Подводная лодка “Белуга”
10 февраля 1904 г. правление Невского судостроительного и
механического завода в Петербурге предложило Морскому техническому комитету
(МТК) построить подводные лодки по проекту "Голланд-7Р". МТК "признал
желательным приобретение" одной-двух лодок этого проекта. 27 февраля 1904 г.
Невскому заводу был выдан заказ на постройку пяти лодок со сдачей в
августе-сентябре 1904 г. Одновременно, 28 апреля 1904 г., у фирмы Голланда
была куплена подводная лодка проекта "Голланд-7Р", "Fulton", которой было
присвоено новое наименование "Сом". Закладка всех пяти лодок состоялась на
Невском заводе 10 мая 1904 г., корпуса лодок строились из отечественных
материалов, агрегаты и механизмы закупались в США и на Невском заводе лишь
собирались. Из-за отсутствия опыта постройка этих лодок продвигалась
медленно. Ходовые испытания первой лодки "Щука" начались только 15 июня 1905
г. Все пять заказанных лодок были сданы лишь к 25 мая 1906 г. Правление
Невского завода не ограничилось постройкой пяти лодок и 4 июля 1907 г.
предложило МТК построить еще одну подводную лодку этого типа. Отдел
подводного плавания Главного управления кораблестроения (ГУК) поддержал это
предложение. Ее испытания были закончены 22 ноября 1907 г. Лодке присвоено
наименование "Судак". Обучение экипажей первых подводных лодок этой серии
проводилось под руководством американских инструкторов.
Подводные лодки типа "Сом" были однокорпусными. Корпус имел веретенообразную
форму, напоминающую "форму быстро плавающих рыб (дельфина)". Он отличался
утолщенной носовой частью и узкими обводами кормовой части. Для повышения
мореходности сверху прочного корпуса была установлена легкая надстройка.
Прочная рубка имела восемь иллюминаторов для наблюдения за обстановкой в
позиционном положении. Для наблюдения и управления стрельбой на перископной
глубине был установлен перископ системы Фосса. Управление подводной лодкой
осуществлялось двумя парами вертикальных и горизонтальных рулей,
расположенных крестообразно за гребным винтом. Балластные цистерны
располагались в прочном корпусе и продувались сжатым воздухом на любой
глубине вплоть до предельной. Лодки были оборудованы "автоматическим
прибором для опоражнивания главной цистерны при опускании на глубину больше
60 ф.". Удобной была и система уравнительных цистерн.
В целом лодки типа "Сом" положительно отличались от подводных лодок других
проектов того времени. Они обладали сравнительно высокой скоростью хода,
быстротой погружения, хорошей мореходностью, а также законченностью и
продуманностью деталей.
ТТХ подводных лодок "Щука" и "Сом" |
Длина - 20,85 м |
Ширина - 3,66 м |
Осадка - 2,9 м |
Водоизмещение - надводное - 110 тонн ; подводное - 129
тонн |
Силовая установка - 1 дизельный двигатель (4 Т.; 6
Ц.) - 160 л.с. ; 1 электродвигатель – 60 л.с. |
Скорость - наибольшая в надводном положении 9
узлов, в подводном - 6 узлов ; экономичная скорость в надводном положении - 6
узлов, в подводном - 4,5 узла |
Запас топлива - 2,1 т (солярка), аккумуляторные батареи
50 элеменотов - 3600 А. ч. |
Дальность плавания - в надводном положении - 540 миль при 9 узлах, - 620 миль
при 5 узлах ; в
подводном положении - 30 миль при 6 узлах, - 50 миль при 4,5 уэлах |
Вооружение -
носовой торпедный аппарат 457 мм ; Клептоскоп
Герца ; прожектор
- 30 см. |
Экипаж - 2 офицера / 2 кондуктора / 18 нижних чинов. |
Время всплытия - 2 минуты |
Время погружения - до 3,5 минут |
Глубина погружения - предельная - 30 метров |
"Щука"
Зачислена в списки кораблей Сибирской флотилии 5 июня 1904, заложена 10 мая 1904 на Невском судомеханическом заводе, Санкт-Петербург. Спущена 15 октября 1904. Вступила в строй 17
июня 1905.
17 июня 1905 г. подписан приемный акт. Ходовые испытания проводились в
Бьерке-Зунде. 26 июня 1905 г. совершила самостоятельный переход из
Бьерке-Зунде в Кронштадт. Это плавание дало возможность выявить недостатки
лодки и принять меры к их устранению, как на ПЛ "Щука", так и на других
строящихся подводных лодках этой серии. После перехода в Петербург лодка в
июле 1905 была погружена на железнодорожную платформу и отправлена во
Владивосток, где была окончательно собрана 4 ноября 1905 г. Вместе с другими
лодками использовалась для несения дозора в районе островов Русский и
Аскольд и разведки в бухтах. Использовалась лодка и для определения
возможности и отработки плавания в зимнее время и подо льдом
До 11 марта 1906 г. относилась к классу миноносцев. 21 ноября 1907 г. лодка
при сильном морозе погружалась и ходила подо льдом. Погружение производилось
на чистой воде в полынье, подо льдом лодка ходила в положении под
перископом, которым разрезала лед. В результате этих опытов было показано,
что плавание в зимнее время и подо льдом возможно и получены некоторые
рекомендации по подготовке лодки к такому плаванию. Прошла капитальный
ремонт в 1913 г во Владивостокском порту с заменой двигателей для надводного
хода.
В декабре 1914 подводную лодку погрузили на железнодорожную платформу и
вместе с командой отправили на Черноморский флот в Севастополь, куда она
прибыла в первой половине января 1915 г. Через неделю лодка была готова к
выходу в море. ПЛ "Щука" совершила самостоятельный переход из Севастополя в
Одессу, где несла дозорную службу на дальних подступах к порту. Боевую
службу на подходах к Одессе лодка несла до июля 1915 г., затем ПЛ была вновь
погружена на железнодорожную платформу и отправлена на Балтийский флот в
Петроград. Из Петрограда своим ходом перешла в Мариэхамн. ПЛ "Щука"
использовалась для несения дозорной службы, совершила ряд выходов в южную
часть Ботнического залива, где обычно дежурили по 3-4 подводные лодки.
Со второй половины 1916 г. ПЛ использовалась в учебных целях. 25 октября
1917 г. вошла в состав Красного Балтийского Флота. С ноябрь по декабрь 1917
г. находилась без механизмов в капитальном ремонте в Ревеле.
24 февраля 1918 г. из-за невозможности вывода оставлена в Ревеле, где была
захвачена германскими войсками. Впоследствии вывезена в Германию и разобрана
на металлолом.
"Сом"
("Сом", до 31 мая 1904 - "Фултон"
(США))
Зачислена в списки кораблей Сибирской флотилии 31 мая 1904.Заложена на с/в. фирмы
“Holland Electric Boat & Co”, Сан-Франциско, США.02 июня 1901 г. Спущена
на воду. Вступила в строй в 1901.
28 апреля 1902 г. вышла из Нью-Йорка в Вашингтон в сопровождении парохода
"Норфолк". В самом начале этого перехода на лодке произошел взрыв, при
котором пострадали несколько членов экипажа. Лодка повреждений не получила.
До 1904 г. "Сом" проходил испытания лодки в рекламных целях.
28 апреля 1904 г. с Невским заводом, как с представителем фирмы "Голланд",
был заключен договор на покупку ПЛ с доставкой ее в готовом и исправном виде
без торпедного оружия в один из портов Балтийского моря. 31 мая 1904 г.
приказом Морского ведомства получила название "Сом". Зачислена в списки
кораблей Сибирской флотилии. 13 июня 1904 г. была отправлена из Америки на
пароходе "Менатик" под названием "паровой котел".
01 июля 1904 г. прибыла в Кронштадт в адрес директора Невского завода. Из
Кронштадта "груз" отправили в Петербург на Невский завод, где на лодку были
установлены аккумуляторы и снятые при транспортировке механизмы. 06 сентября
1904 г. сборка была завершена.
26 сентября 1904 г. перешла в Бьерке-Зунд, где были проведены ходовые
испытания. Комиссия признала лодку годной "для прибрежной обороны". 10
октября 1904 г. перешла в Морской канал, где приступила к обучению экипажей.
15 ноября 1904 г. была погружена на специальную железнодорожную платформу и
отправлена во Владивосток, куда прибыла 29 декабря 1904 г. Во Владивостоке
ПЛ была окончательно собрана, испытана и готова к плаванию 1 февраля 1905
г., однако ее боевое использование задержалось из-за отсутствия торпед.
Русским правительством для подводных лодок иностранного производства были
заказаны на заводе Шварцкопфа в Берлине 75 торпед калибром 45 см и длиной
355 см..
09 февраля 1905 г. к Владивостоку близко подошли японские корабли. ПЛ был
дан приказ выйти в море и атаковать неприятеля, но из-за отсутствия торпед
приказ пришлось отменить. В этот период лодка отрабатывала боевые задачи,
принимала участие в учении по преодолению противолодочных сетей. 29 марта
1905 г. торпеды прибыли во Владивосток. Боевая деятельность ПЛ "Сом", как и
других ПЛ, сводилась к несению дозорной службы, ведению ближней разведки и
охране своего побережья в районе Владивостока. ПЛ за 6 месяцев боевых
действий прошла 1318 миль над водой и 93 мили под водой, удалялась от
Владивостока на расстояние до 120 миль. Наибольшая продолжительность
пребывания лодки в море составила 8 суток, из них под водой 16 час. 35 мин.,
при наибольшей продолжительности пребывания под водой до 1,5 часов. 28
апреля 1905 г. при ведении разведки и несении дозорной службы русским
подводным лодкам в районе Владивостока лишь в одном случае удалось
обнаружить японские военные корабли. Это произошло 28 апреля 1905 г., когда
ПЛ "Дельфин", "Касатка" и "Сом" находились в районе бухты Преображения,
расположенной в 70 милях от Владивостока. ПЛ "Сом", несколько отставшая от
других ПЛ, обнаружила 2 японских миноносца. Во время погружения для начала
атаки ПЛ "Сом" была обнаружена и обстреляна одним из миноносцев. Попаданий в
лодку не было. Погрузившись на глубину 12 метров, ПЛ "Сом" начала
маневрировать для выхода в атаку. Подняв через несколько минут перископ,
командир увидел, что миноносцы уходят. Лодка всплыла, чтобы продолжить атаку
в позиционном положении, но неожиданно опустившийся туман скрыл миноносцы;
До 11 марта 1906 г. относилась к классу миноносцев. В 1913 г. прошла
капитальный ремонт.
В декабре 1914 г. ПЛ "Сом" и "Щука" срочно погрузили на железнодорожные
платформы и вместе с командами отправили в Севастополь, куда прибыли в
первой половине января. "Сом" и "Щука" совершили переход из Севастополя в
Одессу, где их включили в систему обороны порта. "Сом" и "Щука" поочередно
несли дозорную службу на дальних подступах к порту, вплоть до июля 1915 г. В
июле 1915 г. была погружена на железнодорожную платформу и отправлена на
Балтику в Петроград, откуда своим ходом пришла к новому месту базирования —
базу Мариэхамн. ПЛ неоднократно выходила на дежурство утром на рассвете, с
темнотой возвращаясь на базу. 10 мая 1916 г. в 4 часа утра ПЛ "Сом",
осуществлявшая патрулирование в районе Оландсгафа, погибла при подводном
столкновении со шведским пароходом "Ингерманланд". Как засвидетельствовал
капитан парохода, он заметил перископ, возвышающийся над водой на 1 м, на
расстоянии 150 м. Лодка шла параллельным курсом, а затем повернула к
пароходу. Решив, что его хотят осмотреть, капитан застопорил ход. Перископ
внезапно скрылся под воду, а лодка ударила пароход в подводной части. Больше
лодка не показывалась. Вместе с лодкой погиб и ее боевой экипаж — 2 офицера
и 16 нижних чинов.
Командиры: лейтенант Трубецкой В.В. (1904).
ТТХ подводных лодок "Лосось" и "Судак" |
Длина - 20,85 м |
Ширина - 3,66 м |
Осадка - 2,9 м |
Водоизмещение - надводное - 110 тонн ; подводное - 126
тонн |
Силовая установка - 1 дизельный двигатель (4 Т ; 6
Ц.) - 160 л.с . ; 1 электродвигатель – 70 л.с |
Скорость - наибольшая надводная - 8,5 узлов, подводная -
6 узлов ; экономичная надводная - 6 узлов, подводная - 4,5 узла. |
Запас топлива - 2,1 т (солярка), аккумуляторные батареи
50 элементов - 3600 А. ч. |
Дальность плавания - в надводном положении - 520 миль при
8.5 узлах, - 620 миль при 6 узлах ; в подводном положении - 35 миль при 6 узлах,
- 50 миль при 4,5 узлах. |
Вооружение - носовой торпедный аппарат 457 мм ; 1 клептоскоп Герца ;
прожектор - 30 см. |
Экипаж - 2 офицера / 2 кондуктора / 18 нижних чинов |
Время всплытия - 2 минуты |
Время погружения - 3,5 минуты |
Глубина погружения - предельная - 30 метров |
"Лосось"
Зачислена в списки кораблей ЧФ 5 июня 1904, заложена 10 мая 1904 на Невском судомеханическом
заводе, Санкт-Петербург. Спущена в 1905 году. Вступила в строй в мае 1906. 15 сентября 1905 г. ПЛ посетил Морской министр вице-адмирал
А.А. Бирилев, а на следующий день ПЛ маневрировала перед Николаем II,
наблюдавшим с борта парохода "Транзунд". Не обошлось без небольшого происшествия
- лодка по вине командира навалилась на миноносец "Поражающий". В целом же
показательное плавание оказалось успешным. 01 ноября 1905 г.совместно с ПЛ
"Белуга" и "Пескарь" своим ходом в сопровождении кораблей вышла из Кронштадта в
Либаву для окончательной достройки и проведения сдаточных испытаний. Условия
оказались тяжелейшими - сильный ветер до 7 баллов, высокая крутая волна, низкая
температура воздуха, приводящая к образованию ледового покрова до 2,5 см. Лодка
успешно выдержала этот переход. До 11 марта 1906 г.относилась
к классу миноносцев. В мае 1906 г. зачислена в состав Учебного Отряда
подводного плавания. Осенью 1907 г. ПЛ по железной дороге была переброшена
на Черное море, где вместе с ПЛ "Судак" образовала первый на Черном море
полудивизион подводных лодок. 24 августа 1909 г. во время учебного плавания
в подводном положении в прочный корпус стала поступать забортная вода. Лодка
погрузилась на глубину 24 м с большим дифферентом. Откачать поступающую воду
и всплыть удалось только при усиленной работе всех насосов. С 1912 по 1913 гг. находилась в капитальном ремонте.
В период первой мировой войны ПЛ находилась в составе действующего флота,
использовалась для охраны смежного с Севастополем водного района, базируясь на
Балаклаву. Лодка находилась в дежурстве, в море выходила по особому приказанию
начальника охраны рейдов, в том числе и для охраны эскадры при ее выходе или
возвращении в Севастополь.
16 декабря 1917 г. вошла в состав Красного Черноморского Флота. С февраля 1918
г. находилась в порту на хранении. 01 мая 1918 г. была захвачена германскими
войсками. 24 ноября 1918 г. была захвачена англо-французскими войсками. 22-24
апреля 1919 г. затоплена в районе Севастополя.
Во время тренировочных спусков летом 1932 г. водолазы ЭПРОНа обнаружили на
глубине 57 м три подводные лодки - "Лосось", "Судак" и "Налим". Лодки были
подняты. К тому времени они уже утратили свое боевое значение, ценности не
представляли и подъем их был осуществлен с целью тренировки водолазов и
испытаний новых типов мягких 40-тонных понтонов, поступивших на снабжение ЭПРОНа
в 1931г.
В 1941-1945 гг. в годы Великой Отечественной войны пролежала на грунте в
Севастопольской бухте. В 1975 г. поднята и сдана Севастопольской базе «Главвторчермета»
для разделки на металл. "Судак" Зачислена в списки кораблей ЧФ 9 декабря 1907.Заложена в январе 1907 на Невском судомеханическом заводе, Санкт-Петербург. Спущена в июне 1907. Вступила в строй в октябре 1907.
04 июня 1907 г. построена по инициативе Невского завода. 4 июня 1907 г.
правление Невского завода обратилось в Морской Технический Комитет с
предложением о приобретении этой лодки. По решению Отдела подводного
плавания лодку приобрели для флота.
Осенью 1907 г. по железной дороге отправлена в Севастополь, где после
проведения сдаточных испытаний зачислили в состав флота под названием
"Судак".
В 1912-1913 гг. прошла капитальный ремонт. В июне 1913 г. во время
тренировочного плавания лодка села на риф в Казачьей бухте под Севастополем.
Была снята с рифа миноносцем и самостоятельно вернулась в Севастополь. В
период первой мировой войны ПЛ находилась в составе действующего флота и
использовалась для охраны смежного с Севастополем водного района, базируясь
на Балаклаву. 16 декабря 1917 г. вошла в состав Красного Черноморского
Флота. С февраля 1918 г. находилась в порту на хранении.
01 мая 1918 г. была захвачена германскими войсками. 24 ноября 1918 г. была
захвачена англо-французскими войсками. 22-24 апреля 1919 г. затоплена в
районе Севастополя. Во время тренировочных спусков летом 1932 водолазы
ЭПРОНа обнаружили на глубине 57 м три подводные лодки - "Лосось", "Судак" и
"Налим". Лодки были подняты. «Судак» не восстанавливался и сдан «Рудметаллторгу»
для демонтажа и разделки на металл. "Стерлядь"
Длина - 20,42 м |
Ширина - 3,53 м |
Осадка - 2,9 м |
Водоизмещение - надводное - 105 тонн, подводное - 124 тонны |
Силовая установка - 1 двигатель керосиновый (4 Т ; 6 Ц.) - 160
л.с. ; 1 электродвигатель – 60 л.с |
Скорость - наибольшая надводная - 9 узлов, подводная - 6 узлов
; экономичная надводная - от 7,2 до 8 узлов, подводная - 4,5 узла. |
Запас топлива - 2,08 т. (керосин) / 2 аккумуляторные батареи по 22
элемента - 3500 А. ч. |
Дальность плавания - в надводном положении - от 320 до 380 миль при 9
узлах, - 450 миль при 7,5 узлах ; в подводном положении - от 35 миль при 6
узлах, - до 45 м при 4,5 узлах |
Вооружение - носовой торпедный аппарат 457 мм ; 1 клептоскоп Герца ; прожектор
- 30 см |
Экипаж - 2 офицера / 2 кондуктора / 18 нижних чинов |
Время всплытия - 2 минуты |
Время погружения - 3,5 минуты |
Глубина погружения - предельная - 30 метров |
Зачислена 5 июня 1904. Заложена 10 мая 1904 на Невском судомеханическом
заводе, Санкт-Петербург. Спущена в 1905. Вступила в строй в мае 1906.
В ноябре 1905 года после окончания основных работ на Невском
заводе ПЛ "Стерлядь" отправлена по железной дороге в Либаву для окончания
строительства и сдаточных испытаний.
До 11 марта 1906 г. относилась к классу миноносцев. В мае 1906 г. вошла в состав
Учебного Отряда подводного плавания. ПЛ "Стерлядь" совместно с ПЛ "Белуга"
совершила самостоятельное плавание без конвоиров, причем последний переход в 250
миль без захода в базу был совершен в штормовую погоду. После ночного перехода
лодка пришла в Либаву на место своей стоянки. По вине одного из машинистов
оказался незакрытым забортный клапан. Поступившая в лодку вода привела к
образованию большого дифферента на корму и снижению запаса плавучести.
Действиями экипажа затопление было предотвращено;
04 октября 1906 г. в девятом часу вечера на спокойно стоящей у борта плавбазы
"Хабаровск" лодке произошел взрыв аккумуляторных газов. Пострадало пять нижних
чинов — один погиб, два оказались в тяжелом положении и двое были легко
обожжены. Лодка осталась на плаву, течи в прочном корпусе не обнаружено, из
строя была выведена аккумуляторная батарея. В 1907-1910 гг. использовалась в
учебных целях, принимала участие в маневрах флота. С 1910 по 1911 гг. прошла
капитальный ремонт.
В 1912-1914 гг. использовалась для отработки учебных атак. В 1914 г. совершила
45 выходов в море, произвела 45 выстрелов торпедами. С началом войны ПЛ вошла в
состав сил Або-Оландской шхерной позиции, Несколько раз выходила для боевого
патрулирования. 25 октября 1917 г. вошла в состав Красного Балтийского Флота.
Осенью 1917 г. ПЛ была сдана в порт на хранение.
24 февраля 1918 г. в начале 1918 г. ПЛ находилась на ремонте в Ревеле, где
24(25?) февраля 1918 г. была захвачена германскими войсками. Впоследствии
вывезена в Германию и разобрана на металлолом..
"Белуга"
Длина - 20,42 м |
Ширина - 3,53 м |
Осадка - 2,9 м |
Водоизмещение - надводное - 105 тонн, подводное - 124 тонн |
Силовая установка - 1 двигатель керосиновый (2 Т ; 4 Ц.) - 146
л.с. ; 1 электродвигатель – 60 л.с. |
Скорость - наибольшая надводная - 9 узлов, подводная - 6 узлов
; экономичная надводная - от 7,2 до 8 узлов, подводная - 4,5 узла. |
Запас топлива - 2,08 т. (керосин) / 2 аккумуляторные батареи по 22
элемента - 3500 А. ч. |
Дальность плавания - в надводном положении - от 320 до 380 миль при 9
узлах, - 450 миль при 7,5 узлах ; в подводном положении - от 35 миль при 6
узлах, - до 45 м при 4,5 узлах |
Вооружение - носовой торпедный аппарат 457 мм ; 1 клептоскоп Герца ; прожектор
- 30 см |
Экипаж - 2 офицера / 2 кондуктора / 18 нижних чинов |
Время всплытия - 2 минуты |
Время погружения - 3,5 минуты |
Глубина погружения - предельная - 30 метров |
Зачислена в состав БФ 5 июня 1904. Заложена 10 мая 1904 на Невском судомеханическом
заводе, Санкт-Петербург. Спущена в июле 1905. Вступила в строй 2 мая 1906.
01 ноября 1905 г. совместно с ПЛ "Пескарь" и "Лосось" своим
ходом перешла в Либаву для окончательной достройки и проведения испытаний.
Условия плавания оказались тяжелыми — сильный ветер до 7 баллов, высокая крутая
волна, низкая температура воздуха, приводящая к образованию ледового покрова до
2,5 см.0
До 11 марта 1906 г. относилась к классу миноносцев.
02 мая 1906 г. зачислена в состав Учебного Отряда подводного плавания.
Интенсивно использовалась для обучения личного состава. В 1908 г. при совместной
буксировке учебным судном "Хабаровск", ПЛ "Стерлядь" навалилась на ПЛ "Белуга".
Последствием столкновения на ПЛ "Белуга" было небольшое просачивание воды во
фланцах систем охлаждения компрессора и бензиномотора и в нескольких заклепках
между 13 и 15 шпангоутами. Результаты контрольного погружения на глубину 17 м
показали, что нет необходимости проводить срочные ремонтные работы. С 1909 г.
находилась на капитальном ремонте, после окончания которого активно
использовалась для отработки учебных атак.
18 апреля 1913 г. при входе в устье Либавского канала столкнулась с миноносцем
"Внушительный". На лодке была повреждена крышка торпедного аппарата и
надстройка, миноносец получил надводную пробоину левого борта, разорвано 4
шпангоута носовой кочегарки. 18 мая 1913 г. проводились испытания приспособлений
подачи воздуха с водолазного бота на лежащую на грунте ПЛ. Воздушный шланг был
присоединен водолазом к нипелю на командирской рубке. Испытания в целом дали
положительный результат, позволили определить требования к системам подачи
воздуха на лодки. С началом войны вошла в состав сил Або-Оландской шхерной
позиции.
В компанию 1915 г. ПЛ совершила 3 выхода на позиции для боевого патрулирования.
25 октября 1917 г. вошла в состав Красного Балтийского Флота. Осенью 1917 г.
была сдана в порт на хранение.
В начале 1918 г. ПЛ находилась на ремонте в Ревеле, где 24(25?) февраля 1918 г.
была захвачена германскими войсками. Впоследствии вывезена в Германию и
разобрана на металлолом.
"Пескарь"
Длина - 20,42 м |
Ширина - 3,53 м |
Осадка - 2,9 м |
Водоизмещение - надводное - 105 тонн, подводное - 124
тонны |
Силовая установка - 1
двигатель керосиновый (4 Т ;
6 Ц.) - 160 л.с. ; 1 электродвигатель – 60 л.с |
Скорость - наибольшая надводная - 9 узлов, подводная -
6 узлов ; экономичная надводная - от 7,2 до 8 узлов, подводная - 4,5 узла. |
Запас топлива - 2,08 т. (керосин) / 2 аккумуляторные
батареи по 22 элемента - 3500 А. ч. |
Дальность плавания - в надводном положении - от 320 до
380 миль при 9 узлах, - 450 миль при 7,5 узлах ; в подводном положении - от 35
миль при 6 узлах, - до 45 м при 4,5 узлах |
Вооружение - носовой торпедный аппарат 457мм ; 1 клептоскоп Герца ; прожектор
- 30 см |
Экипаж - 2 офицера / 2 кондуктора / 18 нижних чинов |
Время всплытия - 2 минуты |
Время погружения - 3,5 минуты |
Глубина погружения - предельная - 30 метров |
Зачислена в состав БФ 20 июня 1904. Заложена 10 мая 1904 на Невском судомеханическом
заводе, Санкт-Петербург. Спущена в 1905. Вступила в строй в мае 1906.
01 ноября 1905 г. совместно с ПЛ
"Белуга" и "Лосось" своим ходом в сопровождении кораблей перешла из Петербурга в
Либаву для окончательной достройки и проведения сдаточных испытаний. Условия
плавания оказались тяжелыми - сильный ветер до 7 баллов, высокая крутая волна,
низкая температура воздуха, приводящая к образованию ледового покрова до 2,5 см.
Лодки перенесли этот переход благополучно.
05 февраля 1906 г. в период достроечных работ в ночь на 5 февраля 1906 г. ПЛ
"Пескарь" стояла у борта транспорта "Хабаровск". Со стоящей рядом ПЛ "Сиг" было
замечено, что у ПЛ "Пескарь" образовался необычно большой дифферент на корму.
Причиной образования дифферента явилось поступление воды из-за борта через
неисправный клапан вспомогательной помпы (дежурный моторист заснул). Была
вызвана команда ПЛ "Пескарь", затопление лодки было предотвращено.
Восстановление вышедшего из строя электродвигателя заняло целый месяц.
До 11 марта 1906 г. относилась к классу миноносцев;
25 мая 1906 г. окончательно Невский завод сдал ПЛ "Пескарь" к 25 мая 1906 г. В
Либаве лодка была включена в состав Учебного отряда подводного плавания. В
июле-августе 1907 г. ПЛ интенсивно использовалась для обучения личного состава и
боевой подготовки. С 10 июля по 15 августа 1907 г. лодка прошла в надводном
положении 1100 миль, из них 800 миль самостоятельно. Погода во время этих
переходов была самая разная - от штилевой до 5 баллов волнения. С мая 1908
г. ПЛ использовалась и для проведения опытов. Так по приказанию морского
министра в 1908 г. были проведены опыты "взрыва пироксилина близ подводной лодки
для определения действия такового на самую лодку". 16 мая 1908 г. на ПЛ были
погружены два барана, два кролика и собака. Лодка стала на якорь вблизи
установленного накануне на грунте на глубине 10 м мертвого якоря весом около 10
т. После заполнения балластных цистерн личный состав покинул лодку, крышка
боевой рубки была закрыта, на лодку был дополнительно установлен груз весом 1 т.
Погружение лодки, имеющей небольшую положительную плавучесть, осуществлялось при
помощи выбирания стального троса, укрепленного на корпусе лодки и продетого
через шкив мертвого якоря и поданного на килектор. Лодка была погружена под воду
на глубину 6—7 метров. Взрывное устройство было помещено на глубине 4 м на
расстоянии от ПЛ 100 м и 60 м. Сразу после взрыва трос с килектора стравливали и
лодка всплывала' В результате 2-х опытов никаких видимых повреждений лодка и
животные не получили. Таким образом, на практике было подтверждено, что на
расстоянии возможного торпедного выстрела с подводной лодки по кораблю, взрыв
торпеды не окажет разрушительного действия на атакующую ПЛ.
01 ноября 1910 г. после окончания летней компании 1910 г. вступила в вооруженный
резерв. С 1911 г. ПЛ находилась в капитальном ремонте. После выхода из ремонта
ПЛ вновь была зачислена в Учебный Отряд. 13 июля 1913 г. ПЛ на буксире у
транспорта "Хабаровск" следовала из Либавы в Ревель. При шторме в 5-6 баллов
близ маяка Бакгофен лодка неожиданно зарылась носом в воду. Причиной зарывания
лодки явилась остановка хода транспорта "Хабаровск", вследствие чего
горизонтальные рули, положенные на всплытие при нормальном ходе, перестали
поддерживать нос лодки и она получила дифферент на нос. Волной были смыты за
борт и погибли командир лодки капитан 2 ранга Вурм и слушатель Учебного Отряда
подводного плавания лейтенант Мезинов. На палубе остался только привязанный
около рубки рулевой, управляющий вертикальными рулями. Хлынувшая на палубу вода
усилила дифферент, и лодка начала погружаться. Когда уровень воды поднялся до
рубочного люка, вода стала поступать в лодку. Затопление ее было предотвращено
находчивостью унтер-офицера Леонова, который бросился в рубку и, преодолевая
поток воды, сумел закрыть рубочный люк.
В 1914 г. продолжала интенсивно использоваться в учебных целях и особенно для
тренировок в стрельбах торпедами — совершила 39 выходов в море и произвела 38
выстрелов торпедами. В 1915 г. ПЛ вошла в состав сил Або-Оландской шхерной
позиции и несколько раз выходила на боевое патрулирование. Осенью 1917 г. была
сдана в порт на хранение. 25 октября 1917 г. перечислена в состав Красного
Балтийского Флота.
24 февраля 1918 г. в начале 1918 г. находилась в Ревеле, где 24 февраля 1918 г.
была захвачена германскими войсками. Впоследствии вывезена в Германию и
разобрана на металлолом. Командиры: капитан 2 ранга Вурм
(1913). |