Подводные лодки проект братьев И. и
А. Карышевых.
Одним из наиболее достойных внимания был проект подводной лодки. созданный братьями И. и А. Карышевыми. Весной 1881 г.
они обратились в Императорское Русское Техническое Общество с
заявлением о том, что ими разработан проект подводной лодки и они просят Совет Общества о его рассмотрении. Лодка
предназначалась ими в первую очередь для выполнения научных исследований.
Комиссия рассмотрела проект с точки зрения:
- формы корпуса лодки, способности его удовлетворять требованиям подводного плавания и правильности
его конструкции; - целесообразности выбранного составителями проекта двигателя и надлежащего сопротивления
предложенных к употреблению материалов; - условий пребывания экипажа в предложенной подводной лодке во время действия ее под водой и в
особенности на больших глубинах.
Программа работы комиссии была определена необходимостью ответить на четыре вопроса, предложенных
самими составителями проекта:
1) верен ли представленный ими расчет сопротивления корпуса подводного судна давлению 37 кг/см2, т. е.
способно ли судно пребывать без вреда для себя и людей на глубине 370 м?
2) способно ли подводное судно иметь правильное поступательное движение, т. е. соответствуют ли
своему назначению как внешняя форма лодки, так и аппараты, регулирующие движение?
3) пригодна ли для данного случая принятая система двигателя?
4) будут ли обеспечены условия дыхания людей внутри судна при расчете на 120 человеко-часов?
Комиссия пришла к заключению, что расчет сопротивления корпуса подводного судна, представленный
Карышевыми, правилен и прочность корпуса соответствует давлению воды на глубине 370 м, т. е., что подводное судно
способно без вреда для себя и людей пребывать на глубинах, не превышающих 370 м.
Известны замечания комиссии по отдельным деталям проекта. Так, например, комиссия считала, что из двух
предложенных авторами типов шпангоутов следует отдать предпочтение шпангоуту, изготовленному из литой стали (при круглом
поперечном сечении), а не чугунному, так как стальные шпангоуты будут лучше сопротивляться ударам и иметь меньший вес.
Комиссия нашла, что форма подводного судна, избранная Карышевыми, и система гребных винтов
удовлетворяют условиям, необходимым для правильного движения судна под водой как в горизонтальном, так и вертикальном
направлениях. Что касается аппаратов, регулирующих движение, то устройство их также найдено «вполне удовлетворительным».
Комиссия отметила, что выбор «двигательного механизма» и системы паровых котлов вполне удачен и как
нельзя лучше соответствует цели проекта, а способ двойной вентиляции, соединенной с искусственным очищением воздуха,
предложенный Карышевыми, должен дать самые удовлетворительные результаты. Равным образом и способ удаления продуктов
выдыхания 6ыл также признан целесообразным. На этом основании комиссия признала, что условия дыхания внутри подводного
судна Карышевых отвечают расчету.
Касаясь всего проекта в целом, комиссия нашла, что добросовестный и честный труд Карышевых может быть
признан лучшей разработкой вопроса о подводном плавании из всех, появившихся до тех пор. Отмечалось, что каждая подробность
проекта сопровождается обстоятельными расчетами, основанными на тщательном изучении предмета.
В заключение комиссия считала, что, несмотря на тщательность разработки проекта Карышевых, его нельзя
рассматривать как окончательное решение вопроса о подводном плавании. Столь трудный вопрос не может быть решен сразу и
только теоретически: он должен быть разработан при помощи целого ряда практических исследований. Рассматривая вопрос с
этой точки зрения, комиссия высказала мнение, что проект Карышевых имеет и слабую сторону, заключающуюся в значительной
стоимости лодки вследствие больших размеров ее и необходимости применения дорогих материалов.
Проект братьев Карышевых так и не был осуществлен, поскольку большие затраты на постройку
предложенной ими лодки (стоимость постройки определялась авторами в 500 тысяч рублей), не могли быть покрыты доходами от ее
эксплуатации. Направленный в основном на изучение флоры и фауны моря проект не вызвал интереса ни у царского правительства,
ни у Морского министерства, ни, тем более, у частных предпринимателей.
Не получив средств на постройку подводной лодки, авторы проекта не раскрыли его секрета. Инженер путей
сообщения Иван Карышев писал:
«Мне чрезвычайно жаль, что я не могу открыть самого проекта, тогда многим бы было наглядно видно, что
этот проект совершенно полон и как предварительный больше чем закончен, что в нем обдуманы и предусмотрены многие самые
мелочные практические детали и описаны как в данном случае будут они применены...
Привилегия мной еще не взята; я считаю, что взять привилегию в одной стране - значит огласить проект
для всего света..., а потому вынужден держать пока свой проект закрытым».
Все же известно, что их лодка имела водоизмещение 200 т; корпус ее был симметричен. Лодка имела
автоматические регуляторы для удержания на заданной глубине. Движение лодки в надводном и подводном положениях обеспечивалось единым двигателем
- паровой машиной. Скорость хода лодки должна была составлять 15 верст в час, причем таким ходом лодка могла следовать в
течение трех часов. Изобретатели отмечали, что при переделке проекта для военных целей дальность плавания может быть
увеличена вдвое, а при уменьшении скорости можно вдвое увеличить глубину погружения, что особенно важно для научных
исследований.
Авторы подробно рассматривали многие области мирного применения подводных судов, но в то же время
считали насущной необходимостью создание боевого подводного флота. «Если же раз встанем на почву подводной войны, - писал Иван Карышев,
- то, конечно, то государство будет сильнее, которого
подводные суда будут ходить глубже и быстрее».
|