Подводные лодки О.Б. Герна.
Первый вариант подводной лодки О.Б. Герна
Водоизмещение - 6 т |
Размерения - 5х1х2 м. |
Двигатель - ручной |
Глубина погружения - 2 м. |
Вооружение - 1 минный заряд |
Экипаж - 4 человека |
К.А. Шильдер рассматривал подводную лодку как средство доставки
подводных мин к неприятельским кораблям. Двадцатью годами позже, осуществляя
мероприятия по обороноспособности Ревеля, ввиду ожидавшегося нападения
англо-французской эскадры, эту же идею активной подводной мины-лодки начал
разрабатывать военный инженер-фортификатор капитан Лейб-гвардии саперного
батальона Оттомар (Константин) Борисович Герн. На средства Военно-инженерного
ведомства, ведавшего тогда береговой обороной прибрежных крепостей, в 1854 г.
мастерскими Ревельского порта по проекту Герна был построен деревянный
"подводный брандер" с зарядом взрывчатого вещества в носовой части. Зарядное
отделение должно было прикрепляться к днищу вражеского судна, после чего
"брандер" отходил на безопасное расстояние и взрывал мину с помощью электрозапала.
Движитель — двухвитковый архимедов винт, гребной вал приводился
в действие с помощью маховика, вращавшегося двумя матросами. "Брандер"
погружался с помощью приема водяного балласта, над поверхностью моря оставался
смотровой колпак и вентиляционные трубы с поплавками, удерживающими как сами
трубы, так и весь "брандер" на заданной глубине.
"Брандер" оказался плохо управляемым и негерметичным и не нашел
практического применения.
Второй вариант подводной лодки О.Б. Герна.
Длина — 5 м |
Ширина — 1,1 м |
Водоизмещение - 8 т |
Двигатель - ручной |
Глубина погружения - 7,5 м |
Вооружение - 1 минный заряд |
Экипаж - 4 человека |
В 1855 году Герн разработал проект второй подводной лодки уже с
железным корпусом. По своему устройству она была близка к первой подводной
лодке. Прямоугольного сечения в середине, сужающаяся к оконечностям,
изготовленная из железных листов толщиной 3 мм без внутреннего набора,
подводная лодка должна была вмещать 4-х человек. Зарядное отделение повторяло
конструкцию первой подводной лодки. В качестве движителя применялся
двухлопастной гребной винт, приводимый в действие маховиком, который вращали
двое матросов. Лодка была изготовлена Механическим и литейным заводом братьев Фрикке в Санкт-Петербурге. Первые же погружения показали, что лодка
негерметична, на глубине 2 м сквозь заклепочные швы лодка заполнялась водой.
Лодку, которой командовал мичман П.П.Крузенштерн, пришлось отправить на
Адмиралтейский Ижорский завод, где в котельных мастерских изготовили практически
новый корпус. В 1861 году состоялись повторные испытания, закончившиеся
неудачно — прикрепить пороховой заряд к днищу судна-мишени оказалось
невозможным.
Третий вариант подводной лодки О.Б. Герна.
В 1863 году Герном была спроектирована третья подводная лодка,
похожая по форме на первые две, но с газовым (аммиачным) механическим
двигателем, предложенным химиком Петрашевским. Эта лодка была больше по размерам
и в 1864 году была построена Ижорским заводом. Во время стендовых испытаний
двигателя выяснилось, что он непригоден для практического применения, и пришлось
вернуться к применению мускульной силы. Подводная лодка № 3 также имела малую
скорость хода и также не обеспечила возможности прикрепления мины к
предназначенному для подрыва судну.
До 1872 года подводные лодки Герна хранились в Санкт-Петербургском порту, после
чего были сданы на слом.
Четвертый вариант подводной лодки О.Б. Герна.
И.А.Быховский сообщает, что была построена и 4-я подводная лодка Герна, однако
авторам удалось найти только расчет паровой машины мощностью 4,73 л.с. для этой
подводной лодки. В этом расчете приводятся размеры подводной лодки: длина 9,15 м
(30 фут), ширина 1,52 м. (5 фут), высота 1,83 м (6 фут).
Автор расчета подпоручик Чернявский рекомендовал установить на подводной лодке
две паровых машины по 7,5 л.с. каждая.
Документальных данных о постройке и испытаниях 4-й подводной лодки Герна
обнаружить не удалось.
|