Подводные лодки типа «Камбала»
24 мая 1904 г. с фирмой Ф. Круппа был подписан контракт на постройку 3-х
подводных лодок типа "Е". Эти подводные лодки строились под заводскими номерами
109, 110, 111. Учитывая новизну конструкции, в контракте не предусматривались
санкции за невыполнение условий договора. Испытания первой подводной лодки
должны были начаться 10 января 1905 г., второй и третьей - в феврале и марте
того же года. Затем подводные лодки должны были быть разобраны, перевезены по
железной дороге в Россию и там вновь собраны. В качестве дара за заключение
контракта Ф. Круп бесплатно передал России подводную лодку «Форель».
В августе 1905 г. Россия отказалась от железнодорожной доставки подводных лодок
и предложила перегнать их в Либаву морем. Изготовление лодок задержалось,
испытания начались только в августе 1905 г. и завершились летом 1907 г. в Киле.
Во время постройки возникло много недоразумений между заводом и представителями
ВМФ России, особенно упрекавших фирму Круппа в нежелании внести те изменения,
которые уже осуществлялись на подводной лодке "U-1" Фирма Ф. Круппа, ссылаясь
на условия контракта, отказывалась принимать требования русских моряков и
несмотря на ряд замечаний, приемная комиссия под руководством М.Н. Беклемишева
была вынуждена принять подводные лодки в казну.
Подводные лодки типа "Карп" относились к полуторакорпусному типу. Прочный
корпус был разделен поперечными переборками на 7 отсеков, которые были
соединены между собой болтами. Второй и шестой отсеки были оборудованы входными
люками. Над четвертым отсеком размещалась прочная рубка, также имевшая входной
люк. По отношению к прочному корпусу рубка не была герметизирована, не
проверялись на герметичность и отсеки прочного корпуса. В нижней части прочного
корпуса размещалось четыре откидных киля, конструкция отдачи которых оказалась
очень несовершенной.
В верхней части корпуса во всю длину лодки размещалась надстройка, носовая
оконечность которой имела характерную приподнятую форму, в кормовой части
надстройки размещалось ограждение газовыхлопной трубы, напоминающее небольшую
рубку; для вентиляции внутриотсечного воздуха и обеспечения работы
керосиномоторов в носовой и кормовой частях были предусмотрены заваливающиеся
вентиляционные трубы. В надстройке размещались запасы топлива и масла и баллоны
воздуха высокого давления.
Система погружения-всплытия состояла из шести балластных цистерн внутри
прочного корпуса и семи в легком, 3 из которых в носовой части, 2 - в кормовой
и 2 - в межбортном пространстве. Внутренние цистерны располагались в нижней
части прочного корпуса в районе аккумуляторных отсеков и были легкими, что
исключало их продувание воздухом высокого давления и они осушались помпами.
Позднее, уже на Черном море, в 1909 г. за счет снятия 12 аккумуляторов одну из
внутренних цистерн переделали под цистерну высокого давления, что существенно
повысило безопасность лодок. Эта переделка была выполнена на подлодках "Карп" и
"Карась". Наружные цистерны заполнялись самотеком, а продувались воздухом.
Однако, время заполнения цистерн было большим и уже в России систему заполнения
пришлось переделывать, менять арматуру. Для дифферентовки была предусмотрена
всего одна носовая дифферентовочная цистерна, что приводило к ряду неудобств
при эксплуатации. Для увеличения плавучести свободное пространство между легким
и прочным корпусами заполнялось пробкой, которая в процессе эксплуатации
набухала, ее удельный вес становился существенно больше расчетного значения, в
результате чего лодка приобретала отрицательную плавучесть.
Несовершенна была и электромеханическая установка - аккумуляторная батарея не
была оборудована системой вентиляции, в качестве главных двигателей надводного
хода были применены керосиномоторы. Характерной особенностью, от которой фирма
отказалась при строительстве немецких лодок, было наклонное размещение
торпедного аппарата.
Длина - 39,62 м |
Ширина - 3,12 м |
Осадка - 2,82 м |
Водоизмещение - надводное - 209 тонн, подводное - 239
тонн |
Силовая установка - 2 керосиновых двигателя - по 200
л.с., 2 электродвигателя - по 180 л.с. |
Скорость - наибольшая надводная - 10,8 узлов, подводная
8,3-8,6 узлов, экономичная надводная 8,5 узлов, подводная - 5,5-5,9 узлов. |
Запас топлива - 13,5 т (керосин), аккумуляторные батареи
6 групп по 17 элементов и 1 группа из 8 элементов - 7500 А. ч. |
Дальность плавания - в надводном положении - 1200 миль
при 10,8 узлах, - 2000 миль при 8,5 узлах ; в подводном положении - 27,5 миль
при 10,6 узлах, - 82 миль при 8,21 узлах, - 138 миль при 6,27 узлах. |
Вооружение - 1 торпедный аппарат 457 мм ; 2 торпедных
аппарата Джевецкого ; 2 перископа ; 1 прожектор - 30 см. |
Экипаж - 3 офицера / 2 кондуктора / 24 нижних чинов. |
Время всплытия - 4 минуты
|
Время погружения - 7,38 минуты
|
Запас плавучести - 14 %
|
Глубина погружения - предельная - 30 метров
|
КАМБАЛА
(заводской №111)
Заложена в мае 1904 г. на судоверфи «Deutsche Werke Kiel AG» в Киле (Германия)
по заказу Морского ведомства России и 25 июля 1906 г. зачислена в списки кораблей Черноморского флота. спущена на воду в июне
1907 г., вступила в строй8 сентября 1907 г. и 22 апреля 1908 г. доставлена по железной дороге из Либавы
(Лиепая) в Севастополь.
29 мая 1909 г. таранена и потоплена в районе Севастополя линейным
кораблем «Ростислав» при выходе в ночную торпедную атаку и 20 января 1911 г. исключена из состава Черноморского флота. Впоследствии поднята водолазами флота и ввиду невозможности восстановления сдана на
слом, а рубка подводной лодки была установлена в Севастополе в качестве памятника на братской
могиле погибших во время катастрофы членов ее экипажа.
КАРАСЬ
(заводской №110)
Заложена в мае 1904 г. на судоверфи «Deutsche Werke Kiel AG» в Киле
(Германия) по заказу Морского ведомства России и 25 июля 1906 г. зачислена в списки кораблей Черноморского флота. Спущена на
воду 30 мая 1906 г., вступила в строй 10 сентября 1907 г. и 22 апреля 1908 г. доставлена по железной дороге из Либавы (Лиепая) в Севастополь.
В 1911 и 1915 гг. прошла в Севастополе капитальный ремонт.
Участвовала в 1-ой мировой войне (несение позиционной и дозорной службы у берегов Крыма, на
подходах к Севастополю и Констанце). 12 февраля 1917 г. выведена из боевого состава, законсервирована
и сдана к Севастопольскому военному порту на хранение. 16 декабря 1917 г. вошла в состав Красного Черноморского флота,
но1 мая 1918 г. была захвачена в Севастополе германскими оккупантами, а 24 ноября 1918 г. - англо-французскими интервентами и 26 апреля 1919 г. по приказу английского командования затоплена в
районе Севастополя.
КАРП
(заводской №109)
Заложена в мае 1904 г. на судоверфи «Deutsche Werke Kiel AG» в Киле
(Германия) по заказу Морского ведомства России и 25 июля 1906 г. зачислена в списки кораблей Черноморского флота. Спущена на
воду в июне 1907 г. вступила в строй1 августа 1907 г. и 26 апреля 1908 г. доставлена по железной дороге из Либавы (Лиепая) в Севастополь.
В 1912 - 1913 гг. прошла в Севастополе капитальный ремонт.
Участвовала в 1-й мировой войне (несение позиционной и дозорной службы у берегов Крыма, на
подходах к Севастополю и Констанце). 12 февраля 1917 г. выведена из боевого состава, законсервирована
и сдана к Севастопольскому военному порту на хранение. 16 декабря 1917 г. вошла в состав Красного Черноморского флота,
но1 мая 1918 г. была захвачена в Севастополе германскими оккупантами, а 24 ноября 1918 г. - англо-французскими интервентами и 26 апреля 1919 г. по приказу английского командования затоплена в
районе Севастополя. 26 марта 1926 г. поднята Черноморской партией ЭПРОН, отбуксирована в
Севастополь и сдана Комгосфондов для демонтажа и разделки на металл.
|