Подводная лодка «Касатка»
Удачные испытания подводной лодки "Дельфин" доказали готовность отечественной
промышленности к самостоятельной постройке подводных лодок. При осмотре
"Дельфина" император Николай II пожелал "... успеха при дальнейших постройках".
И.Г. Бубнов обратился в Морское министерство за разрешением приступить к
разработке "подводного миноносца № 140". В декабре 1903 года проект новой
подводной лодки был одобрен Морским техническим комитетом. 2 января 1904 года
Балтийскому заводу был выдан наряд на строительство одной подводной лодки по
этому проекту; 24 февраля 1904 года - наряд на строительство еще четырех
подводных лодок этого типа и 26 марта того же года - на шестую подводную лодку
на средства, собранные "Особым комитетом по усилению военного флота на
добровольные пожертвования". Следует отметить, что большая часть средств,
потраченных на постройку шестой подводной лодки, названной "Фельдмаршал граф
Шереметев", была пожертвована семьей Шереметевых, желавшей таким образом
увековечить память своего знаменитого предка, выдающегося соратника Петра
Великого.
Проектом И.Г. Бубнова и М.Н. Беклемишева предполагалось удлинение подводной
лодки по сравнению с "Дельфином", придание подводной лодке лучших мореходных
качеств путем развития надводной надстройки, большая часть которой выполнялась
проницаемой для воды (ажурной, как тогда выражались), чтобы не иметь излишней
плавучести. Нос миноносца приспосабливался для таранения легких неброненосных
судов, что было навеяно тактическими соображениями XIX века.
Вооружение миноносца должно было состоять из 4-х мин (торпед) последнего
образца, размещавшихся в наружных аппаратах системы Джевецкого, расположенных в
надстройке.
Подводная лодка предполагалась трехвинтовой - боковые винты для бензино-моторов
и средний для электродвигателя, причем все моторы действовали непосредственно на
винты без всяких передач. Мощность бензиномоторов предполагалась по 400 л.с.,
электродвигатель и аккумуляторы должны были быть такие же, как и на "Дельфине".
По-новому размещались балластные и дифферентные цистерны.
На подводных лодках типа "Касатка" (за исключением подводных лодок "Окунь" и
"Макрель") были установлены два бензиномотора системы "Панар" по 60 л.с. каждый,
приводящих в действие 2 динамо-машины. Движение подводных лодок в надводном и
подводном положении осуществлялось одним и тем же электродвигателем, получавшим
в надводном положении питание от динамо-машин, в подводном - от аккумуляторов.
Бортовые дейдвудные трубы были заглушены, подводные лодки типа "Касатка" из
трехвальных превратились в одновальные (за исключением "Макрель", которая до
1911г была трехвальной).
400-сильные бензиномоторы должен был изготовить Балтийский завод, он справился с
этой работой с большим опозданием, поэтому их удалось установить только на
подводной лодке "Макрель".
Балластные цистерны размещались в оконечностях лодки; носовая называлась
"черной", кормовая - "красной". Вода в цистерны накачивалась и откачивалась
помпами, кроме того, балластные цистерны можно было продувать сжатым воздухом.
Внутри корпуса размещалась средняя (отрывная) цистерна, заполнявшаяся водой
через кингстон и продувавшаяся воздухом. Носовая дифферентная ("белая") цистерна
и кормовая ("синяя") размещались внутри прочного корпуса.
Длина - 33,53 м |
Ширина - 3,66 м |
Осадка - 3,28 м |
Водоизмещение - надводное - 140 тонн, подводное - 177 тонн |
Силовая установка - 2 бензиновых двигателя суммарной мощностью 120
л.с., 1 электродвигатель мощностью 100 л.с. |
Скорость хода - наибольшая надводная - 10 узлов, подводная - 6 узлов
; экономичная надводная - 6,6 узлов, подводная - от 2,9 до 4,0 узлов |
Запас топлива - 4,8 тонн (бензин), аккумуляторные батареи 50
элементов - 3600 А.ч. |
Дальность плавания - в надводном положении - 660 миль при 6,6 узлах,
в подводном положении - 14,4 миль при 6,0 узлах, - 48 миль при скорости от
2,9 до 4 узлов. |
Вооружение - 4 - 457-мм торпедных аппарата Джевецкого ; клептоскоп
Герца |
Экипаж - 24 человека. |
Время погружения - 3-4 минуты |
Время всплытия - до 15 минут |
Запас плавучести - 26% |
Глубина погружения - предельная - 50 метров |
"Касатка"
5 июня 1904 г. зачислена в списки кораблей Сибирской флотилии. Заложена 18 марта
1904 г. на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Спущена на воду 24 июля 1904 г,
и в период с 4 ноября по 13 декабря 1904 г, перевезена по железной дороге из
Санкт-Петербурга во Владивосток. Вступила в строй в марте 1905 г.
До 11 марта 1906 г. относилась к классу миноносцев. Участвовала в
русско-японской войне: несение позиционной и дозорной службы на подходах к
заливу Петра Великого. В 1906 г. модернизирована, а в 1914 г. прошла во
Владивостоке капитальный ремонт.2 декабря 1915 г. доставлена по железной дороге
из Владивостока в Петроград и переведена в состав Балтийского флота. Участвовала
в 1-й мировой войне (несение позиционной и дозорной службы на подходах к портам
и базам; совершила 6 боевых походов) и в Февральской революции. 25 октября 1917
г, вошла в состав Красного Балтийского флота. 31 января 1918 г. выведена из
боевого состава, законсервирована и сдана к Петроградскому военному порту на
хранение, но10 ноября 1918 г. отправлена по железной дороге из Петрограда в
Саратов, а оттуда на буксире по Волге до Астрахани и 18 ноября 1918 г.
перечислена в состав Астрахано-Каспийской военной флотилии. 31 июля 1919 г.
вошла в состав Волжско-Каспийской военной флотилии и5 июля 1920 г. - в состав
Морских сил Каспийского моря. После гражданской войны вновь находилась в порту
на хранении, а 21 ноября 1925 г. исключена из состава РККФ в связи с передачей
Комгосфондов для демонтажа и впоследствии разделана на металл в Бакинском
военном порту.
"Фельдмаршал Граф Шереметев"
(с 04 августа 1917 г. - Кета)
18 августа 1904 г. зачислена в списки кораблей Сибирской флотилии и весной 1904
г. заложена на добровольные пожертвования на Балтийском заводе в
Санкт-Петербурге. Спущена на воду8 августа 1904 г. и в период с4 ноября по 13
декабря 1904 г. перевезена по железной дороге из Санкт-Петербурга во
Владивосток. Вступила в строй в мае 1905 г.
До 11 марта 1906 г. относилась к классу миноносцев. Участвовала в
русско-японской войне: несение позиционной и дозорной службы на подходах к
заливу Петра Великого. В 1915 г. прошла во Владивостоке модернизацию и
капитальный ремонт.2 декабря 1915 г. доставлена по железной дороге из
Владивостока в Петроград и переведена в состав Балтийского флота. Участвовала в
1-й мировой войне (несение позиционной и дозорной службы на подходах к портам и
базам) и в Февральскойреволюции. 25 октября 1917 г, вошла в состав Красного
Балтийского флота. 31 января 1918 r. выведена из боевого состава и исключена из
состава ВМФ в связи с передачей в отдел фондового имущества для демонтажа и
разделки на металл.
"Скат"
5 июня 1904 г. зачислена в списки кораблей Сибирской флотилии и весной 1904 г.
заложена на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, спущена на воду 21 августа
1904 г. и в период с2 ноября по 12 декабря 1904 г. перевезена по железной дороге
из Санкт-Петербурга во Владивосток. Вступила в строй 29 марта 1905 г.
До 11 марта 1906 г. относилась к классу миноносцев. Участвовала в
русско-японской воине: несение позиционной и дозорной службы на подходах к
заливу Петра Великого. В 1913 г. прошла во Владивостоке модернизацию и
капитальный ремонт. В январе 1915 г. доставлена по железной дороге из
Владивостока в Севастополь и переведена в состав Черноморского флота.
Участвовала в 1-й мировой войне (несение позиционной и дозорной службы у берегов
Крыма и на подходах к Севастополю). 16 декабря 1917 г. вошла в состав Красного
Черноморского флота. В феврале 1918 г. выведена из боевого состава,
законсервирована и сдана к Севастопольскому военному порту на хранение, где1 мая
1918 г. была захвачена германскими оккупантами, а 24 ноября 1918 г. -
англо-французскими интервентами и 26 апреля 1919 г, по приказу английского
командования затоплена в районе Севастополя.
"Налим"
Заложена весной 1904 г. на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге и 17 июля 1904
г. зачислена в списки кораблей Сибирской флотилии, спущена на воду 26 августа
1904 г. и в период с2 ноября по 12 декабря 1904 г. перевезена по железной дороге
из Санкт-Петербурга во Владивосток. Вступила в строй7 мая 1905 г.
До 11 марта 1906 г. относилась к классу миноносцев. Участвовала в
русско-японской войне: несение позиционной и дозорной службы на подходах к
заливу Петра Великого. В 1913 г. прошла во Владивостоке модернизацию и
капитальный ремонт. В январе 1915 г. доставлена по железной дороге из
Владивостока в Севастополь и переведена в состав Черноморского флота.
Участвовала в 1-й мировой войне (несение позиционной и дозорной службы у берегов
Крыма и на подходах к Севастополю). 16 декабря 1917 г. вошла в состав Красного
Черноморского флота. В феврале 1918 г. выведена из боевого состава,
законсервирована и сдана к Севастопольскому военному порту на хранение, где 1
мая 1918 г, была захвачена германскими оккупантами, а 24 ноября 1918 г. -
англо-французскими интервентами и 26 апреля 1919 г. по приказу английского
командования затоплена в районе Севастополя.
В 1932 г. обнаружена водолазами ЭПРОНа при проведении тренировочных спусков на
глубине 57 метров вместе с лежащими недалеко лодками "Судак" и "Лосось". Корпуса
лодок почти до половины находились в грунте. Подъем "Налима", также как и
подъемы "Судака" и "Лосося", проводился с учебными целями для тренировки
водолазов и отработки технологии использования новых 40-тонных мягких понтонов.
Подъемный вес "Налима" оценили в 100 тонн и для его подъема требовалось четыре
40-тонных понтона (с учетом силы присоса). В отличие от "Судака" и "Лосося" на
этой лодке не было подъемных рымов, поэтому для закрепления понтонов
использовали входной, торпедопогрузочный и рубочный люки. Все они находились в
носовой части лодки. Для закрепления кормового понтона использовали обнаруженный
водолазами стальной строп, видимо применявшийся ранее для подъема лодки на
стенку. Сначала решили проверить прочность этого стропа, который из-за
длительного нахождения в воде покрылся ржавчиной. Для испытания стропа к нему
закрепили на небольшой глубине 40-тонный понтон и несколько раз полностью
продули его. Строп все испытания выдержал и его признали годным к использованию.
Первые три попытки подъема оказались неудачными. Понтоны всплывали на
поверхность и, продержавшись некоторое время, тонули. Успеха удалось добиться
только после того, как изменили порядок продувки понтонов, сместив центр
подъемных сил в кормовую оконечность лодки. В декабре 1932 г.
отбуксирована в Севастополь на прибрежную отмель и весной 1933 г. сдана «Рудметаллторгу»
для демонтажа и разделки на металл.
"Окунь"
Заложена весной 1904 г. на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге и 17 июля 1904
г. зачислена в списки кораблей Балтийского флота, спущена на воду 31 августа
1904 г., вступила в строй 7 июля 1908 г.
До 11 марта 1906 г. относилась к классу миноносцев.
В 1911 г. прошла модернизацию и капитальный ремонт (бензиномоторы были сняты и
заменены дизелем мощностью 120 л.с., изготовленным заводом Л. Нобеля).
Участвовала в 1-й мировой войне (несение позиционной и дозорной службы на
подходах к портам и базам, оборона Виндавы (Вентспилс) в июне 1915 г., прикрытие
набеговых и минно-заградительных действий легких сил флота) и в Февральской
революции.
3 июня 1915г. находясь на позиции перед Ирбенским проливом в 20 милях к западу
от маяка Люзерорт, обнаружила отряд германских броненосных крейсеров ("Принц
Альберт", "Принц Генрих" и "Роон"), шедших в охране 10 миноносцев, и пыталась
атаковать крейсеры, прорвавшись через линию миноносцев охранения. Идя под водой
и полагая по шуму винтов, что лодка миновала линию миноносцев, командир (ст.
лейтенант В.А. Меркушев) всплыл под перископ для атаки. В момент залпа четырьмя
торпедами, в перископ был обнаружен в 40 метрах от лодки, идущий на нее полным
ходом немецкий миноносец "G-135". Срочно погрузившись, лодка все же оказалась
под миноносцем, который, пройдя над ней, сильно согнул перископ, однако не
причинил каких-либо более серьезных повреждений.
25 октября 1917 г, вошла в состав Красного Балтийского флота. 31 января 1918 г.
выведена из боевого состава, законсервирована и сдана к Петроградскому военному
порту на хранение, но 10 ноября 1918 г. отправлена по железной дороге из
Петрограда в Саратов, а оттуда на буксире по Волге до Астрахани и 18 ноября 1918
г. перечислена в состав Астрахано-Каспийской военной флотилии. 31 июля 1919 г.
вошла в состав Волжско-Каспийской военной флотилии и 05 июля 1920 г. - в состав
Морских сил Каспийского моря. После гражданской войны вновь находилась в порту
на хранении, а 21 ноября 1925 г. исключена из состава РККФ в связи с передачей
Комгосфондов для демонтажа и впоследствии разделана на металл в Бакинском
военном порту.
"Макрель"
Заложена весной 1904 г. на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге и 5 июня 1904 г,
зачислена в списки кораблей Балтийского флота, спущена на воду 14 августа 1904
г., вступила в строй 22 июля 1908 г.
До сентября 1905 г. на лодке производились переделки, необходимость которых была
выявлена в процессе испытаний подводной лодки "Касатка" - установили среднюю
рубку, увеличили площадь горизонтальных рулей, к этому времени Балтийским
заводом было завершено изготовление двух бензиномоторов мощностью по 400 л.с.,
которые и были установлены на этой подводной лодке (установка этих моторов
позволила достичь надводной скорости в 11,5 узлов);
До 11 марта 1906 г. относилась к классу миноносцев. В 1911 г. прошла
модернизацию и капитальный ремонт (бензиномоторы были сняты и заменены дизелем
мощностью 120 л.с., изготовленным заводом Л. Нобеля, на левом борту установили
дизель с динамо-машиной (дизель-генератор), приводившей в действие главный
электромотор, на правом борту для уравновешивания дизель-динамо уложили
дополнительный балласт, для сохранения остойчивости были установлены добавочные
кили весом по 4 тонны).
Участвовала в 1-й мировой войне (несение позиционной и дозорной службы на
подходах к портам и базам, оборона Виндавы (Вентспилс) в июне 1915 г. и Рижского
залива в августе 1915 г., прикрытие набеговых и минно-заградительных действий
легких сил флота; совершила 10 боевых походов) и в Февральской революции. 25
октября 1917 г. вошла в состав Красного Балтийского флота. 31 января 1918 г.
выведена из боевого состава, законсервирована и сдана к Петроградскому военному
порту на хранение, но 10 ноября 1918 г. отправлена по железной дороге из
Петрограда в Саратов, а оттуда на буксире по Волге до Астрахани и 18 ноября 1918
г, перечислена в состав Астрахано-Каспийской военной флотилии. 31 июля 1919 г.
вошла в состав Волжско-Каспийской военной флотилии и 05 июля 1920 г. - в состав
Морских сил Каспийского моря. Участвовала в гражданской войне: бой в
Тюб-Караганском заливе в мае 1919 г. После гражданской войны вновь находилась в
порту на хранении, а 21 ноября 1925 г. исключена из состава РККФ в связи с
передачей Комгосфондов для демонтажа и впоследствии разделана в Бакинском
военном порту на металл.
|