Подводная лодка "Кета"
Лейтенант С.А.Янович, работая над проектом подлодки
изобретателя Колбасьева, разработал интересное решение полупогружающейся лодки
малой видимости. В его распоряжение выделили корпус старой лодки Джевецкого
(1880 года), который переделали, увеличив в размерах и установив автомобильный
двигатель. Корпус удлинили с 5 до 7,5 м и усилили двойными стенками.
Образовавшееся междубортное пространство использовали в качестве топливных и
балластных цистерн. Двигатель внутреннего сгорания мог работать на бензине,
керосине или спирте, что облегчало эксплуатацию. Прочность корпуса испытали
весьма оригинальным способом, обстреляв лодку из пулемета с расстояния 90 м.
Корабль погружался, оставляя на поверхности небольшую рубку, а в случае
необходимости, он мог нырнуть на 3-5 минут на глубину до 8 метров, продолжая
движение под водой.
Переоборудование осуществлялось на заводе Лесснера на средства Особого комитета
по усилению военного флота на добровольные пожертвования. Причем впервые в мире
на лодке установлена труба для подачи воздуха в полупогруженном состоянии. Это -
прообраз знаменитого "шнорхеля" времен второй мировой войны. На лодке установили
два торпедных аппарата под русские торпеды и внутри корпуса поместили пулемет. В
случае необходимости он быстро извлекался и устанавливался на рубке. Позже
боевую мощь лодки еще усилили, установив 37-мм морское орудие. Все обустройство
обошлось в весьма скромную (по сравнению со стоимостью любого другого корабля)
сумму - 12561 руб. 60 коп.
"Кета" сдала "приемные" экзамены авторитетнейшей комиссии, в составе которой
были такие специалисты, как кораблестроитель с мировым именем А.Н. Крылов,
конструктор "Дельфина" И.Г. Бубнов, создатель первого в мире теплохода "Вандал"
К.П. Боклевский и др. В марте 1905 года зачислили в списки флота как "катер
малой видимости "Кета". По железной дороге "катер" довезли до Амура, где Яновичу
выделили деревянную баржу, приспособленную под плавбазу. На ней и отправили
лодку в устье Амура. Задачей катера стала защита подступов к
Николаевску-на-Амуре. Всего "катер" прошел в 1905 году без аварий и поломок 948
миль за 17 выходов в море. В 1908 году, когда корабль полностью износился, его
исключили из списков флота.
С.А. Яновичем предлагался еще один проект полуподводной лодки, но он был
отвергнут.
Длина - 7,5 м |
Ширина - 1,0 м |
Осадка - 1,0 м |
Мощность мотора - 24 л.с. |
Вооружение - 2 457-мм торпедных аппарата Джевецкого, 1 - 37-мм орудие. |
Экипаж - 4 человека. |
Построена в 1880 году. Перестроена в 1904 г. на добровольные пожертвования на
заводе Г.А. Лесснера в Санкт-Петербурге из подводной лодки С.К. Джевецкого
Военно-инженерного ведомства и 26 марта 1905 г. зачислена в списки кораблей
Сибирской флотилии. 12 апреля 1905 г. отправлена по железной дороге из
Санкт-Петербурга в Сретенск, а оттуда 3 июня 1905 г. доставлена на барже в
Николаевск-на-Амуре. В 1904 - 1905 гг. участвовала в русско-японской
войне: несение позиционной и дозорной службы у устья Амура в Татарском проливе,
совершила 17 выходов в море, успехов не добилась. 16 июня 1905 г. перешла с
баржей в Татарский пролив для охраны судоходства. 31 июля 1905 г. экипаж лодки
(3 человека) участвовал в отражении попытки японского диверсионного отряда
высадиться у мыса Лазарева. 1 августа 1905 г. при нахождении в море на траверзе
мыса Погби обнаружила 2 японских миноносца. Лодка немедленно пошла в атаку, но
на близком расстоянии от цели села на необозначенную мель. Тем не менее эта
атака встревожила японцев, и больше их корабли не делали попыток зайти в
Амурский лиман. В сентябре 1905г. попала в шторм и удачно его выдержала. До 11
марта 1906 г. относилась к классу миноносцев. 30 сентября 1908 г. ПЛ была
разоружена и исключена из списков кораблей Сибирской флотилии в связи с
продажей на слом. |