Военно-морской флот России


Подводная лодка "Барс"

Описание Фотографии  
     
Проект подводных лодок типа "Барс" был пятым типом подводных лодок, строившихся по проекту И.Г. Бубнова. Первоначальный вариант подводных лодок водоизмещением 650 тонн был разработан одновременно с проектом подводных лодок типа "Морж", но, из-за отсутствия средств, строительство подводных лодок по этому проекту так и не было начато. В конце марта 1912 года из-за отсутствия заказов на строительство подводных лодок И.Г. Бубнов оставил работу на Балтийском заводе.

11 апреля 1912 года Морской генеральный штаб окончательно сформулировал свои требования к "мореходным" ("большого" водоизмещения) подводным лодкам, и технические условия на проектирование были высланы двум предприятиям - Балтийскому заводу и только что созданному Судостроительному акционерному обществу "Ноблесснер". Судостроительное акционерное общество "Ноблесснер" предполагало построить новый судостроительный завод в Ревеле специально для строительства подводных лодок. Инициаторами его создания выступили директор завода Лесснера, изготавливавшего минное вооружение для подводных лодок, М.С. Плотников, поддержанный Э.Л. Нобелем, завод которого строил двигатели Дизеля, в том числе и для подводных лодок; финансовую поддержку обещал Учетно-ссудный банк. В середине 1912 года, когда были выданы технические условия на проектирование подводных лодок, известных под названием "Барс", у общества "Ноблесснер" не было даже земельного участка для строительства будущего завода. Участок вблизи Ревеля приобрели только в октябре 1912 года, строительные работы начались засыпкой прилегающей акватории, и стапели для постройки подводных лодок были готовы лишь весной 1914 года.

Общество "Ноблесснер" привлекло к составлению проекта И.Г. Бубнова, на Балтийском заводе проектированием руководил новый начальник отдела подводного плавания В.Т. Струнников. Естественно, проект И.Г. Бубнова был признан лучшим, и заказ на 18 подводных лодок типа "Барс" по программе 1912 года по его проекту был распределен следующим образом: - общество "Ноблесснер" должно было построить двенадцать подводных лодок; в том числе восемь подводных лодок ("Тигр", "Львица", "Пантера", "Рысь", "Ягуар", "Кугуар", "Леопард", "Тур") для Балтийского моря и четыре подводных лодки ("Ерш", "Форель", "Угорь", "Язь") для Дальнего Востока. - Балтийский завод получил заказ на строительство шести подводных лодок, в том числе четыре подводные лодки для Балтийского флота ("Барс", "Гепард", "Вепрь", "Волк"), и две подводные лодки для Дальнего Востока ("Змея", "Единорог"). "Ерш" и "Форель" в процессе достройки переоборудовали в минные заградители.

В 1915 году был выдан заказ на строительство шести подводных лодок этого типа для Черноморского флота. Две подводные лодки строились в отделении Балтийского завода в Николаеве ("Гагара" и "Утка") и четыре там же Обществом Николаевских заводов и верфей ("Лебедь", "Пеликан", "Буревестник", "Орлан"). Были построены по чертежам балтийских подводных лодок класса "Барс". Также известны как подводные лодки класса "Лебедь". Отличались от прототипа наличием: скуловых килей (как на подводной лодке "Змея"), деревянных подушек для покладки на твердый грунт и дополнительных вентиляционных клапанов (для увеличения скорости погружения). Кроме того, устанавливалось только 4 решетчатых торпедных аппарата Джевецкого (против 8 на балтийских подводных лодках).

Проект был очень близок к проекту подводных лодок типа "Морж" и отличался от него в основном удлинением на 3 шпации, установкой более мощных дизелей и увеличенным запасом топлива. Однокорпусные, безотсечные подводные лодки. Имели обводы корпуса подводной лодки "Акула", но ПК заканчивался двойными сферическими переборками, между которыми имелась горизонтальная диафрагма. Пространство под ней служило цистерной пресной воды, а над ней - дифферентной цистерной. Гребные винты изменяемого шага. Для обеспечения высокой скорости надводного хода (18 узлов) каждую из подводных лодок предполагалось оснастить заказанными в Германии 2 дизелями по 1,320 л.с. Производство аналогичных дизелей наладил завод Л. Нобеля в Санкт-Петербурге, но их успели установить лишь на подводных лодках "Змея" и "Кугуар". Крупными недостатками подводных лодок класса "Барс" являлись: длительность заполнения концевых цистерн главного балласта (около 3 мин.); неудачная система вентиляции цистерн (при затоплении цистерн главного балласта поднимались фонтаны воды до 10 метров, демаскировавшие подводную лодку); низкое расположение торпедных аппаратов Джевецкого (в процессе эксплуатации на "Барсе" и "Гепарде" были подняты на верхнюю палубу, последние подводные лодки серии вступали в строй с заделанными торпедными нишами); неудачные обводы корпуса (что приводило к снижению скорости надводного и подводного хода) и отсутствие прочных переборок. Подводные лодки "Волк" и "Леопард" были оборудованы устройствами, обеспечивавшими работу дизелей на перископной глубине.

БАРС

Длина - 67,97 м
Ширина - 4,27 м
Осадка - 4,11 м
Водоизмещение - надводное - 650 тонн, подводное - 780 тонн
Силовая установка - 2 дизеля по 250 л.с. ; 2 электродвигателя по 450 л.с.
Скорость - наибольшая надводная - 11 узлов, подводная - 9,5 узлов ; экономичная надводная - 6 узлов, подводная - 5 узлов.
Дальность плавания - в надводном положении - 1900 миль при 6 узлах, от 850 до 900 миль при 11 узлах  ; в подводном положении - от 95 до 100 миль при 5 узлах, 30 миль при 9,5 узлах
Вооружение - 4 тр. 457мм торпедных аппарата, 8 торпедных аппаратов Джевецкого, 1 - 57мм ; 1 - 37мм ; 1 - 7,62мм.
Экипаж - 34 человека
Время погружения - 2 минуты
Запас плавучести - 20 %
Глубина погружения - рабочая - 50 метров, предельная - 100 метров

Заложена 15 сентября 1913 г. на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге и 28 сентября  1913. г. зачислена в списки кораблей БФ, спущена на воду 20 мая 1915 г., вступила в строй 12 июля 1915 г.

В 1915 г. установлено приспособление для размещения 8 мин на палубе по бокам рубки. Испытания этого устройства показали не вполне удовлетворительные результаты и мины на ПЛ "Барс" не ставились. В 1916 г. наружные решетчатые аппараты Джевецкого были подняты на палубу надстройки.

Участвовала в 1-й мировой войне: поисковые и разведывательные действия на коммуникациях противника, обеспечение и прикрытие набеговых и минно-заградительных действий легких сил флота; совершила 15 боевых походов. В мае 1917 г. погибла по неизвестной причине на позиции в Балтийском море. Предполагаемая дата гибели - 8 мая 1917 в районе Хефринга (по немецким данным) и 29 мая 1918 г. исключена из состава БФ.

В 1993 г. шведскими исследователями восточнее острова Готска-Санден обнаружена на глубине 120 м подводная лодка предположительно относящаяся к типу "Барс". Анализ маршрутов русских подводных лодок во время 1-й мировой войны показал, что в этом районе могли погибнуть ПЛ "Барс", "Львица" или "Гепард".

ГЕПАРД

Заложена 15 сентября 1913 г. на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге и 28 сентября  1913. г. зачислена в списки кораблей БФ, спущена на воду 20 мая 1915 г., вступила в строй 12 июля 1915 г.

Участвовала в 1-й мировой войне: поисковые и разведывательные действия на коммуникациях противника, обеспечение и прикрытие набеговых и минно-заградительных действий легких сил флота; совершила 15 боевых походов.8 ноября 1915 г. ночью столкнулась с английской подводной лодкой «Е.9», получив серьезные повреждения, но осталась на плаву и возвратилась в Ревель (Таллин) для производства ремонта. В октябре 1917 г. погибла по неизвестной причине на позиции в Балтийском море и 29 мая 1918 г. исключена из состава БФ.

ВЕПРЬ

Заложена 15 сентября 1913 г. на Балтийском заводе в Санкт - Петербурге и 28 сентября 1913. г. зачислена в списки кораблей БФ, спущена на воду летом 1915 г., вступила в строй3 сентября 1915 г.

Участвовала в 1-й мировой войне (поисковые действия на коммуникациях противника, обеспечение и прикрытие набеговых и минно - заградительных действий легких сил флота, несение позиционной и дозорной службы на подходах к портам и базам; совершила 11 боевых походов.

В ноябре 1915 г. устанавливалось и испытывалось устройство для постановки 8 мин. На палубе в кормовой части надстройки устанавливались рельсы, по которым мины можно было скатывать и сбрасывать в воду. Установка минного устройства резко затруднила дифферентовку лодки и от использования этого устройства отказались.

20 июня 1916 г. потопила торпедами германский пароход «Sirta» и 28 июля 1917 г. пароход «Friedrich Karou») и в Февральской революции. 25 октября 1917 г. вошла в состав Красного БФ и 21 апреля 1921 г. - в состав МСБМ.7-16 апреля 1918 г. совершила переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт. Участвовала в гражданской войне: оборона Петрограда в 1919 г.; входила в состав ДОТ. 13 июня 1922 г. выведена из боевого состава и передана школе подплава МСБМ для использования в учебных целях, а 17 мая 1926 г. разоружена, исключена из состава МСБМ и 16 июня 1926 г. сдана Комгосфондов для демонтажа и реализации.

ТИГР
(с 31 декабря 1922 г. - Коммунар (бортовой № 1), с 15 сентября 1934 г. - Б-1.)

28 сентября 1913 г. зачислена в списки кораблей БФ,3 июля 1914 г. заложена на Адмиралтейском заводе в Санкт-Петербурге и вскоре передана заводу «Ноблесснер» в Ревеле (Таллин) для достройки, спущена на воду5 сентября 1915 г., вступила в строй 14 апреля 1916 г.

Участвовала в 1-й мировой войне (поисковые действия на коммуникациях противника, обеспечение и прикрытие набеговых и минно-заградительных действий легких сил флота, несение позиционной и дозорной службы на подходах к портам и базам; совершила 12 боевых походов) и в Февральской революции. 25 октября 1917 г. вошла в состав Красного БФ, 21 апреля 1921 г. - в состав МСБМ и 11 января 1935 г. - в состав КБФ.5-10 апреля 1918 г. совершила переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт. Участвовала в гражданской войне: оборона Петрограда в 1919 г.; входила в состав ДОТ. В 1922-1924 гг. прошла капитальный ремонт. С 1923 г. имела бортовой № 6, с 1926 г. - № 1 и с 14 ноября 1931 г. - № 11. 10 марта 1935 г. разоружена и исключена из состава ВМФ в связи с передачей в отдел фондового имущества для демонтажа и реализации.

ВОЛК
(с 25 марта 1923 г. - Батрак (бортовой № 2), с 10 декабря 1932 г. - У-1, с 15 сентября 1934 г. - Б-5.)

28 сентября 1913 г. зачислена в списки кораблей БФ и 15 сентября 1913 г. заложена на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, спущена на воду 25 октября 1915 г., вступила встрой 14 апреля 1916 г.

Участвовала в 1-й мировой войне (поисковые действия на коммуникациях противника, обеспечение и прикрытие набеговых и минно-заградительных действий легких сил флота, несение позиционной и дозорной службы на подходах к портам и базам; совершила 9 боевых походов.

15 мая 1916 г. уничтожила в Норчепингской бухте германские пароходы «Gеrа(Hera)» (Гера 4300 т), «Bianka» (Бианки 1800т) и «Colga(Kolga)» (Кольга 2500т). 15 мая 1916 г. Ревель проводил "Волка" в поход в район Норчепинга. Погода стояла хорошая, на половине пути до позиции на глубине 20 м офицеры устроили чаепитие под граммофон, а потом команда заночевала. В 4 утра 17 мая корабль всплыл на поверхность и двинулся к месту патрулирования. День стоял солнечный и издалека заметив белое пятно, срочно погрузились, но это оказался небольшой пароходик с громадным шведским флагом. Ничем не выдав своего присутствия, "Волк" терпеливо ждал добычу. Вскоре показался черный, сильно дымивший силуэт. Большой пароход без флага и каких-либо надписей сильно торопился. Командир лодки посчитав, что судно без флага несомненно немецкое, приказал всплыть. Комендоры выскочили на палубу и еще по колено в воде дали два выстрела впереди цели. Транспорт остановился и нехотя поднял германский флаг. Команда "Gera", как назывался пароход, вела себя с чисто немецкой дисциплинированностью. На сигнал "Возможно быстрее покинуть судно", немцы дали подтверждающий сигнал, а через 2 минуты 23 человека горохом скатились в шлюпки и отошли от борта. Вахтенный офицер лейтенант В.А. Подерни приказал капитану привезти карты и судовые документы, а на лодке поднять андреевский флаг, чтобы показать, что русский флот вышел в море. Капитан исполнил приказание и, поднявшись на лодку, казался совершенно спокойным, но когда через семь минут после взрыва торпеды, выпущенной лодкой "Gera", встала вертикально и пошла на дно, он не выдержал и отвернулся, закрыв лицо руками. Оставшимся в шлюпках объявили, что они могут быть свободны и обрадованные немцы отсалютовали приподняв фуражки. Неожиданно сигнальщики обнаружили перископ подводной лодки, и "Волк" немедленно ушел в воду. Перезарядив торпедный аппарат и выждав пару часов, лодка всплыла под перископ, и командир увидел буквально рядом еще один пароход без каких-либо опознавательных знаков. Хотя опасность атаки немецкой лодки оставалась, И.К. Мессер решился всплыть. Пароход "Кolga" считался военным транспортом, видимо этим объясняется его поведение. После нескольких выстрелов он остановился, но после прекращения огня сразу дал полный ход. "Волк" в такой ситуации имел право стрелять и немедленно выпустил торпеду, попавшую в середину корпуса. У борта поднялся громадный столб воды, а когда он осел, "Kolga" остановилась и начала резко крениться. На палубу выбежали люди и стали спускать шлюпку. Тем временем на горизонте показался дымок, и лодка не стала дожидаться, когда "упрямец" затонет. Развив полный ход, субмарина поспешила на перехват нового транспорта, и ее ожидание оправдалось, он снова оказался немецким. Капитан "Bianka" поняв, что с "Волком" шутки плохи, послушно выполнил все приказы. Чтобы сэкономить время, пароход утопили торпедой. В момент взрыва на нем начал работать гудок, который замолк, лишь скрывшись в волнах. Это был как бы салют блестящему успеху русской подводной лодки, которая за день потопила больше пароходов, чем все балтийские лодки за два предыдущих года. Второй немецкий капитан с палубы "Волка" грустно слушал сигнал своего парохода. К месту атаки подошли два "шведа" и издали наблюдали за происходящим. Только после ухода "Волка" они решились спасать людей из шлюпок.

16 мая 1916 г. на другой день все встреченные пароходы оказались шведскими. Немцы задержали выход своих судов, таким образом "Волк" успешно решил задачу по прерыванию коммуникаций. Ночью лодка заряжала аккумуляторные батареи, на море постепенно поднималась волна все более сильная. Одна из них накрыла субмарину, и много воды попало через открытый люк внутрь. Вдали показались огни парохода, и командир лодки пошел на сближение. Неожиданно сигнальщик заметил на корме красный огонь, который быстро приближался. Вскоре стало ясно, что это миноносец, идущий прямо на лодку. Субмарина срочно начала погружаться, и тут сказалось происшествие с волной. Залитый ею электромотор при включении дал сильную вспышку и механик получил серьезные ожоги. Однако за счет хорошего знания техники подводники смогли заменить пострадавшего и быстро увести корабль под воду. Только после этого прибежавший в центральный пост матрос доложил, что в носу был ясно слышен шум винтов торпеды, прошедшей в 1-2 м от борта. Какие-то мгновения спасли лодку от попадания торпеды и удара форштевнем миноносца. Удача и в дальнейшем сопутствовала этому кораблю.

10 июня 1916г. следовала на позицию. День стоял ясный, в пустынном море летало очень много чаек. Моряки тщательно осматривали горизонт, внимание одного из них привлекла чайка, которая почему-то не махала крыльями. Он удивился и присмотревшись понял, что на лодку летит самолет. Это удивление спасло корабль. "Волк" срочно ушел в воду, и все семь сброшенных бомб взорвались точно над лодкой. Их осколки потом обнаружили на палубе. Таким атакам подверглись и другие наши лодки, и намечавшаяся операция не дала ожидаемых результатов.

20 июня 1916 г. обнаружила шведский пароход и стала всплывать для его досмотра. Пароход пошел на таран и ПЛ вынуждена была срочно погрузиться, таранного удара удалось избежать, но оба перископа были смяты.

7 июля 1916 г. потопила транспорт «Dorita» (Дорита 6000 т) с грузом железной руды. Командование попробовало провести совместный рейд двух эсминцев и подлодки. Заняв позицию в Ботническом заливе, 7 июля лодка пропустила большой шведский парусник и всплыла перед носом парохода, который бойко двигался по "безопасному" пути. "Dorita" резко свернула и начала удирать к берегу в шведские воды. Артиллеристам пришлось стрелять уже не перед носом парохода, а прямо в корму. Только получив несколько прямых попаданий в корпус, немецкий капитан остановил судно. Чтобы не терять времени, пароход потопили торпедой, как только экипаж сошел в шлюпки. Взятый на борт капитан "Dorita" долго доказывал, что лодка атаковала его пароход в шведских водах и лишь после того как ему показали подробную карту, согласился, что до берега пять миль, а суверенитет Швеции в море простирается на 3 мили. На обратном пути лодке на редкость повезло. Уже вблизи своих берегов, следуя точно по фарватеру, вахтенный офицер неожиданно почувствовал сильный удар в корпус лодки. Оглянувшись, он увидел, что в волнах качается немецкая гальваноударная мина и два ее "рога" согнуты. Удача не отвернулась от одной из лучших русских лодок, мина попалась неисправная.

Участвовала в Февральской революции. 25 октября 1917 г. вошла в состав Красного БФ. 7-16 апреля 1918 г. совершила переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт. Участвовала в гражданской войне: оборона Пегрограда в 1919 г., входила в состав ДОТ. 19 июля 1919 г. атаковала в Копорском заливе английские эсминцы. 21 апреля 1921 г. вошла в состав МСБМ. В 1920-1923 гг. прошла капитальный ремонт.

В 1925 г. выведена из боевого состава, переклассифицирована в учебную подводную лодку и передана Учебному отряду подводного плавания. 14 ноября 1931 г. присвоен бортовой номер №21. 11 января 1935 г. вошла в состав КБФ. 11 марта 1935г. разоружена и исключена из состава РККФ в связи с передачей в отдел фондового имущества для демонтажа и реализации. 11 октября 1935 г. сдана в ОФИ для разборки на металлолом.

Командир: ст.л-т И.К. Мессер (1916)

ЛЬВИЦА

28 сентября 1913 г. зачислена в списки кораблей БФ,3 июля 1914 г. заложена на Адмиралтейском заводе в Санкт-Петербурге и вскоре передана заводу «Ноблесснер» в Ревеле (Таллин) для достройки, спущена на воду 10 октября 1915 г., вступила в строй 10 июня 1916 г.

Участвовала в 1-й мировой войне: поисковые действия на коммуникациях противника; совершила 5 боевых походов. В июне 1917 г. погибла по неизвестной причине на позиции в Балтийском море и 29 мая 1918 г. исключена из состава БФ. В 1995 г. обнаружена у острова Готланд на грунте шведскими спасателями, но ввиду наличия на борту боезапаса водолазами не обследовалась и не поднималась.

ПАНТЕРА
(с 31 декабря 1922 г. - Комиссар (бортовой № 5), с 15 сентября 1934 г. - Б-2,с 16 мая 1949 г. ПЗС-1.)

28 сентября 1913 г. зачислена в списки кораблей БФ, 15 сентября 1913 г. заложена на Адмиралтейском заводе в Санкт-Петербурге и вскоре передана заводу «Ноблесснер» в Ревеле (Таллин) для достройки, спущена на воду 16 апреля 1916 г., вступила в строй 23 июля 1916 г. (по другим данным: 13 августа 1916 г.).

Участвовала в 1-й мировой войне (поисковые действия на коммуникациях противника, прикрытие набеговых и минно-заградительных действий легких сил флота, несение позиционной и дозорной службы на подходах к портам и базам; совершила 10 боевых походов) и в Февральской революции. 25 октября 1917 г. вошла в состав Красного БФ, 21 апреля 1921 г. - в состав МСБМ и 11 января 1935 г. - в состав КБФ.7-18 апреля 1918 г. совершила переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт. Участвовала в гражданской войне: оборона Петрограда в 1919 г.; входила в состав ДОТ и 31 августа 1919 г. в районе острова Сескар атаковала два английских эсминца, один из которых врезультате попадания торпеды затонул. Потопление эскадренного миноносца "Vittoria" стало первой победой советских подводников. Уклоняясь от контратаки противника, "Пантера" пробыла под водой 28 часов, пройдя 75 миль, что являлось рекордом для подводных лодок этого типа в то время. За эту атаку командир лодки А.Н.Бахтин был удостоен Ордена Красного Знамени, а 18 членов экипажа именными часами.

В 1920 г. и 1924 г. прошла капитальный ремонт, а в 1933-1935 гг. модернизацию. Проект модернизации предусматривал усовершенствование подводных лодок типа "Барс", поскольку корпуса их были в хорошем состоянии. На подводной лодке установили две межотсечные переборки, разделившие лодку на 3 отсека, установили новые двигатели Дизеля, мощностью 685 л.с., новые торпедопогрузочные люки, сменили аккумуляторную батарею, установили новые гребные винты, сделали новый мостик закрытого типа и ограждение рубки по типу ПЛ "Щ", установили 45 мм полуавтоматическое орудие. Надводная скорость увеличилась до 15,5 узлов, существенно улучшилась живучесть подводной лодки. Объем переделок оказался настолько значительным, что от модернизации других подводных лодок типа "Барс" отказались.

С 14 ноября 1931 г. имела бортовой № 13, 10 января 1940 г. выведена из боевого состава и переклассифицирована в опытовую подводную лодку,8 августа 1942 г. законсервирована и поставлена в Кронштадтском военном порту на отстой, а7 мая 1943 г. разоружена, переформирована в плавучую зарядовую станцию и возвращена в бригаду подводных лодок КБФ. В годы Великой Отечественной войны обеспечивала боевую деятельность подводных сил флота. С 15 февраля 1946 г. входила в состав 8-го ВМФ, 22 июля 1955 г. исключена из списков плавсредств ВМФ в связи с передачей в отдел фондового имущества для демонтажа и разделки на металл и 18 августа 1955 г, расформирована.

Командирами были: к. 2 р. Палицын Г.М. (1916), Бахтин А.Н. (1919), Бойко М.С. (1939), кап. л-т Быховский И.А.(22 июня 1941 - 18 февраля 1942), кап. л-т. Лошкарев Л.А. (19 февраля - 8 августа 1942).

РЫСЬ
(с 31 декабря 1922 г. - Большевик (бортовой № 7), с 15 сентября 1934 г. - Б-3.)

28 сентября 1913 г. зачислена в списки кораблей БФ и3 июля 1914 г. заложена на заводе «Ноблесснер» в Ревеле (Таллин), спущена на воду 13 апреля 1916 г., вступила в строй4 ноября 1916 г.

Участвовала в 1-й мировой войне (несение позиционной и дозорной службы на подходах к портам и базам; совершила 6 боевых походов) и в Февральской революции. 25 октября 1917 г. вошла в состав Красного БФ, 21 апреля 1921 г. - в состав МСБМ и 11 января 1935 г. - в состав КБФ. В конце февраля 1918 г. совершила переход из Ревеля в Гельсингфорс (Хельсинки), а7-15 апреля 1918 г. - оттуда в Кронштадт. Участвовала в гражданской войне: оборона Петрограда в 1919 г.: входила в состав ДОТ. В 1922-1924 гг. прошла капитальный ремонт. С 14 ноября 1931 г. имела бортовой № 14. 25 июля 1935 г. таранена и потоплена со всем экипажем линейным кораблем «Марат» во время ночной торпедной атаки в Финском заливе,2 августа 1935 г. поднята спасательным судном «Коммуна», отбуксирована в Кронштадт м поставлена на прикол, а в 1951 г, на базе «Главвторчермета» на Туруханных островах в Ленинграде разделана на металл.

КУГУАР

28 сентября 1913 г. зачислена в списки кораблей БФ,3 июля 1914 г. заложена на Адмиралтейском заводе в Санкт-Пегербурге и вскоре передана заводу «Ноблесснер» в Ревеле (Таллин) для достройки, спущена на воду в 1916 г., вступила в строй 22 декабря 1916 г. Участвовала в 1-й мировой войне (совершила 1 боевой поход) и в Февральской революции. 25 октября 1917 г. вошла в состав Красного БФ и 21 апреля 1921 г. - в состав МСБМ. В конце февраля 1918 г. совершила переход из Ревеля в Гельсингфорс (Хельсинки), а9-16 апреля 1918 г. - оттуда в Кронштадт. С9 сентября 1918 г. находилась в Кронштадтском военном порту на долговременном хранении, в июне 1922 г. выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в блокшив, а 27 сентября 1926 г. сдана Комгосфондов для демонтажа и реализации и4 октября 1926 г. исключена из списков судов РККФ.

ЕДИНОРОГ

18 марта 1914 г. зачислена в списки кораблей Сибирской флотилии и1 августа 1915г. заложена на Балтийском заводе в Петрограде, спущена на воду летом 1916 г., вступила в строй 22 декабря 1916 г. 27 февраля 1915 г. перечислена в состав БФ.

Участвовала в 1-й мировой войне (совершила 2 боевых похода) и в Февральской революции. 11 июля 1917 г. при следовании из Ганге (Ханко) на позицию в районе острова Эре, совершила, в силу плохой ориентировки, преждевременный поворот у о. Эре и выскочила на камни. Получив пробоину в носу и потеряв винты, подводная лодка была снята с камней подошедшим буксиром, но при буксировке снова ударилась о скалу и через несколько часов затонула. Носовая балластная цистерна была совершенно изуродована, а в прочном корпусе имелись разрывы.

24 сентября 1917 г. поднята спасательным судном «Волхов» и отбуксирована в Гельсингфорс (Хельсинки) для устранения повреждений. 25 октября 1917 г. вошла в состав Красного БФ.

25 февраля 1918 г. Не окончив ремонта, с целью предотвращения захвата германскими войсками была спущена на воду и вместе с другими кораблями уведена из Ревеля. При буксировке в тяжелой ледовой обстановке от ударов о льды в корпусе появились трещины, и вода стала поступать в лодку. Появился дифферент на корму, который все более увеличивался и, наконец, лодка встала почти вертикально и затонула в районе маяка Кокшер на виду многих кораблей, следовавших из Ревеля в Гельсингфорс.

ЛЕОПАРД
(с 31 декабря 1922 г. - Красноармеец (бортовой № 4), с 10 декабря 1932 г. - У-3,с 15 сентября 1934 г. - Б-7.)

28 сентября 1913 г. зачислена в списки кораблей БФ и3 июля 1914 г, заложена на заводе «Ноблесснер» в Ревеле (Таллин), спущена на воду летом 1916 г., вступила в строй 28 декабря 1916 г.

Участвовала в 1-й мировой войне (несение позиционной и дозорной службы на подходах к портам и базам; совершила 5 боевых походов) и в Февральской революции. 25 октября 1917 г. вошла в состав Красного БФ, 21 апреля 1921 г. - в состав МСБМ и 11 января 1935 г. - в состав КБФ. В конце февраля 1918 г. совершила переход из Ревеля в Гельсингфорс (Хельсинки), а7-16 апреля 1918 г. - оттуда в Кронштадт.

С октября 1918 г. по 1921 г. находилась в Кронштадтском военном порту на долговременном хранении. В 1921 г. и 1925 г. прошла капитальный ремонте 14 ноября 1931 г. имела бортовой № 24. В 1932 г. выведена из боевого состава, переклассифицирована в учебную подводную лодку и передана Учебному отряду подводного плавания,8 марта 1936 г. разоружена и переформирована в плавучую зарядовую станцию, а 29 декабря 1940 г. исключена из списков плавсредств ВМФ в связи с передачей в отдел фондового имущества для демонтажа и реализации, поставлена в Купеческой гавани Кронштадтского военного порта на прикол и в 1951 г. на базе «Главвторчермета» на Туруханных островах в Ленинграде разделана на металл.

ЗМЕЯ
(с 31 декабря 1922 г. - Пролетарий (бортовой № 6), с 10 декабря 1932 г, - У-2,с 15 сентября 1934 г. - Б-6)

18 марта 1914 г. зачислена в списки кораблей Сибирской флотилии и4 июля 1915 г. заложена на Балтийском заводе в Петрограде, спущена на воду в конце 1916 г., вступила в строй 27 марта 1917 г. 27 февраля 1915 г. перечислена в состав БФ.

Участвовала в 1-й мировой войне (совершила 2 боевых похода) и в Февральской революции. 25 октября 1917 г. вошла в состав Красного БФ, 21 апреля 1921 г. - в состав МСБМ и 11 января 1935 г. - в состав КБФ. В конце февраля 1918 г. совершила переход из Ревеля (Таллин) в Гельсингфорс (Хельсинки), а7-16 апреля 1918 г. - оттуда в Кронштадт. С октября 1918 г. по 1923 г. находилась в Кронштадтском военном порту на долговременном хранении. В 1923-1925 гг. прошла капитальный ремонт. С 14 ноября 1931 г. имела бортовой №23.

10 декабря 1932 г. выведена из боевого состава, переклассифицирована в учебную подводную лодку и передана Учебному отряду подводного плавания, а 11 марта 1935 г. разоружена, исключена из состава РККФ в связи с передачей в отдел фондового имущества для демонтажа и реализации, поставлена в Купеческой гавани Кронштадтского военного порта на прикол и в 1946 г. на базе «Главвторчермета» на Туруханных островах в Ленинграде разделана на металл.

УГОРЬ

18 марта 1914 г. зачислена в списки кораблей Сибирской флотилии и4 июля 1914 г. заложена на заводе "Ноблесснер" в Ревеле (Таллин), спущена на воду 22 октября 1916 г. и отбуксирована на Балтийский завод в Петрограде для достройки, вступила в строй1 мая 1917 г.

27 февраля 1915 г. перечислена в состав БФ. Участвовала в 1-й мировой войне (совершила 2 боевых похода) и в Февральской революции. 25 октября 1917 г. вошла в состав Красного БФ.9-16 апреля 1918 г. совершила переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт. С мая 1918 г., находилась в резерве. 27 марта 1920 г. затонула на Неве во время ледохода, но была поднята Госсудоподъемом, разоружена и сдана к Кронштадскому военному порту на хранение, где 23 сентября 1924 г. выброшена на берег нагонной волной во время наводнения, а 29 мая 1925 г. передана Комгосфондов для демонтажа и реализации и 18 июня 1925 г. исключена из состава РККФ.

ТУР
(с 31 декабря 1922 г. - Товарищ (бортовой №3), с 15 сентября 1934 г. - Б-8.)

28 сентября 1913 г. зачислена в списки кораблей БФ и3 июля 1914 г. заложена на заводе «Ноблесснер» в Ревеле (Таллин), спущена на воду 20 мая 1916 г., вступила в строй 8 августа 1917 г.

Участвовала в 1-й мировой войне (несение позиционной и дозорной службы на подходах к портам и базам; совершила 3 боевых похода) и в Февральской революции. 25 октября 1917 г. вошла в состав Красного БФ.

4-11 апреля 1918 г. совершила переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт. 4 апреля 1918 года, не имея достаточного количества команды для самостоятельного перехода, начала в тяжелых ледовых условиях переход из Гельсингфорса в Кронштадт на буксире у броненосца "Республика". В первый же день, с наступлением темноты, ПЛ повредила носовую оконечность при ударе форштевнем о корму броненосца. Лодка получила большой дифферент на нос, не слушалась руля, буксирные тросы рвались; после полного израсходования тросов на кормовые кнехты броненосца был заведен якорный канат. Дальнейшая буксировка лодки мешала броненосцу двигаться вперед, т.к. он не имел возможности давать задний ход для разбега и форсирования ледяных полей с ходу. Флагман приказал команде "Тура" покинуть лодку и перейти на броненосец. Судовые комитеты броненосца и лодки потребовали выделить для буксировки "Тура" ледокольный буксир "Силач", и в дальнейшем лодка шла у него на буксире, помогая работой главных электродвигателей. 11 апреля ПЛ пришла в Кронштадт с помятыми во льдах носовыми балластными цистернами и надстройкой.

15 августа - 13 сентября 1918 г. находилась в Ладожском озере. 27-28 ноября 1918 г. совершила первую боевую операцию Советского подводного флота - произвела разведывательную операцию на Ревельском рейде. Участвовала в гражданской войне: оборона Петрограда в 1919 г., входила в состав ДОТ.

21 апреля 1921 г. - вошла в состав МСБМ, а 11 января 1935 г. - в состав КБФ

В 1924 г. прошла капитальный ремонт.4-7 августа 1930 г. нанесла визит в Копенгаген (Дания). С 14 ноября 1931 г. имела бортовой № 12. 8 марта 1936 г. выведена из боевого состава; разоружена и переформирована в плавучую зарядовую станцию, 29 декабря 1940 г. исключена из списков плавсредств ВМФ в связи с передачей в отдел фондового имущества для демонтажа и реализации и поставлена в Купеческой гавани Кронштадтского военного порта на прикол, а в 1949 г. на базе «Главвторчермета» на Туруханных островах в Ленинграде разделана на металл.

ЯГУАР
(с 31 декабря 1922 г. - Краснофлотец (бортовой № 8), с 15 сентября 1934 г. - Б-4,с 16 мая 1949 г. - ПЗС-4.)

28 сентября 1913 г. зачислена в списки кораблей БФ и3 июля 1914 г. заложена на заводе «Ноблесснер» в Ревеле (Таллин), спущена на воду в конце 1916 г., вступила в строй 12 октября 1917 г.

Участвовала в Февральской революции. 25 октября 1917 г, вошла в состав Красного БФ, 21 апреля 1921 г. - в состав МСБМ и 11 января 1935 г. - в состав КБФ.7-16 апреля 1918 г. совершила переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт. Участвовала в гражданской войне: оборона Петрограда в 1919 г.; входила в состав ДОТ. В 1921-1923 гг. прошла капитальный ремонт.4-7 августа 1930 г. нанесла визит в Копенгаген (Дания). С 14 ноября 1931 г. имела бортовой №22 и с 10 декабря 1932 г. - № 15.8 марта 1936 г, выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в плавучую зарядовую станцию. В годы Великой Отечественной войны обеспечивала боевую деятельность подводных сил флота, С 15 февраля 1946 г. входила в состав КВМК и с 24 декабря 1955 г. - в состав ЛенВМБ, а 3 ноября 1956 г. исключена из списков плавсредств ВМФ в связи с передачей в отдел фондового имущества для демонтажа и разделки на металл и3 ноября 1956 г. расформирована.

ЯЗЬ

18 марта 1914 г. зачислена в списки кораблей Сибирской флотилии и3 июля 1914 г. заложена на заводе «Ноблесснер» в Ревеле (Таллин), спущена на воду осенью 1917 г. и отбуксирована на Балтийский завод в Петрограде для достройки. 27 февраля 1915 г. перечислена в состав БФ, но достроена не была.

25 ноября 1925 г. исключена из судового состава РККФ и вскоре продана частной фирме Германии для демонтажа и разделки на металл.

ГАГАРА

2 июля 1915 г. зачислена в списки кораблей ЧФ и 29 августа 1915 г. заложена отделением Балтийского завода в Николаеве, спущена на воду 24 сентября 1916 г. вступила в строй 20 июня 1917 г.

Участвовала в 1-й мировой войне; использовалась в учебных целях, 16 декабря 1917 г. вошла в состав Красного ЧФ, но1 мая 1918 г. была захвачена в Севастополе германскими оккупантами и вскоре под наименованием US 4 включена в состав ВМС Германии на Черном море. 24 ноября 1918 г. захвачена у немцев англо-французскими интервентами и 26 апреля 1919 г. по приказу английского командования затоплена в районе Севастополя.

УТКА

2 июля 1915 г. зачислена в списки кораблей ЧФ и1 августа 1915 г. заложена отделением Балтийского завода в Николаеве, спущена на воду осенью 1916 г., вступила в строй 20 июня 1917 г.

Участвовала в 1-й мировой войне: использовалась в учебных целях. 16 декабря 1917 г. вошла в состав Красного ЧФ. но1 мая 1918 г. была захвачена в Севастополе германскими оккупантами и вскоре под наименованием US 3 включена в состав ВМС Германии на Черном море. а 24 ноября 1918 г. захвачена у немцев англо-французскими интервентами. С3 мая 1919 г. входила в состав морских сил Юга России Добровольческой белой армии. 14 ноября 1920 г. уведена врангелевцами при эвакуации из Севастополя в Стамбул и 29 декабря 1920 г. интернирована французскими властями в Бизерте (Тунис). 29 октября 1924 г. признана правительством Франции собственностью СССР, но из-за сложной международной обстановки возвращена не была и в конце 1920-х г. продана «Рудметаллторгом» частной фирме Франции для демонтажа и разделки на металл.

БУРЕВЕСТНИК

2 июля 1915 г. зачислена в списки кораблей ЧФ и в октябре 1915 г заложена на заводе «Наваль» Обществом Николаевских заводов и верфей в Николаеве, спущена на воду 15 ноября 1916 г., вступила встрой осенью 1917 г.

Участвовала в 1-й мировой войне: использовалась в учебных целях. 16 декабря 1917 г. вошла в состав Красного ЧФ, но1 мая 1918 г. была захвачена в Севастополе германскими оккупантами и вскоре под наименованием US 1 включена в состав ВМС Германии на Черном море, а 24 ноября 1918 г. захвачена у немцев англо-французскими интервенатами. С3 мая 1919 г. входила в состав морских сил Юга России Добровольческой белой армии, 14 ноября 1920 г. уведена врангелевцами при эвакуации из Севастополя в Стамбул и 29 декабря 1920 г. интернирована французскими властями в Бизерте (Тунис) 29 октября 1924 г. признана правительством Франции собственностью СССР но из-за сложной международной обстановки возвращена не была и в конце 1920-х гг. продана «Рудметаллторгом» частной фирме Франции для демонтажа и разделки на металл.

ОРЛАН

2 июля 1915 г. зачислена в списки кораблей ЧФ и в октябре 1915 г. заложена на заводе «Наваль» Обществом Николаевских заводов и верфей а Николаеве, спущена на воду 12 ноября 1916 г., вступила встрой в сентябре 1917 г.

Участвовала в 1-й мировой войне; использовалась в учебных целях. 16 декабря 1917г. вошла в состав Красного ЧФ, но1 мая 1918 г. была захвачена в Севастополе германскими оккупантами и вскоре под наименованием US 2 включена в состав ВМС Германии на Черном море, а 24 ноября 1918 г. захвачена у немцев англо-французскими интервентами и 26 апреля 1919 г. по приказу английского командования затоплена в районе Севастополя.

27 июня 1926 г. поднята Черноморской партией ЭПРОН. Обнаружили лодку водолазы ЭПРОНа в 1925 году, проводившие поиск затопленных боевых кораблей по заявке Военно-морского флота. "Орлан" лежал на глубине 31 м, с креном 67 град. на левый борт и незначительным дифферентом на корму. Каких-либо серьезных повреждений корпуса выявлено не было. Входные люки на лодке были открыты. Первоначально подъем "Орлана" намечалось провести способом осушения отсеков и цистерн. Водолазы установили на входные люки специально изготовленные герметичные крышки с вваренными в них штуцерами для присоединения воздушных шлангов. Однако во время пробного продувания, когда крен лодки уменьшился почти на половину, а нос даже несколько приподнялся над грунтом, выяснилось, что в машинном отделении по левому борту имеется большая пробоина. Размеры ее были таковы, что через пробоину в лодку свободно проходил водолаз. При первоначальном обследовании пробоину нельзя было обнаружить, так как "Орлан" лежал именно на левом борту. По второму варианту решили поднимать "Орлан" с помощью двух 400-тонных понтонов. Глубина затопления "Орлана" - 31м. Это обстоятельство не только осложняло работы по промывке туннелей и остропке понтонов, но делало очень опасным всплытие лодки. По обычным правилам непосредственный подъем на поверхность допускался с глубины h < 0,3L, т.е. при длине "Орлана" L= 68 метров - с глубины 20-22 метра. ЭПРОН решил пойти на риск и провести подъем с такой глубины в одну ступень. Чтобы при всплытии судоподъемные полотенца не выскользнули из-под корпуса лодки, понтоны прочно принайтовали (привязали) к ее боевой рубке. Риск оправдался, но само всплытие было бурным. Один из участников подъема впоследствии так описал это событие: "Орлан" всплыл утром. В кипящей волне и пене от вырывающегося из понтонов воздуха быстро вынырнул нос лодки, похожий на морду хищной рыбы, медленно остановился и замер." Дифферент "Орлана" при всплытии достиг аварийного значения - 33 град., но все окончилось благополучно, хотя впоследствии эпроновцы так больше не рисковали. После подъема ПЛ была отбуксирована в Севастополь и в виду невозможности восстановления сдана Комгосфонду для демонтажа и разделки на металл.

ПЕЛИКАН

2 июля 1915 г. зачислена в списки кораблей ЧФ и в октябре 1915 г. заложена на заводе «Наваль» Обществом Николаевских заводов и верфей в Николаеве, спущена на воду4 марта 1917 г., но достроена не была.

В конце января 1920 г. в 70-% готовности уведена белогвардейцами на буксире в Одессу при эвакуации из Николаева, где последовательно попала сначала в руки германского, а затем англо-французского морского командования. Была затоплена у входа в Одесский порт на глубине 16 метров и представляла серьезную опасность для мореплавания. 20 октября 1924 г. поднята Черноморской партией ЭПРОН. В 1922-1923 годах одесское отделение Госсудоподъема пыталось поднять "Пеликан" способом осушения отсеков и цистерн сжатым воздухом. Но водолазам не удалось загерметизировать входные люки и другие отверстия. Тогда решили взорвать лодку, чтобы затем вытащить ее по частям кранами. Водолазы ЭПРОНа осмотрели лодку и пришли к выводу, что "Пеликан" можно поднять с помощью 400-тонных понтонов. После продувки понтонов "Пеликан" благополучно всплыл. После этого ПЛ сдана Комгосфондов для демонтажа и разделки на металл.

ЛЕБЕДЬ

2 июля 1915 г. зачислена в списки кораблей ЧФ и в октябре 1915 г. заложена на заводе «Наваль» Обществом Николаевских заводов и верфей в Николаеве, спущена на воду 13 сентября 1917 г., но достроена не была.

В конце января 1920 г. в 60% готовности уведена белогвардейцами на буксире в Одессу при эвакуации из Николаева и затоплена на подходах к порту.