Военно-морской флот России


Подводная лодка “Ёрш”

Описание Фотографии  

Подводные лодки типа "Ерш" (хотя они и строились как тип «Барс», в их конструкцию были внесены серьезные изменения, по которым их можно отнести к отдельному типу ПЛ, с другим вооружением и назначением) были заказаны заводу "Ноблесснер" в Ревеле. В связи с опозданием завода "Ноблесснер" в строительстве подводных лодок типа «Барс» заказ на строительство этих лодок был передан Балтийскому заводу 24 ноября 1915 года.

Номинально заложены в Ревеле 3 (4) июля 1914 года, но фактически полностью строились Балтийским заводом. Одновременно с передачей строительства ПЛ Балтийскому заводу было принято решение о переоборудовании ПЛ в подводные минные заградители - в кормовой надстройке были установлены минные коридоры для 42 мин заграждения (по типу подводного заградителя "Краб", после удачных испытаний на Черном море, которого и было решено переделать в минные заградители подводные лодки "Ерш" и "Форель", имевших наибольшую готовность и не требовавших больших переделок по корпусу). Предполагалось их использовать для активных минных постановок в районах боевой подготовки германского флота.

Задержка в постройке обоих кораблей была вызвана отсутствием двигателей надводного хода. Закупленные в США дизели фирма "Н. Лондон" оказались малонадежными и требовали существенной доработки.

Лодки отличались от прототипа объемом цистерн главного балласта, отсутствием кормовых торпедных аппаратов и наличием в кормовой оконечности труб для мин заграждения. Минным заградителям типа “Ерш” были свойственны все недостатки подводных лодок типа “Барс”.

Длина - 67,97 м
Ширина - 4,45 м
Осадка - 4,27 м
Водоизмещение - надводное - 655 тонн, подводное - 750 тонн
Силовая установка - 2 дизеля (4 Ц: 2 Т) фирмы “N. London” - по 420 л.с. и 2 электродвигателя по 450 л.с.
Скорость - наибольшая надводная - 10,75 узлов, подводная - 7,5  узлов ; экономичная надводная - 6 узлов, подводная - 4 узла.
Запас топлива - 61 т (солярка), аккумуляторные батареи - 2400 элементов - 1600 А, 220В
Дальность плавания - в надводном положении - 1400 миль при 10,7 узлах, - 2100 миль при 6 узлах ; в подводном положении - 30 миль при 7,5 узлах, 100 миль при 4 узлах. 
Вооружение - 2 минных устройства для постановки 42 мин заграждения ; 2 торпедных аппарата 457 мм (2 носовых) ; 1 - 57 мм ; 1 - 7,62 мм пулемет ; 2 перископа Герца ; 2 прожектора по  35 см.
Радиотелеграф - 1 станция мощностью 1 кВт, дальность - 200 миль.
Экипаж - 4 офицера / 4 кондуктора / 38 нижних чинов. 
Время погружения - 4 минуты
Запас плавучести - 24 %
Глубина погружения - рабочая - 50 метров, предельная - 100 метров

“Ёрш”
(“Ерш” - с 31 декабря 1922 г. “Рабочий” (№9))

Зачислена 18 марта 1914 в списки кораблей Сибирской флотилии. Заложена 3 июля 1914 на заводе "Ноблесснер", Ревель, достроена на Балтийском заводе. Спущена в мае 1917. Вступила в строй 15 декабря 1917.

27 февраля 1915 г. перечислена в состав БФ. 25 октября 1917 г. перечислена в состав Красного БФ. Участвовала в Февральской буржуазно-демократической Революции. В феврале 1918 г. совершила переход из Ревеля в Гельсингфорс (Хельсинки), а с 7 по 16 апреля 1918 г. перешла оттуда в Кронштадт.

С октября 1918 г. находилась в Кронштадтском военном порту на долговременном хранении. 11 октября 1919 г. расконсервирована и переведена на Ладожское озеро. 22 июля 1921г. возвращена на Балтику и перечислена в состав Морских Сил Балтийского Моря.

1 октября 1921 г. лодке присвоен литерный номер ПЛ №9. 31 декабря 1922г. Переименована в «Рабочий».

С 1922 по 1924 г. проходила капитальный ремонт и модернизацию. 22 мая 1931г. затонула в Финском заливе в результате столкновения с подводной лодкой "Красноармеец" БН №4 (б. «Леопард») во время совместных учений. Была протаранена ограждением правых носовых горизонтальных рулей ПЛ БН № 4. В прочном корпусе появилась пробоина величиной с ладонь. Старания команды заделать пробоину не увенчались успехом, и подводная лодка затонула со всей командой (предположительно 46 человек). Несмотря на то, что место затопления лодки было приблизительно известно, ее удалось найти только в 1932 году. Лодка лежала на глубине 84 метра без крена, с дифферентом на корму.

21 июля 1933г. окончание подъема лодки. Подъем производился в 1933 году Балтийской экспедицией ЭПРОНа. В районе затопления был илистый грунт, поэтому представилась возможность завести подъемные стропы под корпус лодки методом подрезки. В основу проекта положили ступенчатый метод подъема с величиной ступени около 12-15 метров. Такая величина определялась высотой подъема гака гиней спасательного судна "Коммуна" (бывший "Волхов") от поверхности воды. В этом случае исключался тяжелый водолазный труд по закладке огонов подъемных стропов на гаки гиней, поскольку эта работа выполнялась без водолазов на уровне поверхности воды. Подъем был осуществлен за 4 месяца. Ввиду нецелесообразности восстановления сдана "Рудметаллторгу" для демонтажа и разделки на металл. Исключена из состава ВМФ.

“Форель”

Зачислена в списки кораблей Сибирской флотилии 18 марта 1914. Заложена в октябре на заводе "Ноблесснер", Ревель, достроена на Балтийском заводе.

27 февраля 1915 г. перечислена в состав БФ, но достроена не была и в состав Красного БФ не перечислялась, механизмы и оборудование были использованы для ремонта других подводных лодок. После 1917 г. длительный срок находилась в Петроградском (Ленинградском) военном порту на приколе и использовалась во вспомогательных целях. 1 октября 1921 г. лодке был назначен бортовой номер №13. В апреле 1927 г. "Форель" передана Комцветфонду, а в июне того же года передана Ленвоенпорту.

В 1929 г. использовалась спасательным судном "Коммуна" для тренировки в подъеме затонувших подводных лодок, после чего была разобрана на металлолом.

Достроена не была, хотя оставалось установить лишь аккумуляторные батареи и электродвигатель рулевых приводов. В 1951 г на базе “Главвторчермета” на Туруханских островах в Ленинграде разобрана на металл.