Подводная лодка "Кайман"
Как показали испытания и последующая эксплуатация подводных лодок, поступивших
на вооружение российского флота в период 1904-1905 гг., в том числе и типа
"Осетр", они имели весьма ограниченный район действия и обладали недостаточными
мореходными качествами. Будучи вполне пригодными, для выполнения прибрежных
операций, они были совершенно неприменимыми для действий в открытом море или у
отдаленных берегов противника. Опыт русско-японской войны показал необходимость
таких лодок. Поэтому Морской технический комитет 4 января 1905 г. рекомендовал
Морскому министерству создание или приобретение "лодок-крейсеров" увеличенного
размера, с большей дальностью плавания и скоростью хода, достаточной для того,
чтобы взаимодействовать с надводными кораблями. Еще в начале сентября 1904 г.
Лэк предложил Российскому правительству построить в России десять подводных
лодок водоизмещением 400т с надводной скоростью хода 16 узлов, дальностью
плавания в 4000 миль, вооруженных 4 трубчатыми торпедными аппаратами и двумя
47-мм пушками, со скоростью погружения в подводное положение около 5 минут.
Приемно-сдаточные испытания предполагалось совместить с переходом до Порт-Саида
по пути во Владивосток. 1 апреля 1905 г. был заключен контракт на постройку
четырех таких подводных лодок со сроком сдачи головной лодки к 1 июня 1906 г. и
остальных - в течение следующих трех месяцев, т.е. к 1 сентября 1906 г.
Строительство корпусов было решено проводить в России, а механизмы и
оборудование доставлять из США и других стран. Для разработки рабочих чертежей
Лэк открыл после заключения контракта конструкторское бюро в Берлине. 3 июня
1905 г. С. Лэк заключил контракт с фирмой "В. Крейтон и Ко" на строительство
корпусов подводных лодок, которые фирма производила на стапеле Охтинской верфи в
Петербурге. Монтаж оборудования и достройка осуществлялись силами фирмы С. Лэка.
В мае 1907 г. строившимся лодкам были присвоены наименования - "Кайман"
(головная), "Аллигатор", "Дракон" и "Крокодил". Условия контракта С. Лэк не
выдержал. Рабочая документация непрерывно переделывалась, в результате чего
поставка рабочих чертежей растянулась почти на два года. В ходе строительства по
предложениям как самого С. Лэка, так и командиров лодок, вносились существенные
изменения в первоначальный проект.
Из-за не сложившихся отношений администрации завода с представителями фирмы
С.Лэка большая часть американских специалистов уже к декабрю 1906 г. вернулась в
США, строительству мешали частые забастовки рабочих завода. На воду лодки были
спущены только в 1908 г., но компания С. Лэка не гарантировала готовность лодок
даже к концу 1909 г. Предварительные испытания первой лодки были начаты только в
середине 1909 г. В процессе этих испытаний выявилась необходимость облегчения
кормовой оконечности, что предопределило снятие якоря и колес. 1 августа 1909 г.
на подводной лодке "Дракон" из-за небрежности команды при приемке бензина
произошел взрыв паров бензина, повредивший часть механизмов. Низкое качество
рабочих чертежей и отсутствие достаточного количества специалистов привели к
тому, что работы велись крайне медленно. Поэтому 9 октября 1909 г. компанию С.
Лэка отстранили от достройки и испытаний лодок и возложили эти обязанности на
командиров лодок и личный состав. В этот же период был рассмотрен вопрос о
перебазировании лодок на Дальний Восток. Был подобран пароход и составлен
эскизный проект его переоборудования для транспортировки лодок. Однако, из-за
дороговизны такой операции было решено лодки оставить на Балтике.
Приемо-сдаточные испытания проводились в середине 1910 г. Во время испытаний
выявилась большая перегрузка лодок - подлодки "Кайман" на 10,2 т, подлодки
"Крокодил" на 12,8 т, подлодки "Аллигатор" на 13,3 т. 29 октября 1910 г. три
лодки перешли из Кронштадта в Ревель, где в зимний период 1910- 1911 гг. была
осуществлена переделка лодок. Для облегчения лодок пришлось срубить наружный
киль, уменьшить вес сбрасываемого балласта, демонтировать колеса с приводами,
переделывать 8-цилиндровые моторы в 4-цилиндровые путем снятия передних четырех
цилиндров. Вместо пушек в корме установили два торпедных аппарата Джевецкого.
Была изменена и кормовая надстройка - за рубкой установили стальную надстройку,
в которой разместили спасательный буй, моторную шлюпку, устройство для погрузки
торпед, глушитель и другое оборудование. Топливные цистерны из деревянной
надстройки перенесли в стальную, что привело к снижению запаса бензина. Для
увеличения плавучести в корме были установлены три пустотелых цилиндра.
В результате этих переделок лодки смогли погружаться с полным запасом торпед и
топлива, но при этом снизились скорость хода и дальность плавания. Лодки могли
находиться под водой в течение суток. Испытания показали хорошую управляемость
как по курсу, так и по глубине. Переход из позиционного положения в подводное
занимал всего 4 минуты. Контроль за переделкой лодок осуществлялся техническими
службами Отдела подводного плавания, а перерасчеты плавучести и остойчивости
осуществлялись Балтийским заводом, которому была передана подводная лодка
"Дракон". В строй лодки вступили лишь во второй половине 1911 г. В этом же году
заводу "Людвиг Нобель" были заказаны дизели для замены бензомоторов. Детали к
дизелям изготавливались в Германии. В связи с начавшейся первой мировой войной
получить детали дизелей так и не удалось. В начале войны на всех подводных
лодках были установлены артиллерийские орудия и пулеметы.
В конструктивном отношении подводные лодки типа "Кайман" являлись дальнейшим
развитием лодок типа "Осетр". В проект "лодок-крейсеров" были заложены в
основном все особенности предыдущих лодок С. Лэка - однокорпусная конструкция,
плоская деревянная надстройка, большая боевая рубка, система внутренних и
наружных балластных цистерн, "гидропланы", специальные устройства для выхода
водолазов, колеса для передвижения по грунту, подводные якоря.
Для ускорения погружения лодок в подводное положение балластные цистерны,
расположенные в надстройке, заполнялись помпами, а для заполнения балластных
цистерн, расположенных в прочном корпусе, был применен кингстон большого
размера. Была введена уравнительная цистерна для обеспечения нейтральной
плавучести в подводном положении.
Часть недостатков, присущих лодкам С. Лэка, осталась. Так, деревянная палуба
надстройки то высыхала при спокойной солнечной погоде, то набухала при свежей
погоде и в обоих случаях вода попадала в палубные балластные цистерны. Большим
недостатком следует считать и применение бензомоторов, опасных при эксплуатации.
Однако, несмотря ни на что, лодки типа "Кайман" успешно участвовали в боевых
операциях в 1915-1916 г.г. на Балтийском море.
ТТХ подводных лодок "Кайман", "Крокодил" и "Аллигатор" |
Длина - 40,77 м |
Ширина - 4,27 м |
Осадка - 5,03 м |
Водоизмещение - надводное - 409 тонн, подводное - 489
тонн |
Силовая установка - 2 бензиновых двигателя (4 Ц; 4 Т) - по 400
л.с., 2 бензиновых двигателя (4 Ц ; 4 Т) ; 2 электродвигателя - по 180 л.с |
Скорость - наибольшая надводная - от 7,8 до 9,5 узлов,
подводная - 7,5 узлов ; экономичная надводная - 5 узлов, подводная - 5,75 узлов. |
Запас топлива - 15,2 т (бензин) / аккумуляторные батареи
3 группы по 20 элементов - 6900 А. ч. |
Дальность плавания - в надводном положении - от 600 до
750 миль при 9,5 узлах, - 1100 миль при 8,5 узлах ; в подводном положении - 20
миль при 7,5 узлах, - 45 миль при 5,75 узлах |
Вооружение - 4 торпедных аппарата 457мм (2 носовых ; 2
кормовых) ; 2 торпедных аппарата Джевецкого ; 1-47 мм ; 1-7,62 мм пулемет ; клептоскоп и перископ Герца ; прожектор - 30 см. |
Радиотелеграф - 1 станция мощностью 0,5 кВт ("Marcoi"). |
Экипаж - 3 офицера / 1 кондуктор / 30 нижних чинов |
Время всплытия - от 3 до 5 минут |
Время погружения - 5 минут |
Запас плавучести - 17 % |
Глубина погружения - рабочая - 45 метров |
"Кайман"
Зачислена 14 июня 1907. Заложена 16 сентября 1905 на заводе "В. Крейтон
и Ко", Санкт-Петербург. Спущена 28 ноября 1907. Вступила в строй 20 ноября 1909.
В 1911 г была снята часть цилиндров бензинового
двигателя, за рубкой установили металлическую надстройку для шлюпки, глушителей
и мин. В период 1-ой мировой войны несла позиционную
и дозорную службы на подходах к портам и базам в Финском заливе. Действовала
на коммуникациях противника в Ботническом заливе. 16 октября 1915 г захватила
в качестве трофея германский п/х "Fraskatto" и по призовому праву привела его
в Або. Совершила 12 боевых походов.
Ввиду малой боевой ценности 2 ноября 1916 г выведена
из боевого состава флота, поднята на стенку и сдана к порту императора Петра Великого
в Ревеле на хранение, где 25 февраля 1918 г была захвачена германскими войсками
и вывезена в Германию для разборки на металл.
"Крокодил" Зачислена 14 июня 1907. Заложена в октябре 1905 на заводе "В. Крейтон
и Ко", Санкт-Петербург. Спущена 10 июля 1908. Вступила в строй 20 ноября 1909. В 1911 г была
снята часть цилиндров бензинового двигателя, за рубкой установили металлическую
надстройку для шлюпки, глушителей и мин. В период 1-ой мировой войны
несла позиционную и дозорную службы на подходах к портам и базам в Финском
заливе. Действовала на коммуникациях противника в Ботническом заливе. Прикрывала
минно-заградительные операции флота. 6 августа 1916 г в качестве трофея захвачена
германским п/х "Destem" и по призовому праву
привела его в Або. Совершила 4 боевых
похода. 2 ноября 1916 г ввиду малой боевой ценности, выведена из боевого состава,
поднята на стенку и сдана к порту императора Петра Великого в Ревеле на хранение,
где 25 февраля 1918 г была захвачена германскими войсками и вывезена в Германию
для разборки на металл. "Аллигатор" Зачислена 14 июня 1907. Заложена в октябре 1905 на заводе "В. Крейтон
и Ко", Санкт-Петербург. Спущена 3 мая 1908. Вступила в строй 20 ноября 1909. В 1911 г была снята часть цилиндров
бензинового
двигателя, за рубкой установили металлическую
надстройку для шлюпки, глушителей и мин. В период 1-ой мировой войны
несла позиционную и дозорную службы на подходах к портам и базам в Финском
заливе. Действовала на коммуникациях противника в Ботническом заливе. 11 октября 1915
г в качестве трофея захвачена германским п/х "Gerda
Vitt"
и по призовому праву привела его в финские шхеры. Совершила 12
боевых походов. Во время одного из походов была разрушена носовая надстройка
и, ввиду малой боевой ценности, в ноябре 1916 г была выведена из боевого состава флота,
разоружена и переоборудована в портовое судно. 25 октября 1917 г вошла в
состав советского Балтийского флота и с 1918 г находилась в Петроградском военном порту на долговременном
хранении, а 23 сентября 1924 г сдана Комгосфондов
для разборки и исключена из списков судов РККФ. "Дракон"
Длина - 40,77 м |
Ширина - 4,27 м |
Осадка - 5,03 м |
Водоизмещение - надводное - 409 тонн, подводное - 489
тонн |
Силовая установка - 2 бензиновых двигателя (4 Ц; 4 Т) - по 400
л.с., 2 бензиновых двигателя (4 Ц ; 4 Т) ; 2 электродвигателя - по 180 л.с |
Скорость - наибольшая надводная - от 7,8 до 9,5 узлов,
подводная - 7,5 узлов ; экономичная надводная - 5 узлов, подводная - 5,75 узлов. |
Запас топлива - 15,2 т (бензин) / аккумуляторные батареи
3 группы по 20 элементов - 6900 А. ч. |
Дальность плавания - в надводном положении - от 600 до
750 миль при 9,5 узлах, - 1100 миль при 8,5 узлах ; в подводном положении - 20
миль при 7,5 узлах, - 45 миль при 5,75 узлах |
Вооружение - 4 торпедных аппарата 457мм (2 носовых ; 2
кормовых) ; 2 торпедных аппарата Джевецкого ; 1-47 мм ; 1-37 мм ; 1-7,62 мм пулемет ; клептоскоп и перископ Герца ; прожектор - 30 см. |
Радиотелеграф - 1 станция мощностью 0,5 кВт ("Marcoi"). |
Экипаж - 3 офицера / 1 кондуктор / 30 нижних чинов |
Время всплытия - от 3 до 5 минут |
Время погружения - 5 минут |
Запас плавучести - 17 % |
Глубина погружения - рабочая - 45 метров |
Зачислена 14 июня 1907. Заложена октябре 1905 на заводе "В. Крейтон
и Ко", Санкт-Петербург. Спущена 14 июня 1908. Вступила в строй 17 ноября 1911.
Вступление в строй задержалось из-за взрыва
паров бензина во время погрузки топлива 1 августа 1909 г.
В 1911 г была снята часть цилиндров бензинового двигателя, за рубкой установили
металлическую надстройку для шлюпки, глушителей и мин. В период 1-ой мировой войны несла позиционную и дозорную службы на
подходах к портам и базам в Финском заливе. Действовала на коммуникациях противника в Ботническом заливе. Совершила 18
боевых походов. Ввиду малой боевой ценности,
2 ноября 1916 г
выведена из боевого состава флота, поднята на стенку и сдана к порту императора
Петра Великого в Ревеле на хранение, где 25 февраля 1918 г была захвачена германскими
войсками и вывезена в Германию для разборки на металл. |