Военно-морской флот России


Подводная лодка "Кета"  

Описание    

Лейтенант С.А.Янович, работая над проектом подлодки изобретателя Колбасьева, разработал интересное решение полупогружающейся лодки малой видимости. В его распоряжение выделили корпус старой лодки Джевецкого (1880 года), который переделали, увеличив в размерах и установив автомобильный двигатель. Корпус удлинили с 5 до 7,5 м и усилили двойными стенками. Образовавшееся междубортное пространство использовали в качестве топливных и балластных цистерн. Двигатель внутреннего сгорания мог работать на бензине, керосине или спирте, что облегчало эксплуатацию. Прочность корпуса испытали весьма оригинальным способом, обстреляв лодку из пулемета с расстояния 90 м. Корабль погружался, оставляя на поверхности небольшую рубку, а в случае необходимости, он мог нырнуть на 3-5 минут на глубину до 8 метров, продолжая движение под водой.

Переоборудование осуществлялось на заводе Лесснера на средства Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования. Причем впервые в мире на лодке установлена труба для подачи воздуха в полупогруженном состоянии. Это - прообраз знаменитого "шнорхеля" времен второй мировой войны. На лодке установили два торпедных аппарата под русские торпеды и внутри корпуса поместили пулемет. В случае необходимости он быстро извлекался и устанавливался на рубке. Позже боевую мощь лодки еще усилили, установив 37-мм морское орудие. Все обустройство обошлось в весьма скромную (по сравнению со стоимостью любого другого корабля) сумму - 12561 руб. 60 коп.

"Кета" сдала "приемные" экзамены авторитетнейшей комиссии, в составе которой были такие специалисты, как кораблестроитель с мировым именем А.Н. Крылов, конструктор "Дельфина" И.Г. Бубнов, создатель первого в мире теплохода "Вандал" К.П. Боклевский и др. В марте 1905 года зачислили в списки флота как "катер малой видимости "Кета". По железной дороге "катер" довезли до Амура, где Яновичу выделили деревянную баржу, приспособленную под плавбазу. На ней и отправили лодку в устье Амура. Задачей катера стала защита подступов к Николаевску-на-Амуре. Всего "катер" прошел в 1905 году без аварий и поломок 948 миль за 17 выходов в море. В 1908 году, когда корабль полностью износился, его исключили из списков флота.

С.А. Яновичем предлагался еще один проект полуподводной лодки, но он был отвергнут.

Длина - 7,5 м
Ширина - 1,0 м
Осадка - 1,0 м
Мощность мотора - 24 л.с.
Вооружение - 2 457-мм торпедных аппарата Джевецкого, 1 - 37-мм орудие.
Экипаж - 4 человека.

Построена в 1880 году. Перестроена в 1904 г. на добровольные пожертвования на заводе Г.А. Лесснера в Санкт-Петербурге из подводной лодки С.К. Джевецкого Военно-инженерного ведомства и 26 марта 1905 г. зачислена в списки кораблей Сибирской флотилии. 12 апреля 1905 г. отправлена по железной дороге из Санкт-Петербурга в Сретенск, а оттуда 3 июня 1905 г. доставлена на барже в Николаевск-на-Амуре.  В 1904 - 1905 гг. участвовала в русско-японской войне: несение позиционной и дозорной службы у устья Амура в Татарском проливе, совершила 17 выходов в море, успехов не добилась. 16 июня 1905 г. перешла с баржей в Татарский пролив для охраны судоходства. 31 июля 1905 г. экипаж лодки (3 человека) участвовал в отражении попытки японского диверсионного отряда высадиться у мыса Лазарева. 1 августа 1905 г. при нахождении в море на траверзе мыса Погби обнаружила 2 японских миноносца. Лодка немедленно пошла в атаку, но на близком расстоянии от цели села на необозначенную мель. Тем не менее эта атака встревожила японцев, и больше их корабли не делали попыток зайти в Амурский лиман. В сентябре 1905г. попала в шторм и удачно его выдержала. До 11 марта 1906 г. относилась к классу миноносцев. 30 сентября 1908 г. ПЛ была разоружена и исключена из списков кораблей Сибирской флотилии в связи с продажей на слом.