Военно-морской флот России


Подводная лодка Форель

Описание Фотографии

Доп. материал

     
Построена в 1902-1903 гг. на верфи Ф.Круппа в Киле по собственной инициативе в качестве "живой" рекламы для привлечения внимания германского правительства к подводным лодкам, как новому средству борьбы на море. Строилась по проекту испанского инженера Р. Эквилея. Фирма к тому времени не имела никакого опыта подводного кораблестроения, а Эквилей не относился к числу особо одаренных изобретателей, поэтому с технической точки зрения субмарина оказалась весьма заурядной. Она представляла собой маленький полуэкспериментальный кораблик, могла погружаться на 30 м и удаляться от базы на 20 миль в надводном положении и на 18 миль под водой. Вооружение лодки состояло из двух наружных трубчатых торпедных аппаратов, без запасных торпед. Лодка была однокорпусная, сверху прочного корпуса размещалась небольшая рубка и надстройка с несколько приподнятой носовой оконечностью. Имела сильно развитый кормовой горизонтальный стабилизатор, носовые и кормовые горизонтальные рули. Двигателем надводного и подводного хода служил электродвигатель, работавший от аккумуляторной батареи. Снизу прочного корпуса устанавливался сбрасываемый балласт. В средней части прочного корпуса была размещена балластная цистерна. Достоинством лодки была ее транспортабельность - она могла быть помещена на железнодорожную платформу без разборки. Строительством этой экспериментальной лодки было положено начало развитию подводного кораблестроения в Германии.

В переписке с Морским министерством России о заказе фирме трех боевых подводных лодок типа "Е" указывалось, что в случае получения заказа фирма подарит России свою первую экспериментальную лодку. 24 мая 1904 г. контракт на строительство трех подводных лодок типа "Е" ("Карп") был подписан и в знак признательности за столь выгодную сделку экспериментальная лодка была подарена России. 7 июня 1904 г. под наименованием "передвижной предохранительный буй" "Форель" отправили по железной дороге из Киля в Либаву, куда она прибыла 14 июня. Лодку сопровождали инженер фирмы и команда, предназначавшаяся для обучения русского экипажа.

Длина - 13,11 м
Ширина - 2,13 м
Осадка - 2,13 м
Водоизмещение - надводное - 17 тонн, подводное - 18 тонн
Мощность мотора - 60 л.с.
Скорость хода максимальная - надводная 8,0 узлов, подводная 6,0 узлов
Дальность плавания экономическим ходом - под водой при 3,5 узлах около 20 миль
Глубина погружения - до 30 метров
Вооружение - 2 457-мм торпедных аппарата Джевецкого.
Экипаж - 4 человека.

Построена в 1902-1903 гг. на судоверфи «Deutsche Werke Kiel AG» в Киле (Германия). 24 мая 1904 г. была подарена России в знак признательности за выгодную сделку. 7 июня 1904 г. под наименованием "передвижной предохранительный буй" отправлена по железной дороге из Киля в Либаву, куда она прибыла 14 июня.

25 июня 1904 г. лодка, под командованием капитана 2 ранга М.Н. Беклемишевым который высоко оценил все качества лодки, вышла в море. До 5 июля выходила в море для обучения экипажа, после чего была поднята на берег для установки бортовых торпедных аппаратов. 26 июля лодка произвела первые стрельбы торпедами и к 10 августа была полностью готова. 21 августа 1904 г. зачислена в списки кораблей Сибирской флотилии под наименованием «миноносец "Форель"».

25 августа 1904 г. отправлена по железной дороге во Владивосток, куда прибыла 29 сентября 1904 г. На приведение лодки в полную готовность после транспортировки потребовалось всего два дня. В ноябре 1904 г. была поднята на берег и помещена в ангар.

1 января 1905 г. зачислена в состав Отдельного отряда миноносцев Владивостокского отряда крейсеров. В марте 1905 г. вновь спущена на воду. В течение пяти месяцев с момента прибытия во Владивосток лодка была безоружной, поскольку не поступили заказанные Россией у завода "Шварцкопф" в Берлине 45-см торпеды. Лодка выходила в боевое патрулирование в море с подводной лодкой "Дельфин", имевшей на борту русские торпеды. Боезапас доставили только 29 марта 1905 года.

До 11 марта 1906 г. относилась к классу миноносцев. К 1908 г. лодка уже характеризовалась как "небоеспособная, немореходная" и использовалась в учебных целях. 17 мая 1910 г. под командованием лейтенанта В.В. Погорецкого лодка вышла в бухту Новик. Плавая в надводном и подводном положениях в течение 6 часов, она разрядила аккумуляторную батарею и в базу была вынуждена возвращаться на буксире у борта подводной лодки "Бычок". В подводной лодке "Форель" находился только рулевой, входной люк для вентиляции лодки не был задраен. При буксировке лодка стала зарываться носом, и напором воды входной люк открыло. Командир лодки и два матроса успели спасти рулевого и перебраться на палубу подводной лодки "Бычок", но сама лодка затонула на глубине 26 метров. Обнаружили лодку на грунте методом траления в тот же день и при помощи водолазов и плавучего крана подняли на поверхность. Было решено перевезти "Форель" в Либаву, отремонтировать и использовать в качестве учебной, однако, отправка в Либаву не состоялась.

В 1910 г. переведена в разряд вспомогательных судов. 23 мая 1911 г. сдана к Владивостокскому военному порту на хранение. 31 мая 1911 г. исключена из состава Сибирской флотилии. После июня 1911 г. о дальнейшей судьбе подводной лодки "Форель" достоверных сведений нет. Известно, что в период гражданской войны лодка с сильно поврежденной надстройкой и демонтированными торпедными аппаратами хранилась на берегу во Владивостоке и в 1921 году была продана "правительством" промышленников Меркуловых маньчжурскому диктатору Чжан Цзолиню и разобрана на металл. По другим источникам лодка была продана в Маньчжурию в 1912 г. В части источников указывается на передачу Комгосфондов для демонтажа и разделки на металл после гражданской войны.

Командиры: л-т Т.А. Тиллен (1904), л-т В.В. Погорецкий (1910).