Подводная лодка Форель
Построена в 1902-1903 гг. на верфи
Ф.Круппа в Киле по собственной инициативе в качестве "живой" рекламы для
привлечения внимания германского правительства к подводным лодкам, как
новому средству борьбы на море. Строилась по проекту испанского инженера Р.
Эквилея. Фирма к тому времени не имела никакого опыта подводного
кораблестроения, а Эквилей не относился к числу особо одаренных
изобретателей, поэтому с технической точки зрения субмарина оказалась весьма
заурядной. Она представляла собой маленький полуэкспериментальный кораблик,
могла погружаться на 30 м и удаляться от базы на 20 миль в надводном
положении и на 18 миль под водой. Вооружение лодки состояло из двух наружных
трубчатых торпедных аппаратов, без запасных торпед. Лодка была
однокорпусная, сверху прочного корпуса размещалась небольшая рубка и
надстройка с несколько приподнятой носовой оконечностью. Имела сильно
развитый кормовой горизонтальный стабилизатор, носовые и кормовые
горизонтальные рули. Двигателем надводного и подводного хода служил
электродвигатель, работавший от аккумуляторной батареи. Снизу прочного
корпуса устанавливался сбрасываемый балласт. В средней части прочного
корпуса была размещена балластная цистерна. Достоинством лодки была ее
транспортабельность - она могла быть помещена на железнодорожную платформу
без разборки. Строительством этой экспериментальной лодки было положено
начало развитию подводного кораблестроения в Германии.
В переписке с Морским министерством России о заказе фирме трех боевых
подводных лодок типа "Е" указывалось, что в случае получения заказа фирма
подарит России свою первую экспериментальную лодку. 24 мая 1904 г. контракт
на строительство трех подводных лодок типа "Е" ("Карп") был подписан и в
знак признательности за столь выгодную сделку экспериментальная лодка была
подарена России. 7 июня 1904 г. под наименованием "передвижной
предохранительный буй" "Форель" отправили по железной дороге из Киля в
Либаву, куда она прибыла 14 июня. Лодку сопровождали инженер фирмы и
команда, предназначавшаяся для обучения русского экипажа.
Длина - 13,11 м |
Ширина - 2,13 м |
Осадка - 2,13 м |
Водоизмещение - надводное - 17 тонн, подводное - 18 тонн |
Мощность мотора - 60 л.с. |
Скорость хода максимальная - надводная 8,0 узлов, подводная 6,0 узлов |
Дальность плавания экономическим ходом - под водой при 3,5 узлах
около 20 миль |
Глубина погружения - до 30 метров |
Вооружение - 2 457-мм торпедных аппарата Джевецкого. |
Экипаж - 4 человека. |
Построена в 1902-1903 гг. на судоверфи «Deutsche Werke Kiel AG»
в Киле (Германия). 24 мая 1904 г. была подарена России в знак
признательности за выгодную сделку. 7 июня 1904 г. под наименованием
"передвижной предохранительный буй" отправлена по железной дороге из Киля в
Либаву, куда она прибыла 14 июня.
25 июня 1904 г. лодка, под командованием капитана 2 ранга М.Н. Беклемишевым
который высоко оценил все качества лодки, вышла в море. До 5 июля выходила в
море для обучения экипажа, после чего была поднята на берег для установки
бортовых торпедных аппаратов. 26 июля лодка произвела первые стрельбы
торпедами и к 10 августа была полностью готова. 21 августа 1904 г. зачислена
в списки кораблей Сибирской флотилии под наименованием «миноносец "Форель"».
25 августа 1904 г. отправлена по железной дороге во Владивосток, куда
прибыла 29 сентября 1904 г. На приведение лодки в полную готовность после
транспортировки потребовалось всего два дня. В ноябре 1904 г. была поднята
на берег и помещена в ангар.
1 января 1905 г. зачислена в состав Отдельного отряда миноносцев
Владивостокского отряда крейсеров. В марте 1905 г. вновь спущена на воду. В
течение пяти месяцев с момента прибытия во Владивосток лодка была
безоружной, поскольку не поступили заказанные Россией у завода "Шварцкопф" в
Берлине 45-см торпеды. Лодка выходила в боевое патрулирование в море с
подводной лодкой "Дельфин", имевшей на борту русские торпеды. Боезапас
доставили только 29 марта 1905 года.
До 11 марта 1906 г. относилась к классу миноносцев. К 1908 г. лодка уже
характеризовалась как "небоеспособная, немореходная" и использовалась в
учебных целях. 17 мая 1910 г. под командованием лейтенанта В.В. Погорецкого
лодка вышла в бухту Новик. Плавая в надводном и подводном положениях в
течение 6 часов, она разрядила аккумуляторную батарею и в базу была
вынуждена возвращаться на буксире у борта подводной лодки "Бычок". В
подводной лодке "Форель" находился только рулевой, входной люк для
вентиляции лодки не был задраен. При буксировке лодка стала зарываться
носом, и напором воды входной люк открыло. Командир лодки и два матроса
успели спасти рулевого и перебраться на палубу подводной лодки "Бычок", но
сама лодка затонула на глубине 26 метров. Обнаружили лодку на грунте методом
траления в тот же день и при помощи водолазов и плавучего крана подняли на
поверхность. Было решено перевезти "Форель" в Либаву, отремонтировать и
использовать в качестве учебной, однако, отправка в Либаву не состоялась.
В 1910 г. переведена в разряд вспомогательных судов. 23 мая 1911 г. сдана к
Владивостокскому военному порту на хранение. 31 мая 1911 г. исключена из
состава Сибирской флотилии. После июня 1911 г. о дальнейшей судьбе подводной
лодки "Форель" достоверных сведений нет. Известно, что в период гражданской
войны лодка с сильно поврежденной надстройкой и демонтированными торпедными
аппаратами хранилась на берегу во Владивостоке и в 1921 году была продана
"правительством" промышленников Меркуловых маньчжурскому диктатору Чжан
Цзолиню и разобрана на металл. По другим источникам лодка была продана в
Маньчжурию в 1912 г. В части источников указывается на передачу Комгосфондов
для демонтажа и разделки на металл после гражданской войны.
Командиры: л-т Т.А. Тиллен (1904), л-т В.В. Погорецкий (1910). |