
8 июня 1931 г. во время учебных торпедных стрельб, в результате
неправильных действий командира лодки Бебешина, она была протаранена
эсминцем "Фрунзе". В результате аварии спаслось всего 9 человек,
остальной экипаж погиб. Лодка затонула в районе Севастополя. 10 июня
1931 г. поднята вторично и 1 января 1932 г. после аварийного ремонта
вновь введена в строй.
11 января 1935 г. вошла в состав ЧФ. В 1936-1938 гг. находилась в
капитальном ремонте.
Участвовала в Великой Отечественной войне:
поисковые действия на коммуникациях противника в Черном море;
совершила 12 боевых походов и произвела 7 атак с выпуском 11 торпед,
потопив 12.05.1944 г. поврежденный авиацией германский транспорт «Durostor»
(1309 брт) и шхуну «Seepferd» и повредив 11.06.1942 г. румынский
транспорт «Ardeal» (5695 брт). Также по другим источникам
указываются: 14.04.1944 г., западнее мыса Херсонес потопила
быстроходную десантную баржу противника, а 25.04.1944 атаковала две
вражеские канонерские лодки. 11.05.44 уничтожила самоходный паром с
солдатами.
В июне 1942 г. маневрируя в районе Одесской банки, обнаружила конвой
противника в составе румынского транспорта "Ардеаль" (5695 брт),
трех буксиров и двух самоходных морских паромов. С дистанции 3,5
кабельтова произвела выстрел торпедой по транспорту "Ардеаль".
Торпеда попала в цель, транспорт отвернул с курса и выбросился на
мель. Корабли охранения атаковали лодку глубинными бомбами. Близкими
взрывами ее сильно подбросило, а затем ударило о грунт. Лодка легла
на грунт на глубине 18 м и, исправив повреждения, ушла из опасного
района. На третий день опять была обнаружена катером-охотником и
атакована, но командир искусно маневрируя, вывел лодку из-под удара.
25 июля в 11 час. лодка, находившаяся на боевой позиции в районе
Одессы, подорвалась на якорной контактной мине. Вышли из строя
вертикальный и кормовые горизонтальные рули, заклинило правую линию
гребного вала, погасло освещение, в пятый отсек стала поступать
вода. Лодка легла на грунт. В 22 ч. 38 мин. лодка всплыла и на левом
электродвигателе отошла на несколько миль от места подрыва.
Появившиеся самолеты противника заставили лодку погрузиться. Вечером
26 июля после всплытия воентехник 2 ранга В.А. Глушич и главный
старшина И.В. Качурин, надев легководолазные костюмы, осмотрели
корму. После этого главный старшина С.П. Поляков и старшина 1-й
статьи И.И. Дегтяренко освободили правый вал. Лодка в это время
находилась в готовности к срочному погружению. Моряки добровольно
рисковали жизнью ради спасения корабля. Четверо суток экипаж во
главе со своим командиром старшим лейтенантом Кукуем Г.А. вел
мужественную борьбу за живучесть лодки и победил. 29 июля лодка,
которую считали уже погибшей, направилась в базу, куда пришла 4
августа.
6 марта 1945 г. награждена орденом Красного 3намени. 27 августа 1945
г. выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в
плавучую зарядовую станцию. В середина 50-х исключена из списков
плавсредств ВМФ в связи с передачей в отдел фондового имущества для
демонтажа и разделки на металл.
А.Г. 22
Построена в 1916 г. для ВМС Великобритании
по проекту фирмы «Elektrik Boat С°» на судоверфи «Barnet Yard» в Ванкувере
(Канада), но 19 сентября 1916 г. приобретена заводом «Ноблесснер» позаказу Морведа
России и 21 августа 1917 г. зачислена в списки кораблей ЧФ, в том же году в разобранном
виде доставлена морским путем во Владивосток, а оттуда по железной дороге
на завод «Наваль» в Николаеве для достройки, перезаложена 30 марта 1917 г.,
спущена на воду в 1918 г., вступила в строй5 августа 1919 г. и 10 сентяря 1919
г. включена в состав морских сил Юга России Добровольческой белой армии.
14 ноября 1920 г. уведена врангелевцами при эвакуации из Севастополя в Стамбул
и 29 декабря 1920 г. интернирована французскими властями в Бизерте (Тунис).
29 октября 1924 г. признана правительством Франции собственностью СССР, но из-за
сложной международной обстановки возвращена не была, в конце 1920-х гг.
продана «Рудметаллторгом» французской частной фирме на слом и впоследствии
разделана на металл.
А.Г. 23
(с 1 июня 1920 г. - Им.тов.Троцкого,
с 31 декабря 1922 г. -
Незаможный, с 12 июня 1923 г. - Шахтер (Подводная лодка N 12), с 15 сентября 1934 г. -
А-1.)
Построена в 1916 г. для ВМС Великобритании
по проекту фирмы «Elektrik Boat С°» на судоверфи «Barnet Yard» в Ванкувере
(Канада), но 19 сентября 1916 г. приобретена заводом «Ноблесснер» по заказу Морведа
России и 21 августа 1917 г. зачислена в списки кораблей ЧФ, в том же году в
разобранном виде доставлена морским путем во Владивосток, а оттуда по железной
дороге на завод «Наваль» в Николаеве для достройки, перезаложена 29 апреля 1917
г., спущена на воду1 июня 1920 г., вступила в строй 21 октября 1920 г. (по другим
данным: 18 сентября 1920 г.) и вошла в состав МСЧМ.
Участвовала в гражданской войне: боевые походы в
район Одессы 4-5 октября 1920 г. и к берегам Крыма и Кавказа в
феврале 1921 г. Выход из Буга и Днепра был блокирован флотом
Врангеля. ПЛ 4-5 октября 1920 г. сумела прорвать морскую блокаду и
перешла из Николаева в Одессу. В Одессе лодку посетил председатель
ВЦИК М.И. Калинин. Получив к этому времени 12 торпед с Балтики,
лодка стала выходить на боевое патрулирование. Факт появления первой
советской подводной лодки на Черном море оказал серьезное
воздействие на врангелевский флот. Корабли и плавучие батареи
врангелевского флота, которые в течение всей компании бомбардировали
Очаков, стали реже показываться у его берегов. Английское
правительство в особой ноте заявило, что советская подводная лодка
угрожает английскому флоту и английским кораблям дан приказ в случае
встречи с ней атаковать ее. Советский представитель в Лондоне Л.Б.
Красин ответил, что "Российская республика имеет право, подобно
прочим суверенным государствам, использовать для защиты своих границ
и берегов все средства, какие знает техника военного и морского
дела". С начала эвакуации войск белого движения из Крыма лодка
выходила на перехват врангелевских судов в район Севастополя. 27
февраля 1921 г. атаковала французский миноносец у берегов Кавказа.
22 сентября 1920 г. на первой советской подводной лодке в составе
Морских сил Черного и Азовского морей поднят военно-морской флаг. 21
октября 1920 г. (по другим данным: 18 сентября 1920 г.) вошла в
состав МСЧМ. В ноябре 1921 г. сопровождала плавбазу подводных лодок
"Георгий", на борту которой находилась российская делегация во главе
с М.В. Фрунзе, на переходе из Батуми в Самсун (Турция). В 1922-1923
гг. совершила 5 походов в Инеболу и Самсун. В 1928-1929 гг. прошла
капитальный ремонт;
3 апреля 1930 г. В 2 ч. 19 мин. ПЛ, возвращаясь из похода, по вине
вахтенного штурмана столкнулась с пароходом "Эльбрус". В результате
столкновения разбита крышка правого торпедного аппарата, свернута
влево верхняя часть форштевня, заклинен вертикальный руль. При
помощи парохода "Эльбрус", а затем эсминца "Незаможный" и буксира "Язон"
лодка была доставлена в базу к 22 ч. того же дня. При буксировке
лодки эсминцем также имел место случай наваливания лодки на эсминец,
в результате которого лодка своими горизонтальными рулями рассекла
обшивку эсминца в районе 17-18 шпангоутов. 4-8 октября 1930 г.
нанесла визит в Стамбул (Турция).
В 1932-1934 гг. прошла капитальный ремонт. 11 января 1935 г. вошла в
состав ЧФ. С 1941 г. находилась в капитальном ремонте в Севастополе.
26 июня 1942 г. ввиду невозможности вывода с разобранными корпусом и
механизмами, по приказу командования взорвана экипажем накануне
оставления города войсками Красной Армии. 13 июля 1942 г. исключена
из состава ВМФ. В начале 1945г. поднята аварийно-спасательной
службой флота. 24 апреля 1945 г. ввиду нецелесообразности
восстановления вторично исключена из состава ВМФ в связи с передачей
в отдел фондового имущества для демонтажа и разделки на металл.
Командиры: А.А. Иконников (1920), ст. л-т Г.А. Кукуй (1940), ст. л-т
С.А. Цуриков (1941), кап. л-т Б.С. Буянский (1941-1942).
А.Г. 24
(с 1 июня 1920 г. - Им.тов.Луначарского,
с 31 декабря 1922 г. - Коммунист (Подводная лодка N 13), с 15 сентября 1934 г. - А-2,
с 16 июня 1949 г. - М-52.)
Построена в 1916 г. для ВМС Великобритании по проекту
фирмы «Etektrik Boat Со» на судоверфи «Barnet Yard» в Ванкувере (Канада),
но 19.09.1916 г. приобретена заводом «Ноблесснер» по заказу Морведа России
и 21 августа 1917 г. зачислена в списки кораблей ЧФ, в том же году в разобранном
виде доставлена морским путем во Владивосток, а оттуда по железной дороге
на завод «Наваль» в Николаеве для достройки, перезаложена 22 ноября 1919 г.,
спущена на воду2 апреля 1921 г., вступила в строй 22 июля 1921 г. и вошла в
состав МСЧМ.
В 1922-1923 гг. совершила 7 походов в Инеболу и Самсун, а4-8 октября 1930 г. нанесла визит в Стамбул (Турция). В 1927-1928, 1932-1934
гг. и с 10 февраля 1939 г. по 1941 г. прошла капитальный ремонт. 11 января 1935
г. вошла в состав ЧФ. В период с 17 по 31 декабря 1935 г. совершила длительное
автономное плавание и, пройдя 1498,7 мили над водой и 100,2 мили под водой,
первой из подводных лодок ЧФ вдвое превысила нормы автономного плавания.
Участвовала в Великой Отечественной войне: поисковые действия на коммуникациях
противника в Черном море, оборона Севастополя в июне 1942 г.; совершила
17 боевых походов и произвела 3 атаки с выпуском 6 торпед, потопив 10 октября 1943
г. быстроходную десантную баржу «F 474» (220 т). 12 января 1949 г. отнесена
к подклассу малых подводных лодок, а 28 ноября 1950 г. разоружена и исключена
из состава ВМФ в связи с передачей в отдел фондового имущества для демонтажа
и разделки на металл.
А.Г. 25
(с 23 марта 1923 г. -
Марксист (Подводная
лодка N 14), с 15 сентября 1934 г. - А-3.)
Построена в 1916 г, для ВМС Великобритании
по проекту фирмы «Elektrik Boat С°» на судоверфи «Barnet Yard» в Ванкувере
(Канада), но 19 сентября 1916 г. приобретена заводом «Ноблесснер» по заказу Морведа
России и 21 августа 1917 г. зачислена в списки кораблей ЧФ, в том же году в
разобранном виде доставлена морским путем во Владивосток, а оттуда по железной
дороге на завод «Наваль» в Николаеве для достройки, перезаложена 11 июля 1921
г. (подругим данным: 22 ноября 1919 г.), спущена на воду5 апреля 1922 г., вступила
в строй 26 мая 1922 г. и вошла в состав МСЧМ.
В 1922-1923 гг. совершила
5 походов в Инеболу и Самсун, а 30 августа - 6 сентября 1929 г. нанесла визит в Стамбул
(Турция). В 1934-1935 гг. прошла капитальный ремонт. 11 января 1935 г. вошла
в состав ЧФ.
Участвовала в Великой Отечественной войне:
поисковые действия на коммуникациях противника в Черном море;
совершила 19 боевых походов и произвела 3 атаки с выпуском 6 торпед,
потопив 20 мая 1942 г. румынский транспорт «Sulina» (3495 брт) (в 5
милях от Одессы обнаружила конвой в составе двух транспортов и семи
сторожевых катеров. Несмотря на малые глубины, она проникла под
водой внутрь конвоя и с дистанции 3,5 кабельтовых выпустила две
торпеды. Румынский транспорт, шедший из Констанцы в Херсон с
боеприпасами на борту, получил удар торпеды и затонул. Атака была
настолько серьезной и внезапной, что ошеломленный противник даже не
пытался преследовать лодку). По другим источникам 11 мая 1943 г.
атаковала и потопила большую десантную баржу "MFP-130", а 12 мая - "
MFP -241".
28 октября 1943 г. атакована и потоплена германским
противолодочным кораблем «Schiff 19» на позиции в Каркинитском заливе и
13 марта 1944 г. исключена из состава ВМФ.
А.Г. 26
(с 23 октября 1920 г. - Им.тов.Каменева,
с 23 марта 1923 г. - Политработник (Подводная лодка N 15), с 15 сентября 1934 г.
- А4.)
Построена в 1916 г. для ВМС Великобритании, по проекту фирмы «Elektrik
Boat С°» на судоверфи «Bamet Yard» в Ванкувере (Канада), но 19 сентября 1916
г. приобретена заводом «Ноблесснер» по заказу Морведа России и 21 августа 1917
г. зачислена в списки кораблей ЧФ, в том же году в разобранном виде доставлена
морским путем во Владивосток, а оттуда по железной дороге на завод «Наваль»
в Николаеве для достройки, перезаложена 23 октября 1920 г. (по другим данным:
26 сентября 1920 г.), спущена на воду 24 февраля 1923 г., вступила в строй 11 июля 1923
г. и вошла в состав МСЧМ.
30 августа-6 сентября 1929 г. нанесла визит в Стамбул (Турция).
В 1930-1931 и 1936-1938 гг. прошла капитальный ремонт. 11 января 1935 г. вошла
в состав ЧФ. Участвовала в Великой Отечественной войне: поисковые действия
на коммуникациях противника в Черном море, оборона Севастополя в июне 1942
г.; совершила 15 боевых походов. 22 февраля 1947 г. разоружена, исключена из
состава ВМФ и6 марта 1947 г. сдана в отдел фондового имущества для демонтажа
и разделки на металл. |