Подводная лодка “Ёрш”
Подводные лодки типа "Ерш" (хотя они и строились как тип «Барс», в их
конструкцию были внесены серьезные изменения, по которым их можно отнести к
отдельному типу ПЛ, с другим вооружением и назначением) были заказаны заводу "Ноблесснер"
в Ревеле. В связи с опозданием завода "Ноблесснер" в строительстве подводных
лодок типа «Барс» заказ на строительство этих лодок был передан Балтийскому
заводу 24 ноября 1915 года.
Номинально заложены в Ревеле 3 (4) июля 1914 года, но фактически полностью
строились Балтийским заводом. Одновременно с передачей строительства ПЛ
Балтийскому заводу было принято решение о переоборудовании ПЛ в подводные минные
заградители - в кормовой надстройке были установлены минные коридоры для 42 мин
заграждения (по типу подводного заградителя "Краб", после удачных испытаний на
Черном море, которого и было решено переделать в минные заградители подводные
лодки "Ерш" и "Форель", имевших наибольшую готовность и не требовавших больших
переделок по корпусу). Предполагалось их использовать для активных минных
постановок в районах боевой подготовки германского флота.
Задержка в постройке обоих кораблей была вызвана отсутствием двигателей
надводного хода. Закупленные в США дизели фирма "Н. Лондон" оказались
малонадежными и требовали существенной доработки.
Лодки отличались от прототипа объемом цистерн главного балласта, отсутствием
кормовых торпедных аппаратов и наличием в кормовой оконечности труб для мин
заграждения. Минным заградителям типа “Ерш” были свойственны все недостатки
подводных лодок типа “Барс”.
Длина - 67,97 м |
Ширина - 4,45 м |
Осадка - 4,27 м |
Водоизмещение - надводное - 655 тонн, подводное - 750 тонн |
Силовая установка - 2 дизеля (4 Ц: 2 Т) фирмы “N. London” -
по 420 л.с. и 2 электродвигателя по 450 л.с. |
Скорость - наибольшая надводная - 10,75 узлов, подводная - 7,5
узлов ; экономичная надводная - 6 узлов, подводная - 4 узла. |
Запас топлива - 61 т (солярка), аккумуляторные батареи - 2400
элементов - 1600 А, 220В |
Дальность плавания - в надводном положении - 1400 миль при 10,7
узлах, - 2100 миль при 6 узлах ; в подводном положении - 30 миль при 7,5 узлах,
100 миль при 4 узлах. |
Вооружение - 2 минных устройства для постановки 42 мин заграждения ;
2 торпедных аппарата 457 мм (2 носовых) ; 1 - 57 мм ; 1 - 7,62 мм пулемет ; 2
перископа Герца ; 2 прожектора по 35 см. |
Радиотелеграф - 1 станция мощностью 1 кВт, дальность - 200 миль. |
Экипаж - 4 офицера / 4 кондуктора / 38 нижних чинов. |
Время погружения - 4 минуты |
Запас плавучести - 24 % |
Глубина погружения - рабочая - 50 метров, предельная -
100 метров |
“Ёрш”
(“Ерш” - с 31 декабря 1922 г. “Рабочий” (№9)) Зачислена 18 марта 1914 в списки кораблей Сибирской флотилии. Заложена 3 июля 1914 на заводе "Ноблесснер", Ревель, достроена на
Балтийском заводе. Спущена в мае 1917. Вступила в строй 15 декабря 1917. 27 февраля 1915 г. перечислена в состав БФ. 25 октября 1917
г. перечислена в состав Красного БФ. Участвовала в Февральской
буржуазно-демократической Революции. В феврале 1918 г. совершила переход из
Ревеля в Гельсингфорс (Хельсинки), а с 7 по 16 апреля 1918 г. перешла оттуда в
Кронштадт.
С октября 1918 г. находилась в Кронштадтском военном порту на долговременном
хранении. 11 октября 1919 г. расконсервирована и переведена на Ладожское озеро.
22 июля 1921г. возвращена на Балтику и перечислена в состав Морских Сил
Балтийского Моря.
1 октября 1921 г. лодке присвоен литерный номер ПЛ №9. 31 декабря 1922г.
Переименована в «Рабочий».
С 1922 по 1924 г. проходила капитальный ремонт и модернизацию. 22 мая 1931г.
затонула в Финском заливе в результате столкновения с подводной лодкой
"Красноармеец" БН №4 (б. «Леопард») во время совместных учений. Была протаранена
ограждением правых носовых горизонтальных рулей ПЛ БН № 4. В прочном корпусе
появилась пробоина величиной с ладонь. Старания команды заделать пробоину не
увенчались успехом, и подводная лодка затонула со всей командой
(предположительно 46 человек). Несмотря на то, что место затопления лодки было
приблизительно известно, ее удалось найти только в 1932 году. Лодка лежала на
глубине 84 метра без крена, с дифферентом на корму.
21 июля 1933г. окончание подъема лодки. Подъем производился в 1933 году
Балтийской экспедицией ЭПРОНа. В районе затопления был илистый грунт, поэтому
представилась возможность завести подъемные стропы под корпус лодки методом
подрезки. В основу проекта положили ступенчатый метод подъема с величиной
ступени около 12-15 метров. Такая величина определялась высотой подъема гака
гиней спасательного судна "Коммуна" (бывший "Волхов") от поверхности воды. В
этом случае исключался тяжелый водолазный труд по закладке огонов подъемных
стропов на гаки гиней, поскольку эта работа выполнялась без водолазов на уровне
поверхности воды. Подъем был осуществлен за 4 месяца. Ввиду нецелесообразности
восстановления сдана "Рудметаллторгу" для демонтажа и разделки на металл.
Исключена из состава ВМФ.
“Форель” Зачислена в списки кораблей Сибирской флотилии 18 марта 1914. Заложена в октябре на заводе "Ноблесснер", Ревель, достроена на
Балтийском заводе. 27 февраля 1915 г. перечислена в состав БФ,
но достроена не была и в состав Красного БФ не перечислялась, механизмы и
оборудование были использованы для ремонта других подводных лодок. После 1917 г.
длительный срок находилась в Петроградском (Ленинградском) военном порту на
приколе и использовалась во вспомогательных целях. 1 октября 1921 г. лодке был
назначен бортовой номер №13. В апреле 1927 г. "Форель" передана Комцветфонду, а
в июне того же года передана Ленвоенпорту.
В 1929 г. использовалась спасательным судном "Коммуна" для тренировки в подъеме
затонувших подводных лодок, после чего была разобрана на металлолом. Достроена не была, хотя оставалось установить лишь аккумуляторные
батареи и электродвигатель рулевых приводов. В 1951 г на базе “Главвторчермета”
на Туруханских островах в Ленинграде разобрана на металл. |